СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика экономического анализа эффективности деятельности организации оптовой торговли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности организации, повышения ее эффективности необходимо постоянно продумывать формирование товарных запасов, умело управляя ими. Любое решение в отношении товарных запасов оказывает существенное влияние на все стороны хозяйственной деятельности, в частности, существенно меняются расходы на продажу, объем продаж, сумма доходов, прибыль и рентабельность.

Просмотр содержимого документа
«Методика экономического анализа эффективности деятельности организации оптовой торговли»

Методика экономического анализа эффективности деятельности организации оптовой торговли


Зайцева Галина Владимировна

Учитель финансовой грамотности

МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»


Для достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности организации, повышения ее эффективности необходимо постоянно продумывать формирование товарных запасов, умело управляя ими. Любое решение в отношении товарных запасов оказывает существенное влияние на все стороны хозяйственной деятельности, в частности, существенно меняются расходы на продажу, объем продаж, сумма доходов, прибыль и рентабельность. Следовательно, для эффективно развивающейся организации оптовой торговли, особое значение приобретает анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Цель каждого решения при управлении товарными запасами сводится к росту объемов продаж и минимизации общих расходов, связанных с их формированием и хранением. Поэтому требуется умение анализировать последствия любого решения при управлении товарными запасами, в том числе и результаты применения неоптимальных схем управления.

Как следствие, товарные запасы анализируются в целом по организации и по каждой товарной группе по данным оперативного учета, а также бухгалтерской и статистической отчетности. Цель экономического анализа товарных запасов организации оптовой торговли заключается в оптимизации товарных запасов, установлении соответствия их предъявляемым требованиям и оценке их влияния на конечные результаты торговой деятельности.

Основными задачами анализа товарных запасов организации оптовой торговли являются:

- выявить соответствия фактических товарных запасов их нормативам, выяснить причины отклонений (образования сверхнормативных запасов или запасов ниже норматива);

- оценить соответствие товарных запасов спросу населения;

- установить динамику и оценку изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров;

- проанализировать товарооборачиваемость товарных запасов;

- оценить факторы, влияющие на изменение величины товарных запасов;

- определить рациональный порядок распределения товарных запасов между подразделениями организации оптовой торговли.

На основании данных, полученных в ходе экономического анализа, принимаются меры для нормализации товарных запасов.

Исследование особенностей управления товарными запасами организации оптовой торговли осуществляется на основании данных бухгалтерского и управленческого учета, бухгалтерской (бухгалтерский баланс) и статистической отчетности (12-торг, 4-торг).

В рамках экономического анализа товарных запасов в организации оптовой торговли применяются различные методы анализа и учёта.

Во-первых, инвентаризация - сплошная или выборочная проверка, как в целом по организации, по товарным запасам, так и по отдельным товарным группам, местам хранения, и товарам. Отметим, что при инвентаризации товарные запасы могут перевешиваться и перемериваться, а полученные в натуральном выражении данные оцениваются в действующих и сводятся в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для организации оптовой торговли, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует.

Во-вторых, оперативный учёт (снятие остатков), то есть сверка материально ответственными лицами фактического наличия товарных запасов с данными товарного отчёта. Отметим, что подсчитываются не товары, а товарные места (например, ящики, рулоны, мешки). Затем с учетом соответствующих норм производится пересчет, определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода – меньшая точность, чем при инвентаризации

В-третьих, балансовый метод, основанный на использовании взаимосвязи показателей товарооборота по формуле (1.1):

ТЗн + П = Р + Впр + ТЗк, (1.1)

где ТЗн – запасы товаров на начало периода;

П – поступление товаров;

Р – объем оптового товарооборота (продажа);

Впр – прочее выбытие товаров;

ТЗк – запасы товаров на конец периода.

Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода – отсутствие возможности исключить из расчета всякого рода не установленные потери, что приводит к некоторым искажениям суммы запасов. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

Товарные запасы учитываются, планируются и анализируются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показатели могут быть, как стоимостные, так и натуральные, например, объем товарных запасов. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарных запасов потребностям развития товарооборота.

Относительные показатели позволяют сопоставить размер товарного запаса с товарооборотом организации оптовой торговли, например, уровень товарных запасов, измеряемый в днях товарооборота.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие товарные запасы организации оптовой торговли подробнее.

Во-первых, объем товарных запасов, который создается за счет собственных и заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность). Объем товарный запас бывает:

- минимально допустимый, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов;

- максимальный, характеризующий предельную величину товарных запасов;

- резервный, гарантирующий бесперебойную деятельность организации в непредвиденных случаях;

- начальный товарный запас;

- конечный товарный запас;

- оптимальный товарный запас – запас, который бы обеспечивал наличие товаров по объему и ассортименту, соответствующему спросу населения, росту объема продаж, их бесперебойную реализацию в заданном объеме, ассортименте и с минимальными затратами;

- средний товарный запас, который определяется с помощью формулы средней хронологической моментного ряда – формула (1.2):

, (1.2)

где – средний товарный запас за определенный период, руб.;

ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3, …, ТЗn – величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода, руб.;

n – количество да, за которые берется величина товарных запасов.

Общий объем товарных запасов организации оптовой торговли отражается бухгалтерском балансе (форма № 1) по строке «Оборотные активы» по покупной стоимости.

Для оценки динамики товарных запасов организации оптовой торговли используются:

- темп роста товарных запасов по формуле (1.3):

, (1.3)

где – товарные запасы в текущем периоде, руб.;

– товарные запасы в предыдущем периоде, руб.

- темп прироста товарных запасов по формуле (1.4):

, (1.4)

Во-вторых, товарооборот (ТО), который характеризует обращения товаров организации оптовой торговли или экономический показатель, отражающий совокупную стоимость продаж.

Рассматриваются следующие показатели:

- однодневный объем товарооборота по формуле (1.5):

, (1.5)

где Т – продолжительность отчетного периода (месяц, квартал, год).

- объем товарооборота на одного работника по формуле (1.6):

, (1.6)

где Ч – среднесписочная численность работников, чел.

- объем товарооборота на 1 кв. м площади по формуле (1.7):

, (1.7)

где S – площадь торговых помещений, складских помещений, кв. м.

- продолжительность оборота – время обращения по формуле (1.8):

, (1.8)

- скорость товарооборота – число оборотов по формуле (1.9):

(1.9)

Во-третьих, уровень товарных запасов, характеризующий обеспеченность организации оптовой торговли запасами на определенную дату и показывает – на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса по формуле (1.10):

, (1.10)

где УТЗ – уровень товарных запасов в днях товарооборота;

ТЗк - товарный запас на конец периода, руб.;

ТОодн – однодневный товарооборот в периоде, руб.

В-четвертых, товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить время и скорость обращения товарных запасов организации оптовой торговли.

Товарооборачиваемость в дня товарооборота показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть число дней, за которое оборачивается средний товарный запас, и определяется с помощью формулы (1.11):

, (1.11)

где Обдн – товарооборачиваемость в днях товарооборота;

– средний товарный запас в исследуемый период, руб.;

Д – число дней в исследуемом периоде, дн.;

ТО – объем товарооборота в исследуемый период, руб.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает количество оборотов среднего товарного запаса за анализируемый период и определяется по формуле (1.12):

(1.12)

Отметим, что между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратно пропорциональная связь. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом и т.п.

К основным факторам, которые влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие:

- изменение объема товарооборота;

- изменение средних товарных запасов;

- изменение структуры товарооборота;

- эффективность закупочной деятельности;

- выполнение договорных отношений поставщиков, ритмичность поставок;

- обоснованность заявок;

- конъюнктура рынка;

- объем и спрос потребителей;

- платежеспособность населения.

На обращение товаров влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасования товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.

Следовательно, организация оптовой торговли должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, поскольку благодаря этому:

- увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос;

- уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль;

- улучшается финансовое состояние, т.к. быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом.

В-пятых, рентабельность товарных запасов, который характеризует сумму прибыли, приходящейся на один рубль товарных запасов. Расчет показателя осуществляется по формуле (1.13):

, (1.13)

где П – прибыль от реализации в отчетном периоде, руб.

В-шестых, эффективность использования товарных запасов, которая определяется суммой товарооборота, приходящего на один рубль товарных запасов. Для расчета используется формула (1.14):

(1.14) Результаты анализа могут использоваться для нормирования и планирования товарных запасов.

Норматив товарных запасов – это оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Норматив товарных запасов устанавливается в сумме и днях к обороту, как в целом по организации оптовой торговли, так и по отдельным товарным группам на конец квартала с наибольшим объемом товарооборота.

Между нормативом товарных запасов в днях и в сумме существует взаимосвязь, которую можно представить в виде формулы (1.15):

, (1.15)

где НТЗ – норматив товарных запасов в сумме, руб.;

– норматив товарных запасов в днях, дни;

– однодневный плановый товарооборот, руб.

Главной задачей планирования величины товарных запасов является определение их оптимального размера по объему и структуре, обеспечивающего устойчивость товарооборота при эффективном использовании собственных и заемных средств. Причем размеры запасов товаров сезонного хранения и досрочного завоза планируются на основе их анализа за предшествующие годы и в соответствии с потребностью для бесперебойной реализации в плановом периоде.

Применяются разные методы планирования и нормирования товарных запасов организации оптовой торговли: статистический, технико-экономический, нормативный, экономико-математический, причем наиболее применимы первый и второй методы.

Наиболее простой и достаточно надежный метод планирования товарных запасов организации оптовой торговли – экономико-статистический, основанный на сглаживании фактических товарных запасов в днях на конец года за ряд лет. Сглаживание производится с помощью скользящей средней для двух близлежащих лет.

Планирование товарных запасов организации оптовой торговли методом удельных приращений опирается на расчет коэффициента эластичности, отражающего изменения товарного запаса от изменения объема товарооборота и рассчитываемого с помощью формулы (1.16):

, (1.16)

где Э – коэффициент эластичности, коэфф.;

ΔТО – прирост объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %;

ΔТЗ – прирост товарного запаса в отчетном году по сравнению с прошлым годом, %.

На основании значения коэффициента эластичности определяется прирост норматива товарного запаса организации оптовой торговли в сумме по формуле (1.17):

, (1.17)

где – прирост норматива товарного запаса в сумме на конец планируемого года по сравнению с фактической суммой товарного запаса на конец отчетного года, %;

ТОi – прирост объема товарооборота в планируемом году по сравнению с отчетным годом,%.

Аналогичный подход лежит в основе метода расчета норматива товарного запаса организации оптовой торговли с помощью модифицированной формулы Уилсона – формула (1.18):

, (1.18)

где ТЗ – сумма товарного запаса, руб.;

I –  коэффициент соотношения суммы товарного запаса и объема товарооборота;

ТО – объем товарооборота, руб.

Из модифицированной формулы Уилсона следует, что сумма товарного запаса изменяется прямо пропорционально корню квадратному из объема товарооборота. Для расчетов следует использовать данные за 3-5 лет, предшествующих планируемому году.

Сущность метода технико-экономических расчетов состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов по ее составляющим:

- запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже;

- рабочий запас, т.е. товары, которые должны быть реализованы в период между завозами партий товара или время заказа и завоза товара;

- запас текущего пополнения – по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже на число разновидностей, завозимых в одной партии;

- страховой запас устанавливается организацией эмпирически.

В данном случае используется формула (1.19):

ТЗ = ТЗк + ТЗР + + ТЗс, (1.19)

где ТЗК – запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже;

ТЗР – рабочий запас;

- запас текущего пополнения;

ТЗС – страховой запас.

С позиций управления запасами организации оптовой торговли, опытно-статистический метод, основанный на изучении сложившегося уровня товарных запасов за прошлые годы, выявлении тенденции их изменения и распространении полученной тенденции на будущие периоды, базируется на анализе статистической отчетности о товарных запасах. Чем глубже анализ, точнее представление о состоянии, динамике, составе товарных запасов, их оборачиваемости и степени обеспеченности товарооборота, тем корректнее расчет потребности в запасах на перспективу. Этот метод, как простой и нетрудоемкий получил на практике наибольшее распространение. Субъективная же оценка экономистом уровня товарных запасов и их размещения, полученная в итоге анализа отчетных данных и, как следствие, субъективное понимание перспектив развития покупательского спроса, товарооборота и запасов, вносит негативный элемент в процесс управления товарными запасами.

Методы экспертных оценок так же, как и опытно-статистические основываются на субъективном понимании ситуации и перспектив развития, но не одного специалиста, а нескольких. При этом повышается достоверность экспертной оценки, так как она базируется на различных мнениях или суждениях. Такие прогнозы могут оказаться отправной точкой для объективного и точного предсказания и могут в условиях рынка даже стать наилучшими прогнозами.

Кроме того, для управления товарными запасами, определения их оптимальной величины в организациях оптовой торговли применяется (S’-S) система. В данном методе S’ – предельный (минимальный) уровень товарных запасов, ниже которого размер товарных запасов не должен опускаться, а S – максимальный размер товарных запасов, определенный в соответствии с установленными расчетными нормами и нормативами. Применяя данный метод, осуществляется проверка наличия товарных запасов через разные промежутки времени, в случае если величина товарных запасов стала ниже соотношения (S’ - S) или S, то делается следующий заказ у поставщика.

Каждый из рассмотренных методов, имея достоинства и недостатки, используются исходя из обстоятельств, целей и задач, стоящих перед организацией оптовой торговли с учетом конъюнктуры рынка.

Таким образом, планирование товарных запасов представляет собой сложный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и организационно-технических мер по их поддержанию в соответствии с этими требованиями.

В процессе анализа осуществляется выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу, установление динамики и оценки изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров, выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов.

Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!