СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обследования фонетико-фонематической стороны речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Диагностику целесообразно  проводить на индивидуальных занятиях.

      В процессе исследований можно использовать комплекс диагностических методик.

   Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи осуществляется по  направлениям.

Просмотр содержимого документа
«Методика обследования фонетико-фонематической стороны речи детей с интеллектуальной недостаточностью»

Методика обследования фонетико-фонематической стороны речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Цель обследования: определить уровень развития фонетико-фонематической стороны речи умственно отсталых школьников.

Диагностику целесообразно проводить на индивидуальных занятиях.

В процессе исследований можно использовать комплекс диагностических методик.

Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи осуществляется по следующим направлениям:

1. Состояние фонематического слуха.

2. Состояние артикуляционной моторики.

3. Состояние звукопроизношения.

4. Практическое осознание элементов речи.

5. Слоговая структура слова.

В ходе индивидуального диагностического занятия каждому ребенку предлагаются следующие виды заданий для проверки фонематического слуха:

– воспроизведение за логопедом слоговых сочетаний из лёгких для произнесения звуков: [па – ба – па] и т.п.,

– выделение определённого звука из цепочки звуков, например [с], среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р], (ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши);

– раскладывание на столе в произвольном порядке нескольких картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков, соединение картинок, названия которых звучат похоже: жук – лук, мышка – мишка, кит - кот и т.д.,

- выделение ударного гласного в начале слова,

- обводка картинки столько раз, сколько она будет названа правильно.

Для обследования состояния артикуляционной моторики используются задания:

Ребенок выполняет упражнения:

- губами: «вытягивание», «улыбка» и т.д.

- языком: «трубочка», «иголочка», «блинчик»

- щеками: надувание, втягивание

- челюстью: подвижность

- подъем мягкого неба: произнесение звука «А» на твердой атаке.

Изучение состояния звуковой стороны речи детей.

Для выявления особенностей звукопроизношения детей используют широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умения дифференцировать звуки, ребёнку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука [з – с, ж – ш, б – п, г – к, л – р], и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак, мышка – мишка). При обследовании звукопроизношения просят ребенка повторить скороговорки или чистоговорки. При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчётливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. При замене звуков указывается (фиксируется) звук- заместитель.

Для изучения уровня практического осознания элементов речи используются задания:

1. Скажи одно слово.

2. а) Произнеси один звук. б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове.

3. а) Скажи одно предложение. б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? в) Назови первое слово, второе, третье.

Для обследования слоговой структуры слова используются следующие задания:

Ребёнка просят:

– повторить: мотоциклист, велосипедист, перекресток, светофор и другие слова и сочетания сложной слоговой структуры и различной звуконаполняемости;

Нарушение слоговой структуры слова и нарушение звуконаполняемости слов в структуре многосложных слов фиксируются логопедом. Слова повторяются за педагогом или произносятся самостоятельно по предложенной картинке.

По результатам обследования фонетико-фонематической стороны речи детей логопед делает выводы. Как правило, у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается взаимосвязь и взаимовлияние фонематического восприятия и произношения звука. Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни чётко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определённым звуком. С трудом совершаются действия звукового анализа.

Проявляется смешение звуков при чтении и на письме, смазанность, недостаточная выразительность и четкость речи.

Дети часто искажают смысл слов вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!