Методика обследования фонетико-фонематической стороны речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Цель обследования: определить уровень развития фонетико-фонематической стороны речи умственно отсталых школьников.
Диагностику целесообразно проводить на индивидуальных занятиях.
В процессе исследований можно использовать комплекс диагностических методик.
Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи осуществляется по следующим направлениям:
1. Состояние фонематического слуха.
2. Состояние артикуляционной моторики.
3. Состояние звукопроизношения.
4. Практическое осознание элементов речи.
5. Слоговая структура слова.
В ходе индивидуального диагностического занятия каждому ребенку предлагаются следующие виды заданий для проверки фонематического слуха:
– воспроизведение за логопедом слоговых сочетаний из лёгких для произнесения звуков: [па – ба – па] и т.п.,
– выделение определённого звука из цепочки звуков, например [с], среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р], (ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши);
– раскладывание на столе в произвольном порядке нескольких картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков, соединение картинок, названия которых звучат похоже: жук – лук, мышка – мишка, кит - кот и т.д.,
- выделение ударного гласного в начале слова,
- обводка картинки столько раз, сколько она будет названа правильно.
Для обследования состояния артикуляционной моторики используются задания:
Ребенок выполняет упражнения:
- губами: «вытягивание», «улыбка» и т.д.
- языком: «трубочка», «иголочка», «блинчик»
- щеками: надувание, втягивание
- челюстью: подвижность
- подъем мягкого неба: произнесение звука «А» на твердой атаке.
Изучение состояния звуковой стороны речи детей.
Для выявления особенностей звукопроизношения детей используют широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умения дифференцировать звуки, ребёнку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука [з – с, ж – ш, б – п, г – к, л – р], и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак, мышка – мишка). При обследовании звукопроизношения просят ребенка повторить скороговорки или чистоговорки. При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчётливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. При замене звуков указывается (фиксируется) звук- заместитель.
Для изучения уровня практического осознания элементов речи используются задания:
1. Скажи одно слово.
2. а) Произнеси один звук. б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове.
3. а) Скажи одно предложение. б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? в) Назови первое слово, второе, третье.
Для обследования слоговой структуры слова используются следующие задания:
Ребёнка просят:
– повторить: мотоциклист, велосипедист, перекресток, светофор и другие слова и сочетания сложной слоговой структуры и различной звуконаполняемости;
Нарушение слоговой структуры слова и нарушение звуконаполняемости слов в структуре многосложных слов фиксируются логопедом. Слова повторяются за педагогом или произносятся самостоятельно по предложенной картинке.
По результатам обследования фонетико-фонематической стороны речи детей логопед делает выводы. Как правило, у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается взаимосвязь и взаимовлияние фонематического восприятия и произношения звука. Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни чётко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определённым звуком. С трудом совершаются действия звукового анализа.
Проявляется смешение звуков при чтении и на письме, смазанность, недостаточная выразительность и четкость речи.
Дети часто искажают смысл слов вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха.