СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика описания словесных портретов на уроке истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика описания словесных портретов на уроке истории»

Методика изучения исторических личностей

Раскрасим словесные портреты 5-11 классы Словесное рисование портретов. Методический прием для вводного урока перед изучением больших, значимых тем, позволяющий на основе источников разного рода создать образы исторического деятеля, эпохи, события и облегчить учащимся восприятие и понимание материала. Задания могут быть устными и присьменными.

Алгоритм словесного рисования

• Выделите ключевые слова, относящиеся к образу (деятеля, эпохи, события); представьте картину, которую вы хотели бы словесно нарисовать.

• «Раскрасьте портрет»: добавьте из текста (или из своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы), задайте себе вопросы: с чем можно сравнить то, что я представляю? Какие ассоциации у меня это вызывает?

• Подберите лексику, выражающую ваше отношение к изображаемому, введите эпитеты.

• Создайте единый образ; составьте текст на основе предлагаемого материала.

Критерии оценивания работы

• Логика ответа: вводная фраза; основная часть, состоящая из деталей, примеров, оценок; обобщение.

• Наличие фраз, структурирующих текст (такими фразами могут быть: «Образ представляется»; «Интересной деталью является»; «Кроме того, можно отметить»).

• Наличие слов-оценок (фраз, которые передают собственное отношение к образу).

• Умение выделить главное в источнике и использовать для выполнения задания.

• Речевая грамотность (отсутствие грубых речевых ошибок, богатство языка, преобладание в речи сложных распространённых предложений).

Словесный портрет Екатерины Великой

Задание. Используя источники и следуя алгоритму словесного рисования, нарисуйте словесный портрет Екатерины II; особое внимание обратите на качества Екатерины как человека и как политика, государственного деятеля. Подумайте, какие цвета красок будут преобладать в портрете, который вы нарисуете? Почему?

1. Современники о Екатерине

Фавье, секретарь канцлера М.Воронцова. «Никак нельзя сказать, что красота её была ослепительна: довольно длинная, тонкая, но не гибкая талия, осанка благородная, но поступь жеманная, не грациозная; грудь узкая, лицо длинное, особенно подбородок, постоянная улыбка на устах, но рот плоский, вдавленный; нос с горбинкой; небольшие глаза, но взгляд живой, приятный; на лице видны следы оспы. Она скорее красива, чем дурна, но увлечься ею нельзя».

Граф Джон Бекингхэм, английский дипломат. «Прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот и роскошные блестящие каштановые волосы создают, в общем, такую наружность, к которой... мужчина не мог бы отнестись равнодушно...»

Граф Сегюр, французский посланник. «Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом... Склонная к удовольствиям и вместе с тем трудолюбивая, она была проста в домашней жизни и скрытна в делах политических. Честолюбие её было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям. Страстная в увлечениях, но постоянная в дружбе...»

2. Екатерина о себе, о власти

«Вот рассуждение, или, вернее, заключение, которое я сделала, как только увидала, что твёрдо основалась в России, и которое я никогда не теряла из виду ни на минуту: 1) нравиться великому князю; 2) нравиться императрице; 3) нравиться народу. Я хотела бы выполнить все три пункта... поистине я ничем не пренебрегала, чтобы этого достичь: угодливость, покорность, уважение, желание нравиться...»

«Надобно быть весёлою. Только это одно всё превозмогает и переносит. Говорю это по опыту: я много переносила и превозмогала в моей жизни, однако смеялась, когда могла, и, клянусь вам, что в настоящую минуту, когда у меня столько затруднений в моём звании, я охотно играю, когда представляется случай, в жмурки с моим сыном...»

«Столь великая империя, как Россия, погибла бы, если бы в ней установлен был иной образ правления, чем деспотический, потому что только он один может с необходимой скоростью пособить в нуждах... иная форма парализует своей волокитой деятельность, дающую всем жизнь...»

«Предрасположение к деспотизму... прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки... Едва посмеешь сказать, что они такие же люди, как мы, и даже когда я сама говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями...»

«Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого кроме них не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми».

Словесный портрет революционера

Задание. Используя источники, нарисуйте словесный портрет революционера-народника. Особое внимание обратите на черты характера, интересы, привязанности, нравственные принципы. Какие цвета красок будут преобладать в вашем портрете? Почему?

1. Текст романа Ф.М.Достоевского «Бесы»

Примечание. Поводом к написанию романа послужило дело революционера-террориста С.Г.Нечаева, которому удалось получить на свою деятельность деньги у богатых эмигрантов. Нечаев вернулся в Россию, где организовал хорошо законспирированную группу «Народная расправа». Он пользовался в группе неограниченными полномочиями. Когда один из участников организации Иван Иванов попросил поставить его в известность о использовании финансов, Нечаев организовал убийство Иванова, обвинив его в предательстве. Убийство раскрыли, под суд были отданы 87 человек, из которых осудили 33. Нечаев бежал за границу, но был выдан властями Швейцарии и до смерти содержался в крепости.

Пётр Верховенский. «В сущности наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно».

Ставрогин. «Право на бесчестье — да это все к нам прибегут, ни одного там не останется!»

Пётр Верховенский. «Ну, это, пожалуй, хороший народ (чистые мошенники), иной раз выгодный очень, но на них много времени уйдёт, неусыпный надзор требуется... Самая главная сила — цемент всё связующий, это стыд собственного мнения. Вот это так сила! И кто это работал, кто этот “миленький” трудился, что ни одной собственной идеи не осталось ни у кого в голове! За стыд почитают».

Пётр Верховенский. «Горы сравнять — хорошая мысль, не смешная. Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию... Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание, мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство... Необходимо лишь необходимое — вот девиз земного шара отселе. ...У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безразличность...»

2. Факты

1 марта 1881 г. Александр II выехал из дворца на развод войск. Террористы, принадлежащие к организации «Народная всея» и руководимые Софьей Перовской, поджидали царя на улицах Петербурга. Кортеж императора был встречен бомбометателями на набережной Екатерининского канала. Первая бомба убила мальчика, который случайно оказался рядом с каретой императора, и возницу. Александр вышел из кареты, и в этот момент второй террорист бросил бомбу ему под его ноги. Государь скончался через несколько часов. В начале 1878 г. Вера Засулич записалась на приём к санкт-петербургскому генерал-губернатору Ф.Ф.Трепову и ранила его выстрелом из пистолета. На суде Засулич объяснила свою акцию тем, что её возмутили действия Трепова, приказавшего за дерзкое поведение выпороть во дворе тюрьмы подсудимого Боголюбова. Суд присяжных под председательством юриста Кони оправдал террористку. Публика аплодировала «героине»; её и защитника вынесли из зала заседаний на руках. Вскоре Засулич переправили в Швейцарию. Убедившись в сочувственном отношении общественности, исполнительный комитет начал осуществлять террористические акты в отношении лиц, занимавших государственные должности. Всего без учёта случайных жертв было совершено 18 убийств, занимать некоторые посты в государственном аппарате стало смертельно опасно. 2 апреля 1879 г. А.Соловьёв совершил покушение на императора, террорист был схвачен и казнён.

3. Документы

Из «Катехизиса революционера» С.Г.Нечаева

1) Революционер — человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни чувств, ни дел, ни привязанностей, ни даже имени. Всё в нём поглощено единым исключительным интересом, единой мыслью, единой страстью — революцией...

4) Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех... проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё, что способствует делу революции. Безнравственно и преступно всё, что мешает ему.

6) ...Все нежные ...чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть вытравлены в нём единой холодной страстью революционного дела...

23) Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции порядка и классы в России...

25) Мы соединяемся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.

Из программы «Земли и Воли» (май 1878 г.)

Конечный политический и экономический наш идеал — анархия и коллективизм... Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путём насильственного переворота, и притом возможно скорейшего... ...две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено всё внимание русской соц(иально)-революционной партии:

1) помочь организоваться элементам недовольства в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера, агитацией же усилить интенсивность этого недовольства и

2) ослабить, расшатать, т.е. дезорганизовать силу государства.

4. Статистический материал

Социальный состав участников революционного движения 1870-х гг.

Социальное положение

Число
участников

Рабочие

Ремесленники

Крестьяне

Солдаты

Мелкие служащие

Служащие

Земские служащие

Собственники предприятий, купцы

Священники

Адвокаты, актёры

Офицеры

Литераторы

Учителя

Врачи, фельдшера

Учащиеся школ

Семинаристы

Военные гимназисты, юнкера

Студенты и вольнослушатели

807

101

314

145

269

207

65

29

22

53

53

18

433

178

644

266

37

2023

ИТОГО:

5664










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!