Методика получения обратной связи
от обучающихся среднего звена (комфортность в школе)
по В.А.Кореневской
«Э К И П А Ж»
ВВОД В ИССЛЕДОВАНИЕ
Ребята! Вы уже большие, много знаете и умеете. А раньше, когда мамы и папы привели вас в школу, вы были совсем маленькими, не очень много знали и мало что умели. Вы, нарядные мальчики и девочки, пришли в первый класс и словно отправились в многолетнее плавание по океану школьной жизни на большом корабле. Вы отправились за знаниями и верными друзьями. Класс был экипажем корабля, а первая учительница – вашим первым капитаном.
Плавание не всегда проходило удачно: были трудности в пути, встречались неожиданности. Но вы сумели преодолеть все препятствия, стали старше, сильнее и мудрее.
Теперь у вас, быть может, другой экипаж и другой капитан – ваш классный руководитель (назвать фамилию, имя, отчество классного руководителя). Плавание продолжается. И плыть еще очень и очень долго.
Представьте еще очень долго и долго.
Представьте себе большой корабль, на котором вы плывете вот уже… (указывается год после окончания начальной школы). Земли не видно, и кругом, до самого горизонта, вода. Вы видите огромное небо над головой, которое не всегда бывает безоблачным; бесконечную водную гладь; наблюдаете, как каждый день всходит и заходит солнце; изредка слышите, как кричат чайки; иногда встречаете и приветствуете плывущие на встречу другие корабли. Обычно на море штиль, но часто море штормит. Тогда мрачнеет небо, темнеет вода, огромные черные волны накрывают корабль… В такой ситуации вашему экипажу приходится нелегко. Если у вас дружная команда, то она быстро справляется с бедой, а если не очень дружная, тогда вам приходится туго.
Но в пути почти всегда все зависит от его смелости, мудрости; от его умения вести корабль, минуя рифы и мели; от его готовности спасать экипаж, защищать его, поднимать настроение; от его желания понимать каждого матроса, приходить ему на помощь в трудную минуту. С настоящим капитанов не страшна никакая беда ни на море, ни на суше.
На каждом корабле обязательно ведется вахтенный журнал, куда записываются все происшествия, все события, которые происходили с кораблем в питии. Записи в журнале, обычно, ведет вахтенный матрос, ведет четко и аккуратно.
Внимание! По рации получена команда: каждому матросу ответить на вопросы, ответы записать в вахтенный журнал.
Вы готовы? У всех есть ручка и бумага? Начали! (диктует вопросы).
1. Помните песню: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля…» Ваш капитан часто улыбается? Он веселый, приветливый человек? Или он угрюмый, суровый капитан, который улыбается редко?
2. Если с тобой случается беда или просто неприятность, приходит ли капитан тебе на помощь? Может ли успокоить, сказать доброе слово, подбодрить?
3. Бывали ли случаи, когда тебе казалось, что капитан поступил несправедливо: не разобрался, не захотел понять? И тебе было обидно и, может быть хотелось плакать? Или твой капитан всегда и во всем разбирается, поступает мудро и справедливо?
4. Одни матросы гордятся своим капитаном, другие – любят, а есть и такие матросы, которые боятся его. Ты не боишься своего капитана?
5. Мог бы ты с гордостью сказать матросам других кораблей: «Мой капитан делает все для того, чтобы сплотить экипаж, стремиться к тому, чтобы все матросы приходили друг другу на помощь, старается сделать жизнь экипажа яркой и интересной».
6. Как ты чувствуешь себя среди матросов своего корабля? Они настоящие друзья, или каждый живет сам по себе, и до другого ему нет дела? Грустно тебе, одиноко или весело и хорошо? Хотелось бы тебе оказаться на другом корабле, где матросы добрее и отзывчивее?
Когда вы сдадите свои записи вахтенному матросу, экипаж продолжит плавание. Снова будет вода кругом, куда не взглянешь. Снова, то штили, то штормы. И качка будет, и акулы, конечно. Но если капитан надежный, экипажу нечего бояться. Корабль не свернет с верного курса, достигнет желанной цели.
Внимание! Данную методику может провести любой специалист, кроме классного руководителя, предпочтительнее поручить это сделать психологу, если в школе он есть.
Специалисту, проводящему данную методику, необходимо во вступительной беседе ввести учащихся в ситуацию игры (используйте текст методики).
Ведущий объясняет, что каждый диктуемый вопрос предполагает позитивный, негативный или промежуточный ответ, и предлагает детям записать каждому свой, только один, в зависимости от его собственного взгляда и чувства.
Например, на вопрос 1 может быть запись такая:
1 – угрюмый или
1 - веселый, приветливый или
1 - по-разному.
Подсчет набранных каждым учеником баллов производится из расчета, что каждый позитивный ответ оценивается в 10 баллов, промежуточный ответ - в 5 баллов, негативный ответ - 0 баллов.
Ключ для выявления уровней:
высокий - 48 - 60 баллов
средний - 35 - 47 баллов
низкий - 22 - 34 балла.