СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами. Кейс-задание 1.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами. Кейс-задание 1.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами. Кейс-задание 1.»

Кейс-задание 1


Вариант 4


Ситуация 1


Изучите основные понятия социальной педагогики: Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социально-педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон. Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Социальная поддержка (Общее и свободное значение) - все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни. Посредничество - одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий.


Вопросы и задания: 1. Проанализируйте приведенные выше определения понятий «Социальное взаимодействие», «Социальная защита», «Социальная поддержка» и др. понятия, дополните их определениями других авторов. 2. Используя метод глоссирования, составьте схемы данных понятий.



ОТВЕТ


1. Я проанализировала приведенные выше определения понятий, дополнила их определениями других авторов.

Если мы обратимся к анализу первого понятия, то сразу увидим, что автор пытается донести до нас суть. А именно, автор говорит о том, что существуют некие формы социального взаимодействия, из которых можно выделить контакты между людьми, и формы, которые предполагают связующие механизмы и соединения. К таким соединениям и механизмам автор относит: символы, предметы, язык, ценности и тд.

Переходя к следующему определению, мы можем сказать, что здесь нам пытаются донести мысль о том, что, наука о воспитательных явлениях выстраивается на принципе взаимодействия, и что главным связующим звеном, центром теоретической концепции социальной педагогики является социально - педагогическое взаимодействие сторон.

Анализ понятия «социальная защита». Социальная защита по определению, имеет две формы: государственную и негосударственную. Государственная форма включает все льготы и доступность образования, здравоохранения и т.д., а негосударственная форма вбирает в себя страхование, благотворительность и т.д. Другими словами, социальная защита, гарантия помощи людям. А если мы проанализируем понятие «социальной поддержки», то здесь на лицо тот факт, что это некое благополучие, позволяющее человеку чувствовать себя как «сыр в масле», благодаря каким - то взаимоотношениям с другими людьми, которые дают ему это ощущение, благодаря, той самой поддержке.

Обращаясь к анализу последнего определения нашего задания, мы понимаем, что «посредничество», это, когда есть третья сторона, например, специалист, который решает проблемы между двумя другими сторонами.

Далее, я попыталась дополнить понятия определениями других авторов.

Социальное взаимодействие – это некие социальные действия, связанные взаимной причинной зависимостью, при которой действие и поведение одного субъекта является одновременно причиной и следствием, стимулом, и реакцией, а также действием на поведение остальных субъектов.

Социально-педагогическое взаимодействие - некая форма связующее звено между участниками образовательного процесса. Гармонизация и координация сфер деятельности участников образовательного процесса. Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека, при наступлении определенных социально значимых обстоятельств и рисков.

Социальная поддержка- все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни. Она также включает и социальную защиту, и страхование и обеспечение.

Посредничество - одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий. Как правило, в качестве посредника выступает третья сторона, которая оптимизирует процесс переговоров и поиска приемлемого решения.


2. Используя метод глоссирования, я составила схемы данных понятий.

Выполнил(а): Сердюк А.Н.






Ситуация 2


- учитель читает рассказ про кошку - дети стали мяукать...

- ученик у доски не знает урока...

- учитель вошел в класс первый раз - все дети гудят...

- дети, несмотря на запреты, курят в туалете - входит учитель…


Вопросы и задания: 1. Найдите выход из сложной педагогической ситуаций, Выберите лучший вариант. 2. В чем заключается острота ситуации или конфликта?


ОТВЕТ


1. В первом случае, когда учитель читает рассказ, а дети мяукают, думаю, что учителю необходимо сделать паузу, тем самым давая понять детям, что он ждет, когда они перестанут мяукать, а затем продолжить читать рассказ. Если после этого дети продолжат мяукать, учитель может обратиться к детям, с предложением почитать рассказ всем классом по очереди с оценкой.

Педагогическая ситуация: ученик у доски не знает урока. Выход: учитель может предложить помочь ученику всем классом, либо, вызвать к доске ученика, потенциального отличника, который практически всегда знает урок, и предложить ему помочь однокласснику решить такую непростую задачу вместе. Тем самым, учитель поспособствует формированию дружеской и доброжелательной атмосферы среди учеников, подаст пример взаимопомощи и поддержки. Я считаю, что профессиональный педагог должен способствовать дружеской атмосфере в классе среди учеников (одноклассников, одногруппников). Я также считаю, что изначально в человеке заложено больше плохого, нежели хорошего, и именно по этой причине, на мой взгляд, мы имеем дело с тем, что дети являются самыми жестокими и эгоистичными существами на свете. Считаю, что очень важно прививать им с детства такие качества как доброта, отзывчивость, сочувствие, гуманность, толерантность, умение не быть жадными, и помогать друг другу, и в первую очередь слабым. Подкреплять все это собственным примером. Это же относится и к учителям, и к родителям в первую очередь. Думаю, что учителю, нужно помнить о том, что к слабым ученикам, он должен относиться также как ко всем другим детям, ни в коем случае не выделяя этих детей из числа других. Со временем эти дети адаптируются, и уже ничто не напомнит им о том, что когда- то они отличались от остальных. В этом случае в группе не будет никаких разногласий среди учеников. Проверено мной на практике.

Если учитель вошел в класс первый раз - все дети гудят, я думаю, что учителю следует сделать паузу, а затем сказать: «Я тогда подожду, когда вы наговоритесь, и потом представлюсь» или «Мне наверно лучше выйти за дверь, подождать, когда вы наговоритесь, а потом представиться». Как правило, это действует, и дети перестают шуметь и гудеть.

В ситуации, когда дети курят в туалете школы несмотря на запреты учителей, можно поступить следующим образом: входит учитель, и спрашивает учеников: «Дома вы тоже курите в туалете?». Дети удивляются, и отвечают, что дома, конечно, они этого не делают. Тогда учитель продолжает беседу:

«Вот видите. А чем школа отличается от дома? Школа и есть ваш второй дом. Ведь именно здесь вы проводите почти все свое время. Давайте будем относиться бережно к нашему общему дому!».

2. Острота ситуации или конфликта заключается в высокой интенсивности столкновений индивидуумов в социуме, в открытом характере данных проявлений. Результат: потраченные нервы и деньги. Острота конфликта подразумевает борьбу двух индивидов, в процессе которой они проявляют жестокость по отношению друг к другу, а также по отношению к другим индивидам, и т.д. Участники такого конфликта действуют незамедлительно, и расходуют колоссальное колличество энергии.

Ситуация 3


Проблема ценностных ориентаций современного педагога не утрачивает своей актуальности. Моделируя систему ценностных ориентаций учителя в новых условиях общественной жизни, В. Г.Воронцова представила их следующим образом: 1. Ориентация на социальную активность: - гражданская смелость, внутренняя свобода; - осознание проблемы, ситуации, их критическая оценка; - терпимость к сложности структуры общества; - готовность к диалогу (способность к компромиссам, терпимость к конфликтам); - ответственность за общество, детей, за собственную деятельность. 2. Ориентация на профессиональную активность: - высокий уровень образованности и профессиональной компетентности; - наличие педагогической концепции (педагогического кредо) как факт культуры личности учителя; - овладение новыми методическим приемами как путь повышения педагогического мастерства; - демократический стиль общения с детьми и коллегами; - способность к самооценке с гуманистических позиций. 3. Ориентация на целостное гуманитарное образование: - осознание общечеловеческих ценностей личности; - способность к моделированию гуманистической образовательной среды в педагогический практике; - приобщение к гуманитарной культуре, освоение гуманитарного знания; - использование ценностей культуры в реальной деятельности; - способность к экспертизе собственной деятельности (Цит. по: Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность. - Тула, 2006. - С. 59 - 60).


Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с предложенной В. Г. Воронцовой моделью? 2. Какими ценностными ориентациями вы бы дополнили данную модель? 3. Используя материал задачи, постройте схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.



Сердюк А.Н.


1. Я согласна с предложенной моделью автора Воронцовой, но считаю, что ее следует дополнить.

2. Я прочитала второй пункт задания и попыталась дополнить данную в задании кейса модель ценностными ориентациями. Вот что получилось.

1. В первом случае я бы дополнила данную в задании модель следующими ценностными ориентациями:

- доминантность

- социальный оптимизм


2. Во втором пункте, считаю целесообразным добавить:

- самосовершенствование

- креативность (творчество)

- адаптивность

- уважение к личности собеседника независимо от его состояния здоровья

- сотрудничество и диалог с детьми, и родителями

- открытость

- стремление к истине

3. Третий пункт модели хотелось бы разбавить такими ценностными ориентациями, как:

- развитие силы духа, умение справляться с жизненными трудностями

- формирование характера в процессе адаптации

- возможности для личностного роста, для самореализации

- способность быть счастливым

- создание условий для развития творчества

3. Используя материал задачи, построила схематическую модель, которая наглядно отразит ценностные ориентации современного педагога.

Схематическая модель ценностных ориентаций современного педагога







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!