СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Этажи леса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика "Этажи леса" направлена на изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия, учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Просмотр содержимого документа
«Методика "Этажи леса"»

Методика «Этажи леса»

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия, учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Оцениваемые универсальные учебные действия:

- коммуникативные и регулятивные

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Проводится коллективно на уроке окружающего мира. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определенного задания.

Учитель делит детей на произвольные группы, которые работают за отдельными столами.

На каждом столе имеются одинаковые материалы для изготовления модели леса: пластилин, цветная бумага, карточки с животными и растениями, клей, ножницы, основа для модели (коробка). Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой группе предлагается изготовить одну, общую модель («Этажи леса»). При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых работ. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любой модели, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие деревьев, кустарников, травянистых растений;

б) наличие животных, обитателей на каждом «этаже»;

в) симметричное расположение деталей относительно центра.

(С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики и конструирования.)

Инструкция: «Для того, чтобы сделать такую же красивую модель, надо работать дружно и слаженно».

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут сорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково. По окончанию работы организуется выставка моделей, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого - организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Группы обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);

умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать

друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом),нейтральное(учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное(партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

 низкий уровень — модель не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

 средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и

автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

 высокий уровень — работа представляет собой целостную модель;

дети активно обсуждают возможные варианты построения модели, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного изготовления модели, следят за реализацией принятого замысла.

После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавалась модель?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.

Вопросы для обсуждения в группе:

1.Довольны ли вы результатом?


2. Кто и как именно проявлял активность при изготовлении модели? Кто предлагал идеи?


3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?


4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?


5. Легко ли было договариваться друг


6. Долго ли вы распределяли обязанности?




Группа

Наличие деревьев, кустарников, травянистых растений

Наличие животных, обитателей на каждом «этаже»;

Симметричное расположение деталей относительно центра

Уровень

Группа 1





Группа 2





Группа 3





Группа 4





Группа 5







Группа

Наличие растений

Наличие обитателей

Симметричное расположение деталей относительно центра

Уровень

Группа 1





Группа 2





Группа 3





Группа 4





Группа 5







Фамилия Имя

Обязанности















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!