Методическое сопровождение в школе исследовательской работы на тему «Новогодние открытки периода Великой Отечественной войны как вехи на пути к победе»
Коренец Анна Викторовна,
учитель изобразительного искусства
МОБУ СОШ № 34 г. Таганрога
Ростовской области
В рамках городской патриотической акции «Я - помню, я – горжусь!» обучающимся нашей школы было предложены темы для исследований, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941-45 годов. Одной из тем исследования заинтересовался ученик 8-го класса нашей школы, Курников Владимир. Мне предложили быть его научным руководителем. Тема исследования стала поводом для знакомства широкого круга обучающихся нашей школы с историей Великой Отечественной войны и с историей новогодней открытки этого периода. В силу того, что защита проекта предполагает публичные выступления с материалами исследования на школьном, городском и региональном уровне, нам предстояло подготовить, кроме самой исследовательской работы, разнообразные демонстративные материалы: видео, презентации, виртуальную коллекцию открыток и материалы для публикации на сайте «Проектируем вместе».
Так уж сложилось в культуре нашей страны, что Новый год – это не только праздник, но и своеобразная веха отсчёта. Время подведения итогов в жизни людей и страны. И время, чтобы загадать желания и определить планы на будущее. А традиционная новогодняя открытка – это не только источник радости, поздравлений и знаков внимания, но и интересный документ. По культуре оформления открытки в разных странах и в разные исторические периоды можно узнать много интересных фактов о жизни людей и самой стране.
Проблема оказалась в том, что за всю историю поздравительных карточек, среди них было немало не совсем обычных, вызывающих у современного человека ряд вопросов. Меняется стиль и художественный облик самой открытки, но актуальности она не потеряла и в наши дни, хотя сильно видоизменилась. Предметом нашего исследования стала культурная традиция оформления советской открытки периода Великой Отечественной войны.
Тема исследования: «Новогодние открытки времён Великой Отечественной войны как вехи на пути к победе».
Цель работы – рассмотреть, что же собой представляли новогодние открытки в период Великой Отечественной войны и какую роль они сыграли в тот период времени для судеб наших людей и страны.
Объект исследования – новогодние исторические открытки советского образца, вышедшие в обращение в период с 1941 по 1945 год. Уточнение имеет место по объективным причинам. Так как в это период война велась и на территориях других стран, среди посланий встречаются новогодние открытки иностранного производства. По ним мы исследования не проводили.
Задачи исследования:
- разобраться в истории появления новогодних открыток и познакомиться с основными определениями и разновидностями данной продукции, которые предшествовали данному периоду;
- ознакомиться с литературными источниками по данной тематике и собрать виртуальную коллекцию, чтобы подробно ознакомиться с основными образцами новогодних открыток обозначенного периода;
- проследить, как с помощью художественных выразительных средств, происходило отражение исторических и культурных событий в этот период времени, уловить взаимосвязь настроений людей и политической идеологии страны того времени в открытках.
Наравне с общими методами исследования (анализ, синтез, обобщение) были применены структурно-функциональный и эволюционный методы на основе политического символизма новогодней открытки военного образца 1941-45гг.
Гипотеза исследования – особенности художественных выразительных средств и культурной традиции новогодних открыток времён Великой Отечественной войны сыграли важную роль в мобилизации духовных ресурсов нашего народа и стали своеобразными вехами на пути к победе.
Актуальность работы. Важно не забывать какой ценой завоёвано счастье и мир нашего народа, и какую роль сыграла в этом новогодняя поздравительная открытка в период Великой Отечественной войны. Это ещё одно напоминание нам о необходимости ставить во главу угла патриотизм, простое человеческое счастье, доброту, внимание родных, близких и заботу государства, возможность ценить каждое радостное мгновение пребывания человека на нашей планете.
Путь открытки на территории Российской Империи и в советский период представлен в работе М. В. Самбур, исследовавшей открытку в контексте истории и культуры. Мы очень благодарны Марине Владимировне Самбур, кандидату исторических наук, сотруднику Химкинской картинной галереи, за личную консультацию и всемерную поддержку. В ходе работы мы познакомились с более тридцатью публикациями по различным аспектам филокартии в качестве научной литературы и интернет источников. Л. В. Бутыльская в своей научной статье рассматривает социокультурные аспекты изучения русской новогодней открытки. На сайтах музеев и библиотек находится интересный исторический материал с подборками новогодних открыток военного периода. Богатая коллекция образцов, около 30 тысяч находится в собрании новогодних почтовых карточек периода Великой Отечественной войны в фондах Музея современной истории России. Среди авторов публикаций на темы новогодних открыток можно назвать таких авторов как Васильченко Е. А., Урусову М., Кизима В., Лановенко О. и других.
Основным методом нашего исследования стал сравнительный анализ художественных изобразительных средств новогодней открытки разных периодов войны и общей направленности настроения в обществе, градации от отчаяния до уверенности в победе. Сравнение идет по годам, и таким образом, осуществляется исторический подход к обозначенной теме, как череды жизненных художественных задач и отображение исторических событий и настроений общества этого военного периода.
Новизна исследования состоит в том, что проведён культурологический анализ новогодних открыток советского образца по годам их издания. Важно заметить, что открытки обозначенного периода отличаются особым новаторским подходом к традиционной тематике. В них появился новый агитационно-пропагандистский художественный стиль, а сама открытка сыграла роль своеобразного хронографа, мобилизующего и вдохновляющего характера на пути к победе в Великой Отечественной войне.
Вывод: новогодние открытки стали источником оптимизма и веры в безоговорочную Победу и вехами на пути к ней благодаря общей идее и художественным выразительным средствам, воплощающим эту идею. Практическая направленность состоит в том, что отчёт по теме исследования и иллюстративный материал «Виртуальная коллекция открыток» подготовлены и опубликованы на школьном сайте изостудии «Проектируем вместе» для всеобщего доступа. Проведена конкретная работа по сбору и систематизации материала в соответствии с темой и хронологией периодов войны. Оформленный материал в ходе проекта будет хорошим подспорьем в проведении тематических классных часов, мероприятий на тему истории войны и будет интересна широкому кругу читателей, которые интересуются историей оформления новогодней открытки, культурой и историей нашей страны.
С демонстрационными материалами можно познакомиться по ссылкам:
Видео в рамках школьного спецпроекта «Я помню! Я горжусь!» : https://disk.yandex.ru/d/ayGd9ozny8qaHA
Публикация материала по теме нашего исследования «Новогодние открытки периода Великой Отечественной войны как вехи на пути к победе» размещена на странице сайта школьной изостудии «Проектируем вместе»:
https://sites.google.com/view/proektiruem-vmeste-34/проект-6?authuser=0
На подстранице этого проекта опубликована виртуальная коллекция «Выставка новогодних открыток периода Великой отечественной войны»: https://sites.google.com/view/proektiruem-vmeste-34/проект-6/коллекция-открыток?authuser=0
По завершении работы над проектом мы провели очный опрос среди обучающихся нашей школы, учителей и экспертов проекта. По большинству отзывов, проект одобрен и получил высокие оценки.
Литература:
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.
Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001, с.80-88.
3. Самбур М. В. Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание,
экспонирование: дис. канд. ист. наук: 24.00.03 / М. В. Самбур. М., 2014. 192 с.