СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения курса География России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения курса География России»

Практическая работа 4 Методика изучения курса География России

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК  под ред. Алексеева А.И., Николиной В.В., Липкиной Е.К.

Тема учебного занятия

Россияне. Население России

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок  обобщения и систематизации знаний  «Население России»

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Тема «Россияне» рассчитана на 9  часов. «Население России» - урок № 9 в  теме «Россияне».

Учебная задача

 

Вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию, способствующую совершенствованию знаний о населении России, умений объяснять и применять эти знания для решения различных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты


Цель





Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся получат возможность научиться

 формировать навыки и умения использования географических знаний в повседневной жизни для решения  практических задач.



Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся получат возможность

- развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- самостоятельно организовывать свою деятельность (определять её цели и задачи, оценивать достигнутые результаты);

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета своих и чужих интересов.



Цель – ценность (личностный результат)

 

Обучающиеся получат возможность

для овладения системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;



Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

 

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

 

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

 

имеют опыт работы с графиками  и таблицами, политико-административной картой России и картой «Население России» 

знают демографические понятия и показатели

 

определить показатели естественного прироста, миграционного прироста, общего прироста

 

 могут сравнивать  и сопоставлять демографические показатели в различные периоды времени, анализировать графики и таблицы по населению

могут планировать последовательность и способ действий при анализе иллюстративно-картографического материала

могут контролировать и  оценивать свои действия и действия одноклассников, делать выводы



















 

 

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы


1. Учебник. География. 8  класс. / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина - М.: «Просвещение» 2015 г.

 

Народы России. Энциклопедия (гл. ред. В.А. Тишков). – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994

Географическая энциклопедия «География России»   http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/geografiya-naseleniya-rossii.htm

Интерактивная карта России


Техническое обеспечение

Проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация,


Динамическая пауза на 20 минуте урока

Гимнастика для глаз:

  1. Выполните горизонтальные движения глазами: направо-налево.

  2. Поднимите глазки вверх, опустите вниз.

  3. Быстро сожмите и разожмите веки.

  4. Часто поморгайте глазами.

 








 

 

Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

 

1.Мотивационно-ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учеников, распределение по группам.

Приветствие учителя, класс делится на 3 группы. Каждая группа  получает свой  маршрутный лист.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Проверка усвоения материала, изученного на прошлом уроке по теме «Россияне на рынке труда».

Выполните задание 1 в маршрутном листе, который лежит у каждой группы на столе (слайд 1) (Приложение 10)

 

 

 

Вспоминают изученный ранее материал.

 (Приложение 1)

 

1.3. Создание проблемной ситуации

- Сейчас  вы попробуйте разгадать кроссворд, который лежит у каждой группы на столе, определить его ключевое слово (Приложение 11)

-Попробуйте угадать тему нашего урока.

Учитель показывает слайд-шоу (слайд 2)

 

Что вы знаете по этой теме? (слайд 3)

 

Ученики разгадывают кроссворд, определяют его ключевое слово «Население»

 

 

 

 

 

 

 

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Сформулируем цели, план нашего урока.

1.Разминка. 

2.Работа в группе  по станциям.

3.Подведение итогов.

Принимают участие в обсуждении своей деятельности на уроке.

 

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

-  Придерживаясь плана нашей игры, начнем с разминки. В  своих маршрутных листах заполните схему (кластер) «Население» в задании 2 (Приложение 2).

Ребята в каждой группе стараются заполнить кластер в задании 2 на маршрутном листе (Приложение 10).

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  Какие трудности возникли у вас с заполнением кластера (Слайд 4)

 

-Ребята объясните, для чего нам нужны знания о демографических процессах населения?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете,  в каких  профессиях особенно необходимы демографические знания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке вы, проходя различные станции, указанные в вашем маршрутном листе, познакомитесь с этими профессиями поближе.  (Слайд 5)

 

Выясняют свои ошибки и затруднения.

Слушают учителя, смотрят на слайд 4.

 

Примерные ответы обучающихся:

«Знания о численности населения, его составе, естественном движении, миграции и размещении необходимы любому человеку. Эти сведенья свидетельствуют о процессах, которые происходят в стране, позволяют составить прогнозы об объеме трудовых ресурсов и анализировать изменения в составе и структуре населения».

 

Примерные ответы обучающихся: «Статистик – это специалист, занимающийся обработкой  количественных показателей развития общества.  Демограф - это специалист, который занимается анализом демографических процессов населения. Специалист-демограф будет востребован в аналитических службах в отделах различных предприятий.  Демографические  знания  необходимы  в страховании и при работе в пенсионных фондах, поскольку с помощью демографических  методов выполняются многие расчеты, а специалисты-страховщики должны разбираться в таких понятиях, как продолжительность жизни, знать тенденции относительно смертности и здоровья населения»

 

Слушают учителя, смотрят на слайд 5.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Станция 1 «Сформулируй» (слайд 6). Каждой группе выдаются карточки с терминами населения, и они высвечиваются слайде. (Приложение 3).

Слайд 7.

 

Станция 2 «Найди» (слайд 8). Каждой группе выдаются карточки   с заданиями на нахождение высказывания, связанного с определенным термином населения (Приложение 4)

Слайды 9 - 17.

Станция 3 «Назови» (слайд 18). Каждой группе  выдаются карточки с заданиями, выполнение которых связано различными источниками информации о населении – графиками и  таблицами (Приложение 5)

Слайды 19-27.

Станция 4 «Рассчитай» (слайд 28). Каждой группе выдаются карточки с задачи по населению России, выполнение которых связано с различными источниками информации о населении  – графиками и таблицами (Приложение 6)

Слайды 29-37

Станция 5 «Узнай» (слайд 37). Каждой группе выдаются карточки с описанием трех народов России, по описаниям ребята должны узнать народы РФ. (Приложение 7). ЭОР географическая энциклопедия «География России»   http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/geografiya-naseleniya-rossii.htm

Слайды 38-42

Станция 6 «Определи» (слайд 43) Каждой группе выдаются карточки (Приложение 8) Определите название субъектов РФ на карте и их столицы. В каком из указанных субъектов наибольшая численность населения, в каком наименьшая. Объясните, какие факторы влияют  на численность населения в данных субъектах РФ.  Для задания можно использовать карты атласа.

Слайд 44-45

Ребята формулируют определение каждому термину, связанному с населением России.

Выставляют заработанное количество баллов в маршрутный лист (задание 3) – станция «Сформулируй».

 

Ребята в каждой группе находят высказывания, соответствующему данному термину. Выставляют заработанное количество баллов в маршрутный лист (задание 3) – станция «Найди».

 

Ребята в каждой группе по предложенным карточкам отвечают на поставленный вопрос.

Выставляют заработанное количество баллов в маршрутный лист(задание 3) – станция «Назови».

 

 

Ребята каждой группы, решают задачи по населению России. Выставляют заработанное количество баллов в маршрутный лист (задание 3) – станция «Рассчитай».

 

 

Ребята каждой группы, определят три народа РФ. Выставляют заработанное количество баллов в маршрутный лист (задание 3)  – станция «Узнай».

 

 

 

 

 

Ребята каждой группы, определят субъекты РФ и их столицы, субъекты с наибольшей и с наименьшей численностью населения, факторы, влияющие на численность населения в данных субъектах РФ. Выставляют заработанное количество баллов в маршрутный лист (задание 3) – станция «Определи».

 

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Мы с вами пройдем последнюю станцию «Реши» - это задания общее для всех групп. У каждаго на столе карточки с задачей (Приложение 9). У вас должно быть верно, выполненное и правильно оформленное решение, за которые вы сможете получить три балла.

Слайды 46-47

Сравнивают свое решение с решением других групп, оценивают правильность выполненного задания. Выставляют заработанное количество баллов в маршрутный лист – станция «Реши».

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Формулирует выводы, благодарит за активную работу на уроке.

 

Предлагает оценить результат своей деятельности на уроке, ответив на следующие вопросы в маршрутном листе (Приложение 10):

Было ли вам интересно на уроке?

Что нового вы узнали на уроке?

Сумеете ли вы применить свои знания в повседневной жизни?

Оцените свою работу на уроке по предложенным критериям в маршрутном листе

Информирует учащихся о домашнем задании.

Домашнее задание (слайд 48)

На выбор составить тест или кроссворд по теме «Россияне: Население России»

Слайд 49.

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, осмысливают свои действия, выявляют положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Каждая группа сдает  свой маршрутный лист для оценки  работы на уроке.

Тема: Нефтяная промышленность

Цели урока:

- В предметном направлении:

раскрыть роль и значение нефтяного комплекса в хозяйстве страны;

познакомить с составом комплекса и размещением месторождений нефти в России, Новосибирской области;

выявить факторы размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности,

развивать умение работать с географическими картами.

В метапредметном направлении:

учить анализировать информацию и выделять особенности нефтяной промышленности;

учить структурировать знания;

выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций, связанных

с добычей, транспортировкой, переработкой нефти и их влиянии на экологическую безопасность.

-В направлении личностного развития:

развитие личностных действий нравственно-этического оценивания ;

формирование личностной мотивации учебной деятельности.

Задачи:

- познакомить с особенностями производственных процессов нефтяной промышленности;

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету;

- совершенствование коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы к уроку:

Презентация «Нефтяная промышленность России».

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учебник географии, 8 класс.

Карта «Топливная промышленность России».

Атласы 8, 9 классов.

























  1. Организационный момент

Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Меня зовут Ирина Юрьевна, и сегодня урок географии для вас проведу я. Обычно после этих слов учитель сообщает тему урока. А что если я вам не скажу, а покажу совсем даже не тему, а одного персонажа сегодняшнего урока. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас этот предмет (путешествие, туризм, поездка, дорога и т.д). Хорошо. Все эти слова имеют непосредственное отношение и к школьному предмету – география. И я предлагаю в течение нашего урока наполнить рюкзак, но не туристическими принадлежностями, а новыми знаниями.

А для этого мы сегодня с вами будем выполнять разные задания: составим конспект урока, проведем практическую работу, выполним тест.

Наш урок мы начинаем с выпуска новостей. Внимание на экран (видео).

  1. Этап постановки цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Как вы думаете, о чем у нас пойдёт речь на уроке? (о нефти)

- Предположите, какая тема будет сегодня на уроке? (нефтяная промышленность). ЗАПИШИТЕ ТЕМУ НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ.

- Назовите несколько способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

(применение -топливо, доход для государства, изготовление искусственных материалов, как сохранить окружающую среду, знание – что такое нефть, как её добывают, и назначение нефти и применение в хозяйстве России.
- Вот видите, как важно нам знать все особенности нефтяной промышленности.

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Какое место занимает нефть в современном мире? Обозначить особенности нефтяной промышленности в России)
III. Этап первичного усвоения новых знаний

- Сначала мы с вами рассмотрим структуру экономики России.

Отрасли


Электроэнергетика

11,9 %

Топливная промышленность

19,9 %

Чёрная металлургия

8.1 %

Цветная металлургия

7,7 %

Химическая

6,3 %

Лёгкая

1.5 %

Машиностроение

20.1 %

Лесная

4,4 %

Пищевая

13,9 %

Прочие

6,2 %

- Какое место в структуре экономики занимает топливная промышленность?

Нефтяная промышленность

  1. Топливная промышленность составляет _____% в структуре экономики России, занимает _________место после отрасли машиностроения.

  2. Топливная промышленность занята:   ___________________________

  3. Нефть это - _________________________________________________

  4. Нефть была известна человеку с глубокой ___________

  5. Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая ________нефтяных и нефтегазовых месторождений, ________ скважин, ____________ нефти и попутного газа, трубопроводный ______________ нефти.

  6. _______ нефтяная промышленность занимает в структуре производства энергоресурсов.

  7. Нефтяная промышленность является ______________промышленности России. Нефть не только одна их главных отраслей в экономике России, она составляет ______________России.

Вывод: 19,9 % в структуре экономики России занимает топливная промышленность- 2 место, после отрасли машиностроения.

- Какими отраслями представлена топливная промышленность – угольная, газовая и нефтяная, торфяная промышленности

- Чем занята угольная промышленость? (Добычей и переработкой различных видов топлива)

Ребята, а кто из вас знает, что такое нефть? (Полезные ископаемые)

- С какого времени была известна нефть?

Нефть была известна человеку с глубокой древности. О её применении для освещения, обогрева, изготовления лекарств упоминали Геродот и Плутарх. В 19 в. стимулом к её развитию стало изобретение керосиновой лампы, а затем и двигателя внутреннего сгорания. В 20в. ни один другой вид первичных энергоресурсов не оказал большего влияния на экономическое и социальное развитие человечества, как нефть.

-Что включает нефтяная промышленность?

Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти.

По вашему мнению, какое значение имеет нефтяная промышленность в экономике России? (Большое, важное).

Насколько важное, предстоит ответить вам самим. Рассмотрим долю нефтяной промышленности в структуре производства энергоресурсов.

- Какой процент приходится на нефтяную промышленность в структуре производств энергоресурсов?

Вывод: 39% нефтяная промышленность занимает в структуре производства энергоресурсов.

- Таким образом мы можем сделать вывод, что нефтяная промышленность является……….

Таким образом, нефтяная промышленность является ведущей отраслью промышленности России. Нефть составляет основу экспорта России.

Физминутка. Ребята, давайте немножко отдохнем. Выпрямите спину, потянитесь, и следите за мной глазами, не поворачивая головы.

Называем крайние материковые точки России. (мыс Челюскина, мыс Дежнева, г. Базардюзю, Балтийская коса)

IV. Этап «открытия» нового знания

- А вы можете мне сказать, в чем заключаются особенности нефтяной промышленности в России?,,,,,, А правы вы или нет, мы узнаем в конце урока.

На территории Российской Федерации находятся три крупные нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печорская.

Сегодня мы с вами подробно рассмотрим Западную – Сибирскую нефтяную базу.

Западно – Сибирская нефтяная база – это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5млн.кв.км.

- Найдите, на каких месторождениях добывают нефть в этой нефтяной базе.

(В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой. Большая часть из них расположена в Тюменской области - своеобразном ядре района).

(ученик наносит условные знаки на карту, остальные в к/к)

Сейчас на территории Западной Сибири находится несколько десятков крупных месторождений и добывается 70% российской нефти.

Развитие нефтяной промышленности на территории НСО

-Какое значимое событие, посвященное нашей области мы празднуем в этом году? (80 лет)

-А в нашей области добывают нефть?

По объемам добытой и реализованной нефти Новосибирская область считается третьей в Сибири. На первом месте — Тюмень, а на втором — Томская область.

В Северном районе Новосибирской области существует семь нефтяных месторождений. Самые крупные - Верх-Тарское и Малоичское месторождения. Запасы первого из них оцениваются в 50 млн тонн. Сейчас в этой точке добыто уже более 11 млн тонн. Нефтепровод «Верх-Тарка – Барабинск» был построен недавно. И он способствовал ускоренному освоению указанных зон, поскольку раньше сырье приходилось транспортировать в бочках при помощи автомобилей.

  1. Этап первичной проверки понимания

- Как происходит переработка нефти?

Просмотр видеосюжета.

Переработка нефти происходит на НПЗ. Нефтеперерабатывающий завод - завод, на котором нефть разгоняют на фракции и вырабатывают из них товарные нефтепродукты и сырье для дальнейшей переработки или органического синтеза. На данный момент в России действуют 28 заводов по переработке нефти, производственный процесс на НПЗ осуществляется круглосуточно. Первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в России г.Ухта 1745г.

Нанести на К\К НПЗ Сибири. (парная работав группах: один человек наносит в к/к, а второй – на карте доски).

А теперь, ребята, давайте исследуем «черное золото» и определим его физические свойства. Результат исследователя запишите в таблицу.

Практическая работа № 11

Тема: Свойства нефти.

Цель: определить свойства нефти; причины экологических проблем

Техника безопасности

-Прежде чем приступить к работе, еще раз напоминаю вам правила техники безопасности.

1) Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

2) При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к ли­цу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

3) Без указания лаборанта не смешивать вещества

4) Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

Ход работы:

1.Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом).
2.Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.

3.Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). 4.Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.

Каковы свойства у нашего «черного золота»



Параметры

Нефть

Агрегатное состояние

Жидкость ( маслянистая)

Происхождение

Из остатков разложившихся животных

Цвет

Черный, красная, зеленая, янтарная, голубая и бесцветная

Смешивается или не смешивается с водой

Не смешивается

Располагается выше или ниже уровня воды

Выше

Другие свойства

Хорошо горит



Посмотрите на узор, который у вас получился? Красивый?

Но эта красота несет смерть всему живому.

- Ребята, скажите, а из – за какого свойства нефти людям приходится решать экологические проблемы.

1. Предприятия по переработке нефтепродуктов – основные источники загрязнения окружающей среды.

2. Во время перекачки сырья происходят множественные аварии, которые сопровождаются широкими разливами нефти, что загрязняет не только почву, но и воду и воздушное пространство, что приводит к огромнейшим материальным проблемам, массовой гибели людей и возникновению самых разнообразных заболеваний.

3. Нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока и микрорельефа территории.

4. Развитию парникового эффекта, уменьшению озонового слоя, предохраняющего биосферу Земли от поступления дополнительной солнечной энергии. 

Вывод: 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. 

Весь материал сегодняшнего урока вам пригодится для подготовки к ОГЭ в 9 классе. Обратите внимание на слайд, где можете ознакомиться с вопросом.

вопросы ОГЭ № 23

1.Успеш­но­му раз­ви­тию в Омске неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го за­во­да, круп­ней­ше­го в ази­ат­ской части Рос­сии, спо­соб­ству­ют со­сед­ство с неф­те­до­бы­ва­ю­щи­ми рай­о­на­ми и бли­зость рай­о­нов по­треб­ле­ния про­из­ве­ден­ных неф­те­про­дук­тов. Какая ещё осо­бен­ность эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния г. Омска спо­соб­ству­ет раз­ви­тию этого пред­при­я­тия? Ука­жи­те одну осо­бен­ность.

Это ваш вопрос домашнего задания.

А сейчас проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, ответив на вопрос теста.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ




Тест по теме: Нефтяная промышленность

  1. По запасам нефти Россия занимает…..

  2. По добыче нефти  Россия занимает…

  3. Какая нефтяная база является крупнейшим нефтегазоносным бассейном мира:

а) Западно-Сибирская б) Волго-Уральская в) Тимано-Печорская

  1. Самый крупный нефтеперерабатывающий завод Сибири:

а) Москва б) Омск В) Хабаровск

  1.  Основной способ транспортировки нефти в России:

а) по железной дороге     б) по трубопроводам          в) в судах-танкерах


VII. Итоги

Вспомните, какие задачи мы с вами поставили в начале урока и ответьте, достигли ли мы их: (Россия занимает 2 место по добычи нефти, нефтяная промышленность является ведущей отраслью промышленности России и рассмотрели основные нефтяные базы России и нанесли их на К/К)



VIII.Домашнее задание:

Ребята, обратите внимание, сегодня у нас домашнее задание разного уровня.

Задания базового уровня оценивается не выше четверки, а если вы хотите пять, то это вопрос повышенного уровня ОГЭ по географии.

1.Нанесите на контурную карту основные месторождения нефтяных баз России, стрелками покажите основные нефтепроводы, проходящие через территорию России.

2. Успеш­но­му раз­ви­тию в Омске неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го за­во­да, круп­ней­ше­го в ази­ат­ской части Рос­сии, спо­соб­ству­ют со­сед­ство с неф­те­до­бы­ва­ю­щи­ми рай­о­на­ми и бли­зость рай­о­нов по­треб­ле­ния про­из­ве­ден­ных неф­те­про­дук­тов. Какая ещё осо­бен­ность эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния г. Омска спо­соб­ству­ет раз­ви­тию этого пред­при­я­тия? Ука­жи­те одну осо­бен­ность.

А конспект урока, которого заполнили, вы можете использовать при подготовке домашнего задания и ОГЭ по географии.




IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, поделитесь со мной своим впечатлениями о сегодняшнем уроке. Если вам все было понятно, интересно, то опустите в рюкзак – компас, как символ того, что мы на верном пути, а если тема вызвала затруднения и была вам непонятной, то положите в рюкзак камень, чтобы я знала, что на этом месте нужно еще немножко задержаться. А еще я очень хотела, что вы мотивировали свой выбор.

Ребята, я очень рада, что материал сегодняшнего урока усвоен всеми, значит мы находимся на верном пути и можем продолжить наше путешествие и пополнить наш рюкзак новыми знаниями и открытиями.

- На этом наш урок окончен, спасибо за работу!

Задание 2.

Чтение и анализ карт. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

 

1) 

2) 

3) 

4) 

2 уровень- дайте оценкуТЭК Росси?

План  характеристики  экономического  района
  1. Состав  территории.

  2. ЭГП  района:  в  какой  части  страны  находится,  вид  географического  положения,  с  кем  и  где  граничит,  чем  и  где  омывается,  вывод: выделить благоприятные черты и неблагоприятные.

  3.  Природные  условия  и  ресурсы,  вывод  о  ресурсообеспеченности  района.
       

  4. Характеристика  населения:  численность,  размещение,  воспроизводство,  половой,  возрастной,  национальный  и  религиозный  состав,  уровень  урбанизации,  крупнейшие  города,  особенности  миграций  и  трудовых  ресурсов.
       

  5. Отрасли  специализации  промышленности, факторы специализации, крупнейшие центры.
       

  6.  Структура  сельского  хозяйства,  главные  сельскохозяйственные  районы  и  отрасли  специализации  сельского  хозяйства.
       

  7. Особенности транспорта, виды, основные магистрали, крупнейшие транспортные узлы.
       

  8. Проблемы  и  перспективы  развития  района

3 уровень.

Кейс. Агропромышленный комплекс России.

Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.

Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.

Вопросы к кейсу.
  1. Сформулируйте проблему.

  2. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)

  3. Как сократить потери продукции при уборке и хранении?

  4. Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?

  5. Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?

  6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?

  7. Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?

Задание 3.

План характеристики населения

1. Численность. Естественный и механический прирост.

2. Национальный состав.

3. Плотность, особенности размещения населения.


План характеристики природных ресурсов

1. Общие запасы и концентрация на единицу площади).

2. Качество, состав.

3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).

4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.

5. Освоенность территории.

6. Транспортные возможности.

7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.


План характеристики природно-территориального комплекса (ПТК)

1. Географическое положение.

2. Геологическое строение и полезные ископаемые.

3. Рельеф.

4. Климат ( климатические пояса и области, средние температуры января и июля, амплитуда температур, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения, годовая сумма температур выше + 100С, возможность природных условий для сельскохозяйственного использования территории ).

5. Почва.

6. Растительность.

7. Животный мир

8.  Экологические проблемы.

План характеристики отрасли промышленности

1. Значение отрасли и размеры ее продукции,

2. Природные предпосылки для развития отрасли.

3. Структура отрасли.

4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии. 5. Отраслевые и промышленные районы.

6. Общий вывод. Перспективы развития отрасли.

План изучения территории экономического района

1. ЭГП района

2. Природные условия, ресурсы района и их хозяйственная оценка.

3. Трудовые ресурсы и возможности их использования.

4. Исторические предпосылки развития народного хозяйства экономического района.

5. Специализация хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт).

6. Взаимосвязи отраслей и территорий внутри района, формы размещения производства (ТПК, узлы, центры).

7. Города.

8. Перспективы развития экономического района.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!