СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации и проведения уроков Мужества

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения уроков Мужества»

Методика организации и проведения «Уроков Мужества»


Пояснительная записка


Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.

Данная работа по патриотическому воспитанию выполнена в номинации «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».


Цели и задачи:

Основной целью работы является воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской истории, воспитание у учащихся чувства глубокого патриотизма, веру в людей, готовность встать на защиту мира, защищать свою Родину.

Для достижения поставленной цели необходимо решить в полном объёме следующие задачи:

  • познакомить с историей возникновения праздников, подчеркнуть значимость событий для дальнейшей истории страны;

  • способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • воспитывать чувства долга, патриотизма, интернационализма, любви к Родине, её народу;

  • обогащать знания учащихся о героическом прошлом своего народа, страны;

  • вызвать интерес к прошлому и настоящему своего родного края;

  • показать, какой вклад вносили дети в победу над врагом, массовый героизм народа;

  • вызвать у школьников чувство гордости за свой народ;

  • воспитывать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

  • развивать у учащихся навыки и умения работы с поисковым материалом.

В свете событий последних лет, которые подтверждают, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания, хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать сохранению исторической преемственности поколений: развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию духовно-нравственных качеств личности.


Формы работы:

  • встречи с ветеранами и тружениками тыла;

  • изучение документальных материалов по истории своего края, научной литературы, архивных источников;

  • поисковая работа обучающихся;

  • просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;

  • чтение и обсуждение журнальных публикаций, периодической печати, книг;

  • оформление альбомов, папок, презентаций, видеороликов, стендов, экспозиций;

  • конкурсы («Строки, опаленные войной», создание плакатов, поздравительных открыток);

  • фестиваль патриотической песни «По военной дороге»;

  • шефская работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, труженикам тыла).


Ожидаемые результаты: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

Сценарий мероприятия представлен для учащихся 9 – 11 классов.



Содержательная часть


Великая Отечественная война… Все дальше уходят в глубь истории ее грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не смеем забыть тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за победу – 20 миллионов человеческих жизней.

Уходят из жизни люди, которые были свидетелями и участниками этих горестных и героических событий. И мы не вправе забывать о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения. Память живет в наших сердцах.

Для чего я организую Уроки Мужества, торжественные мероприятия, посвященные памятным событиям Российской истории? Чтобы воспитать в детях гражданственность и патриотизм путем привлечения материалов по краеведению и на примерах людей, проживающих рядом проследить судьбу простых солдат на фронтах Великой Отечественной войны, чувства патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию родного края, потребности сохранения исторической памяти, активного включения в работу по преобразованию окружающего мира.

Сейчас очень модно критиковать прошлое, совершенно не замечая в нём положительного движения во всех сферах деятельности, в том числе и формировании патриотических чувств.

И сегодня в учебно-воспитательном процессе следует сделать продуктивной тему малой Родины. Убедить каждого ребёнка в том, что клочок, на котором мы родились, на котором живём, где находятся могилы наших предков, является самым дорогим, неповторимым. Долг каждого взрослого и ребёнка постоянно оберегать этот клочок, беспокоиться о мире и покое на нём.

Методика работы по проведению Уроков Мужества


Среди наиболее распространённых и действенных средств возрождения этих традиций, подготовки молодёжи к служению Отечеству, воспитания её в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают Уроки Мужества.

При подготовке к проведению Урока Мужества необходимо придерживаться следующих правил:

1. Урок Мужества должен быть актуальным и интересным для той возрастной категории, для кого предназначено мероприятие.

2. Материал, используемый на Уроке, должен быть ненавязчивым и отвечать потребностям детей.

3. Информация, которую предлагают дети и педагог, должна быть новой для всех ребят.

4. Необходимо создание на Уроке комфортной психологической атмосферы, где каждый ребенок имеет право на высказывание собственных чувств и мыслей.

5. Урок Мужества должен развивать интеллектуальные умения обучающихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать, сопереживать, делать собственные выводы)

Если учащиеся не хотят посещать мероприятие, значит, оно подготовлено без учёта их интересов, их возможностей и их мнения. Преимущества хорошо организованного и продуманного мероприятия очевидны. Оно играет большую роль в воспитании, если задумано интересно и необычно.

Проводимые мероприятия должны предполагать приобщение школьников к культурно-историческим процессам через специально созданные образовательно-воспитательные ситуации, задача которых – включение юных граждан в ритмы природы и жизнь и культуру своего народа, проживание, а не просто изучение памятных событий истории России.

Выполнение различных обрядов, традиций, сюжетно-ролевых действий побуждают учащихся к активной разносторонней деятельности, приводит их к личному культурно-образовательному результату и непосредственно приобщает к культурно-историческому прошлому нашей страны.

Проводимые мероприятия достаточно информированы, насыщены, содержательны. Они помогают упорядочиванию жизненных впечатлений учащихся, осознанию каждым себя, своего места в жизни: они заполнены коллективной и индивидуальной работой, во время которой проясняется, актуализируется жизненный опыт каждого ученика.

Для того чтобы избежать негативных моментов в воспитании обучающихся, педагогу необходимо выполнять следующие требования:

1. Подготовка к Уроку Мужества должна выработать у детей положительное восприятие материала, который будет исследован в ходе Урока.

2. Материал должен учитывать интересы, возрастные особенности обучающихся, их вкусы, уровень самоподготовки, умение отбирать и анализировать.

Ветераны активно участвуют в проведении Уроков Мужества, торжественных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне. Они рассказывают о событиях из своей жизни, жизни своих однополчан. Но чтобы эти встречи не прошли скучно и безрезультатно, к проведению встреч такого рода необходима определенная подготовительная работа. Нужно предварительно побеседовать с гостем, рассказать ему об особенностях аудитории, с которой ему необходимо встретиться, посоветовать, о чём говорить, чтобы вызвать интерес у слушателей, и каким путём овладеть их вниманием. Полезно предварительно поговорить и с учащимися, вызвать у них интерес к гостю. Важно учесть возрастные особенности обучающихся, их потребности, интересы, связать рассказ ветерана с учебным трудом ребят. Рассказ ветерана должен увлечь подростков новой постановкой вопросов, интересными фактами, способствовать формированию у них стремления больше узнать об этих событиях, общаться с такими людьми, подражать героям.

Очень важно при подготовке к встрече с ветеранами подобрать средства эмоционального воздействия на учащихся: оформить тематическую выставку, использовать музыкальное сопровождение, наглядную агитацию.

С углубленного познания своей Родины начинается воспитание патриотизма. Патриотизм не может быть не связанным корнями с историей нашего народа. Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

Краеведческая работа школьников, необходимая для проведения Урока Мужества, должна проходить в несколько этапов:

  • изучение местного материала на уроках истории;

  • изучение краеведческой литературы на уроках литературы и географии;

  • изучение архивных документов, памятников истории;

  • обработка полученной информации (составление папок, альбомов, презентаций).

Начинать краеведческую работу надо в младшем школьном возрасте, постепенно усложняя задания поисковых групп, формируя интерес к историческому прошлому своего края.

В краеведческой деятельности формируются не только патриотические убеждения, но и главное: она позволяет осуществлять выработку навыков патриотического поведения.

Шефская (волонтерская) работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны) предполагает увеличение объема реального участия детей в освоении общественно ценного опыта для реализации установок и мотивов служению Отечеству, как в мирное, так и в военное время. Очень важно включать ребят в деятельность, способствующую практической подготовке молодежи к служению Отечеству.

Проведение фестиваля патриотической песни, смотра строя и песни, конкурсов, открыток и плакатов на военную тематику способствуют более широкому вовлечению учащихся в практическую деятельность, что вызывает интерес к военному прошлому нашей страны через соперничество между группами детей.


Результат подготовки к Уроку Мужества


В ходе подготовки Уроков Мужества дети воспитываются на героических традициях российского народа.

В процессе поисковой работы, предшествующей Урокам мужества, у ребят вырабатывается стремление к овладению рациональными приёмами и способами самостоятельного познания. Педагог побуждает учащихся к сбору дополнительного материала, который после тщательного отбора используется на Уроке мужества.

По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок, стендов. При сборе документов педагог стремится к тому, чтобы этот богатейший, социально ценный материал осмысливался обучающимися, добивается глубокого понимания того, что духовность, идейная убеждённость и преданность Родине помогли нашему народу в схватке с фашизмом совершить подвиг, равного которому не знала история человечества.

В результате поисковой работы обогащается опыт сбора воспоминаний, документов; развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками, появляется умение наблюдать и анализировать.

Проводимая поисковая работа способствует росту сознания – детям становятся более близкими и понятными патриотические подвиги российских людей, освободительная миссии Российской Армии, интернациональная помощь народам других стран.

Содержание поисковой работы способствует формированию у обучающихся гуманистических мотивов гражданского патриотического долга и ответственности. У них формируется опыт служения Отечеству, готовность к защите Родины – к выполнению одной из основных социальных функций российского человека, активное патриотическое отношение к Родине.


Проведение Урока Мужества


Чтобы проведение Урока Мужества выполняло свои функции (формирование разносторонности и стержневых свойств личности учащегося), педагогу необходимо иметь в виду не только воспитывающие, стимулирующие возможности содержания знаний и поисковой деятельности.

Педагог должен иметь:

1. Чёткие представления о структуре учебно-воспитательного процесса.

2. Соблюдать логику учебно-воспитательного процесса (она должна соответствовать логике развития личности в целом и формируемого качества в частности).

В структуре учебно-воспитательного процесса выделяются стадии, этапы, которые обеспечивают рост формируемого качества (мотивация познания, деятельности и поведения) до уровня, который определяется единством личностных, коллективных, общественных и государственных интересов.

Структуру Урока Мужества нужно рассматривать как последовательную смену педагогических ситуаций. Каждая педагогическая ситуация представляет собой часть динамической структуры учебно-воспитательного процесса, и это не любой его произвольно выделенный «кусок», а прежде всего процесс, имеющий внутреннюю целостность и самостоятельность.

Учебно-воспитательная ситуация представляет собой:

1. Единство содержательных и деятельностных характеристик;

2. Взаимодействие педагогов, детей и приглашённых ветеранов, гостей.

Ситуация превращается в событие – встречу различных поколений. Педагог ставит как общие цели для Урока Мужества в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. В этих целях проектируется формируемое качество в единстве со стержневыми свойствами личности ребенка. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества.

При проведении Урока Мужества можно использовать следующие формы работы:

  • встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

  • соревнование, викторина;

  • беседа, диспут (между участниками встречи);

  • блиц-турнир (по интересным и актуальным вопросам);

  • конкурс на лучшего знатока истории;

  • музыкальные композиции и т.д.

Значение викторины в воспитательной работе и работе по патриотическому воспитанию очень велико. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов. Очень важно подобрать интересные вопросы, когда изучается сложный материал, который требует глубокого и детального усвоения, чтобы заинтересовать учащихся в деятельности.

Правила проведения тематической викторины:

  • тема викторины должна быть актуальной;

  • вопросы должны быть четкими и понятными, учитывать возрастные особенности обучающихся;

  • поиск ответов не должен быть очень трудным;

  • в викторине должен быть победитель.

Возможные темы викторины на Уроке Мужества: «И помнить страшно, и забыть нельзя»; «Песни военных лет» и другие.

Очень важной и одновременно сложной формой работы на Уроке Мужества является организация диспута. Для его проведения требуется тщательная подготовка конкретных вопросов, ответы на которые могут иметь варианты в зависимости от личного мнения учащихся, их интересов, мировоззрения.

Цель диспута - развивать навыки комментирования происходящих событий, учить делать анализ и выводы из наблюдения за окружающей действительностью, сопоставлять факты, воспитывать готовность следовать идее служения Родине.


Музыкальные композиции, используемые на Уроке Мужества, способствуют созданию определённого эмоционального состояния: торжественности, осознания важности изучаемого материала, его социальной и личной значимости; чувства причастности ко всему, что сейчас происходит в стране, сопереживания по поводу великого испытания, выпавшего на долю старших поколений, чувства боли и скорби по поводу невосполнимых потерь, чувства восхищения подвигом народа.

Результат проведения Урока Мужества


В ходе проведения Урока Мужества дети знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах Великой Отечественной войны. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.


Итоги Уроков Мужества

Таким образом, возникнув как конкретное средство патриотического воспитания школьников, содержание Уроков мужества и сопутствующей им поисковой работы постепенно обогащается путём расширения воспитательных задач, которые ставят перед собой её участники, усиливается направленность на формирование целостной личности.

Важно, чтобы дети усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.















Урок Мужества «Я по свету немало хаживал»


Под мелодию песни В. Шаинского «Солдат молоденький» в зал входят сержант с рюкзаком и рядовой с баяном.


Сержант (поет)

Зеленый цвет у наших трав некошеных

И у лесов, шумящих сотни лет.

Солдат молоденький в пилотке новенькой,

У гимнастерки тот же цвет.

Показывает несколько строевых приемов. Остановился, отдал честь.

Сержант.

Будем знакомы-старший сержант… (представляется).

Баянист.

Рядовой…(представляется).

Сержант.

Прибыли за пополнением. Призывники, выходи…(проходит по залу, приглашает ребят). Получите обмундирование…(раздает солдатские пилотки) А вам идет…(оглядывает новобранцев) Во какие бравые молодцы! (Зрителям) Не горюйте, девчата, - через две зимы, через две весны вернемся… (Участникам). Отделение, становись! Равняйсь! Смирно! (Обходит строй, останавливается) Здравствуйте, товарищи призывники!

(Ребята отвечают).

Сержант.

Слабо, слабо… На приветствие командира надо отвечать так: «Здравия желаем, товарищ старший сержант». Ясно?.. Потренируемся на скороговорках. Запоминайте. «Дружба дружбой, а служба- службой». Ну-ка повторите….(Повторяют) Так.. « От топота копыт пыль по полю летит». Ну… (Повторяют) И последнее – «33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали»… (Повторяют) Что ж, вернемся к приветствию. Здравствуйте, товарищи призывники!

Ребята.

Здравия желаем, товарищ старший сержант!

Сержант (поет)

Шагает строй лесами, перелесками,

Его почти не видно за листвой.

Солдат молоденький в пилотке новенькой –

Стрелковой роты рядовой.

А провожают воинов красавицы…

(Мелодия резко обрывается)


Сержант.

Стой! (отделение остановилось). А где же красавицы? Кто будет воинов провожать?.. Так.. Отделение, слушай приказ: привести каждому по красавице. И немедленно. Посмотрим, кто из вас… самый исполнительный. Разойдись!.. (Ребята приводят девушек, сержант обращается к самому «исполнительному») Поздравляю – быть вам разведчиком! ( К пришедшему последним) А вы слишком осторожны и неторопливы – быть вам сапером! ( оглядел новобранцев.) Вот теперь – совсем другая картина! Открывается прощальный бал. Все танцуют вальс!

(Звучит мелодия старинного вальса «Осенний сон». Сержант показывает элементы фигурного вальса, приглашает пары танцевать. Все танцуют вальс!)

Сержант

За исполнение вальса объявляю вам благодарность … с аплодисментами! (Аплодисменты.) А письма посылать вы друг другу будете? (Ответ) Что ж, проверим, кто из вас расторопней. Вот конверты. (Показывает) Здесь – для девчат, здесь – для ребят. Задача – взять каждому по конверту… Приготовились. ( Разводит участников.) Внимание – марш!

(Эстафета.)

Участники выстраиваются в две линии лицом к зрителям.

Сержант.

Переверните конверты.. (участники переворачивают конверты, на обратной стороне буквы. «А», «И», «М», «Р», «Я».) А сейчас будем составлять слова из этих букв. Я слово называю, вы составляете… Слушай меня внимательно!

Был в какой-то из газет

Напечатан мой портрет,

И со всех концов земли

Письма в часть мою пошли.

Написала мне впервые

Днепровчаночка… Мария!

(Здесь и далее участники составляю из букв слова, произносимые солдатом.)

Из Прибалтики – вторая,

Звали адресата… Рая.

А с камчатки заказные

Каждый день строчила… Ия.

Горы для девчат не ширма_

Шлет привет с Кавказа….Ирма.

Я ответил все, что здесь

У меня невеста есть…

Был я письмам тем не рад,

Ну и хватит про девчат.

Мы порою говорим.

Все ведут дороги в … Рим.

Поговорка устарела,

Но не в этом нынче дело.

На планете командир

Лишь один, и это МИР.

К миру все ведут дороги,

Так не стойте на пороге,

Бомбы, танки и ракеты

Ожидает… Яма. Где ты?

Охраняет мир, друзья,

Наша российская… Армия!

Вижу – с письмами, ребятки,

Будет все у вас в порядке!


А сейчас соберите конверты – кто быстрее? ( Участники собирают конверты и отдают их сержанту, баянист играет в честь победителей.) Призывники, становись!..

( Новобранцы становятся рядом с сержантом.) Вольно!.. Проверим, как вы умеете стрелять. Получите снаряды! ( Бросает каждому резиновый мячик.) Вот мишень.. (Показывает на картонный круг с отверстием в центре.) Ваша задача – попасть в «яблочко». У каждого один выстрел… Девчата и зрители, мы будем болеть за них. Попадут в «яблочко» - все кричим «ура!», отправят пулю «за молоком» - говорим «ах!». Ну-ка, порепетируйте… (репетируют.) Призывники, на огневую позицию – шагом марш! (Парни идут на линию стрельбы) По мишени – огонь!

(Парни поочередно стреляют, зрители «болеют», каждая девушка подбирает мячик своего партнера.)

Девчата, теперь ваш черед.

Парни и девушки меняются местами. Стрельба.


Сержант.

Учебная стрельба закончена – сдать боеприпасы… (Складывает мячи в рюкзак). Победитель соревнований награждается… яблочком. Танцуют проигравшие!.. (Баянист играет матросскую песню «Яблочко», сержант организует танец –импровизацию) За проигрыш – утешительный приз – молоко… (вручает плясавшим пакет с молоком.) Тренируйтесь! Все участники в одну шеренгу – становись! (Общее построение.) Вольно! Будем песни петь. Солдатские, походные. Старинные и современные. Посмотрим, кто больше песен знает – вы или зрители. (Зрители.) Держитесь – в обиду не дадим. Высылаем на помощь музыкальный десант. (Баянист идет к зрителям). По моей команде – хлопку – песня прекращается и начинается другая. Зрители, приготовьтесь! Призывники, запевай!

(игра – песенный аукцион.)

Если будет заминка, то солдат говорит: «Эх, придется мне вам помочь…» и поет.

Если игра затягивается, солдат говорит: «Эх, видно, ничья у нас…» и тоже поет.


Сержант (поет)

Пройдут года и много весен сменится,

Но словно песню, петую в строю,

Солдат молоденький в пилотке новенькой,

Ты вспомнишь молодость свою.


(Дирижирует участникам – те повторяют две последние строчки песни.) Хорошо нас песня подружила! Так возьмемся крепко за руки ( Все берутся.) И скажем дружно.


С песнями жить…

(Все повторяют слова за солдатом.)

Нам веселей

Будем крепить…

Мир на земле…

Сержант.

Вижу – тыл у нас надежный. И мы, воины, вас не подведем. (Издалека звучат позывные трубы.) Пора прощаться… Ребята, прощайтесь с девчатами (Прощаются.) Проводите их на свои места. (Провожают.) Призывники, в колонну по одному становись! (Становятся.) С места – шагом марш! ( Идут по залу.)


Сержант (поет)

Зеленый цвет у трав некошеных,

А лес могучий полон тишины.

Солдат молоденький в пилотке новенькой-

Защитник мирной стороны.


Солдат уводит ребят из зала. Издалека – позывные трубы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!