СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. "Способы выявления авторской позиции в текстах ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа будет интересна выпускникам и учителям.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. "Способы выявления авторской позиции в текстах ЕГЭ"»

 Способы выявления авторской позиции в текстах ЕГЭ  Подготовила: Большакова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Таттинский лицей имени А.Е.Мординова»

Способы выявления авторской позиции в текстах ЕГЭ

Подготовила:

Большакова Мария Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Таттинский лицей имени А.Е.Мординова»

     27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Формулировка задания 27

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка задания 27

Что требуется от учеников: проанализировать предложенный текст,  сформулировать проблему, поставленную автором текста,  создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера- иллюстрации из текста, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними, проанализировать ее выявить авторскую позицию по проблеме исходного текста,  выразить своё отношение к позиции автора и обосновать свою точку зрения (= аргументировать её) Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:  критерии оценивания сочинения-рассуждения (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);  план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению творческого задания.

Что требуется от учеников:

  • проанализировать предложенный текст, 
  • сформулировать проблему, поставленную автором текста, 
  • создать развёрнутый комментарий, включив в него два примера- иллюстрации из текста, пояснив значение каждого из них и указав смысловую связь между ними, проанализировать ее
  • выявить авторскую позицию по проблеме исходного текста, 
  • выразить своё отношение к позиции автора и обосновать свою точку зрения (= аргументировать её)

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

  • критерии оценивания сочинения-рассуждения (это поможет избежать типичных недочётов при написании сочинения-рассуждения; ведь творческое задание оценивается экспертами не целиком, а по критериям);
  • план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований,

предъявляемых разработчиками ЕГЭ по русскому языку к выполнению творческого задания.

 Критерии оценивания ответа на задание 27  Содержание сочинения:  К1 Формулировка проблем исходного текста К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К3 Отражение позиции автора исходного текста К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения К6 Точность и выразительность речи К7 Соблюдение орфографических норм К8 Соблюдение пунктуационных норм К9 Соблюдение грамматических норм К10 Соблюдение речевых норм К11 Соблюдение этических норм К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) - 25

Критерии оценивания ответа на задание 27

Содержание сочинения:

К1 Формулировка проблем исходного текста

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

К3 Отражение позиции автора исходного текста

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

К6 Точность и выразительность речи

К7 Соблюдение орфографических норм

К8 Соблюдение пунктуационных норм

К9 Соблюдение грамматических норм

К10 Соблюдение речевых норм

К11 Соблюдение этических норм

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) - 25

ЗА ЧТО МОЖНО ПОТЕРЯТЬ БАЛЛЫ ПО КРИТЕРИЯМ если  не приведены  примеры- иллюстрации из текста; если пояснение дано  только к одному аргументу (или вообще нет пояснений) ; если  проанализирована, но не указана  (или указана неверно) смысловая связь между аргументами; если  указана, но не проанализирована  смысловая связь между аргументами; если есть фактические ошибки в понимании текста; если  позиция автора  исходного текста сформулирована неверно; если отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста  не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме. если допущены ошибки в речевом оформлении; если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; если не соблюдены этические нормы.

ЗА ЧТО МОЖНО ПОТЕРЯТЬ БАЛЛЫ ПО КРИТЕРИЯМ

  • если  не приведены  примеры- иллюстрации из текста;
  • если пояснение дано  только к одному аргументу (или вообще нет пояснений) ;
  • если  проанализирована, но не указана  (или указана неверно) смысловая связь между аргументами;
  • если  указана, но не проанализирована  смысловая связь между аргументами;
  • если есть фактические ошибки в понимании текста;
  • если  позиция автора  исходного текста сформулирована неверно;
  • если отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста  не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.
  • если допущены ошибки в речевом оформлении;
  • если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
  • если не соблюдены этические нормы.
Критерий 3. Авторская позиция Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор. Проблема и позиция автора тесно связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Критерий 3. Авторская позиция

  • Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
  • Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор.
  • Проблема и позиция автора тесно связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Определение позиции автора – это этап работы с текстом, который является смысловым центром и основой всего сочинения. Понимание выраженной в тексте основной идеи –это главный результат осмысления речи. Ключ к сочинению-позиция автора .  Типовые конструкции для выражения авторской позиции «Позиция автора такова: …» «Автор приходит к следующему выводу: …» «Позиция автора заключается в том, что …» «Автор подводит читателя к выводу о том, что …» «Автор убеждает нас в том, что….» Формулируя позицию автора, не забывайте о её связи с проблемой: Позиция автора = проблема + авторская оценка

Определение позиции автора – это этап работы с текстом, который является смысловым центром и основой всего сочинения. Понимание выраженной в тексте основной идеи –это главный результат осмысления речи. Ключ к сочинению-позиция автора .

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

«Позиция автора такова: …»

«Автор приходит к следующему выводу: …»

«Позиция автора заключается в том, что …»

«Автор подводит читателя к выводу о том, что …»

«Автор убеждает нас в том, что….»

Формулируя позицию автора, не забывайте о её связи с проблемой:

Позиция автора = проблема + авторская оценка

Авторская позиция и способы её выражения Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Авторская позиция проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Читая текст нужно обратить внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения. Прямая (в отдельных предложениях, обращениях к читателю) Косвенная (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств) Способы выражения косвенной авторской позиции  Ключевые слова Средства выразительности текста Художественная деталь

Авторская позиция и способы её выражения

  • Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Авторская позиция проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Читая текст нужно обратить внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения.

Прямая (в отдельных предложениях, обращениях к читателю)

Косвенная (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств)

Способы выражения косвенной авторской позиции

Ключевые слова

Средства выразительности текста

Художественная деталь

Что требуется от учеников : адекватно воспринять позицию автора, что возможно только в том случае, если вы верно поняли проблему. Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на этот вопрос и будет позицией автора. Позиция автора – это его отношение к поставленной им же проблеме.  Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же. Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенным образом.

Что требуется от учеников :

  • адекватно воспринять позицию автора, что возможно только в том случае, если вы верно поняли проблему.
  • Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на этот вопрос и будет позицией автора.
  • Позиция автора – это его отношение к поставленной им же проблеме.
  • Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
  • Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенным образом.
Сформулируйте авторскую позицию, подчеркнув ключевые слова (9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь. (25)Разве не добром согревается наш мир? (14) В нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям… (17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви. (26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца? 27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!

Сформулируйте авторскую позицию, подчеркнув ключевые слова

(9)Умные книги обладают удивительной способностью: они разговаривают с вами всю жизнь.

(25)Разве не добром согревается наш мир?

(14) В нашем мире, будто болезнетворные бактерии, летают микроскопические частички зла, которые в первую очередь поражают нравственно слабых, тех, кто предрасположен к опасным инфекциям…

(17)Мальчика оживила не слегка подогретая влага быстро устающей жалости – его воскресила живая вода искренней и глубокой любви.

(26)Разве не летают вокруг нас ядовитые осколки зла, которые язвят наши сердца?

27)И разве есть что-то лучше и прекраснее живой жизни, на которой, будто согретые солнцем капли росы на лепестках розы, дрожат слезы самоотверженной любви?!

Отношение автора к поднятой им проблеме Позитивным (положительным) Негативным (отрицательным) Нейтральным Двойственным

Отношение автора к поднятой им проблеме

  • Позитивным (положительным)
  • Негативным (отрицательным)
  • Нейтральным
  • Двойственным
Настроение автора Ироничным Саркастичным Грустным Радостным Пессимистичным Оптимистичным

Настроение автора

  • Ироничным
  • Саркастичным
  • Грустным
  • Радостным
  • Пессимистичным
  • Оптимистичным
Средства выразительности Особые группы слов синонимы антонимы архаизмы неологизмы

Средства выразительности

Особые группы слов

  • синонимы
  • антонимы
  • архаизмы
  • неологизмы
Средства выразительности Тропы  (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимия, метафора, аллегория, символ, ирония, гипербола, литота, олицетворение, овеществление, метафора) Стилистические фигуры ( риторические вопросы, обращения, восклицания, рефрен, анафора, эпифора, градация, антитеза, эллиптические предложения, инвектива, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, синтаксический параллелизм, инверсия)

Средства выразительности

  • Тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимия, метафора, аллегория, символ, ирония, гипербола, литота, олицетворение, овеществление, метафора)
  • Стилистические фигуры ( риторические вопросы, обращения, восклицания, рефрен, анафора, эпифора, градация, антитеза, эллиптические предложения, инвектива, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, синтаксический параллелизм, инверсия)
Анализ текста (Л.Н. Толстой «Война и мир» т.II, ч.3, гл.1 эпизод «Дуб») Вопросы: Сформулируйте тему эпизода Выделите микротемы Найдите ключевые слова текста, определите смысловые отношения 2-х групп слов Какие выразительные средства использованы автором при описании дуба? Какими выразительными средствами передано эмоциональное пространство текста? Какой прием в раскрытии характера князя Андрея использует Л.Н.Толстой? Почему? Как вы бы определили проблему, поднятую автором? Какова позиция автора и каковы способы выражения авторской позиции?

Анализ текста (Л.Н. Толстой «Война и мир» т.II, ч.3, гл.1 эпизод «Дуб»)

Вопросы:

  • Сформулируйте тему эпизода
  • Выделите микротемы
  • Найдите ключевые слова текста, определите смысловые отношения 2-х групп слов
  • Какие выразительные средства использованы автором при описании дуба?
  • Какими выразительными средствами передано эмоциональное пространство текста?
  • Какой прием в раскрытии характера князя Андрея использует Л.Н.Толстой? Почему?
  • Как вы бы определили проблему, поднятую автором?
  • Какова позиция автора и каковы способы выражения авторской позиции?
Модель ответа Тема- старый дуб Микротемы (описание старого дуба, «монолог дуба», размышления князя Андрея) Ключевые слова: весна, любовь, счастье  и  обман, жизнь . Слова 2-х групп- контекстуальные антонимы, определяющие разное смысловое наполнение жизни человека Сравнение дуба с «уродом», которое дополнено эпитетами «старым, сердитым и презрительным», метафора «старые болячки», олицетворение «корявые руки и пальцы», «стоял, хмурясь», «не хотел подчиняться обаянию весны», аллегория; антитеза весенних образов и дуба Эмоциональное пространство наполнено интонацией иронии и разочарования в жизни, которую передают восклицательные предложения ( носят характер риторических восклицаний) Психологический параллелизм Проблема преждевременной старости души. Как человеку, испытавшему потери, найти вдохновение и счастье для жизни? Авторская позиция однозначна: если душа пуста, то человек мертв. Позиция автора косвенная, передана аллегорично через яркий образ уродливого дуба

Модель ответа

  • Тема- старый дуб
  • Микротемы (описание старого дуба, «монолог дуба», размышления князя Андрея)
  • Ключевые слова: весна, любовь, счастье и обман, жизнь . Слова 2-х групп- контекстуальные антонимы, определяющие разное смысловое наполнение жизни человека
  • Сравнение дуба с «уродом», которое дополнено эпитетами «старым, сердитым и презрительным», метафора «старые болячки», олицетворение «корявые руки и пальцы», «стоял, хмурясь», «не хотел подчиняться обаянию весны», аллегория; антитеза весенних образов и дуба
  • Эмоциональное пространство наполнено интонацией иронии и разочарования в жизни, которую передают восклицательные предложения ( носят характер риторических восклицаний)
  • Психологический параллелизм
  • Проблема преждевременной старости души. Как человеку, испытавшему потери, найти вдохновение и счастье для жизни?
  • Авторская позиция однозначна: если душа пуста, то человек мертв. Позиция автора косвенная, передана аллегорично через яркий образ уродливого дуба
Авторская позиция в художественном тексте В художественном тексте позиция автора не выражена прямо. Читая художественные тексты необходимо обратить внимание на речь, портрет и на поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы: Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя? Как относятся к герою окружающие его персонажи? Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения? Согласен автор с героем или нет? Автор осуждает или одобряет поведение героя? Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Авторская позиция в художественном тексте

В художественном тексте позиция автора не выражена прямо. Читая художественные тексты необходимо обратить внимание на речь, портрет и на поступки героя. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

  • Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
  • Как относятся к герою окружающие его персонажи?
  • Как сказываются поступки героя на других персонажах произведения?
  • Согласен автор с героем или нет?
  • Автор осуждает или одобряет поведение героя?
  • Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Анализ текста ЕГЭ (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

  • (1)Вошедший в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (2)Все было залито светом... (3) Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. (4)Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались возле дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдумнно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как в Петербурге.(5)Другой род мужчин состовляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. (6)Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зеленого стола для висты. (7)Лица у них были полные и круглые, ..волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер "черт меня побери", как говорят французы, - волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закругленные и крепкие. (8) Это были почтенные чиновники в городе. (9) Увы! толстые умеют лучше обделывать дела свои, нежели тоненькие. (10)Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, врздушно и надежно. (11)Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надежно, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят. (12)Наружного блеска они не любят; у них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благадать Божия. (13) У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь - и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя дены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. (14)Наконец толстый, прослуживший Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, переберается и делается помещиком, славным русским барином, хлебослом, и живет, и хорошо живет. (15)А после него опять тоненькие наследники спускаются, по русскому обычаю, на курьерских все отцовское добро. (16) Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствие этого было то, что он наконец присоединился к толстым .
Модель ответа Вопросы: Просим детей описать чиновников.  Как, на ваш взгляд, автор относится к ним?  Как вы определили авторскую оценку? Ученики видят противопоставление двух типов чиновников, но не сразу замечают равно ироничного отношения к ним автора, представленное читателю через сатирически изображенного героя. Некоторые ученики поддаются отождествить оценки автора и персонажа — Чичикова. Учениками выявляют отношения автора и характеристик, которые дает главный герой поэмы: «тонкие» чиновники несерьезны, а вот «толстые» надежны и основательны. Чичикову ближе вторые, поскольку они добились заметных результатов на ниве приобретения и приращения земных благ. Но если не заметить авторской иронии, то ученик так и не определит основной мысли представленного для анализа фрагмента: автор сатирически высмеивает низменность стремлений и низкость целей российских чиновников, с горькой усмешкой говорит об их карьере и судьбе.

Модель ответа

Вопросы:

Просим детей описать чиновников.

Как, на ваш взгляд, автор относится к ним?

Как вы определили авторскую оценку?

Ученики видят противопоставление двух типов чиновников, но не сразу замечают равно ироничного отношения к ним автора, представленное читателю через сатирически изображенного героя. Некоторые ученики поддаются отождествить оценки автора и персонажа — Чичикова. Учениками выявляют отношения автора и характеристик, которые дает главный герой поэмы: «тонкие» чиновники несерьезны, а вот «толстые» надежны и основательны. Чичикову ближе вторые, поскольку они добились заметных результатов на ниве приобретения и приращения земных благ. Но если не заметить авторской иронии, то ученик так и не определит основной мысли представленного для анализа фрагмента: автор сатирически высмеивает низменность стремлений и низкость целей российских чиновников, с горькой усмешкой говорит об их карьере и судьбе.

Анализ текста В.П.Аксенова «Мы учились с ним…»

(1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далёком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвёртом классе в 43-м году. (3)Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и тёмно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4)Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5)Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. (6)Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7)Однако я недолго гордился авторучкой. (8)Он отобрал у меня её. (9)Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10)И не только у меня, но и у всего класса.

(11)В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12)Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо. (13)Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.

(14)Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.

(15) – Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.

(16) – Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.

(17)Я приходил домой, и мы с младшей сестрёнкой ждали тётю. (18)Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19)Иногда она ничего не приносила. (20)Однажды она сказала мне:

– Нина приносит завтраки, а ты нет. (21)Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.

(22)Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23)В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24)Чем питаются грачи? (25)Насекомыми, червяками, воздухом? (26)Им хорошо. (27)А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28)Низко над городом шли пикировщики. (29)Что будет со мной?

( 30)Всю ночь тётя стирала. (31)Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.

(32)На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33)Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(34) – На, смелей, кусни!

(35)На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36)Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37)По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38)Будь что будет. (39)Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.

Модель ответа

История о ежедневном отстаивании мальчиком в голодное военное время своих булочек от посягательств хулиганов — это не повествование о необходимости сохранения частной собственности, а размышление о самоуважении, о защите своего достоинства в любых обстоятельствах.

На первом этапе работы ученикам предлагается установить время действия, сущность происходящих событий. На втором этапе ученики раскрывают отношение автора к событиям и персонажам . Необходимо установить - повествование ведется от лица персонажа, выражающего авторский взгляд. На третьем этапе рассмотрены стилистические средства , позволяющие понять текст. Это прежде всего череда антитез, противопоставляющих а) главного персонажа его врагам, б) его же тем, кто не сдается, а сопротивляется, в) состояние мальчика «до» и «после» принятого решения отстаивать свою самостоятельность. Значима также метафора , позволяющая включить ситуацию в контекст времени: Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками. Все, как могли, воевали. Тетя приходила с работы поздно: Всю ночь тётя стирала. Ей было трудно, но она стирала, чтобы члены ее семьи ходили в чистом, сохраняя человеческое достоинство. И это тоже вклад в победу. Существенен также эпизод, в котором мальчик проводит параллель между человеком и животными, что, наряду с другими факторами, подталкивает героя к принятию решения изменить жизнь.

Текст В.П.Астафьева «На закате дня»

(1)На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. (2)На одной со мною скамье вольно расположились три девицы , бравшие впереди меня билеты. (3)Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

(4)Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. (5)Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. (6)Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.

(7)По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.

(8)Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. (9)Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. (10)Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. (11)Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.

( 12)Одна девица домучила мороженое , скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая , лениво потянулась , забросив руки за спинку скамьи. (13)Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?

(14)Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

(15)— Тетенька подметает, а вы сорите. (16)Как нехорошо!

(17)—  Ой, дурак! Дурак!  — тыча в него пальцами, оживились девицы .

(18)Лицо мальчика дрогнуло. (19)Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

(20)Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. (21) Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

(22)— Девушки! (23)Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

(24)— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

(25)— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — ( 26)И безбожно засластил пилюлю: — (27)По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

(28)— А-а! — согласились девицы и обмякли . ( 29)Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах . (30)Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:

(31)— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — (32)Если выпили, так не вяжитесь к людям! (33)Пошли отсюда, девочки! — (34)И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз : — ( 35)Бр-родят тут всякие! (36)З-заразы!..

(37)Я сидел, обняв чехол с удочками. (38)На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. (39)Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.

Анализ текста Вопросы: Каков стиль прочитанного текста? Какова проблема исходного текста? Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме? Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается? Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком? Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора?  Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?

Анализ текста

Вопросы:

  • Каков стиль прочитанного текста?
  • Какова проблема исходного текста?
  • Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме?
  • Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается?
  • Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком?
  • Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора?
  • Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?

Модель ответа

Для того чтобы определить позицию автора, идею текста, посмотрим, как она нашла воплощение в тексте, рассмотрим портретную, поведенческую характеристику героев рассказа, заполнив таблицу.

Детали, характеризующие «девиц»

Детали, характеризующие женщину, убирающие на пристани, и мальчика

Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.

Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина…

… всем улыбающийся опрятный мальчик…

Они неторопливо…нехотя потребляли мороженое.

Одна девица домучила мороженое её под ноги, скомкала обёртку, небрежно швырнула…, лениво потянулась…

Мальчик, судя по всему когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери…

… старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку.

Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая…, …чего ещё выкушать?

Тыча в него пальцами, оживились девицы.

Женщина… что-то ему тихо выговаривала…, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.

… Мальчик…укоризненно сказал…

 

Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу…

- Гражданин! – зыкнула она ломающимся басом.

Женщина…ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой – перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни.

И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз.

  • Художественный.
  • Отношение общества к людям умственно и физически неполноценным;

3.проблема милосердия, толерантности.

4. Позиция автора выражена косвенно

5. В.П.Астафьев описывает героинь с иронией, это выражается в том, что он называет их «девицами».

- Он подбирает оценочные эпитеты: « вальяжной томностью», « тяжёлый взгляд сытых глаз».

- Через поведение, внешние проявления показывает бездушие героинь.

- В их поведении подчеркивает душевную пустоту.

- Даже в выборе глаголов, характеризующих действия девиц, чувствуется скептическое отношение автора к девушкам: мороженое «потребляли», «домучила»; «скуксились»; «зыкнула», «обрушила».

6. Его чувства к женщине и мальчику контрастно по отношению к девушкам.

В.П.Астафьев абсолютно серьёзен в описании женщины с мальчиком. Чувствуется его бережное, сочувственное, трогательное отношение к душевно больному ребенку. В изображении героев этого рассказа писатель использует антитезу: в описании девушек мы считываем осуждение их бесчувственности, грубости, в описании же женщины и мальчика – грустное сопереживание, уважение.

7. В.П.Астафьев таким образом выражает свое отношение к героям, осуждая поведение «трех девиц» по отношению к мальчику, который вызывает явную симпатию писателя, несмотря на свою душевное нездоровье. «Девицы» в своей бездуховности кажутся, благодаря авторской оценке, более ущербными, нежели больной ребёнок, подкупающий своим добродушием.

8. После того как предположение рассказчика о том, что девушки приезжали поступать в педучилище, оказалось верным, в его словах звучит саркастическая насмешка: «По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги».

-После этой остроты наигранное «благодушие» слетело с девиц, вылилось в неприкрытую грубость.

- Автор, как мне кажется, опечален тем, что встреченные им на пристани невоспитанные, бестактные, хамоватые девушки - будущие педагоги, ведь подобное поведение противоречит самой идее педагогики, одной из самых гуманных областей человеческой деятельности.

 

 

Типичные ошибки при формулировании авторской позиции  Ошибка Что нужно знать Авторская позиция не сформулирована В этом случае в вашем сочинении будет отсутствовать аргументационная часть. Авторская позиция «размыта», неточна Авторская позиция – это ответ на поставленный автором вопрос. Необходимо ещё раз вдуматься в смысл сформулированной проблемы. Позиция автора заменена цитатой Формулировать позицию автора лучше своими словами : не во всяком тексте можно найти чётко сформулированную позицию автора. Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении В начале сочинения ученик формулирует одну проблему, позиция автора связана с другой.

Типичные ошибки при формулировании авторской позиции

Ошибка

Что нужно знать

Авторская позиция не сформулирована

В этом случае в вашем сочинении будет отсутствовать аргументационная часть.

Авторская позиция «размыта», неточна

Авторская позиция – это ответ на поставленный автором вопрос. Необходимо ещё раз вдуматься в смысл сформулированной проблемы.

Позиция автора заменена цитатой

Формулировать позицию автора лучше своими словами : не во всяком тексте можно найти чётко сформулированную позицию автора.

Формулируется позиция автора по другой проблеме текста, не заявленной в сочинении

В начале сочинения ученик формулирует одну проблему, позиция автора связана с другой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!