СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения бегу младших школьников.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения бегу младших школьников.»

Методика обучения бегу младших школьников

Обучить школьников бегу - задача, казалось бы, не сложная. Но все больше осознавая значение бега для укрепле­ния здоровья и физического развития учащихся, постепенно убеждаешься в сложности их беговой подготовки при заняти­ях с целым классом. Ведь на урок приходят до 30 школьников и естественно, подготовленность к бегу у них не на одинако­вом уровне.

Работая 20 лет в общеобразовательной школе, в том чис­ле со школьниками младших классов, определилась основная методика беговой подготовки учащихся.

В содержание занятий по бегу I-III классов можно выде­лить четыре основных вида бега и беговых упражнений. Это -бег в чередование с ходьбой (в I классе - 1 мин., во II - 2мин., в III - 3-4 мин); бег на быстроту (10-30м); бег из различных стартовых положений; бег с преодолением препятствий. Указанные виды бега в основном имеют характер подготови­тельных упражнений.

Как показывает исследование физиологов, дети 7-10 лет обладают достаточно развитыми способностями к длительной работе, если она совершается в режиме умеренной интенсив­ности. Например, при чередовании кратковременного бега с ходьбой 7-8 летние школьники свободно преодолевают до 20 минут, а это 3-3,5 км. При правильной методике преподавания школьники 7-8 лет могут непрерывно бежать до 5-10 минут (до 1,5 км). Вышесказанное доказывает, то что у учащихся младшего возраста хорошие предпосылки развития выносли­вости в беге. Известно, что занятия бегом способствуют повышению уровня максимального потребления кислорода, улучшению регуляции работы сердца. Последнее особенно важно, т.к. в младшем возрасте у детей аппарат сердца еще далеко не совершенен, сердце очень возбудимо. Благодаря занятиям бегом у детей увеличивается сила сердечных сокра­щений и количество выбрасываемой крови, уменьшается потребление кислорода, и работа сердца становится более экономичной.

Начиная беговую подготовку младших школьников, приходится дифференцированно подходить к оцениванию физических возможностей каждого учащегося. Приступая к обучению бега, уже вначале сентября, проводим тестирова­ние: определяем уровень развития выносливости и быстроты, а также скоростно-силовых качеств (пробегание 20 метров с ходу, 6 минутный бег прыжок в длину с места). Результаты тестирования оценивали по таблице:



класс

мальчики

девочки


«5» «4» «3» бег 20 м с хода (сек) «5» «4» «3»

I

3,4 3,6 3,8

3,5 3,7 3,9

И

3,3 3,5 3,7

3,3 3,5 3,7

III

3,2 3,4 3,6

3,2 3.4 3,6


6 мин. бег (метры)

I

1000 900 800

1000 900 800

II

1200 1100 1000

1050 950 850

III

1250 1150 1050

1150 1050 950


прыжок в длину с места (сантиметры)

I

145 127 100

135 115 95

II

151

135

116

140

125

105

III

170

150

128

154

145

125



Учащиеся, не показавшие удовлетворительных резуль­татов при тестировании, берем под контроль на последующих уроках и рекомендуем домашние задания, которые индивиду­альны и проверяются на последующих уроках.

1 класс: в 1 четверти занятия бегом начинаются с уп­ражнений для укрепления стоп и обучения элементам пра­вильной техники бега. Упражнения для укрепления стоп способствуют профилактике травм голеностопного суставов. Используем ходьбу и легкий бег на носках, прыжки на носках, на одной и обеих ногах, прыжки приставным шагом правым и левым боком, прыжки в приседе на носках с поворотом вправо и влево или с продвижением вперед правым и левым боком. Включаем и другие подобные упражнения с различными положениями рук, что в некоторых случаях помогают сохра­нять равновесие.

Для обучения правильной техники бега применяем такие упражнения:

  1. Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой ноги на грунт с носка

  2. Бег с высоким подниманием бедра. Отрабатываем сначала в беге через ориентиры на грунте камешки или мело­вые линии, если в спортивном зале, то через набивные мячи, обручи или через «списанные мячи» (баскетбольные, волей­больные). Расстояние между метками сокращенное, постепен­но увеличивая его на обычную длину полного бегового шага. Конечно эффект от этого упражнения не наступает мгновенно, необходимо повторять его на протяжении нескольких уроков. Обязательно поставить задачу: бежать с носка, выше подни­мать бедро.

  3. Бег захлестыванием пяток назад. Упражнение выпол­няем хлестообразным движением, которое начинаем подъе­мом на носки. Не опускаясь на всю стопу, каждый ученик пробегает так 15-20 метров и возвращается назад. Это упражнение ребята осваивают труднее, чем два предыдущих, но именно оно приносит большую пользу, его нужно научиться выполнять уже в I классе.

4) Подскоки на стопе по технике выполнения применя­ем любые. Они хорошо развивают, укрепляют мышцы и связки стоп. Предлагаем ребятам выполнить свой способ, какой только подскажет его фантазия.

За правильностью техники бега следим на всех уроках. Особое внимание обращаем на сохранение осанки, легкость бега и экономичность движений. Самые распространенные ошибки: боковые колебания, размахивания руками в стороны, большой наклон головы вперед или назад, бег на полусогну­тых ногах и другие. Сразу указываем на ошибку и демонстри­руем правильную технику выполнения «сильным» учеником или самим учителем.

Бег используем в качестве основного средства при раз­витии выносливости и быстроты. При развитии выносливости самое главное использовать бег умеренной интенсивности, а иначе говоря, бег вполсилы (примерно 40-50% от максимума). Бег умеренной интенсивности улучшает слаженность работы легких, сердца и других внутренних органов, что очень важно именно в младшем школьном возрасте, когда работа органов еще неустойчива.

Медленный бег применяем только для разминки в вод­ной части урока (примерно 35-40% от максимальной скоро­сти), при смешанном передвижении для отдыха, при выполне­нии упражнений в движении, преодоления полосы препятст­вий и др. Выносливость такой бег развивает незначительно, но зато способствует лучшей работе систем дыхания и кровооб­ращения.

Следующее средство беговой подготовки - это бег мак­симальной интенсивности в сочетании с бегом субмаксималь­ной интенсивности. Сюда входят: бег в виде стартовых уп­ражнений и ускорений с хода, а также упражнения в удержа­нии максимальной скорости в течение 5-6 секунд, что разви­вает скоростные и скоростно-силовые качества. Такой вид бега вызывает в течение некоторого времени бескислородную работу системы дыхания (анаэробный режим).

Бег большой интенсивности, переходящий в зону субмаксимальной интенсивности - это бег, готовящий орга­низм к работе аэробно-анаэробного энергообеспечения. По продолжительности такая беговая нагрузка дается в неболь­шом объеме, т.к. школьники переносят трудно, поэтому и включаем постепенно.

На 3-4 уроках в сентябре используем бег малой интен­сивности: сначала 1 минуту, затем 3-5 минут. На следующих уроках бежим в режиме умеренной интенсивности до 6-8 минут. На самых первых уроках начинаем работу по улучше­нию быстроты бега, сначала в виде небольших ускорений (по 10-15 метров), затем более продолжительных. Используем упражнения на месте: имитация работы рук с постепенным увеличением темпа, имитация работы ног тоже с ускорением до максимального. На каждом уроке нужно применять не менее 3-5 ускорений и 5-7 имитационных упражнений.

Бег включаем в каждый урок. На открытой площадке за­нятия продолжаются месяц- полтора (в зависимости от пого­ды), затем в спортивном зале. В водную часть включаем медленный бег, в середине или в конце основной части - бег умеренной интенсивности (до 4-5 минут), субмаксимальной и максимальной интенсивности (эстафеты, ускорения и др.). Но больше всего бег используем в процессе проведения подвиж­ных игр («Салки», «К своим местам», «У медведя во бору», «Белые медведи», «Мы - веселые ребята», «Два мороза», «Вызов номеров», «Пустое место», «Гуси-лебеди» и др.). а также эстафет с мячами, обручами, кубиками и др. инвента­рем и без него.

В конце апреля - начале мая снова выходим на открытую площадку. Используем в основном те же упражнения, что и в начале учебного года, но увеличиваем число ускорений и пробеганий коротких, средних, длинных отрезков, но не в полную силу. Проводим простейшие беговые соревнования и игры.

2 класс: занятия бегом с второклассниками начинаем с бега умеренной интенсивности, продолжительностью до двух минут. В процессе равномерного бега отрабатываем технику беговых движений.

Главные задачи во втором классе - освоение правильного направления бега (прямолинейности) и повышение силы отталкивания ногами, отработка движений рук, согласование движений рук, ног и туловища, ознакомление с правильным дыханием во время бега. Для решения этих задач используем упражнения:

1.Прыжки с ноги на ногу. Это упражнение способствует освоению отталкивания ногами. Техника выполнения такая: движение направлено вперёд- вверх и, после отталкивания толчковая нога должна выпрямиться в коленном суставе. В заключительной части разучивания этого упражнения устраи­ваем соревнование в преодолении отрезка 10-15 метров за наименьшее число шагов или даем задание преодолеть за 5-10 шагов возможно большее расстояние.

2.Семенящий бег. Вначале разучиваем на месте, затем у опоры и в движении. Важно, чтобы учащиеся овладели мягкой и свободной, расслабленной постановкой стопы на грунт с последующим полным выпрямлением ноги в коленном суста­ве. Следим за тем, чтобы чётко выводилось бедро толчковой ноги вперед-вверх (не высоко). Смысл этого упражнения-выработка прямолинейности бега, а так же постановка стоп без разворота носков в стороны.

Во 2 классе проводим пробегание 20 метров в макси­мальном темпе. Следим за тем, чтобы ребята после пробегания отрезка продолжали движение по инерции до полной остановки (важен переход от напряженного бега к бегу по инерции для выработки свободных ненапряженных беговых движений, а по окончании дистанции применяли упражнения для скорейшего восстановления: потряхивания руками и ногами на месте, можно использовать отдых лежа).

Во второй половине сентября включаем бег большой интенсивности (примерно 50-60% от максимальной). Здесь происходит значительная нагрузка на организм школьников. Они учатся бежать с возможно более равномерной скоростью, начиная с одной и на последующих уроках до 5-6 минут. Начинаем с повторного бега на отрезках 200-300 метров. Перерыв для отдыха 2 минуты. За это время частота сердеч­ных сокращений достигает 120-140 ударов в минуту (если дети еще не восстановились, то время отдыха увеличим).

Когда занятия на улице, по погодным условиям невоз­можны, переходим в спортивный зал. Там беговые упражне­ния следующие: бег на носках, спиною вперед; с высоким подниманием бедер; с захлестыванием голеней назад; с ноги на ногу; длинными шагами; с поворотами на 180 и 360 граду­сов; с подниманием прямых ног вперед, в стороны; скрестны­ми шагами; бег вперед, назад, в стороны (на определенное число шагов); чередуя длинные и короткие шаги; 4 беговых шага вперед и 4 прыжка на месте или вперед на обеих ногах; бег с вращением рук вперед и назад; бег с взмахами рук вверх и вниз («птицы» летят); бег из различных исходных положе­ний по сигналам.

В ходе уроков обучаем второклассников бегу в колонне по два, по три (объединяются по желанию), с изменением темпа и ритма по звуковым сигналам, а так же эстафетный бег (самый любимый), игровые упражнения типа «пятнашки».

В 4 четверти увеличиваем метраж бега на средних (60-200м.) и длинных отрезках (300-500м.), повышая интенсив­ность до субмаксимальной, что приучает к работе в более трудном режиме - аэробно-анаэробном.

3 класс: с третьеклассниками, вначале 1 четверти, изуча­ем высокий старт с опорой на одну руку. После объяснения и показа правильной техники старта (вперед ставим сильную ногу), переходим к выбеганиям со старта. Чтобы учащиеся «уловили» момент выбегания нужны подводящие упражне­ния: выбегание со старта с незначительным сохранением наклона туловища вперед (с первыми 3-4 шагами) и постепен­ным выпрямлением его; выбегание со старта с набором скоро­сти. Повторяем бег по дистанции, заканчивающимся бегом по

инерции (резкое торможение - ошибка). Применяем упражне­ния в имитации движений руками. Сначала выполняем дви­жения медленно, затем в ускоренном и быстром темпе. Максимальный темп удерживаем в течение 5-6 секунд, потом постепенно снижаем до начального.

Дозировка медленного и умеренного бега в третьем клас­се такая же, как и во втором. Примерно до 9 лет выносливость в беге больше всего растет за счет увеличения мышечной силы. Увеличение силы также дает «прибавку» в быстроте и улучшение скоростно-силовых качеств. Поэтому будем комплексно развивать названные качества.

На уроках, на открытой площадке и в спортивном зале беговые упражнения сочетаем с прыжковыми. Даем больше многоскоков, выпрыгиваний вверх из положения низкого приседа, «лягушку» и др. Одновременно с этим развиваем ловкость. Для этого проводим полосу препятствий, состоящей из гимнастических скамеек, гимнастических матов, обручей, скакалок, мячей и др. Среди упражнений используем подлезания, кувырки, лазания, различные прыжковые упражнения. При проведении эстафетного бега и полосы препятствий необходимо учитывать физиологические возможности и способности мальчиков и девочек, при необходимости ис­пользуем бег с гандикапом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!