СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию по теме "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначение пособия - дать читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по обществознанию. Это пособие может быть применено преподавателями для подготовки учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ, репетиторами для подготовки к сдаче экзамена, а также старшеклассниками - для самоподготовки.  

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию по теме "Человек и общество"»


Методическое пособие "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

по теме "Человек и общество"





Предназначение пособия - дать читателям информацию о структуре и содержании

контрольных измерительных материалов по обществознанию.

Это пособие может быть применено преподавателями для подготовки учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ, репетиторами для подготовки к сдаче экзамена, а также старшеклассниками - для самоподготовки.

    1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности.

Человек – это

Потребности и интересы

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих,

присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает

наличие такой общности, как человеческий род




Человек – биосоциальное существо

(он является частью природы и вместе с тем

Биологическое существо

неразрывно связан с обществом)

Индивид



Индивидуальность



Личность

Индивидом

рождаются

Индивидуальность

отстаивают

Личностью становятся

Социализация это



Отличие человека от животных

1.

2.

3.

4.

5.

Влияние социокультурных факторов на формирование личности.

На каждом этапе в жизни индивида происходят изменения, характерные для определённого возраста. Но в некоторых случаях процесс усвоения норм может быть нарушен в силу разного рода факторов. Например:

отклонения индивида в физиологическом или психологическом плане, проблемы во взаимоотношениях с родителями, алкоголизм, наркомания, неродная социокультурная среда. Под влиянием данных факторов человек может либо дольше положенного усваивать нормы, либо, наоборот, делать это слишком быстро, что будет проявляться в его отрыве от сверстников. В таком случае у ребёнка могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружением, так как его собственное ощущение себя и своих возможностей не будет совпадать с той социальной ролью, которую отводит ему группа.

Индивид в процессе социализации усваивает лишь основные принципы, в то время как применять их в отдельных группах ему придётся по-разному.

Пример: в семье ребёнку позволяют выражать своё мнение, в разумных пределах критиковать высказывания родителей, в то время как в школе учителя не приветствуют подобное поведение и требуют от ученика выполнения установленных норм без обсуждения.

Социологи также выделяют понятия «десоциализация» и «ресоциализация».

Десоциализация — это потеря индивидом социального опыта, отказ от выполнения функций, предписываемых социальной ролью.

Ресоциализация — это повторное усвоение индивидом социальных норм, утерянных или устаревших в силу долгого отсутствия контактов с обществом.

Пример: гражданин совершил преступление и на 10 лет был лишён свободы. За это время в обществе произошли изменения, с которыми данный индивид не имел возможности познакомиться (десоциализация). Выйдя на свободу, гражданин получил поддержку от своей семьи, члены которой постепенно смогли объяснить ему новые общественные требования (ресоциализация).

    1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на

формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности.

Потребности и интересы Личность в современном обществе.

Потребность – это

На любом историческом этапе можно выделить людей, которых с уверенностью стоит

назвать личностями. Но для каждой эпохи социально значимые черты, приписываемые

личности, будут разные. Какие же черты присущи личности в современном обществе?

  • Виды потребностей

    Благодаря развитию информационных технологий современная личность не признаёт границ и строит свою жизнь по собственному сценарию.

  • Виртуальное общение снижает ценность реальной коммуникации, личность меньше

стремится к заботе, часто формируется инфантилизм.

  • Биологические

    Социальные

    Духовные




    Виды потребностей по А. Маслоу


    Современная личность — гедонист, она стремится получать удовольствие от интерьера, вкусной еды, досуга, покупок.

  • В современном обществе у людей перед глазами много примеров качественного и дорогого досуга, поэтому человек готов много работать для того, чтобы иметь

возможность получить к нему доступ.

  • Образование в жизни современной личности занимает одну из важнейших позиций, так как напрямую связано с возможностью карьерного роста и качеством жизни.

  • Современная личность креативна, стремится к постоянному самопроявлению.

  • Современная личность толерантна, с уважением относится к чужим взглядам, но при этом умеет жёстко отстаивать собственные границы в случае, когда кто-то пытается повлиять на её систему ценностей.

Коммуникативные качества личности относятся к числу множества навыков и способностей, которые нужны человеку для взаимодействия с другими людьми. Эти

качества могут включать умения слушать других людей, говорить и выражать свои мысли и эмоции, устанавливать контакты с незнакомыми людьми, лидерские навыки, а также умение решать конфликты и находить компромиссы.

На успешность взаимодействия оказывает влияние психологическая совместимость, которая помогает участникам понимать и дополнять друг друга.

Типы собеседников

Доминантный и недоминантный. Доминантный собеседник отличается высокой

уверенностью, эгоизмом, напористостью, инициативностью, он занимает в процессе общения лидирующую позицию. Недоминантный собеседник, наоборот, застенчив, скромен, конформен, мало говорит.

Мобильный и ригидный. Мобильный собеседник быстро меняет темы и деятельность, легко

отвлекается, полон различных идей. Ригидный собеседник предпочитает медленное обдумывание, точность формулировок, долго настраивается на разговор.

Экстраверт и интроверт. Экстраверта характеризует высокая потребность в общении, компании, он легко идёт на контакт и стремится расширить круг своих знакомств. Интроверт более замкнут в себе, избирателен в установлении контактов, испытывает удовольствие от одиночества.

    • Каково значение языка для совместной деятельности людей. (укажите не менее двух аспектов значения)

    • Обоснуйте необходимость всестороннего развития человека.

    • Обоснуйте необходимость целенаправленной социализации

ребёнка.

    1. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Общественное и индивидуальное сознание.

Оптимистическое Пессимистическое

Прогрессивное Реакционное

Теоцентризм Природоцентризм Антропоцентризм

Классификация мировоззрения

Мировоззрение – это

Самосознание и социальное поведение














Обыденное - Религиозное – Философское – Научное – Мифологическое

Особенности мировоззрения

1.

2.

3.

4.

5.



Функции (роль) мировоззрения

1.

2.

3.

Носители мировоззрения

















Обоснуйте значение научного мировоззрения в

Пути формирования мировоззрения

формировании личности.


    1. Самосознание — это восприятие человеком себя как личности, своих возможностей и ограничений, своей роли в общественных процессах.

      Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение

Одним из отличий человека от животного является способность к сознательной деятельности, то есть возможность планировать свои действия и предвидеть их результаты.









Общественное сознание — это совокупность убеждений, норм, ценностей и знаний, которые доминируют в определённом обществе и влияют на мышление и поведение его членов.

связано с такими компонентами человеческой психики, как потребности, интересы, эмоции, воля, память.

Самосознание включает в себя осознание своих мотиваций, целей, желаний и потребностей, а также способность критически оценивать свои действия и поведение в соответствии с этими факторами. Это важный аспект развития личности, который помогает сформировать здоровое самоуважение и самооценку, а также способствует более эффективному общению и взаимодействию с другими людьми.

Сознание – это свойство человеческого мозга, позволяющее ему обобщённо отражать, воспринимать окружающий мир и реагировать на происходящие события. (когда человек находится в коме или упал в обморок, про него говорят, что он «без сознания»)

В поведении человека могут выражаться его позиция, принципы или взгляды на

Сознание - высшая форма психической деятельности

различные социальные объекты.

Социальное поведение — это действия человека или социальной группы, выражающие определённое отношение к разным объектам или явлениям.

Пример: граждане страны вышли на митинг, выражая своё несогласие с принятием нового закона.








формируется под влиянием: культурных, исторических, социальных и политических факторов. Его характеризуют

преемственность поколений и тесная связь с событиями социальной жизни.


Уровни общественного

сознания:

  • психологический (включает систему чувств, настроений, мотивов, норм, характерных для данного общества);

  • идеологический

(теоретические взгляды, отражающие степень познания окружающего мира).

Формы общественного сознания:

философия; искусство; религия; мораль; наука; политика; право.


Выделяют несколько видов социального поведения: агрессия; соперничество; сотрудничество; эгоизм (поведение исключительно в своих интересах); альтруизм (поведение в интересах других, жертвенность).

Индивидуальное сознание — это восприятие мира, свойственное отдельному человеку, связанное с его жизненным опытом, воспитанием и личностными особенностями.

Самосознание влияет на социальное поведение, поскольку человек, осознавая себя, может выбирать социальные роли и поведенческие стратегии, которые соответствуют его личности и жизненным установкам. Социальное поведение, в свою очередь,

может воздействовать на самосознание, поскольку человек способен изменять своё мировоззрение и личностные качества под влиянием социальной среды и социальных обстоятельств.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, общественное сознание формируется на основе взаимодействия множественных индивидуальных сознаний. С другой стороны, индивидуальное сознание может быть в значительной степени

определяемо общественным сознанием.

Пример: человек может подвергаться манипуляциям со стороны общественных институтов, медиа, политической пропаганды.

Однако индивидуальное сознание не полностью подчиняется общественному сознанию. Индивидуум может иметь собственные представления, мнения, ценности и настроения, которые относительно независимы от общественных. Индивидуальное сознание обладает свойством критического мышления и со временем способно изменяться и развиваться, создавая новые общественные значения.

При этом учёный-психолог Зигмунд Фрейд установил, что не все мысли и поступки человека

контролируются сознанием, и ввёл понятие бессознательного. Пример: интуиция, сны.

    1. Классификация деятельности

      Структура деятельности

      Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности.

Виды деятельности

Свобода и необходимость в деятельности человека


Деятельность – это




Деятельность человека

Активность животного













Материальная

Духовная

Индивидуальная

Коллективная










Творчество это


    1. Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие видов деятельности.

Свобода и необходимость в деятельности человека


Свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется.

Если свобода, как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора,

а необходимость, как то, что должно быть сделано человеком обязательно, т.е. необходимость

осознается человеком.

Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы, это право и закон,

моральные нормы, традиции и обычаи, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности!". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть, моральный долг, чувство

справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!

Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора.

Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность. Таким образом, свобода человека связана не только с

необходимостью и ответственностью, но и с

умением сделать правильный выбор.


Свобода внутренне самопротиворечива:

  • с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения;

  • с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.



Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Гуманизм — морально-этическая позиция

утверждающая высшей ценностью жизнь человека, его права и свободы, способность к развитию и самосовершенствованию.



Задание 24

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность».

    1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как



Познание – это

Виды знаний

  • Обыденное (житейское) -


  • Религиозное


  • Научное


  • Мифологическое


  • Художественное


  • Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.

результат познавательной деятельности, его виды






Уровни познания

Чувственное

Рациональное …..



Формы Формы


Понятие



Суждение



Умозаключение

Научное познание – это системно организованный процесс получения объективного и обоснованного истинного знания.

Ненаучное познание познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.



Эмпиризм Рационализм


Знание является единством чувственного и

рационального познания

Проиллюстрируйте тремя суждениями неточность

и противоречивость обыденных представлений.

В чем связь жизненной практики и научного

знания?

    1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как

результат познавательной деятельности, его виды


Мышление – это


Особенности мышления

1.

2.

3.

4.

5.

6.


Виды мышления

7.



Наглядно – действенное


Наглядно образное



Словесно логическое




Образное



Понятийное (теоретическое)



Знаковое



Задание 24

Используя обществоведческие знания,

составьте сложный план, позволяющий

раскрыть по существу тему «Мышление и

деятельность».

    1. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина
      • Истина – это

        есть процесс, а не некий одноразовый акт

постижения объекта сразу в полном объёме;

      • всегда конкретна: она всегда связана с определён местом, временем, обстоятельствами;

      • едина, но в ней выделяются объективный,

абсолютный и относительный аспекты.

Объективная истина –

Как отличить истину от заблуждения?


Абсолютная истина это

1.


2.

Относительная истина это

Критерии истины:


1.


2.


3.


4.

1.


2.


Пример: Пример:


Разница между абсолютной и относительной—

в степени точности и полноты отражения действительности.

Ложь это

Заблуждение это

Может стать заблуждением

Может стать абсолютной истиной

Главная цель любого познания — установить истину.



Назовите любые известные вам три критерия истины.

    1. Общество – это

      Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества


Сферы тесно связаны друг с другом














Общественные отношения это

Духовная

Политическая

Функции общества

1.

2.

3.

4.

Характеристика общества как сложноорганизованной,

саморазвивающаяся системы

1.

2.

3.

4.

5.

    1. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов



Социальный институт или институт общества

– это

Социальные институты


Характерные черты социальных институтов

      • Экономические институты

        .

      • Институты в духовной сфере

        Политические институты

        .

      • .

      • .

      • .












        • Какие социальные институты помогают развить человеку как биологические, так и социальные качества?

        • Какие социальные институты являются агентами целенаправленной социализации подрастающего поколения в Российской Федерации?

(Назовите любые три социальных института.)

    1. Многообразие путей и форм общественного развития. Типы обществ. Постиндустриальное

(информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе

Общество как система отличается динамичностью, оно никогда не стоит на месте, находится в постоянном развитии. На каждом этапе происходят события, отражающиеся на дальнейшем ходе истории. И эти явления уникальны и неповторимы. Каждое государство имеет свой путь развития. И этот путь






Общественное развитие

Реформа

Революция

Эволюция

Модернизация

определяется различными факторами — природными условиями, особенностями развития хозяйства, различиями в культуре и образе жизни людей. Но при всём этом многообразии можно выделить два пути общественного развития: эволюционный; революционный.




Классификация обществ











Традиционное аграрное общество.
      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

Индустриальное общество.
      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

Постиндустриальное общество.
      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

      • .

Задание 24

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние природных факторов на развитие общества».

    1. Многообразие путей и форм общественного развития. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе


Постиндустриальное общество (информационное). На этом этапе экономическая подсистема теряет своё главенствующее положение, а труд больше не является основой всех социальных отношений. У человека появляется возможность обратить

внимание на новые ценности, не имеющие материальной основы. Приоритетными в обществе становятся вопросы, связанные с самореализацией человека в различных сферах, качеством жизни, удовлетворением духовных потребностей. Благодаря этим изменениям появляются новые критерии определения уровня

благосостояния населения.


В ходе общественных преобразований меняются и качества, обеспечивающие конкурентоспособность человека. На данном этапе среди них следует выделить:

      • умение находить и постоянно улучшать знания;

      • умение пользоваться полученными знаниями в различных

ситуациях;

      • стремление к повышению своей квалификации;

      • умение проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность в принятии решений;

      • изучение изменений ситуации на рынке труда.


Основные черты постиндустриального (информационного) общества:
      • информация (знания) выступает в качестве основного фактора

производства;

      • быстро развивается сфера услуг, в ней занята большая часть трудоспособного населения;

      • развиваются наукоёмкие технологии, происходит компьютеризация

производства;

      • сокращается социальное неравенство, при этом средний класс преобладает;

      • в политической системе доминируют демократические ценности,

реализуются принципы правового государства и гражданского общества;

      • образование превращается в непрерывный процесс, так как человеку важно

постоянно приобретать новые знания.

Роль массовой коммуникации в современном обществе.


В современном обществе коммуникация (общение) между индивидуумами приобретает новые, более масштабные формы, становится массовой.


Субъекты коммуникации равноправны, они должны уважительно относиться к точке зрения друг друга, считаться с ней, но при этом уметь отстаивать своё мнение.


Массовая коммуникация играет в обществе важную роль. Благодаря данному процессу:

      • большие группы людей получают возможность обмениваться информацией, которая лежит в основе функционирования главных социальных институтов;

      • создаются новые социальные нормы, регулирующие

поведение людей;

      • происходит развитие личности, так как коммуникация позволяет людям получать огромное количество знаний в различных сферах;

      • люди получают возможность сблизиться и лучше понять друг друга, что снижает уровень напряжённости и уменьшает количество конфликтов.


        • В стране Z наблюдается компьютеризация и

информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества представляет собой страна Z? Как относятся к природе в таком обществе? Какой основной фактор производства в таком обществе? Как такой тип общества влияет на требования к кадрам (работникам)? Укажите два требования.

        • Определите тип общества страны Z, если известно, что больше половины людей занято на промышленном производстве. Назовите две черты данного общества, не названные в задании.

    1. Критерии прогресса

      1. Гуманистические критерии:

      Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.


Регресс –

Прогресс




Общественное развитие

Противоречивость прогресса:




  1. Революция

    Реформа -

    Прогресс техники и науки

  2. Открытия в ядерной физике

  3. виды

    Использование компьютера

  4. Развитие транспорта



  1. Разрушение природы

  2. Модернизация

    Появление ядерного оружия

  3. Новые болезни (утомление,

психические отклонения)

  1. Эволюция

    Загрязнение воздуха, болезни,

стрессы



Относительность прогресса:

Приведите аргументы обосновывающие

противоречивость общественного прогресса.


    1. Глобальные проблемы - это

      Основные причины глобализации

      Глобализация- это

      Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.


Признаки глобальных проблем:

  • являются объективным следствием развития всего человечества;

  • носят масштабный, общечеловеческий характер;

  • их решение возможно только объединив усилия различных стран мира;

  • ставят человечество на грань гибели;

  • все глобальные проблемы взаимосвязаны.

Основные направления разрешения глобальных проблем


  • .

  • .

  • .

  • .

  • .


Для решения проблемы международного терроризма требуются совместные усилия всех государств, назовите любые три меры, которые в общепланетарном масштабе могут способствовать

решению этой проблемы.


Основные глобальные угрозы и вызовы XXI века.








Позитивные:

1.

2.

3.

4.

5.


Негативные:

1.

2.

3.

4.

5.





Последствия глобализации

Наращивание ядерного потенциала некоторыми странами, появление новых глобальных ядерных противоречий между странами, угроза локального ядерного конфликта, который может иметь глобальные последствия, отсутствие системы нераспространения ядерного оружия.

Кризис общественного порядка (межэтнические конфликты, войны за независимость, ксенофобия, проблемы беженцев, наркоторговля, контрабанда ядерных материалов, химического и бактериологического оружия).

Угроза всемирного экономического кризиса: наличие расхождения между экономическими и политическими целями в международной системе, угроза продовольственной безопасности, острый

дефицит воды, исчерпаемость природных ресурсов.

Техногенные угрозы: зависимость человека от машин и технологий, угроза аварий на атомных и гидроэлектростанциях, взрывы на химических предприятиях

Социальный кризис: глобальный демографический дисбаланс, нарастающая социальная нестабильность, эпидемии, появление новых болезней.

Экологический кризис.

Культурный кризис: кризис ценностей нашей цивилизации, несовпадение взглядов наций и государств, подъём движения национальных меньшинств.

Проблема прав человека (разрыв между интернациональными нормами и национальным законодательством).

Разрушение системы международного права.

    1. Духовные ценности российского общества. Вклад российской культуры в формирование ценностей

современного общества.








Духовные ценности формируются исторически, передаются из поколения в поколение и со временем дополняются. Они формируют духовное богатство человеческого общества.

Пример:

свобода, справедливость, доброта, равенство.

Российский народ разделяет общечеловеческие ценности

патриотизма, равноправия, семьи, помощи нуждающимся.


Для российского народа также характерны особые национальные ценности, связанные с его культурой и историей.

Память о подвиге российских солдат во время Великой Отечественной войны.

Пример:

ежегодно празднуется День Победы, ветераны войны получают

социальные выплаты и льготы. Многонациональный состав Российской Федерации. Пример:

на территории РФ проживают народы, которые используют

родной язык для общения и творчества, отмечают традиционные праздники, занимаются национальными промыслами.

Многообразие религий.

Пример:

гражданами РФ исповедуются как мировые (христианство, буддизм, ислам), так и национальные религии (иудаизм, шаманизм). Представители всех религий имеют равные права.

Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества.

Духовная культура производит духовные ценности, которые объединяют людей и обогащают их жизнь.

Современная российская культура считается неотъемлемой частью глобальной культуры и значительно воздействует на неё.


Духовные ценности это идеи и принципы, которые имеют

значимость и важность для человечества.

Русский язык является одним из наиболее распространённых языков мира и самым популярным из славянской группы. Им активно пользуются не только в России, но и в других странах, например в Беларуси, Казахстане, Киргизии.

Русский язык является одним из шести языков, используемых в ООН.


В Советском Союзе зародились уникальные художественные и архитектурные направления: соцреализм, сталинская архитектура. Эти направления оказали сильное влияние на архитектуру бывших социалистических стран, здания этого стиля стоят в Варшаве, Берлине, Бухаресте, Шанхае.


Российская балетная школа известна на весь мир, а русские танцоры

выступают с гастролями по всей Земле.


В 2008 году Россия стала победителем популярного музыкального конкурса

«Евровидение», поэтому в 2009 году конкурс проходил в нашей стране.


Фильмы российских режиссёров занимают престижные места на международных кинофестивалях. Система актёрской игры К. С.

Станиславского используется актёрами по всему миру. Режиссёр А. А. Тарковский вдохновил многих деятелей кино, создал неповторимый стиль своих картин.


Российские деятели искусства и науки неоднократно были удостоены Нобелевской премии.

Пример: Ж. И. Алфёров (физика), А. Д. Сахаров (премия мира), Л. В.

Канторович (экономика), А. И. Солженицын (литература), И. И. Мечников (медицина).

Современный художник под псевдонимом Покрас Лампас стал ярким

представителем жанра каллиграффити, в котором сочетаются уличное искусство граффити и каллиграфия. Художник расписывал здания в России и за рубежом.

А художник Илья Кабаков известен своими работами в жанре концептуализма. Его работы продавались на аукционе в Лондоне в 1981 и 2008 годах по рекордно высоким ценам.

    1. Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура. Формы культуры.

Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие

современного общества. Диалог культур.


Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение.

Материальная


Духовная

Функции культуры













Контркультура -

Обоснуйте значение духовной культуры для развития современного общества.

е

Субкультура -

2. Какие компоненты (составные части) духовной культуры могут оказывать существенное воздействие на общественные изменения? Назовите любые три компонента.3. Для одного из указанных в пункте 2 компонентов духовной культуры приведите примеры, иллюстрирующие его воздействие на прогрессивны изменения в экономической, политической и социальной сферах общества.

Духовная деятельность человека.

Духовная сфера, или духовная жизнь, является одной из четырёх сфер жизни общества. Она призвана удовлетворять потребности человека в творчестве, познании, красоте, самовыражении и самореализации. Это потребности высшего порядка, не связанные напрямую с жизнедеятельностью человеческого организма, обеспечением его комфорта или безопасности.

Пример: мы хотим слушать музыку, читать, смотреть фильмы, узнавать новое, создавать красивые вещи и так далее. Всё это удовлетворяет наши духовные потребности.

Признаки духовной деятельности:
  • направлена на удовлетворение духовных (идеальных) потребностей человека;

  • отражается на внутренних качествах человека;

  • оценивается субъективно;

  • строится на идеалах;

  • позволяет сочетать материальную форму и нематериальные идеи, ценности, эмоции.


Среди разновидностей духовной деятельности по её целям выделяют:

  • познавательную (направлена на получение знаний об окружающем мире);

  • прогностическую (направлена на предсказание и планирование будущего);

  • ценностно-ориентировочную (направлена на нравственную оценку и

формирование духовных ценностей).


В зависимости от профессионализма субъектов выделяют:

  • специализированную духовную деятельность (требует углублённых знаний и навыков, организуется в специализированных учреждениях культуры);

  • неспециализированную духовную деятельность (осуществляется любыми членами общества, не требует профессионального образования).

Многообразие культуры приводит к её расслоению на доминирующую (господствующую) и контркультуру.

    1. Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура. Формы культуры.

Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие

современного общества. Диалог культур.


Классификация культуры

-

-

-

-


Признаки элитарной культуры:

  • .

  • .

  • .

  • .

  • .

  • .

Признаки народной культуры:

Диалог культур — это взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение культур разных стран и народов, формирование общих культурных зон и общечеловеческих духовных ценностей.

Диалог культур может проявляться на следующих уровнях:

личностный (влияние разных культур на социализацию конкретного человека); этнический (взаимодействие наций в одном государстве);

межнациональный (взаимодействие государств);

цивилизационный (взаимодействие целых цивилизаций, например Запада и Востока).


Глобализация культуры приводит к образованию мировой культуры, которая представляет собой совокупность достижений всех народов мира. Мировая культура формируется из достижений национальных культур, а те, в свою очередь, ориентируются на общемировые тенденции развития.


Проявлением диалога культур считается понятие мультикультурализма, при котором люди могут сосуществовать в одном обществе, сохраняя свою национальную идентичность.


С другой стороны, в ходе ассимиляции одна из социальных групп полностью утрачивает свою традиционную культуру и заменяет её на новую, как правило, более распространённую. Это может привести к исчезновению локальных культур.

Пример:

коренные малочисленные народы РФ всё чаще ассимилируются, забывают родной язык и традиции.



Культурное многообразие народов мира проявляется в произведениях народного творчества, языке, одежде, кухне, жилье и многом другом. Различия в культуре влияют на экономику и политику, а также обыденную жизнь людей.

Взаимодействие национальных и локальных культур, по мнению культурологов, может приводить к ряду проблем и споров. Так, учёные спорят о том, влияют ли культуры отдельных обществ друг на друга или каждая развивается по собственным законам.


Одна из теорий гласит, что в процессе развития культуры происходит её взаимодействие с другими и трансляция духовных ценностей. Эта мысль лежит в основе теории культурно- исторических типов Н. Я. Данилевского.

Данилевский выделил несколько способов культурного взаимодействия:

  • колонизация (перенос культуры с одного места на другое);

  • прививка (навязывание нового, чуждого в уже сформированную культуру);

  • диалог (взаимный равноправный обмен).


Взаимодействие в форме диалога считается наиболее гуманным и эффективным.

Другой спор вызван попыткой учёных сравнить вклад и значимость отдельных культур в общемировую. Существует несколько доминирующих взглядов, приписывающих наибольшее влияние разных цивилизаций на мировую культуру:

  • европоцентризм;

  • американоцентризм;

  • афроцентризм.

Эти взгляды сегодня активно подвергаются критике, так как принижают вклад отдельных культур в мировое развитие.

  • .

  • .

  • .

  • .

  • .

Признаки массовой культуры:
  • .

  • .

  • .

  • .

  • .

  • . С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. Сначала укажите взаимосвязь (взаимовлияние) каких двух или трех форму культур

    1. Развитие норм морали

      Табу


      Обычай


      Моральные правила



      Моральные требования и представления







      Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Нравственность.

Этика и этические нормы. Гражданственность. Патриотизм

Мораль – это

Мораль и религия

Мораль для верующего обычно сливается с религией. Оба института

формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности

«Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом

Функции морали












Мораль и право: общее и различия

Нормы морали (мораль)

Нормы права (право)

Общее

-

-

-

-

Различия

-

-

-

-


сформулировано во всех мировых религиях.

    1. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Нравственность. Этика

Гражданственность качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного

государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той

стране, в которой он живёт и трудится.

и этические нормы. Гражданственность. Патриотизм.


Понятие морали

Понятие нравственности




Этика – это

Патриотизм — чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины.

Этические нормы – это правила поведения при общении и взаимодействии с другими людьми, соблюдение которых делает контакты с окружающими комфортными для всех. Несоблюдение этикета не влечет за собой уголовной или административной ответственности (в большинстве случаев), но порицается окружающими, что также является наказанием для нарушителя.

Этикет – это правила поведения где-либо (например, деловой этикет).

Основные этические нормы:

«золотое правило нравственности»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали; вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность, культура общения.


Профессиональная этика – это совокупность правил поведения людей, составляющий специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. В её основе лежат специальные традиции поведения,

поддерживающие репутацию профессиональной группы.

Этика врача – делать все ради здоровья больного, хранить врачебную тайну. Педагогическая этика – обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика учёного – требование бескорыстного служения истине, терпимость к другим мнениям.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, заботиться о подчиненных, беречь честь офицера.




























До середины XX века патриотизм рассматривался исключительно как любовь к своей стране, замалчивание всего отрицательного и возвеличивание положительного. В настоящее время признаётся, что истинный патриотизм включает в себя также уважение к другим странам и народам, их культуре и истории.

    1. Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.

Наука – это

Особенности социально-гуманитарных наук
      • .


      • Функции науки









        Классификация наук

        естественные


        технические


        точные



        .


      • .


      • .


      • .




Социально-гуманитарные науки

- -

- -

- -

- -

  • Приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею

предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

  • Только ли интеграция характерна для

современной науки?

    1. Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки.

Методы научного познания

Наблюдение

Эксперимент

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция


Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.


Научное познание – это


Особенности научного познания
      • .

      • .

      • .

      • .




      • Уровни научного познания

        Эмпирический -

        Теоретический -

        .



Формы научного познания

- -

- -


Методы научного познания

- - -

- - -

- - -

      • Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических

исследований.

      • Обоснуйте необходимость развития естественных наук в целях выполнения социальной функции — повышения качества жизни населения Российской Федерации. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях,

раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.2. Какие естественные науки развиваются в Российской Федерации? Назовите любые три естественные науки.3. Для каждой из указанных в пункте 2 наук приведите по одному примеру, иллюстрирующему их роль в повышении качества жизни населения Российской Федерации.

    1. Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы

научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Функции науки.

Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные

достижения Российской Федерации.


Возрастание роли науки в современном обществе.

Современная наука существенно расширила своё значение в обществе. Теперь вместе с поиском истины, открытием новых знаний в её функции входит также формирование

мировоззрения человека. Научные знания лежат в основе

современного образования, ведь именно они передаются новым поколениям в процессе учёбы. Таким образом утверждается научное мировоззрение.


С момента появления терминов «глобализация» и «глобальные проблемы» в постиндустриальном обществе стало очевидным участие науки в решении этих проблем. Благодаря науке

изобретаются лекарства, разрабатываются стандарты очистки воды и воздуха, выводятся новые сорта растений, исследуются альтернативные источники энергии. Всё это способствует

разрешению глобальных проблем или как минимум

сглаживанию их последствий.


Благосостояние стран во многом зависит от уровня развития в них науки. Развитие технологических возможностей делает доступными проверку большинства научных идей на практике и внедрение их в производство. Это значительно ускоряет и упрощает процесс создания товаров и оказания услуг, что

приводит к экономическому росту и повышению уровня жизни

граждан.


Перечисленные выше факты позволяют сделать вывод о том, что наука в постиндустриальном обществе способствует обновлению всех сфер жизни.

Направления научно-технологического развития и

научные достижения Российской Федерации.

В современном информационном обществе уровень развития научно-технического прогресса является важным показателем для государства.

Научно-технический прогресс — это постепенное развитие науки и техники, совершенствование производственных сил общества на основе повышения уровня грамотности населения,

развития системы образования и изучения внешних сил природы.

До начала XX века прогресс общества шёл весьма медленными темпами. Изучая историю какой-либо страны, можно увидеть, что на протяжении нескольких столетий люди пользовались одними и теми же орудиями труда, выполняли одну и ту же работу и

удовлетворяли свои потребности одинаковыми способами. Главная причина этого заключалась в отсутствии возможности обмена информацией. Зачастую учёный,

совершивший прорыв в какой-либо сфере, не мог поделиться своим открытием с другими людьми. Результаты исследования исчезали со смертью учёного, а остальным приходилось изучать этот вопрос самостоятельно с нуля.

С начала XX века ситуация изменилась. Благодаря развитию средств массовой информации стало возможным получать знания об открытиях, совершённых другими людьми. Так начало происходить ускорение научно-технического прогресса. Достижения науки стали активно использоваться в производстве, а многие предприниматели начали спонсировать научные исследования для того, чтобы их результаты помогали снижать

издержки и улучшать качество продукции.

Основные направления научно-технического развития Российской Федерации:

  • использование информационных технологий;

  • переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;

  • улучшение качества здравоохранения, развитие здоровьесберегающих технологий;

  • улучшение качества работы сельскохозяйственной отрасли, производство безопасных продуктов питания;

  • создание единых телекоммуникационных и транспортных систем, связывающих

субъекты Российской Федерации.

Таким образом, для нашей страны в настоящий момент приоритетными направлениями науки можно считать робототехнику, биоинженерию, нанотехнологии, космические исследования.

В XXI веке на счету отечественных учёных значатся обнаружение подлёдного озера Восток в Антарктиде, подтверждение теории о возобновимости природного газа, доказательство гипотезы Пуанкаре, разработка вакцины «Спутник V» и многие другие открытия.

    1. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в

Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приёма на

обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных

образовательных услуг

Образование – это

Российская система образования. Современная система образования России основана на следующих принципах:

      • каждый гражданин имеет право на получение образования на протяжении всей жизни;

      • Цель образования – это

        не допускается дискриминация отдельных групп населения;

      • образовательное пространство на территории страны отличается единством, но при этом сохраняются культурные традиции народов России;

      • Функции образования












        для образования характерен гуманистический характер, что проявляется в уважении потребностей и интересов обучающихся, стремлении к воспитанию трудолюбия, гражданственности, патриотизма.



















Любая образовательная организация должна пройти этап лицензирования. Лицензия подтверждает качество образовательных услуг, уровень профессионализма специалистов, наличие необходимых учебников, соблюдение установленных требований. Организации, не получившие лицензию или лишённые её, не могут осуществлять образовательную деятельность.



  • Назовите три социальных института, которые могут влиять на накопление разнообразной информации

у ребенка дошкольного возраста. Проиллюстрируйте действие каждого из них примером

  • Обоснуйте необходимость образования на протяжении всей жизни в информационном обществе

  • Какие виды образовательных организаций (учреждений) помогают получить образование на протяжении всей жизни в Российской Федерации? (Назовите любые три вида образовательных организаций )

  • Для каждого из них приведите пример новых возможностей, которые открываются перед человеком после получения образования.

Образовательные учреждения общего и профессионального образования для осуществления своей деятельности должны получить государственную аккредитацию. Этот документ свидетельствует о соответствии учебных программ данной организации государственным образовательным стандартам. Государственная аккредитация наделяет образовательную организацию правом выдавать своим выпускникам дипломы, аттестаты, свидетельства.

    1. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приёма на

обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных

Тенденции образования
















образовательных услуг

Значение самообразования. Современная система образования предлагает ученикам разные форматы обучения, среди которых стоит особо выделить самообразование.

Самообразование — это получение знаний самостоятельно, без помощи преподавателя.

Самообразование — очень продуктивный, но при этом не самый лёгкий способ получения образования. Для того чтобы данный процесс приносил результаты, человеку нужно обладать следующими характеристиками:

      • убеждённостью в том, что полученные знания ему пригодятся;

      • умением организовывать свою работу, составлять график и придерживаться его в процессе образовательной деятельности;

      • умением выбирать нужные, стоящие знания из потока информации, которая доступна в современном обществе;

      • умением анализировать полученную информацию, делать правильные выводы на её основе.

Таким образом, самообразование подходит не всем людям, ведь для данного процесса необходимо наличие самоконтроля. Однако знания, полученные в процессе самообразования, очень ценятся человеком и хорошо закрепляются в его памяти.







Цифровые образовательные ресурсы. В современном постиндустриальном обществе,

в котором резко возрастают роль и значение информации, стала неизбежной и

трансформация системы образования, что проявляется в переходе к цифровой

образовательной среде (ЦОС). Данный переход имеет большое количество позитивных последствий, к которым можно отнести улучшение качества образования, расширение образовательных программ, использование новейших информационных технологий.

Вместе с тем подобные изменения порождают и сложности в виде необходимости

переустраивать систему образования в новых условиях.

Цифровые образовательные ресурсы — это современные электронные средства обучения, главной задачей которых является улучшение качества образовательного процесса и выполнение основных задач обучения и воспитания.

Классификация ЦОР

  • Текстовый тип информации (электронные учебники, словари, справочники)

  • Только аудиоинформация (аудиокниги, аудиозаписи лекций)

  • Аудио- и видеоинформация (обучающие видеоролики)

  • Визуальная информация (электронные таблицы, графики, диаграммы)

  • Интерактивные модели (модель строения Солнечной системы, модель строения

человека, реконструкция исторического события).

Для успешного развития системы образования педагог на своих занятиях должен стремиться к увеличению числа используемых цифровых образовательных ресурсов, повышая эффективность образовательного процесса.

Непрерывность образования в информационном обществе. В современном обществе образование занимает значительную часть жизни человека — обучение в школе, затем получение среднего профессионального или высшего образования. Даже после получения диплома многие люди не выходят из системы образования — изучают иностранные языки, занимаются научными исследованиями, повышают квалификацию по своей специальности или осваивают новую. Таким образом, образование в современном обществе представляет собой непрерывный процесс.

Необходимость в непрерывности обучения диктует в том числе и рынок труда. В современном обществе существует большой спрос на высококвалифицированных специалистов, что значительно удлиняет сроки обучения. В России существуют учебные центры, которые организуют курсы, направленные на совершенствование профессиональной подготовки работников разных специальностей.

Кроме того, научно-технический прогресс предполагает постоянное совершенствование техники и технологий, что также вынуждает работников непрерывно улучшать свои навыки. В противном случае каждый из нас рискует стать структурным безработным.

Структурная безработица — вид безработицы, при котором человек теряет работу в связи с

изменениями в структуре спроса и предложения на рынке труда, устареванием ряда профессий и появлением новых.

Поэтому в современном обществе уже недостаточно получить образование в молодые годы и пользоваться только этими знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности.

    1. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приёма на

обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных

образовательных услуг.























Порядок оказания платных образовательных услуг.

Частные образовательные организации могут оказывать образовательные услуги платно на основании договора. Государственные бюджетные организации могут оказывать платно лишь те образовательные услуги, которые не предусмотрены государственной программой.

Образовательная организация должна иметь лицензию. При предоставлении услуг на

возмездной основе обязательно заключение договора об оказании платных образовательных

услуг. В нём указываются полная стоимость образовательных услуг и порядок оплаты. Согласно закону «Об образовании» увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается. В случае обнаружения существенных недостатков заказчик может: потребовать оказания услуг безвозмездно (без платы); потребовать уменьшения цены, соразмерного недостаткам услуги; потребовать возмещения расходов, возникших вследствие некачественного оказания образовательных услуг.

Образовательные кредиты на получение профессионального образования предоставляются государством, т.е. государство выплачивает банку часть процентов по кредиту. Также на оплату образования можно потратить материнский капитал.

Порядок приёма на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования.

Профессиональное образование является фактором, влияющим на занятость населения и уровень безработицы в стране. Оно направлено на подготовку востребованных специалистов в разных отраслях экономики и на удовлетворение духовных потребностей личности.

Профессиональное образование — это уровень образования, в ходе получения которого человек овладевает профессиональными навыками, необходимыми для работы по конкретной специальности. Профессиональное образование подразделяется на: среднее (техникумы, колледжи); высшее (университеты, институты, академии).

При этом образовательные организации могут быть государственными и частными. Обучение может

проводиться на бюджетной (бесплатной) и коммерческой (платной) основе.

Отдельно стоит упомянуть о возможности обучающегося заключить договор о целевом обучении. Согласно ему студент может получить образование по выбранной специальности бесплатно, но после окончания обучения должен будет отработать минимум 3 года на указанном в договоре предприятии.


Обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования (СПО) возможно после завершения обучения по программе основного общего образования (9 классов). В этом случае совмещается получение профессиональных знаний и получение среднего общего образования.

Предусмотрена возможность бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию. Для тех, кто окончил 11-й класс и получает среднее профессиональное образование, существует ускоренная программа обучения.

Приём на программы высшего профессионального образования — бакалавриата и специалитета — проводится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Результаты ЕГЭ действительны в год сдачи экзамена и 4 года после.


В 2022 году Россия вышла из Болонской системы образования, которая предполагает разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру. С 2023 года планируется разделение высшего образования на базовое и специализированное.

При поступлении на обучение «по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определённых творческих способностей, физических и (или) психологических качеств» предусмотрено прохождение вступительных экзаменов.

Количество бюджетных мест ограниченно. Если количество желающих поступить превышает количество бюджетных мест, то образовательная организация проводит конкурс и учитывает:

  • оценки в школьном аттестате;

  • результаты вступительных экзаменов (при наличии);

  • индивидуальные достижения;

  • наличие договора о целевом обучении;

  • наличие иных льгот.

Пример: преимущественное право на поступление в организации профессионального образования имеют дети-сироты, дети-инвалиды 1 и 2 групп, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы.

Приём в образовательные организации профессионального образования осуществляется приёмной комиссией. Порядок приёма предполагает:

  • информирование о правилах и условиях приёма в образовательную организацию;

  • приём документов от поступающих (лично, почтовым отправлением или в электронной форме);

  • проведение вступительных испытаний (по ряду специальностей);

  • зачисление в образовательную организацию.

    1. Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.

Религия – это

Монотеистические - вера в единого Бога

Политеистические - вере в нескольких богов



Структурные элементы:

религиозное сознание, присущее многим людям. Оно держится на вере в Бога и связано с определённым религиозным учением. религиозный культ. Человек совершает культовые действия и обряды.

религиозные нормы. Это вид социальных норм, а значит

правила поведения, регулирующие отношения людей и групп,

исповедующих определённую веру.

религиозные организации, которые объединяют людей в конфессии, упорядочивают отношения между верующими.

Виды религии


Тотемизм

Архаичные

Фетишизм

-



Анимизм


Магия


Иудаизм (Израиль)

Националь

Синтоизм (Япония)

ные -

Индуизм (Индия)


Конфуцианство (Китай) и др.



Мировые -

Буддизм - Христианство - Ислам -




Функции религии












Признаки мировых религий:
      • .

      • .

Приведите два примера вопросов, рассматриваемых и . решаемых в религии. Укажите как данные вопросы . решаются в какой-либо религии.

    1. Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.

Свобода совести. Согласно 14 статье Конституции, Российская

Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации.

Российская Федерация является государством, где проживают

представители разных национальностей, исповедующие различные религии. В России исповедуются все мировые религии, а также национальные верования.

Пример: большая часть россиян — православные; в республиках Татарстан, Башкортостан, в Кавказском регионе исповедуют ислам; в республиках Бурятия и Калмыкия исповедуют буддизм.


Разнообразие религий может стать причиной межнациональных конфликтов, привести к дискриминации отдельных групп,

религиозному экстремизму.

Религиозный экстремизм — это радикальное проявление веры, выражающееся в нетерпимости к представителям других конфессий и подрыве общественного строя.

Поэтому государству и обществу необходимо прикладывать усилия

для поддержания межконфессионального мира и выстраивания

равноправного диалога между конфессиями.


Меры поддержания межконфессионального мира:
  • законодательное закрепление равенства всех религий;

  • государственная регистрация религиозных организаций;

  • запрет на разжигание розни и вражды между представителями

разных религий;

  • учёт мнения религиозных общин при проведении государственной политики;

  • повышение уровня культурного образования граждан;

  • выделение средств на реставрацию и поддержание храмов, мечетей и церквей.

Пример :в РФ действует общественная организация

Межрелигиозный совет России, который инициировал проведение

Всемирного саммита религиозных лидеров.

Федерация является светским государством.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве

государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светское государство — это государство, в котором религия не оказывает влияния на политику и социальное положение человека. Признаки светского государства:

  • признаётся право человека на свободу вероисповедания, допускается атеизм (отказ от веры в бога);

  • любые религии и верования равны перед законом, то есть их последователи и организации имеют равные права и обязанности;

  • права человека не могут быть ограничены на основании его

вероисповедания;

  • отсутствует обязательная или официальная государственная религия;

  • государственные служащие не должны использовать свои полномочия для распространения религиозных верований;

  • образование независимо от религии и не обращает учащихся в какую-

либо веру.

Согласно Уголовному кодексу РФ, «публичные действия, выражающие

явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления

религиозных чувств верующих» являются преступлением.


Согласно 28 статье Конституции:

...каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.


Свобода совести — это право самостоятельно формировать представления о нравственности и вере, жить в соответствии с ними.

Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания, так как включает убеждения человека по различным вопросам духовной жизни: и религии, и нравственности, и философии. Свобода вероисповедания предполагает возможность человека быть атеистом.

Атеизм — это отрицание веры в существование сверхъестественных сил.

    1. Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения

современного российского искусства.

Искусство и религия. Искусство и наука

Искусство – это

Искусство тесно связано с религией. Как и религия оно познает мир образно, опираясь на чувства и эмоции. Оба института ориентированы на нравственность, духовное самосовершенствование.

Искусство и религия обращают человека не только к настоящему, но и к прошлому и будущему, поэтому они невозможны без фантазии и воображения. Различие состоит в том, что религия основана на вере в сверхъестественное, а искусство ориентировано на эстетику.

Признаки (особенности) искусства

-

-

-

-

Функции искусства












Произведению искусства свойственна завершенность, тогда как любое исследование науки имеет своих предшественников и последователей. Искусство субъективно, наука объективна.


Виды искусства

Литература театр скульптура музыка хореография архитектура Кино дизайн компьютерная графика


Достижения современного российского искусства

Одним из самых ярких и значимых достижений современного российского искусства является возрождение академической живописи. Многие художники возвращаются к классическим техникам и принципам, создавая прекрасные произведения искусства, которые олицетворяют гармонию и богатство русской культуры. Одним из наиболее ярких представителей академической живописи современности является художник Илья Репин. Кроме того, в современном российском искусстве большое внимание уделяется экспериментам и инновациям. Множество молодых художников исследуют новые формы и материалы, используют новые технологии и создают удивительные современные инсталляции и мультимедийные произведения искусства. Таким образом, современное российское искусство непрерывно развивается и расширяет свои границы. Оно объединяет в себе традиции прошлого и новаторские идеи сегодняшнего дня, отображая богатство и разнообразие российской культуры. Значимые достижения современного российского искусства продолжают впечатлять и вдохновлять мир своей красотой и глубиной. Современное российское искусство известно своими авангардными экспериментами и постоянным поиском новых форм выражения.

Художники отказываются от традиционных рамок и создают работы, которые поражают своей оригинальностью и смелостью. Один из наиболее значимых авангардных художников России — Владимир Татлин. Его работы в области живописи, скульптуры и архитектуры знамениты своей необычностью и инновационностью. Также стоит упомянуть о художнике Казимире Малевиче, который стал основателем идей супрематизма — направления в искусстве, утверждающего превалирование чистых геометрических форм и ярких цветов. Большой вклад в авангардные

эксперименты внесли искусствоведы-текстовики Велимир Хлебников и Владимир Маяковский. Их работы, основанные на новом образе мышления и использовании нестандартных лингвистических приемов, повлияли на многих художников и писателей начала XX века. Новые формы выражения в современном российском искусстве также находятся в области мультимедиа и перформанса.

Художники используют различные технологии и интерактивные средства, чтобы погрузить зрителя в атмосферу произведения искусства и вызвать у него эмоции. Таким образом, авангардные

эксперименты и новые формы выражения играют важную роль в развитии современного

российского искусства, позволяя художникам проявить свою креативность и инновационность.


Искусство, как и наука познает мир, но кардинально разными способами и методами. Если искусство объясняет мир образно, то наука делает это категориально, с помощью понятий, теорий.




Классификация искусства

Группа

пространственных видов искусств


Группа временных видов искусств


Группа

пространственно- временных видов искусств



Свобода творчества

В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода творчества.

Государство оказывает поддержку искусству.

Список используемой литературы:
  1. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова.2023г.

  2. «ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс для школьников, студентов,

учителей и родителей. https://www.yaklass.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!