СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сопровождение уроков по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сопровождение уроков по изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Просмотр содержимого документа
«Методическое сопровождение уроков по изучению романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Методическое сопровождение уроков по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ПУЛИНА Г.А. Городской юридический лицей

Методическое сопровождение

уроков по изучению романа

Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»

ПУЛИНА Г.А.

Городской юридический лицей

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

  В нем совесть сделалась пророком и поэтом, И Карамазовы и бесы жили в нем, — Но что для нас теперь сияет мягким светом, То было для него мучительным огнем.  И. Ф. Анненский  

В нем совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы и бесы жили в нем, —

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

И. Ф. Анненский

Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.  М. Горький 

Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.

М. Горький

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.  Лев Толстой 

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие.

И что же! Результат тот, что даже

в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.

Лев Толстой

 В сегодняшнем мире ... тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности...  Ч. Айтматов 

В сегодняшнем мире ... тревожный

набат Достоевского гудит, неумолчно

взывая к человечности...

Ч. Айтматов

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский 

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то

не говори, что потерял время;

я занимаюсь этой тайной,

ибо хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский

ПЕРВЫЙ РОМАН «Бедные люди»

  • 1.Герои – «маленькие люди»: Макар Девушкин – Варенька Доброселова.
  • 2. Роман в письмах (эпистолярный жанр – возможность самораскрытия для героев)
  • 3. Контраст: напряженная внутренняя жизнь героев, поэтичность, талантливость, душевная теплота – жизнь Петербурга(доходные дома, присутственные казенные места, дворы-колодцы, бедные кварталы, холодный климат).
  • 4. Преемственность темы «маленького человека»: Пушкин – Достоевский.
  • Девушкин: "Станционного смотрителя" прочел; … живешь, а не знаешь, что под боком у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена. Ведь я то же самое чувствую, да я и сам в таких же положениях подчас находился, как этот Самсон-то Вырин, бедняга. Да и сколько между нами-то ходит Самсонов Выриных, таких же горемык сердечных!»

«... вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!»

  • 5. Преемственность темы «маленького человека»: Гоголь – Достоевский.
  • Маленький человек – «брат твой».
  • 6. Впервые у Достоевского: человек внутренне не завершен («Пока человек жив, он живет тем, что еще не завершен и еще не сказал своего последнего слова»).
Роман  «Преступление  и наказание»    1866

Роман «Преступление и наказание» 1866

Рисунки Достоевского в черновиках к роману

Рисунки Достоевского в черновиках к роману

«Бедные люди» (1845) – тема бедных людей «Двойник» (1846) – тема распада личности  «Униженные и оскорбленные»  (1861) – тема бунта  «Преступление и наказание» - синтез всех прежних тем
  • «Бедные люди» (1845) –

тема бедных людей

  • «Двойник» (1846) –

тема распада личности

  • «Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта

«Преступление и наказание» -

синтез всех прежних тем

Творческая история романа 1859 г. - замысел в форме романа-исповеди   1865 г. – первоначальная версия романа «Пьяненькие» (история семейства Мармеладовых)  январь 1866 г. – публикация I части романа, работа над остальными частями романа продолжается

Творческая история романа

  • 1859 г. - замысел в форме романа-исповеди
  • 1865 г. – первоначальная версия романа «Пьяненькие» (история семейства Мармеладовых)
  • январь 1866 г. – публикация I части романа, работа над остальными частями романа продолжается
О замысле романа «Это - психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать... избавить сестру... докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству"... Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело...» ( Из письма Достоевского к издателю Каткову)  " width="640"

О замысле романа

«Это - психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху ... обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать... избавить сестру... докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству"... Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело...»

( Из письма Достоевского к издателю Каткову)

Главная мысль романа   «…показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью». Н. Страхов 

Главная мысль романа

«…показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью».

Н. Страхов

 Тема города  - «сквозная» тема  литературы   Париж Бальзака и Золя   Лондон Диккенса и Теккерея   Нью-Йорк О ` Генри и Драйзера Москва Грибоедова, Пушкина,  Островского Петербург  Гоголя и Пушкина,  Достоевского и Некрасова

Тема города - «сквозная» тема литературы

Париж Бальзака и Золя

Лондон Диккенса и Теккерея

Нью-Йорк О ` Генри и Драйзера

  • Москва Грибоедова, Пушкина,

Островского

  • Петербург Гоголя и Пушкина,

Достоевского и Некрасова

Образ Петербурга  в русской литературе

Образ Петербурга в русской литературе

ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ

ПУШКИНСКИЙ ПЕТЕРБУРГ

Пушкинский Петербург Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный...

Пушкинский Петербург

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак,

блеск безлунный...

Петербург Лермонтова  Увы! как скучен этот город,  С своим туманом и водой!..  Куда ни взглянешь, красный ворот,  Как шиш, торчит перед тобой;  Нет милых сплетен — всё сурово,  Закон сидит на лбу людей.  Всё удивительно и ново —  А нет непошлых новостей!  Доволен каждый сам собою,  Не беспокоясь о других,  И что у нас зовут душою,  То без названия у них!..

Петербург Лермонтова

Увы! как скучен этот город, С своим туманом и водой!.. Куда ни взглянешь, красный ворот, Как шиш, торчит перед тобой; Нет милых сплетен — всё сурово, Закон сидит на лбу людей. Всё удивительно и ново — А нет непошлых новостей! Доволен каждый сам собою, Не беспокоясь о других, И что у нас зовут душою, То без названия у них!..

ПЕТЕРБУРГ ГОГОЛЯ

ПЕТЕРБУРГ ГОГОЛЯ

«Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы  или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим   народом, набрасывающим на нее печать национальности, - на   Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые   поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а  русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни  другим».

«Петербург вовсе не похож на прочие европейские столицы

или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим

народом, набрасывающим на нее печать национальности, - на

Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые

поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а

русские в сою очередь обыностранились и сделались ни тем ни

другим».

Гоголь показывает Петербург мелких  чиновников и «значительных лиц»,  бюрократических канцелярий и мрачных   многоквартирных доходных домов, угрюмое   бесчеловечие столицы, которое не в силах  прикрыть блестящая, но «лгущая выставка»   Невского проспекта. Это город «кипящей  меркантильности».

Гоголь показывает Петербург мелких

чиновников и «значительных лиц»,

бюрократических канцелярий и мрачных

многоквартирных доходных домов, угрюмое

бесчеловечие столицы, которое не в силах

прикрыть блестящая, но «лгущая выставка»

Невского проспекта. Это город «кипящей

меркантильности».

место действия участник событий Город Достоевского

место

действия

участник событий

Город Достоевского

"…есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места

не заглядывает... солнце. В этих углах выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит...»

Ф. М. Достоевский. Белые ночи

«А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?»   Ф. М. Достоевский. Подросток

«А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?»

Ф. М. Достоевский. Подросток

«Лик мира сего»  Образ Петербурга в романе  «Преступление и наказание»

«Лик мира сего»

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Достоевский реалист. Все, что он пишет..., страшно обыденно. Все эти распивочные  , яичная скорлупа и жухлая масляная краска на лестницах, лакейская песня, чихающая топленница, комната у портного Капернаумова с одним тупым и другим странно острым углом, слепые желтые домишки - все это, конечно, было бы бессмысленно в своем нагромождении, если бы не две больные совести, которым была мучительно нужна и грязь, и убожество, и даже бесстыдство обстановки.  Иннокентий Анненский

Достоевский реалист. Все, что он пишет..., страшно обыденно.

Все эти распивочные , яичная скорлупа и жухлая масляная краска на лестницах, лакейская песня, чихающая топленница, комната у портного Капернаумова с одним тупым и другим странно острым углом, слепые желтые домишки - все это, конечно, было бы бессмысленно в своем нагромождении, если бы не две больные совести, которым была мучительно нужна и грязь, и убожество, и даже бесстыдство обстановки.

Иннокентий Анненский

« Невозможно не поверить в каждую из квартир Раскольникова, в каждую из этих дворницких с двумя ступенями вниз, в эти тринадцать ступеней, ведущих к каморке Раскольникова... Произведения Достоевского рассчитаны на это ощущение доподлинности...»  Д. С. Лихачев

« Невозможно не поверить в каждую из квартир Раскольникова, в каждую из этих дворницких с двумя ступенями вниз, в эти тринадцать ступеней, ведущих к каморке Раскольникова... Произведения Достоевского рассчитаны на это ощущение доподлинности...»

Д. С. Лихачев

Адреса романа  (предположительно)    адрес Раскольникова: Средняя Мещанская, 19/15 (ул. Гражданская)   адрес Сони : Екатерининский канал, 13/73 (канал Грибоедова)   адрес старухи-процентщицы :  Средняя Подьяческая, 15/104

Адреса романа (предположительно)

  • адрес Раскольникова:

Средняя Мещанская, 19/15 (ул. Гражданская)

  • адрес Сони :

Екатерининский канал, 13/73 (канал Грибоедова)

  • адрес старухи-процентщицы :

Средняя Подьяческая, 15/104

Сенная площадь в середине XIX века

Сенная площадь в середине XIX века

Сенная площадь

Сенная площадь

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЦЕНЫ

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЦЕНЫ

Юсуповский сад

Юсуповский сад

Дом Раскольникова (Гражданская ул., 19/5)

Дом Раскольникова (Гражданская ул., 19/5)

 Дом Раскольникова. Каморка Раскольникова

Дом Раскольникова. Каморка Раскольникова

Комната Раскольникова «Каморка его походила более на шкаф , чем на квартиру».  «Это была крошечная   клетушка , шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид..., и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок...».  «Раскольников вошел в свою каморку и стал посреди ее».

Комната Раскольникова

«Каморка его походила более на шкаф , чем на квартиру».

«Это была крошечная клетушка , шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид..., и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок...».

«Раскольников вошел в свою каморку и стал посреди ее».

«— Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб , — сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание. — Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала... А если б вы знали, однако, какую вы странную мысль сейчас сказали, маменька, — прибавил он вдруг, странно усмехнувшись».

«— Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб , — сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание.

Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала... А если б вы знали, однако, какую вы странную мысль сейчас сказали, маменька, — прибавил он вдруг, странно усмехнувшись».

ЛЕСТНИЦА В ДОМЕ РАСКОЛЬНИКОВА

ЛЕСТНИЦА В ДОМЕ РАСКОЛЬНИКОВА

...Он опять позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди. В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил...»

...Он опять позвонил в старухину квартиру. Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди. В подобных мелких квартирах таких домов почти все такие звонки. Он уже забыл звон этого колокольчика, и теперь этот особенный звон как будто вдруг ему что-то напомнил и ясно представил...»

Дом Алены Ивановны «… подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Лестница была темная и узкая,

Дом Алены Ивановны

«… подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной

на канаву, а другою в -ю улицу.

Лестница была темная и узкая, "черная", но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен…»

Дом старухи-процентщицы

Дом старухи-процентщицы

Комната Алены Ивановны  «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. … в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело.

Комната Алены Ивановны

«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. … в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело. "Лизаветина работа", - подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. "Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота", - продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат».

Дом Сони «Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».

Дом Сони

«Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».

Комната Сони «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай , имела вид весьма неправильного четырехугольника , и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой стол, покрытый синенькою скатертью; около  стола два стула. …у противоположной стены, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтоватые , обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Комната Сони

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай , имела вид весьма неправильного четырехугольника , и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два стула. …у противоположной стены, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтоватые , обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Комната Мармеладовых «Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки... была приотворена. Там было шумно и крикливо».

Комната Мармеладовых

«Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки... была приотворена. Там было шумно и крикливо».

«На улице жара стояла страшная, к тому же  духота, толкотня, всюду  известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная  каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом  неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.  Нестерпимая же  вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины» исповедь Мармеладова  кабак (трактир) - страшный символ города, с холодным безразличием поглощающий человеческие жизни разговор студента и офицера о том, что «тысячу добрых дел и начинаний... можно устроить и поправить на старухины деньги», что если убить её и взять эти деньги, то «загладится одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел» «они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака… Все пьяны, все поют песни…»  (сон о детстве) Погибающая от чахотки Катерина Ивановна, около умирающего мужа, произносит: «Он нас обкрадывал, да в кабак носил. Ихнюю, да мою жизнь в кабаке извёл. И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» Рядом с этим кабаком Миколка убивает ломом свою маленькую, тощую, измученную лошадку

«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города было особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины»

исповедь Мармеладова

кабак (трактир) - страшный символ города, с холодным безразличием поглощающий человеческие жизни

разговор студента и офицера о том, что «тысячу добрых дел и начинаний... можно устроить и поправить на старухины деньги», что если убить её и взять эти деньги, то «загладится одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел»

«они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака… Все пьяны, все поют песни…» (сон о детстве)

Погибающая от чахотки Катерина Ивановна, около умирающего мужа, произносит: «Он нас обкрадывал, да в кабак носил. Ихнюю, да мою жизнь в кабаке извёл. И слава богу, что помирает! Убытку меньше!»

Рядом с этим кабаком Миколка убивает ломом свою маленькую, тощую, измученную лошадку

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу: «В Столярном переулке находится 16 домов. В этих ... домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо, —везде найдешь вино». Не уступал Столярному переулку соседний с ним Вознесенский проспект: на нем помещалось 6 трактиров, в одном из которых проводил время Свидригайлов, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов и 5 гостиниц.

Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу: «В Столярном переулке находится 16 домов. В этих ... домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо, —везде найдешь вино». Не уступал Столярному переулку соседний с ним Вознесенский проспект: на нем помещалось 6 трактиров, в одном из которых проводил время Свидригайлов, 19 кабаков, 11 пивных, 16 винных погребов и 5 гостиниц.

лучшее убежище одиночки – многотысячная анонимность толпы блуждания по городу духовные блуждания поиск аргументов pro и contra

лучшее убежище одиночки –

многотысячная анонимность толпы

блуждания по городу

духовные блуждания

поиск аргументов pro и contra

Жанр романа  Философский  Нравственно-психологический  Религиозный Полемический Социальный Детективный Роман-исповедь Сатирический Идеологический

Жанр романа

  • Философский
  • Нравственно-психологический
  • Религиозный
  • Полемический
  • Социальный
  • Детективный
  • Роман-исповедь
  • Сатирический
  • Идеологический
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА  (суть в заглавии)  1 часть - история преступления   1 часть - история преступления   1 часть - история преступления   5 частей - «…влияние этого преступления на душу Раскольникова и постепенное изживание  5 частей - «…влияние этого преступления на душу Раскольникова и постепенное изживание  5 частей - «…влияние этого преступления на душу Раскольникова и постепенное изживание  им своего преступления…» (Ф. Достоевский)  им своего преступления…» (Ф. Достоевский)  им своего преступления…» (Ф. Достоевский)  ЭПИЛОГ  ЭПИЛОГ  ЭПИЛОГ

КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

(суть в заглавии)

    • 1 часть - история преступления
    • 1 часть - история преступления
    • 1 часть - история преступления

    5 частей - «…влияние этого преступления на душу Раскольникова и постепенное изживание

    • 5 частей - «…влияние этого преступления на душу Раскольникова и постепенное изживание
    • 5 частей - «…влияние этого преступления на душу Раскольникова и постепенное изживание

    им своего преступления…» (Ф. Достоевский)

    • им своего преступления…» (Ф. Достоевский)
    • им своего преступления…» (Ф. Достоевский)

      ЭПИЛОГ

      • ЭПИЛОГ
      • ЭПИЛОГ

      Х удожественные особенности романа РОМАН-ДИСПУТ Раскольников Лужин Порфирий Петрович Свидригайлов Дуня Соня Собственное “Я” Разумихин

      Х удожественные особенности романа

      РОМАН-ДИСПУТ

      Раскольников

      Лужин

      Порфирий Петрович

      Свидригайлов

      Дуня

      Соня

      Собственное “Я”

      Разумихин

      Художественные особенности романа особенности сюжета все события и герои замкнуты на Раскольникове

      Художественные особенности романа

      особенности сюжета

      все события и герои замкнуты на Раскольникове

      Преступление  Раскольникова

      Преступление Раскольникова

      Время, отведенное событиям романа Полгода до убийства - статья Раскольникова о праве «сильного» преступать закон.  За три месяца до убийства - Раскольников слышит  разговор студента с офицером о старухе-ростовщице и  о «праве» на убийство.  Через две недели у Раскольникова созревает решение:  убить старуху.  Действие романа протекает в течение 2 недель.  Через полтора года после преступления Раскольников оказывается на каторге

      Время, отведенное событиям романа

      • Полгода до убийства - статья Раскольникова о праве «сильного» преступать закон.
      • За три месяца до убийства - Раскольников слышит

      разговор студента с офицером о старухе-ростовщице и

      о «праве» на убийство.

      • Через две недели у Раскольникова созревает решение:

      убить старуху.

      • Действие романа протекает в течение 2 недель.
      • Через полтора года после преступления Раскольников оказывается на каторге
      Прошлое Родиона Раскольникова  родился и вырос в крохотном городишке  отец и младший брат умерли  есть мать и сестра  в Петербурге — три года, учился на юридическом факультете университета  хотел жениться на дочери хозяйки из сострадания к увечной девушке, но не успел, девушка умерла  нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой  после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги  спас детей на пожаре

      Прошлое Родиона Раскольникова

      • родился и вырос в крохотном городишке
      • отец и младший брат умерли
      • есть мать и сестра
      • в Петербурге — три года, учился на юридическом факультете университета
      • хотел жениться на дочери хозяйки из сострадания к увечной девушке, но не успел, девушка умерла
      • нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой
      • после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги
      • спас детей на пожаре
      РАСКОЛЬНИКОВ И ЕГО ИДЕЯ

      РАСКОЛЬНИКОВ

      И ЕГО ИДЕЯ

      Развитие идеи   Состояние Раскольникова  Первая встреча с Аленой Ивановной  Отвращение - возникновение мысли о праве жить для старухи Разговор в трактире студента и офицера Его обрывочные и пугающие мысли совпали со словами студента, подтвердив «правоту» Раскольникова - негативная оценка его мыслей офицером Месяц мучительных раздумий в каморке, похожей на гроб; сидел в углу, как паук  «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»  Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой  Отвращение к старухе, тщательная подготовка к убийству – отвращение к «предприятию»: «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»  Встреча с Мармеладовым, рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», о судьбе дочери Сони Мысль о невозможности для него скатиться до уровня Мармеладовах подхлестывает - ужас: «Да разве то будет?»

      Развитие идеи

      Состояние Раскольникова

      Первая встреча с Аленой Ивановной

      Отвращение - возникновение мысли о праве жить для старухи

      Разговор в трактире студента и офицера

      Его обрывочные и пугающие мысли совпали со словами студента, подтвердив «правоту» Раскольникова - негативная оценка его мыслей офицером

      Месяц мучительных раздумий в каморке, похожей на гроб; сидел в углу, как паук

      «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»

      Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой

      Отвращение к старухе, тщательная подготовка к убийству – отвращение к «предприятию»: «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»

      Встреча с Мармеладовым, рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», о судьбе дочери Сони

      Мысль о невозможности для него скатиться до уровня Мармеладовах подхлестывает - ужас: «Да разве то будет?»

      письмо от матери, заочное знакомство со Свидригайловым и Лужиным Ненависть к «хозяевам жизни» - сочувствие к родным, боль за их судьбу встреча с пьяной девочкой на бульваре  Ненависть к устройству государства, которое закладывает процент на проституцию, алкоголизм, детские смерти – сочувствие к угнетенным и обиженным Сон о Миколке и заезженной кляче Отвращение к убийству. «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей» Идея сильнее! Случайная встреча с Лизаветой на Сенной ЧАС ПРОБИЛ!

      письмо от матери, заочное знакомство со Свидригайловым и Лужиным

      Ненависть к «хозяевам жизни» - сочувствие к родным, боль за их судьбу

      встреча с пьяной девочкой на бульваре

      Ненависть к устройству государства, которое закладывает процент на проституцию, алкоголизм, детские смерти – сочувствие к угнетенным и обиженным

      Сон о Миколке и заезженной кляче

      Отвращение к убийству. «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей»

      Идея сильнее! Случайная встреча с Лизаветой на Сенной

      ЧАС ПРОБИЛ!

       ТЕОРИЯ  РАСКОЛЬНИКОВА 1. Деление людей на “в ыс ших” и “низших”, “обыкновенных” и “необыкновенных” . 2. Все великие – преступники. 3. Необыкновенные имеют право на “кровь по совести” ради “нового слова” 4. 1 меньше 100

      ТЕОРИЯ

      РАСКОЛЬНИКОВА

      • 1. Деление людей на “в ыс ших” и “низших”, “обыкновенных” и “необыкновенных” .
      • 2. Все великие – преступники.
      • 3. Необыкновенные имеют право на “кровь по совести” ради “нового слова”
      • 4. 1 меньше 100

       КТО ГОВОРИТ? “ Необыкновенный” человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия…, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!” “ ...люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово!»  « Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по -моему, дать себе разрешение переступить через кровь!” “ Да ведь тут арифметика!” (Одна смерть и сто жизней взамен).

      КТО ГОВОРИТ?

      Необыкновенный” человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия…, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!”

      ...люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово!»

      « Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по -моему, дать себе разрешение переступить через кровь!”

      Да ведь тут арифметика!” (Одна смерть и сто жизней взамен).

      РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ

      РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ

       КТО СКАЗАЛ?  «Что такое закон?   Выражение воли господствующих классов.  Пусть погибнут еще тысячи,  но страна будет спасена».

      КТО СКАЗАЛ?

      «Что такое закон?

      Выражение воли господствующих классов.

      Пусть погибнут еще тысячи,

      но страна будет спасена».

      ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН

      ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН

      КТО СКАЗАЛ? «...произвести массовые обыски и аресты белогвардейцев … согласиться с тем, чтобы ОГПУ предоставило право вынесения внесудебных приговоров вплоть до расстрела соответствующим полномочным представителям …» “ Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников.  И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью”. . .

      КТО СКАЗАЛ?

      • «...произвести массовые обыски и аресты белогвардейцев … согласиться с тем, чтобы ОГПУ предоставило право вынесения внесудебных приговоров вплоть до расстрела соответствующим полномочным представителям …»
      • Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников.  И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью”. . .
      ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН

      ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН

      КТО СКАЗАЛ? “ Завоевать душу народа можно  только, если одновременно с борьбой за собственные положительные цели  повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей.  ... война с Россией будет «войной идеологий», целью которой явится уничтожение «низших рас».

      КТО СКАЗАЛ?

      Завоевать душу народа можно

      только, если одновременно с борьбой

      за собственные положительные цели

      повести борьбу за уничтожение тех,

      кто является противниками наших целей.

      ... война с Россией будет «войной идеологий», целью которой явится уничтожение «низших рас».

      АДОЛЬФ ГИТЛЕР

      АДОЛЬФ ГИТЛЕР

      Система образов романа Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?   “ твари дрожащие”  (люди бедные, послушные, консервативные) Раскольников  Дуня  мать  Соня  Мармеладов  Катерина Ивановна  Дети  Лизавета  Миколка-маляр «право имеющие», «хозяева жизни» (жертвуют «обыкновенными») Свидригайлов  Лужин  Старуха-процентщица

      Система образов романа

      • Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?

      твари дрожащие”

      (люди бедные, послушные, консервативные)

      Раскольников Дуня мать Соня Мармеладов Катерина Ивановна Дети Лизавета Миколка-маляр

      «право имеющие»,

      «хозяева жизни»

      (жертвуют «обыкновенными»)

      Свидригайлов Лужин Старуха-процентщица

      “ твари дрожащие” “ право имеющие” Дуня мать Соня Мармеладов Катерина Ивановна  Дети  Лизавета  Миколка-маляр Дуня    Раскольников Свидригайлов  Лужин Старуха-процентщица   (РАСКОЛЬНИКОВ ДОБРОВОЛЬНО ВСТАЛ В ОДИН РЯДОМ С ТЕМИ, КОГО НЕНАВИДИТ)

      твари дрожащие”

      право имеющие”

      Дуня

      мать

      Соня

      Мармеладов

      Катерина Ивановна Дети Лизавета Миколка-маляр

      Дуня

      Раскольников

      Свидригайлов Лужин

      Старуха-процентщица

      (РАСКОЛЬНИКОВ ДОБРОВОЛЬНО ВСТАЛ В ОДИН РЯДОМ С ТЕМИ, КОГО НЕНАВИДИТ)

      “ твари дрожащие”  Раскольников  Лужин  Свидригайлов  Алена Ивановна “ право имеющие”   ?

      твари дрожащие”

      Раскольников

      Лужин

      Свидригайлов

      Алена Ивановна

      право имеющие”

      ?

      Раскольников и Лужин  Почему Лужин появляется в комнате Раскольникова, когда там обсуждаются обстоятельства преступления? Почему в споре Раскольникова с Лужиным симпатии присутствующих отданы главному герою, хотя он — преступник? Почему Раскольников так резко реагирует на речь Лужина? Прав ли он в оценке его экономической теории? Как в дальнейших событиях романа раскрывается характер Лужина? Почему автор ни слова не говорит о его дальнейшей судьбе? В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова? Как теория Лужина входит в противоречие с Библией?

      Раскольников и Лужин

      • Почему Лужин появляется в комнате Раскольникова, когда там обсуждаются обстоятельства преступления?
      • Почему в споре Раскольникова с Лужиным симпатии присутствующих отданы главному герою, хотя он — преступник?
      • Почему Раскольников так резко реагирует на речь Лужина? Прав ли он в оценке его экономической теории? Как в дальнейших событиях романа раскрывается характер Лужина? Почему автор ни слова не говорит о его дальнейшей судьбе?
      • В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?
      • Как теория Лужина входит в противоречие с Библией?
      ЗАПОВЕДИ ИИСУСА ХРИСТА Не убий Возлюби ближнего своего, как самого себя Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

      ЗАПОВЕДИ ИИСУСА ХРИСТА

      Не убий

      Возлюби ближнего своего, как самого себя

      Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

      Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду

      Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся

      ВЕРА ЛЮБОВЬ СОВЕСТЬ СОСТРАДАНИЕ ДЕНЬГИ НАЖИВА КАПИТАЛ

      ВЕРА

      ЛЮБОВЬ

      СОВЕСТЬ

      СОСТРАДАНИЕ

      ДЕНЬГИ

      НАЖИВА

      КАПИТАЛ

      Главное положение теории Лужина –  « Возлюби, прежде всех, самого себя»   Какую христианскую заповедь извращает Лужин?   Верите ли вы ему, когда он говорит, что и он

      Главное положение теории Лужина

      « Возлюби, прежде всех, самого себя»

      Какую христианскую заповедь извращает Лужин?

      Верите ли вы ему, когда он говорит, что и он "возлюблял,

      и рвал кафтан пополам, и оба мы оставались наполовину голы"?

      Давайте представим, что кто-то встал на пути Лужина

      к достижению цели. Что будет, если кто-то посмеет помешать ему?

      Почему же мы говорим о Лужине как о двойнике Раскольникова?

      Лужин (в цитатах) «Умный и, кажется, добрый» «Положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение» «Муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля, будет рабски благодарна ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать» «Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его»

      Лужин (в цитатах)

      • «Умный и, кажется, добрый»
      • «Положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение»
      • «Муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля, будет рабски благодарна ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать»
      • «Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его»
      ЛУЖИН РАСКОЛЬНИКОВ

      ЛУЖИН

      РАСКОЛЬНИКОВ

      РАСКОЛЬНИКОВ И СВИДРИГАЙЛОВ  «ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ»  «ВОТ, МОЖЕТ, СОЙДЕМСЯ ПОБЛИЖЕ»  «В ВАС ЕСТЬ ЧТО-ТО К МОЕМУ ПОДХОДЯЩЕЕ».

      РАСКОЛЬНИКОВ И СВИДРИГАЙЛОВ

      «ОДНОГО ПОЛЯ ЯГОДЫ»

      «ВОТ, МОЖЕТ, СОЙДЕМСЯ ПОБЛИЖЕ»

      «В ВАС ЕСТЬ ЧТО-ТО К МОЕМУ ПОДХОДЯЩЕЕ».

             СХОДСТВО Оба эгоисты. Оба преступники (Раскольников убивает ради проверки своей теории - Свидригайлов хочет удовлетворения всех желаний любой ценой: «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша»). Относят себя к «право имеющим». Сильные личности. Способны на добрые поступки. Судьбы похожи (Свидригайлов был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духов-ным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».) РАЗЛИЧИЯ 1. Раскольников “разъеден” сомнениями, а Свидригайлов угрызениями совести не мучается.    2. Раскольников живет ради идеи, Свидригайлов – ради наслаждений.     3.  Для Раскольникова убийство – трагедия, Свидригайлов живет со “спокойной совестью”.       4.Раскольниковым движет цель, а Свидригайловым – порок.     5.  Раскольников аскет – Свидригайлов порочный, разврат-ный ч еловек.

          

      СХОДСТВО

      • Оба эгоисты.
      • Оба преступники (Раскольников убивает ради проверки своей теории - Свидригайлов хочет удовлетворения всех желаний любой ценой: «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша»).
      • Относят себя к «право имеющим».
      • Сильные личности.
      • Способны на добрые поступки.
      • Судьбы похожи (Свидригайлов был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духов-ным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».)

      РАЗЛИЧИЯ

      1. Раскольников “разъеден” сомнениями, а Свидригайлов угрызениями совести не мучается.   2. Раскольников живет ради идеи, Свидригайлов – ради наслаждений.    3.  Для Раскольникова убийство – трагедия, Свидригайлов живет со “спокойной совестью”.      4.Раскольниковым движет цель, а Свидригайловым – порок.    5.  Раскольников аскет – Свидригайлов порочный, разврат-ный ч еловек.

      Л У Ж И Н СВИДРИГАЙЛОВ РАСКОЛЬНИКОВ «ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» «ВСЕ НА ЛИЧНОМ  ИНТЕРЕСЕ ОСНОВАНО» «ВСЯК САМ О  СЕБЕ ПРОМЫШЛЯЕТ...» ГОСПОДИН НА БУЛЬВАРЕ

      Л У Ж И Н

      СВИДРИГАЙЛОВ

      РАСКОЛЬНИКОВ

      «ВСЁ ДОЗВОЛЕНО»

      «ВСЕ НА ЛИЧНОМ

      ИНТЕРЕСЕ ОСНОВАНО»

      «ВСЯК САМ О

      СЕБЕ ПРОМЫШЛЯЕТ...»

      ГОСПОДИН НА БУЛЬВАРЕ

      СОНЯ И РАСКОЛЬНИКОВ  БИБЛИЯ   «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» (часть IV , гл.10)

      СОНЯ И РАСКОЛЬНИКОВ

      БИБЛИЯ

      «Огарок уже давно погасал

      в кривом подсвечнике,

      тускло освещая в этой нищенской комнате

      убийцу и блудницу,

      странно сошедшихся за чтением

      вечной книги»

      (часть IV , гл.10)

      « Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в меня не умрёт вовек”… “… Марфа говорит ему: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.  «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?..Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Символична цифра 4: - 4 дня Лазарь лежит во гробе; - 4 дня после преступления Раскольникова – после «смерти» героя.
      • « Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…
      • “… Марфа говорит ему: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.
      • «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?..Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон!» И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами».
      • Символична цифра 4:
      • - 4 дня Лазарь лежит во гробе;
      • - 4 дня после преступления Раскольникова – после «смерти» героя.

      «Соня поняла, что этот мрачный кодекс стал его верой и законом»

      1

      2

      «...Знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь... счастлив был! Знай ты это!»

      «...Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... по примеру авторитета».

      3

      «Я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы... и сделать все это широко, радикально, чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую независимую дорогу стать...»

      4

      «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную».

      5

      6

      «Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог?.. Да я озлился и не захотел. Именно озлился (это слово хорошее!). Я тогда, как паук, к себе в угол забился».

      «… кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Я... я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!»

      7

      «Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…»

      8

      «Мне другое надо было узнать... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»

      9

      «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

      СОНЯ РАСКОЛЬНИКОВ Кроткая, добрая Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие Спасая других, берет на себя тяжесть греха. «Убивает» себя ради других. Мученица Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. Убивает других ради себя. Преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Живет, исходя из требований жизни, вне теорий, Необразованна, полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие. Умна душою и сердцем  Теория рассчитана безукоризненно, но мозг «заглушил» душу. Образован, хорошо говорит, имеет аналитический ум. «Свет разума» заводит в тупик  В ней Божественная правда. Она выше духовно. Его «правда» ложна. В рай ценой чужой крови нельзя Есть смысл жизни: любовь, вера  Нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

      СОНЯ

      РАСКОЛЬНИКОВ

      Кроткая, добрая

      Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

      Спасая других, берет на себя тяжесть греха. «Убивает» себя ради других. Мученица

      Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. Убивает других ради себя. Преступник, хотя берет на себя грех всего человечества.

      Живет, исходя из требований жизни,

      вне теорий, Необразованна, полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие. Умна душою и сердцем

      Теория рассчитана безукоризненно, но мозг «заглушил» душу. Образован, хорошо говорит, имеет аналитический ум. «Свет разума» заводит в тупик

      В ней Божественная правда. Она выше духовно.

      Его «правда» ложна. В рай ценой чужой крови нельзя

      Есть смысл жизни: любовь, вера

      Нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

       «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...»   Д. С. Мережковский

      «Вечный спор Ангела и Демона

      происходит в нашей собственной совести,

      и ужаснее всего то, что мы иногда не

      знаем, кого из них больше любим, кому

      больше желаем победы...»

      Д. С. Мережковский

      Сон о трихинах (эпилог, ч.2)

      «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей . Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».

      Исполнилось пророчество: трихины  В тела и в дух вселяются людей,  И каждый мнит, что нет его правей.  Ремёсла, земледелие, машины Оставлены. Народы, племена  Безумствуют, кричат, идут полками, Но армии себя терзают сами,  Казнят и жгут - мор, голод и война.  Ваятель душ, воззвавший к жизни племя  Страстных глубин, провидел наше время.  Пророчественною тоской объят, Ты говорил томимым нашей жаждой,  Что мир спасётся красотой, что каждый За всех во всём пред всеми виноват.  Максимилиан Волошин

      Исполнилось пророчество: трихины

      В тела и в дух вселяются людей,

      И каждый мнит, что нет его правей.

      Ремёсла, земледелие, машины

      Оставлены. Народы, племена

      Безумствуют, кричат, идут полками,

      Но армии себя терзают сами,

      Казнят и жгут - мор, голод и война.

      Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

      Страстных глубин, провидел наше время.

      Пророчественною тоской объят,

      Ты говорил томимым нашей жаждой,

      Что мир спасётся красотой, что каждый

      За всех во всём пред всеми виноват.

      Максимилиан Волошин

      БЕЛЫЙ ВСАДНИК АПОКАЛИПСИСА  АГИРРЕ

      БЕЛЫЙ ВСАДНИК АПОКАЛИПСИСА

      АГИРРЕ

      НА КАТОРГЕ. ЭПИЛОГ

      НА КАТОРГЕ. ЭПИЛОГ

       СТОЛКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ   ПРОТИВОРЕЧИЯ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА   Делит людей на низших и высших. ПО теории, низшие, то есть послушные, консервативные, не способные сказать новое слово, - это мама, Дуня, Соня, Мармеладов, дети Мармеладова и т.д. Их следует презирать, через них надобно переступать. Эту правду он не может принять Деля людей, сам себя относит к высшим. В этом одно из противоречий теории Эгоистичная претензия не совмещается с «добрыми целями» Убил ради Лизавет ы , Николки, Сони, мам ы , Дуни Убил Лизавету, предал Николку, едва не погубил Дуню, довел до сумасшествия мать. Убил «ради людей», а сам стал , убийцей, детоубийцей, матереубийцей, самоубийцей. «Раскольников не случайно убил Лизавету, он случайно не убил Соню». Лизавета мешала сказать Раскольникову «новое слово»? Воспользовались бы те, ради кого он совершил преступление, кровавыми деньгами?

      СТОЛКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОТИВОРЕЧИЯ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА

      Делит людей на низших и высших.

      ПО теории, низшие, то есть послушные, консервативные, не способные сказать новое слово, - это мама, Дуня, Соня, Мармеладов, дети Мармеладова и т.д. Их следует презирать, через них надобно переступать. Эту правду он не может принять

      Деля людей, сам себя относит к высшим. В этом одно из противоречий теории

      Эгоистичная претензия не совмещается с «добрыми целями»

      Убил ради Лизавет ы , Николки, Сони, мам ы , Дуни

      Убил Лизавету, предал Николку, едва не погубил Дуню, довел до сумасшествия мать. Убил «ради людей», а сам стал , убийцей, детоубийцей, матереубийцей, самоубийцей.

      «Раскольников не случайно убил Лизавету, он случайно не убил Соню».

      Лизавета мешала сказать Раскольникову «новое слово»?

      Воспользовались бы те, ради кого он совершил преступление, кровавыми деньгами?

      По теории, надо жертвовать «низшими», презирать «обыкновенных». По теории, надо восхищаться «высшими» и не мешать им «переступать через препятствия»  Ненавидит общество, Свидригайлова, Лужина, старуху, которые жертвуют «пешками».  Любит мать, Дуню, целует Соне ноги, помогает детям, пьяной девочке, Мармеладову. То есть он любит тех, кого должен презирать и ненавидеть, и презирает тех, кого должен любить и кем должен восхищаться.  «1 смерть и сто жизней взамен»  1 смерть + много смертей и жертв впридачу

      По теории, надо жертвовать «низшими», презирать «обыкновенных».

      По теории, надо восхищаться «высшими» и не мешать им «переступать через препятствия»

      Ненавидит общество, Свидригайлова, Лужина, старуху, которые жертвуют «пешками».

      Любит мать, Дуню, целует Соне ноги, помогает детям, пьяной девочке, Мармеладову.

      То есть он любит тех, кого должен презирать и ненавидеть, и презирает тех, кого должен любить и кем должен восхищаться.

      «1 смерть и сто жизней взамен»

      1 смерть + много смертей и жертв впридачу

      100, так теория индивидуалистическая, эгоцентрическая Пролитая «по совести» кровь спасет мир, откроет дорогу новому слову (по теории). Вот, например, Иисус Христос...Пролил кровь за людей, дал людям новое слово. Нельзя освящать Христом пролитие чужой крови. Это значит «не распинаться вместе с Христом, а распинать Христа». Д. Мережковский. По Достоевскому, преступление Раскольникова не в убийстве (это вторично), а в нарушении заповедей Христа (не убий!) " width="640"

      1

      1 (Я) 100, так теория индивидуалистическая, эгоцентрическая

      Пролитая «по совести» кровь спасет мир, откроет дорогу новому слову (по теории). Вот, например, Иисус Христос...Пролил кровь за людей, дал людям новое слово.

      Нельзя освящать Христом пролитие чужой крови. Это значит «не распинаться вместе с Христом, а распинать Христа».

      Д. Мережковский.

      По Достоевскому, преступление Раскольникова не в убийстве (это вторично), а в нарушении заповедей Христа (не убий!)

      Видит несправедливость этого мира. Ненавидит мир за эту несправедливость, чувствует ненависть к хозяевам жизни. Это хорошо? Хочет ли переменить мир? Мучается несправедливостью. Видит неравенство, богатство и нищету, власть хозяев и смирение «рабов». Это хорошо. Но хочет изменить только свое место в этом мире. Это бунт индивидуалиста По теории, правая цель иногда требует неправых средств: «кровь по совести» Неправая цель требует неправых средств. Цель не оправдывает, а определяет средства. Раскольников разрешал убивать, когда не было другого выхода. У него не было другого выхода? Мог давать уроки, заняться практикой (ведь он студент-юрист), мог бы и физическим трудом зарабатывать себе на хлеб.

      Видит несправедливость этого мира. Ненавидит мир за эту несправедливость, чувствует ненависть к хозяевам жизни. Это хорошо? Хочет ли переменить мир?

      Мучается несправедливостью. Видит неравенство, богатство и нищету, власть хозяев и смирение «рабов». Это хорошо.

      Но хочет изменить только свое место в этом мире. Это бунт индивидуалиста

      По теории, правая цель иногда требует неправых средств: «кровь по совести»

      Неправая цель требует неправых средств. Цель не оправдывает, а определяет средства.

      Раскольников разрешал убивать, когда не было другого выхода. У него не было другого выхода?

      Мог давать уроки, заняться практикой (ведь он студент-юрист), мог бы и физическим трудом зарабатывать себе на хлеб.

      По теории, надо убивать ради «нового слова». Какое «новое слово» было у Раскольникова? Была лишь самопроверка: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Хотел проверить, великий ли он, принадлежит ли к категории высших Высшие – хозяева будущего, по теории Хотел проверить, достоин ли он стать Лужиным? У Раскольникова нет будущего, кроме признания и покаяния

      По теории, надо убивать ради «нового слова». Какое «новое слово» было у Раскольникова?

      Была лишь самопроверка: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

      Хотел проверить, великий ли он, принадлежит ли к категории высших

      Высшие – хозяева будущего, по теории

      Хотел проверить, достоин ли он стать Лужиным?

      У Раскольникова нет будущего, кроме признания и покаяния


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!