Просмотр содержимого документа
«Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)»
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)
Источник: Психологическая наука и образование. – 2002. - №2. - С.42-46.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики.
Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-), неверно (--).
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
На уроках по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.
Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.
По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов.
Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ:
Да | 1 | 2 | 5 | 6 | 8 | 11 | 12 | 14 | 17 | 19 |
Нет | 3 | 4 | 7 | 9 | 10 | 13 | 15 | 16 | 18 | 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:
0 – 10 баллов – внешняя мотивация
11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации
6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации
15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:
Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8).
Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6).
Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6)
Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2)
Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6)
Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6)
Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6).
Степень данных проявлений: 0 - 25% - низкая
30%-70% - средняя
75%-100% - высокая
Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.
Бланк ответов (Ф.И. __________________________________________________)
№ | Наименование учебного предмета 1 | Наименование учебного предмета 2 | Наименование учебного предмета 3 | Наименование учебного предмета 4 | Наименование учебного предмета 5 |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
14 | | | | | |
15 | | | | | |
16 | | | | | |
17 | | | | | |
18 | | | | | |
19 | | | | | |
20 | | | | | |