СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика и технология работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке описаны технологии работы социального педагога в учреждениях интернатного типа. Подробно описана специфика функциональных обязанностей специалиста, даны рекомендации для начинающих педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Методика и технология работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.»

Методика и технология работы социального педагога

в учреждениях интернатного типа.


Основные направления работы социального педагога в детском доме, школе-интернате:

  • Сбор документов для личного дела воспитанника; сведения о родителях, братьях, сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;

  • Взаимодействие с судом, загсом, нотариатом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образования и здравоохранения по вопросам назначения и удержания алиментов с родителей при лишении родительских прав, перечисления пенсий по потере родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую площадь;

  • Создание условий - совместно с педагогами-психологами, воспитателями для адаптации ребенка к режиму детского дома, развитие навыков самообслуживания, социальной адаптации, профессионального самоопределения воспитанников;

  • Обеспечение льгот, предусмотренных законодательством РФ, в период обучения детей, при выпуске, при поступлении на учебу или работу, оказание помощи выпускникам в поступлении на учебу, работу, получении жилья, комнаты в общежитии и др.

Организация жизни по типу замещающей семьи. В последние годы в организации жизнедеятельности интернатов происходят определенные изменения: появляются смешанные детские дома, центры помощи детям, в которых живут дети от 2 до 18 лет или от 0 до 18 лет. Внутри этих учреждений группы становятся разновозрастными, в них вместе живут родные братья и сестры разного возраста. Эти изменения, а также открытость детского дома, способствующая широким связям детей с окружающим миром, приближение условий проживания к обычным домашним, повышение комфортности жилья создают условия для организации жизнедеятельности детей по типу «замещающей» семьи и позволяют учреждениям называться Домом детства семейного типа, центром помощи детям.

В группе таких учреждений не более 8-10 человек, они подобраны по «семейному» признаку; родные братья и сестры составляют, как правило, основу группы. За такой группой закрепляется воспитатель и помощник воспитателя. Главная задача воспитателя – создать отношения доброжелательности, взаимопомощи, взаимоответственности между детьми. Педагогика требований заменяется педагогикой отношений личностей. Так, основными для детей являются права на свободное время, на добровольное участие в решении внутренних вопросов группы-семьи и всего учреждения.

Такая организация жизни детей-сирот создает предпосылки для их обучения через естественный жизненный опыт, для воспитания самой обстановкой. Может быть, впервые дети получают свою квартиру, комнату, вещи, игрушки. При разновозрастном составе, сохранении родственных связей создается особый психологический климат, устанавливаются особые отношения между детьми: забота старших о младших, дружбы братьев и сестер. Во многом меняются установки детей: они становятся бережливее к своим вещам, обстановке, стараясь украсить свое жилище, сделать уютнее. У детей повышается степень защищенности, уменьшается тревожность, появляется чувство дома.

Интеграция жизни интернатных учреждений. На сегодняшний день в стране прошла активная перестройка работы интернатных учреждений, направленная на решение задачи индивидуальной социализации каждого ребенка.

Подход к организации жизни учреждения должен соответствовать двум основным требованиям: во-первых, обеспечить создание благоприятных условий для сохранения здоровья детей, нормального физического и умственного развития, во-вторых, создать благоприятные предпосылки для ритмичной полнокровной жизни детского коллектива.

Наш детский дом х. Калининского был реорганизован и переименован в центр помощи детям, после введения Постановления правительства РФ от 24.05.2014 года № 481. Многое в работе учреждения изменилось, формы, и методы работы, преобразовались. Пришлось многому заново учиться. Повышать свою профессиональную деятельность. Так, например, к социальной и правовой защите детей, находящихся под надзором, добавились направления в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, временно, по заявлению законных представителей, с детьми и родителями из замещающих семей, детьми, находящимися в социально-опасном положении, работа в приемно-карантинном отделении и многое другое.

В новых условиях социальному педагогу следует научиться целенаправленно, управлять процессом оптимизации взаимоотношений между воспитанниками детского дома, выделяя несколько этапов управления взаимоотношениями.

  • Распознавание (диагностика) взаимоотношений в группе (наблюдение, беседы, социометрия, референтометрия и другие методики).

  • Прогнозирование взаимоотношений. Подбор для каждого ребенка желательного круга общения. Педагоги знают, что у подростков реальный и желательный круг общения могут не совпадать. (Например, ребенок дружит с одними ребятами, а хочется ему быть с другими, но не получается.) Сами подростки не могут наладить отношения. Их останавливает то, что над ними смеются, они не желают быть отвергнутыми. Поэтому педагог старается учесть желаемые контакты для подростка и организовать их.

  • Планирование. Социальный педагог и дети совместно выбирают и планируют те дела, которые они считают необходимыми, полезными и интересными. Педагоги знают, что нередки случаи, когда подростки быстро теряют интерес к организуемому делу, не умеют мобилизовать себя.

Существуют специальные приемы улучшения положения подростка в коллективе и его отношения к деятельности: переключение (подбор желанной деятельности) и выстраивание перед подростком возможной системы перспективных линий деятельности и поведения. Например, сегодня ты «одолеешь» математику, тебя не будет с ней проблем, поэтому больше уделишь внимание музыке к вечеру, а значит – будешь на новогоднем вечере диск - жокеем. Цели можно выдвигать педагогу, но лучше, если это делает сам подросток. Методы различные: убеждение, приучение, поощрение, предъявление четких требований, проявление педагогического такта, чувство меры в воспитательном воздействии.

  • Регулирование взаимоотношений (обучение детей нормам и правилам общения, создание позитивного психологического климата).

  • Заключительный этап – контроль. Контроль над взаимоотношениями требует большого такта, поскольку связан с ломкой стереотипов отношения к тому или иному подростку. Кому-то может показаться, что у социального педагога появляются «любимчики» и т.д. Управление взаимоотношениями приводит к изменению статуса подростка, он повышает свое положение при поддержке педагога. Другие ребята настороженно относятся к этому, и избежать возникновения конфликтов можно только неукоснительным соблюдением норм и правил поведения каждым.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Сегодня особенно важно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность. Поисковую активность и предприимчивость, умение творчески решать возникающие проблемы. На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учреждений во многом сказывается правильно поставленная профориентационная работа. Воспитанников следует ориентировать на более широкий круг выбираемых профессий путем расширения информации о них (беседы, экскурсии на производство, в ПУ, техникумы и вузы). Причем нужно привлекать выпускников, успешно адаптировавшихся в жизни. Положительный пример последних лет, традиционные вечера встречи выпускников и клубы, благотворно сказываются на подростках.

На таких совместных мероприятиях дети приобретают новые знания и опыт общения с взрослыми, меняется отношение детей к окружающему миру, друг к другу. Воспитанники становятся более открытыми в общении, поведении со сверстниками, взрослыми людьми. Дети учатся тому, чего не могли делать раньше. Наблюдения за воспитанниками на мероприятиях позволяет говорить об изменениях в положительную сторону их мышления, рассуждения и поведения.

В заключении, хотелось бы сказать, чтово многих российских семьях в настоящее время наблюдаются кризисные ситуации, усиливаются негативные процессы в брачно-семейной среде, что приводит к ещё большему обострению проблем социального сиротства: в отдельных регионах наметилось значительное увеличение числа детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону, открываются новые детские дома, школы-интернаты. По многочисленным исследованиям «казарменные» условия данных учреждений отражаются на развитии воспитанников. Большинство выпускников интернатных учреждений не подготовлены к самостоятельной жизни, для них характерно иждивенчество, жестокость, равнодушие, трудности в общении с окружающими людьми и т.д. В интернатных учреждениях социальный педагог выполняет задачи социального воспитания воспитанников, их личностного развития, ведёт работу по профессиональной ориентации, подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Для эффективности социально-педагогической деятельности в интернатных учреждениях необходима подготовка специалистов по социальной педагогике именно для учреждений интернатного типа, т.к. интернат – это закрытое специализированное учреждение и его воспитанники во многом отличаются от «семейных» сверстников, что требует иных подходов.

Сохраняя существующую систему государственных учреждений интернатного типа необходимо развивать сеть семейных детских домов, опекунских семей, других форм устройства детей-сирот. Примерами несколько другого, более гуманного подхода к воспитанию детей в учреждениях являются негосударственные детские дома, которых в России уже существует около 30, большая часть из них принадлежит церкви. Это такие детские деревни («SOS – Киндердорф”). Создаются и семейные пансионы. Анализ зарубежного опыта, того пути, который прошли западные страны, показывает, что развитие сети государственных учреждений - тупиковый путь, будущее – за разнообразными формами семейного устройства детей, оставшихся без попечений родителей.

И всё же, несмортя на многообразие путей и форм воспитания детей-сирот в нашем обществе, главным условием разрешения проблемы сиротства в России является укрепление семьи, создание материальных, бытовых и нравственных предпосылок для воспитания и развития детей, улучшения положения женщины-матери.

Все мы, кто имеет отношение к детям, исполнены надеждой, что Российская Федерация, как и всё международное сообщество сумеет в будущем сделать максимум для того, чтобы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, стали жить полноценной жизнью, были здоровы, не испытывали нищеты и дискреминации, могли всесторонне развиваться и пользоваться всеми правами.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!