Методика обучения бегу младших школьников
Обучить школьников бегу - задача, казалось бы, не сложная. Но все больше осознавая значение бега для укрепления здоровья и физического развития учащихся, постепенно убеждаешься в сложности их беговой подготовки при занятиях с целым классом. Ведь на урок приходят до 30 школьников и естественно, подготовленность к бегу у них не на одинаковом уровне.
Работая 20 лет в общеобразовательной школе, в том числе со школьниками младших классов, определилась основная методика беговой подготовки учащихся.
В содержание занятий по бегу I-III классов можно выделить четыре основных вида бега и беговых упражнений. Это -бег в чередование с ходьбой (в I классе - 1 мин., во II - 2мин., в III - 3-4 мин); бег на быстроту (10-30м); бег из различных стартовых положений; бег с преодолением препятствий. Указанные виды бега в основном имеют характер подготовительных упражнений.
Как показывает исследование физиологов, дети 7-10 лет обладают достаточно развитыми способностями к длительной работе, если она совершается в режиме умеренной интенсивности. Например, при чередовании кратковременного бега с ходьбой 7-8 летние школьники свободно преодолевают до 20 минут, а это 3-3,5 км. При правильной методике преподавания школьники 7-8 лет могут непрерывно бежать до 5-10 минут (до 1,5 км). Вышесказанное доказывает, то что у учащихся младшего возраста хорошие предпосылки развития выносливости в беге. Известно, что занятия бегом способствуют повышению уровня максимального потребления кислорода, улучшению регуляции работы сердца. Последнее особенно важно, т.к. в младшем возрасте у детей аппарат сердца еще далеко не совершенен, сердце очень возбудимо. Благодаря занятиям бегом у детей увеличивается сила сердечных сокращений и количество выбрасываемой крови, уменьшается потребление кислорода, и работа сердца становится более экономичной.
Начиная беговую подготовку младших школьников, приходится дифференцированно подходить к оцениванию физических возможностей каждого учащегося. Приступая к обучению бега, уже вначале сентября, проводим тестирование: определяем уровень развития выносливости и быстроты, а также скоростно-силовых качеств (пробегание 20 метров с ходу, 6 минутный бег прыжок в длину с места). Результаты тестирования оценивали по таблице:
класс | мальчики | девочки |
| «5» «4» «3» бег 20 м с хода (сек) «5» «4» «3» |
I | 3,4 3,6 3,8 | 3,5 3,7 3,9 |
И | 3,3 3,5 3,7 | 3,3 3,5 3,7 |
III | 3,2 3,4 3,6 | 3,2 3.4 3,6 |
| 6 мин. бег (метры) |
I | 1000 900 800 | 1000 900 800 |
II | 1200 1100 1000 | 1050 950 850 |
III | 1250 1150 1050 | 1150 1050 950 |
| прыжок в длину с места (сантиметры) |
I | 145 127 100 | 135 115 95 |
II | 151 | 135 | 116 | 140 | 125 | 105 |
III | 170 | 150 | 128 | 154 | 145 | 125 |
Учащиеся, не показавшие удовлетворительных результатов при тестировании, берем под контроль на последующих уроках и рекомендуем домашние задания, которые индивидуальны и проверяются на последующих уроках.
1 класс: в 1 четверти занятия бегом начинаются с упражнений для укрепления стоп и обучения элементам правильной техники бега. Упражнения для укрепления стоп способствуют профилактике травм голеностопного суставов. Используем ходьбу и легкий бег на носках, прыжки на носках, на одной и обеих ногах, прыжки приставным шагом правым и левым боком, прыжки в приседе на носках с поворотом вправо и влево или с продвижением вперед правым и левым боком. Включаем и другие подобные упражнения с различными положениями рук, что в некоторых случаях помогают сохранять равновесие.
Для обучения правильной техники бега применяем такие упражнения:
Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой ноги на грунт с носка
Бег с высоким подниманием бедра. Отрабатываем сначала в беге через ориентиры на грунте камешки или меловые линии, если в спортивном зале, то через набивные мячи, обручи или через «списанные мячи» (баскетбольные, волейбольные). Расстояние между метками сокращенное, постепенно увеличивая его на обычную длину полного бегового шага. Конечно эффект от этого упражнения не наступает мгновенно, необходимо повторять его на протяжении нескольких уроков. Обязательно поставить задачу: бежать с носка, выше поднимать бедро.
Бег захлестыванием пяток назад. Упражнение выполняем хлестообразным движением, которое начинаем подъемом на носки. Не опускаясь на всю стопу, каждый ученик пробегает так 15-20 метров и возвращается назад. Это упражнение ребята осваивают труднее, чем два предыдущих, но именно оно приносит большую пользу, его нужно научиться выполнять уже в I классе.
4) Подскоки на стопе по технике выполнения применяем любые. Они хорошо развивают, укрепляют мышцы и связки стоп. Предлагаем ребятам выполнить свой способ, какой только подскажет его фантазия.
За правильностью техники бега следим на всех уроках. Особое внимание обращаем на сохранение осанки, легкость бега и экономичность движений. Самые распространенные ошибки: боковые колебания, размахивания руками в стороны, большой наклон головы вперед или назад, бег на полусогнутых ногах и другие. Сразу указываем на ошибку и демонстрируем правильную технику выполнения «сильным» учеником или самим учителем.
Бег используем в качестве основного средства при развитии выносливости и быстроты. При развитии выносливости самое главное использовать бег умеренной интенсивности, а иначе говоря, бег вполсилы (примерно 40-50% от максимума). Бег умеренной интенсивности улучшает слаженность работы легких, сердца и других внутренних органов, что очень важно именно в младшем школьном возрасте, когда работа органов еще неустойчива.
Медленный бег применяем только для разминки в водной части урока (примерно 35-40% от максимальной скорости), при смешанном передвижении для отдыха, при выполнении упражнений в движении, преодоления полосы препятствий и др. Выносливость такой бег развивает незначительно, но зато способствует лучшей работе систем дыхания и кровообращения.
Следующее средство беговой подготовки - это бег максимальной интенсивности в сочетании с бегом субмаксимальной интенсивности. Сюда входят: бег в виде стартовых упражнений и ускорений с хода, а также упражнения в удержании максимальной скорости в течение 5-6 секунд, что развивает скоростные и скоростно-силовые качества. Такой вид бега вызывает в течение некоторого времени бескислородную работу системы дыхания (анаэробный режим).
Бег большой интенсивности, переходящий в зону субмаксимальной интенсивности - это бег, готовящий организм к работе аэробно-анаэробного энергообеспечения. По продолжительности такая беговая нагрузка дается в небольшом объеме, т.к. школьники переносят трудно, поэтому и включаем постепенно.
На 3-4 уроках в сентябре используем бег малой интенсивности: сначала 1 минуту, затем 3-5 минут. На следующих уроках бежим в режиме умеренной интенсивности до 6-8 минут. На самых первых уроках начинаем работу по улучшению быстроты бега, сначала в виде небольших ускорений (по 10-15 метров), затем более продолжительных. Используем упражнения на месте: имитация работы рук с постепенным увеличением темпа, имитация работы ног тоже с ускорением до максимального. На каждом уроке нужно применять не менее 3-5 ускорений и 5-7 имитационных упражнений.
Бег включаем в каждый урок. На открытой площадке занятия продолжаются месяц- полтора (в зависимости от погоды), затем в спортивном зале. В водную часть включаем медленный бег, в середине или в конце основной части - бег умеренной интенсивности (до 4-5 минут), субмаксимальной и максимальной интенсивности (эстафеты, ускорения и др.). Но больше всего бег используем в процессе проведения подвижных игр («Салки», «К своим местам», «У медведя во бору», «Белые медведи», «Мы - веселые ребята», «Два мороза», «Вызов номеров», «Пустое место», «Гуси-лебеди» и др.). а также эстафет с мячами, обручами, кубиками и др. инвентарем и без него.
В конце апреля - начале мая снова выходим на открытую площадку. Используем в основном те же упражнения, что и в начале учебного года, но увеличиваем число ускорений и пробеганий коротких, средних, длинных отрезков, но не в полную силу. Проводим простейшие беговые соревнования и игры.
2 класс: занятия бегом с второклассниками начинаем с бега умеренной интенсивности, продолжительностью до двух минут. В процессе равномерного бега отрабатываем технику беговых движений.
Главные задачи во втором классе - освоение правильного направления бега (прямолинейности) и повышение силы отталкивания ногами, отработка движений рук, согласование движений рук, ног и туловища, ознакомление с правильным дыханием во время бега. Для решения этих задач используем упражнения:
1.Прыжки с ноги на ногу. Это упражнение способствует освоению отталкивания ногами. Техника выполнения такая: движение направлено вперёд- вверх и, после отталкивания толчковая нога должна выпрямиться в коленном суставе. В заключительной части разучивания этого упражнения устраиваем соревнование в преодолении отрезка 10-15 метров за наименьшее число шагов или даем задание преодолеть за 5-10 шагов возможно большее расстояние.
2.Семенящий бег. Вначале разучиваем на месте, затем у опоры и в движении. Важно, чтобы учащиеся овладели мягкой и свободной, расслабленной постановкой стопы на грунт с последующим полным выпрямлением ноги в коленном суставе. Следим за тем, чтобы чётко выводилось бедро толчковой ноги вперед-вверх (не высоко). Смысл этого упражнения-выработка прямолинейности бега, а так же постановка стоп без разворота носков в стороны.
Во 2 классе проводим пробегание 20 метров в максимальном темпе. Следим за тем, чтобы ребята после пробегания отрезка продолжали движение по инерции до полной остановки (важен переход от напряженного бега к бегу по инерции для выработки свободных ненапряженных беговых движений, а по окончании дистанции применяли упражнения для скорейшего восстановления: потряхивания руками и ногами на месте, можно использовать отдых лежа).
Во второй половине сентября включаем бег большой интенсивности (примерно 50-60% от максимальной). Здесь происходит значительная нагрузка на организм школьников. Они учатся бежать с возможно более равномерной скоростью, начиная с одной и на последующих уроках до 5-6 минут. Начинаем с повторного бега на отрезках 200-300 метров. Перерыв для отдыха 2 минуты. За это время частота сердечных сокращений достигает 120-140 ударов в минуту (если дети еще не восстановились, то время отдыха увеличим).
Когда занятия на улице, по погодным условиям невозможны, переходим в спортивный зал. Там беговые упражнения следующие: бег на носках, спиною вперед; с высоким подниманием бедер; с захлестыванием голеней назад; с ноги на ногу; длинными шагами; с поворотами на 180 и 360 градусов; с подниманием прямых ног вперед, в стороны; скрестными шагами; бег вперед, назад, в стороны (на определенное число шагов); чередуя длинные и короткие шаги; 4 беговых шага вперед и 4 прыжка на месте или вперед на обеих ногах; бег с вращением рук вперед и назад; бег с взмахами рук вверх и вниз («птицы» летят); бег из различных исходных положений по сигналам.
В ходе уроков обучаем второклассников бегу в колонне по два, по три (объединяются по желанию), с изменением темпа и ритма по звуковым сигналам, а так же эстафетный бег (самый любимый), игровые упражнения типа «пятнашки».
В 4 четверти увеличиваем метраж бега на средних (60-200м.) и длинных отрезках (300-500м.), повышая интенсивность до субмаксимальной, что приучает к работе в более трудном режиме - аэробно-анаэробном.
3 класс: с третьеклассниками, вначале 1 четверти, изучаем высокий старт с опорой на одну руку. После объяснения и показа правильной техники старта (вперед ставим сильную ногу), переходим к выбеганиям со старта. Чтобы учащиеся «уловили» момент выбегания нужны подводящие упражнения: выбегание со старта с незначительным сохранением наклона туловища вперед (с первыми 3-4 шагами) и постепенным выпрямлением его; выбегание со старта с набором скорости. Повторяем бег по дистанции, заканчивающимся бегом по
инерции (резкое торможение - ошибка). Применяем упражнения в имитации движений руками. Сначала выполняем движения медленно, затем в ускоренном и быстром темпе. Максимальный темп удерживаем в течение 5-6 секунд, потом постепенно снижаем до начального.
Дозировка медленного и умеренного бега в третьем классе такая же, как и во втором. Примерно до 9 лет выносливость в беге больше всего растет за счет увеличения мышечной силы. Увеличение силы также дает «прибавку» в быстроте и улучшение скоростно-силовых качеств. Поэтому будем комплексно развивать названные качества.
На уроках, на открытой площадке и в спортивном зале беговые упражнения сочетаем с прыжковыми. Даем больше многоскоков, выпрыгиваний вверх из положения низкого приседа, «лягушку» и др. Одновременно с этим развиваем ловкость. Для этого проводим полосу препятствий, состоящей из гимнастических скамеек, гимнастических матов, обручей, скакалок, мячей и др. Среди упражнений используем подлезания, кувырки, лазания, различные прыжковые упражнения. При проведении эстафетного бега и полосы препятствий необходимо учитывать физиологические возможности и способности мальчиков и девочек, при необходимости используем бег с гандикапом.