СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования статистики и количественной информации при решении ситуационных задач

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Данные таблиц являются основным источником статистической информации. Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. Использование статистических материалов в прохождении экономической и социальной географии целесообразно при следующих методических условиях: при   использовании   статистических   материалов   как   самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравненийВ курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Данные таблиц являются основным источником статистической информации. Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. Использование статистических материалов в прохождении экономической и социальной географии целесообразно при следующих методических условиях: при   использовании   статистических   материалов   как   самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравненийВ курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Данные таблиц являются основным источником статистической информации. Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. Использование статистических материалов в прохождении экономической и социальной географии целесообразно при следующих методических условиях: при   использовании   статистических   материалов   как   самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравненийВ курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Данные таблиц являются основным источником статистической информации. Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. Использование статистических материалов в прохождении экономической и социальной географии целесообразно при следующих методических условиях: при   использовании   статистических   материалов   как   самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений

Просмотр содержимого документа
«Методика использования статистики и количественной информации при решении ситуационных задач»

Методика использования статистики и количественной информации при решении ситуационных задач


В зарубежной педагогике решение ситуационных задач носит название кейс-метода. Суть этого приема довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Ситуационные задачи направлены не только на освоение конкретных знаний или умений, но и на развитие учебно-познавательной и коммуникативной компетенции школьников. Решение ситуационных задач позволяет установить связь между содержанием школьного географического образования и реальными событиями, происходящими в окружающем мире.

Базовая категория данного приема – понятие «анализ». Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа, в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в ситуационных задачах, что в значительной степени расширяет их возможности.

Для создания географических ситуационных задач базовыми источниками являются: художественная и публицистическая литература, оперативная информация из СМИ, статистические материалы, научные публикации, интернет и его ресурсы.

При всём многообразии видов ситуационных задач, все они имеют типовую структуру (приложение 1). Как правило, задача включает в себя:

  • Название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся).

  • Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни.

  • Личностно-значимый познавательный вопрос.

  • Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные)

  • Вопросы или задания для работы с задачей. Задания для учащихся в этих задачах составляются разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).

Ситуационные задачи ориентированы на формирование наиболее универсальных способов работы с информацией. Большинство исследователей выделяют следующий набор способов работы с информацией: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор (отбор), составление, комбинирование (сочетание), перестановка (замещение), преобразование (трансформация), унификация, структурирование, построение и варианты по аналогии.

На основе таксономии целей К. Блума Л.С. Илюшиным был разработан конструктор ситуационных задач (приложение 2), позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, предлагаемых ученику. Чрезвычайно важным является формулирование заданий из каждого столбца. Количество заданий на ту или иную операцию зависит от типа информации, с которой будут работать учащиеся. Так, если поступает значительный объем новой информации, то, очевидно, больше будет заданий на ознакомление и понимание, не исключая, при этом, заданий на остальные операции.

Существует определенный перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:

  • Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.

  • Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание школьников. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.

  • Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи. Ситуационная задача должна быть актуальной.

  • Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно чтобы в задаче

была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.)

  • В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.

  • Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна ученику.

  • Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.

Особая роль в географическом образовании принадлежит курсу «География России», которая определяется его значительным мировоззренческим и воспитательным потенциалом.

В курсе физической географии России и физической географии материков и океанов понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, поглощенной солнечной радиацией, испаряемостью. Изучение этого материала требует с систематической работы с учебником, где подробно разъясняет значение каждого показателя, последовательность действий по его определению, выполнение практических задач с использованием соответствующих показателей. В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Данные таблиц являются основным источником статистической информации. Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. Использование статистических материалов в прохождении экономической и социальной географии целесообразно при следующих методических условиях: при использовании статистических материалов как самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений.

Наибольшее распространение в дисциплинах экономической географии имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба. Методика использования статистических показателей в географических дисциплинах отличается сложностью и последовательностью. Задачей учителя при этом является не просто ввести в систему знаний тот или иной необходимый показатель как количественную характеристику рассматриваемого объекта, но и научить их его расчёту и продемонстрировать аналитическое значение, заключающееся в выявлении и раскрытии географических особенностей и закономерностей.










Примеры ситуационных задач


Ситуационная задача

Статистическая информация по теме

Варианты заданий

Главная причина снижения численности населения– низкая рождаемость (с 1991 года). Руководство страны проводит демографическую политику, направленную на увеличение рождаемости. В 2008-2009 г.г. показатели демографической статистики значительно улучшились, а в августе 2009 г. рождаемость даже немного превысила смертность.


Проблемный вопрос: можно ли считать демографическую политику России успешной, а наметившееся увеличение рождаемости – тенденцией?


Минувшим летом Сибирь была объята пожарами. На этом фоне странно звучали заявления некоторых губернаторов о том, что лес тушить не всегда рентабельно и дешевле новый посадить. Получается, не принимается в расчёт ни самочувствие людей, которые дышат гарью, ни массовая гибель животных? И вообще лес — наше богатство или как?


Проблемный вопрос: Каким образом нужно изменить структуру экспорта продукции лесного комплекса, чтобы увеличить доходы и уменьшить потери?

Всемирная метеорологическая организация выступила с прогнозом возможных климатических изменений связанных с глобальным потеплением. Центральный район – количество теплых дней увеличится; климат приблизится к европейскому, Калининградская область – затопление территорий и т.д.


Проблемное задание:

назовите причины изменения климата. Какие ещё существуют точки зрения на изменение климата (например, небольшое потепление климата перед глобальным похолоданием)? С какой точки зрения вы согласны? Аргументируйте своё мнение








Выводы

  1. Теория и практика обучения географии доказывает: эффективным средством активации познавательной деятельности учащихся при изучении курса «География России» являются интерактивные методы обучения.

  2. Ситуационные задачи рассматриваются как важный ресурс при интерактивном изучении школьного курса «География России». Ситуационные задачи обеспечивают единство содержательной и процессуальной сторон учения, являясь их неразрывной частью.

  3. Методика использования статистических показателей в географических дисциплинах отличается сложностью и последовательностью. Задачей учителя при этом является не просто ввести в систему знаний тот или иной необходимый показатель как количественную характеристику рассматриваемого объекта, но и научить их его расчёту и продемонстрировать аналитическое значение, заключающееся в выявлении и раскрытии географических особенностей и закономерностей.



Список используемых источников


  1. Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. Профессиональная компетентность учителя географии // География и экология в школе XXI века. - 2011, №6 – с. 31-34

  2. Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» // Педагогика высшей школы. — 2015. — №2. — С. 31-35. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/7/245/ (дата обращения: 01.12.2019).

  3. Душина И. В. Школьная география в период модернизации образования: успехи и просчеты // География в школе. – 2009. – №4. – С. 34-36.

  4. Жучкова, В. К. Раковская Э. М. Методы комплексных физико-географических исследований. Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Академия, 2004.

  5. Иванова, С. А. Использование статистических методов в обучении географии. //География и экология в школе XXI века». — 2007 г. — № 5. — с. 64–67.

  6. Суслов В. Г. Нетрадиционные уроки географии как стимул развития познавательного интереса слабоуспевающих учащихся // География и экология в школе XXI века. –2005. – №2. – С. 42-46.

  7. Сухоруков В.Д. Приоритеты современного школьного географического образования// География в школе. – 2011. – №3. – С. 37-43.



Приложение 1 Этапы конструирования ситуационных задач

Приложение 2 Конструктор ситуационных задач

Оценка

Ранжируйте… и обоснуйте…

Определите, какое из решений является оптимальным для… на ваш взгляд, существуют между…

Оцените значимость… для…

Определите возможные критерии оценки…

Выскажите критические суждения о…

Оцените возможности… для…

Проведите экспертизу состояния…

Синтез

Предложите новый (иной) вариант

Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

Найдите необычный способ, позволяющий…

Придумайте игру, которая…

Предложите новую (свою) классификацию…

Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

Изложите в форме… свое мнение (понимание)…

Анализ

Раскройте особенности…

Составьте перечень основных свойств…, характеризующих..., с точки зрения…

Проанализируйте структуру… с точки зрения…

Постройте классификацию… на основании…

Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

Сравните точки зрения… и… на…

Выявите принципы, лежащие в основе…

Применение

Изобразите информацию о… графически

Предложите способ, позволяющий…

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

Сравните… и…, а затем обоснуйте…

Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

Проведите презентацию…

Рассчитайте на основании данных о…

Понимание

Объясните причину того, что…

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того чтобы…

Покажите связи, которые направлены на…

Постройте прогноз развития…

Прокомментируйте положение о том, что…

Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что …

Приведите пример того, что(как, где)…

Ознакомление

Назовите основные части…

Сгруппируйте вместе все…

Составьте список понятий, касающихся…

Расположите в определенном порядке…

Изложите в форме текста…

Вспомните и напишите…

Прочитайте самостоятельно…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!