СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое сообщение "Фразировка в произведениях Ф.Шопена"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение "вокального дыхания" составляет одну из особенностей фортепианного стиля Ф.Шопена. Фразировка богата нюансами и своеобразна.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Фразировка в произведениях Ф.Шопена"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Ивангородская ДШИ»





МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Особенности фразировки в произведениях Ф. Шопена»

преподаватель фортепиано М.В. Зрянина























г. Ивангород

2023 год



Фразировка в произведениях Ф. Шопена многогранна, разнообразна и часто выходит за рамки традиционных представлений. То новое, что вошло в фортепиано с музыкой Ф. Шопена: перенесение принципов вокального дыхания, использование длинных фраз, вливающихся непрерывно одна в другую, появление колоратурных пассажей, легких, прихотливо изгибающихся, - все нашло отражение в его фразировке.

Наряду с детальной записью артикуляции, мелких лиг, всегда выражающих основные интонации музыкального образа, мы встречаем длинные лиги, охватывающие большие периоды музыкального развития. Они могут ввести в заблуждение своей кажущейся «эскизностью», за которой, якобы, кроется более раздельное их исполнение.

Редакторы относятся подчас к ним с недоверием, считая их следствием небрежности либо автора, либо переписчиков. В действительности это не совсем так.

В отличие от веских классиков, для Шопена не характерна расчлененность фраз: у него, как правило, конец одной фразы является началом следующей. Длинные лиги Шопена обусловлены широтой и протяженностью тем, их причудливыми изгибами и поворотами. Они как бы олицетворяют дыхание фразы, прерываясь лишь на кадансах, или на модуляциях, или при смене фразы.

К таким бесконечно льющимся темам можно отнести: побочную тему Сонаты си минор, «парящую» мажорную тему Фантазии фа минор, ноктюрн Ре бемоль мажор и многое другое.

Я.И. Мильштейн в своей книге «Советы Шопена пианистам» указывает на то «большое значение, которое Шопен придавал разумной фразировке, взаимосвязи и расчлененности фраз». Нежелание считаться с границами фраз, их объемом и характером он рассматривал как «тягчайшее преступление перед музыкальной выразительностью, которое лишь превращает музыку в бессмысленный набор звуков».

Мильштейн подчеркивает нелюбовь Шопена к «рубленным» коротким фразам, его советы ученикам играть фразами широкого дыхания. Последнее характерно для творческого стиля Шопена, в особенности для его крупных произведений. Искусственное дробление шопеновских длинных фраз на мелкие – не что иное, как проявление непонимания его концепции.

Можно смело сказать, что фразировка Шопена основана на принципах вокальности. Преломление вокальных тенденций, широкое применение «вокального дыхания» составляет одну из особенностей стиля Шопена. Мильштейн пишет: «Шопен по существу открыл бель канто фортепианной игры». Лиги Шопена, его артикуляция всегда являются отражением сущности образа. Часто они помогают выделить наиболее характерные интонации.

Сказанное о длинных фразах Шопена, фразах «беспредельного дыхания», вовсе не означает, что они составляют основу его фразировки. Фразировка Шопена богаты нюансами и своеобразна, так же как и его музыка.





































Используемая литература:

Н. Голубовская – «О музыкальном исполнительстве» «Музыка» 1985 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!