СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика 18. Я и школа (разработка Л.Ф. Фатиховой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение осознания ребенком школьной жизни, уровня сформированности нравственного сознания, умения фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение.

Просмотр содержимого документа
«Методика 18. Я и школа (разработка Л.Ф. Фатиховой)»

Методика 18. Я и школа (разработка Л.Ф. Фатиховой)

Методика предназначена для детей младшего школьного возраста.

Цель: изучение осознания ребенком школьной жизни, уровня сформированности нравственного сознания, умения фиксировать нарушение школьных правил и корригировать неправильное поведение.

Стимульный материал: 4 сюжетные картинки с изображением ситуаций из школьной жизни (см. Приложение 18, рис. 18.1.-18.2.)

Ход исследования

Ребенку даются картинки с изображением различных ситуаций школьной жизни и предлагается побеседовать по ним. К каждой картинке предлагаются следующие вопросы:

  1. Что ты видишь на картинке?

  2. Какое поведение у ученика (ученицы, учеников)? Правильно ли он (она, они) поступает(ют)?

  3. Какие чувства испытывает ученик (ученица, ученики)?

  4. Нравится ли тебе этот ученик (ученица, ученики)? Почему?

  5. Что бы ты почувствовал(а) на его (ее, их) месте?

  6. Как бы ты себя повел в этой ситуации?


Виды помощи

  1. В случае, если ребенок не понимает школьной ситуации, изображенной на картинке, экспериментатор описывает эту ситуацию, указывая на элементы картинки.

  2. В случае, если ребенок не может определить эмоциональные состояния участников ситуации, изображенной на картинке, экспериментатор называет эти состояния.

  3. В случае, если ребенок не может назвать эмоциональное состояние, которое бы он испытывал на месте персонажа(ей) картинки, экспериментатор называет 2 полярных состояния, одно из которых соответствует ситуации, в которой оказывается персонаж картинки, а ребенок выбирает «правильное» состояние.

Оценка результатов

3 балла (высокий уровень) – ребенок полностью осознает ситуацию школьной жизни, знает и принимает правило, предполагаемое к соблюдению содержанием картинки, и принимает данное правило, понимает соответствие или несоответствие поступков персонажей ситуации школьному правилу, способен к порицанию несоответствующих школьным нормам поступков персонажа(ей), правильно определяет эмоциональные состояния персонажей картинки, соответствие или несоответствие данных состояний ситуации, изображенной на картинке, может идентифицировать себя с персонажем(ами) картинки и предложить нравственно правильное поведение.

2 балла (средний уровень) – ребенок осознает ситуацию школьной жизни, знает правило, предполагаемое к соблюдению содержанием картинки, понимает соответствие или несоответствие поступков персонажей ситуации школьному правилу, правильно определяет эмоциональные состояния персонажей картинки, соответствие или несоответствие данных состояний ситуации, изображенной на картинке, может идентифицировать себя с персонажем(ами) картинки, но не предлагает нравственно правильное поведение.

1 балл (уровень ниже среднего) – ребенок не полностью осознает ситуацию школьной жизни, знает правило, предполагаемое к соблюдению содержанием картинки, однако не принимает данное правило, затрудняется в понимании соответствия или несоответствия поступков персонажей ситуации, школьным правилам, не порицает несоответствующие школьным нормам поступки персонажа(ей), неправильно определяет эмоциональные состояния персонажей

картинки, не может идентифицировать себя с персонажем(ами) картинки, не предлагает нравственно правильное поведение.

0 баллов (низкий уровень) – ребенок не осознает ситуацию школьной жизни, не знает правило, предполагаемое к соблюдению содержанием картинки, и не принимает данное правило, не понимает соответствие или несоответствие поступков персонажей ситуации школьному правилу, не способен к порицанию несоответствующих школьным нормам поступков персонажа(ей), неправильно определяет эмоциональные состояния персонажей картинки, не способен идентифицировать себя с персонажем(ами) картинки, не предлагает нравственно правильное поведение.

Оценка производится по каждой ситуации отдельно, затем баллы суммируются. Таким образом, максимальная итоговая оценка может составить 12 баллов.


Протокол фиксации результатов исследования по методике «Я и школа»

ФИО ребенка Возраст:

Класс: Дата исследования:



Вопросы

Ответы ребенка на ситуации

1

2

3

4

1. Что ты видишь на

картинке?





2. Какое поведение у ученика (ученицы, учеников)?

Правильно ли он (она, они) поступает(ют)?





3. Какие чувства испытывает

ученик (ученица, ученики)?





4. Нравится ли тебе этот ученик (ученица, ученики)?

Почему?





5. Что бы ты почувствовал(а)

на его (ее, их) месте?





6. Как бы ты себя повел в

этой ситуации?





Виды и количество помощи





Баллы





Итоговая оценка


Анализ результатов

Группы детей

Баллы

Нормально развивающиеся младшие школьники

4-12

Младшие школьники с задержкой психического развития

6-10

Младшие школьники с умственной отсталостью

3-8

Нормально развивающиеся дети правильно


понимают ситуацию, изображенную на картинке, понимают и называют школьное правило, которое нарушается персонажем(ами), характеризуют его(ее, их) поведение, иногда заменяя его называнием переживаемого чувства, дают нравственную оценку совершенного героем ситуации поступка, способны идентифицировать себя с героями, однако не всегда предлагают конструктивное и социально положительное поведение со своей стороны.

Дети с ЗПР в целом понимают ситуацию, фиксируют нарушение школьного правила самостоятельно или с помощью взрослого (первый вид помощи), однако не всегда точно могут сформулировать данное правило. Дети данной группы порицают плохие поступки героев ситуации, испытывают трудности при назывании эмоциональных состояний, которые должны переживать герои, нуждаясь в помощи в виде подсказки (второй и третий виды помощи), не склонны идентифицировать себя с участниками ситуации и предлагать нравственно правильное поведение самостоятельно.

Дети с умственной отсталостью не всегда понимают ситуацию, изображенную на картинке, даже в условиях предъявления помощи, самостоятельно, как правило, не фиксируют нарушением школьного правила. В оценке поведения героев ситуации ограничиваются описанием изображенного на картинке, определение эмоциональных состояний зачастую заменяют называнием экспрессивных характеристик («плачет», «улыбается»). При просьбе идентифицировать себя с героями ситуации часть детей данной группы предлагает не соответствующие ситуации эмоциональные состояния и поступки, нарушающие правила школьной жизни, другая часть школьников не способна к какой-либо идентификации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!