СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию по теме "Социальные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначение пособия - дать читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по обществознанию. Это пособие может быть применено преподавателями для подготовки учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ, репетиторами для подготовки к сдаче экзамена, а также старшеклассниками - для самоподготовки.  

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию по теме "Социальные отношения"»

Методическое пособие

Методическое пособие

"Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

по теме "Социальные отношения"

Предназначение пособия - дать читателям информацию о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по обществознанию.

Это пособие может быть применено преподавателями для подготовки учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ, репетиторами для подготовки к сдаче экзамена, а также старшеклассниками - для самоподготовки.

3.1. Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищённых слоёв общества в Российской Федерации

Социальная стратификация

Социальная дифференциация

Социальные группы и общности имеют схожее значение и предполагают объединение людей по какому-либо характерному признаку. Однако социальная общность имеет более широкое значение, так как её участники могут не взаимодействовать друг с другом на постоянной основе и не обладать чётко установленными социальными ролями. Признак, по которому формируются социальные общности, может носить природный характер (половой, возрастной) или социальный (религиозный, национальный, профессиональный и др.).

Причины социального неравенства:

разделение труда;

неодинаковая оценка обществом разных соц ролей;

необходимость существования политической власти;

биологические особенности индивидов;

сложившиеся в обществе традиции и т. д.

Неравенство

Социальная группа – это

Классификация социальных групп

По численности

По характеру взаимодействия

Исторические типы стратификационных систем

Рабство -

Кастовая –

Сословная –

Классовая –

Воздействие малой социальной группы на человека

+

+

-

+

-

-

Квазигруппа

3.1. Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищённых слоёв общества в Российской Федерации

Государственная поддержка социально незащищённых слоёв общества в Российской Федерации

Согласно государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» от 15 апреля 2014 года к приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации следует отнести:

  • обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
  • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
  • повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
  • обеспечение доступности услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;
  • совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам.

Социальная структура современного российского общества состоит из четырёх основных слоёв — верхнего, среднего, базового и нижнего.

Верхний слой (класс) включает в себя правящие элитарные и субэлитарные группы, принимающие центральные для всего общества решения. Их объединяет приближённость к власти и возможность влиять на направление проводимых реформ. Пример: депутаты Государственной Думы, министры.

К среднему слою можно отнести граждан, обладающих определённым уровнем постоянного дохода, которого, однако, недостаточно для того, чтобы обеспечить комфортную подушку безопасности. Данный слой немногочислен, поэтому не может гарантировать стабильного развития общества.

Пример: мелкие предприниматели, менеджеры среднего звена, высококвалифицированные работники, старшие офицеры.

Базовый слой является самым масштабным. Деятельность его участников в первую очередь нацелена на приспосабливание к постоянно меняющимся условиям жизни в обществе и на сохранение того статуса, которого они смогли достигнуть. Пример: работники со средней квалификацией, представители торговли и сервисных служб, технический персонал.

Низший слой не в состоянии адаптироваться к изменениям, происходящим в экономической и социальной сферах. Данная группа людей характеризуется отсутствием стабильного дохода, низким уровнем гражданской культуры и незаинтересованностью в общественных преобразованиях.

Пример: неквалифицированные работники, граждане с низким уровнем образования, безработные, беженцы.

3.2. Этнические общности . Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая и гражданская общность. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Миграционные процессы в современном мире. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации

Нация как этническая и гражданская общность.

Нация — это этническая общность, обладающая культурно-исторической целостностью.

Нации складываются в результате сближения разрозненных племён и народностей. Учёные считают, что на начальном этапе формирования нации её основными признаками являются общность территории, языка, тип хозяйственной системы. Но в дальнейшем представители нации сближаются за счёт национального самосознания, культурных ценностей, общей исторической судьбы.

Национальное самосознание — это осознание народом своего духовного единства и культурного своеобразия.

Национальное самосознание проявляется в признании обычаев и традиций, верований, памяти о национальной истории и прошлых поколениях.

Благодаря национальному самосознанию происходит сплочение, объединение людей, предотвращается размывание нации. Национальные чувства очень устойчивы. Они проявляются в знании истории своего народа, уважении к языку, соблюдении традиций, понимании единства внутреннего «я» человека с развитием нации в целом.

Нация — это культурно-политическая общность граждан определённого государства (гражданская нация ).

Этнокультурные ценности и традиции.

Этнокультурные ценности – это установки (идеи, мнения, смыслы), которые не находятся в зависимости от определенного человека, а ориентируются культурой и делятся всеми людьми, являющиеся данными этого культурного поля.

Этнокультурные традиции – это совокупность исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом. Развитие этнохудожественного образования становится возможным на основе этнокультурных традиций, так как идет процесс воспитания личности, как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, а также гармонизации процессов формирования национально-культурной идентичности и межкультурной толерантности.

Этническая общность – это

Виды этнических общностей

Род

Племя

Народность

Нация

Признаки этнических общностей

1.

2.

3.

4.

5.

Этнические меньшинства – это

Национальность -

Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

3.2. Этнические общности. Этнокультурные ценности и традиции. Нация как этническая и гражданская общность. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Миграционные процессы в современном мире. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации

Межнациональный (этносоциальный) конфликт -

Межнациональные отношения – это

Причины межнациональных конфликтов

1.

2.

3.

4.

5.

разновидности

формы

проявляются

Среди способов урегулирования межэтнических конфликтов можно выделить:

  • правовое регулирование,
  • внесение изменений в законодательство,
  • проведение переговоров между конфликтующими сторонами,
  • создание инфраструктуры межнациональной коммуникации (возможность обмена информацией для преодоления противостояния).

Способы мирного сотрудничества

Этническое смешивание

Этническое поглощение

Миграционные процессы в современном мире. В современном мире многие государства многонациональны, и одной из причин данного факта является миграция населения.

Люди могут мигрировать по совершенно разным причинам — поиск более высокого уровня жизни, несогласие с политикой государства, гражданином которого являлся человек, невостребованность профессии и надежда на самореализацию в другой стране, вооружённые конфликты, вынуждающие человека искать более безопасные условия жизни для своей семьи.

Различают внешнюю миграцию (переселение в другие страны) и внутреннюю миграцию (передвижение из одного региона страны в другой). Также стоит указать термины «эмиграция» и «иммиграция».

Эмиграция — это выезд граждан государства за его пределы с целью дальнейшего проживания в другой стране.

Иммиграция — это въезд иностранных граждан на территорию страны.

Иммигранты сталкиваются с рядом сложностей — незнание языка и традиций местных жителей, отсутствие документов, позволяющих пользоваться социальными благами, неравенство в правах. Всё это может быть причиной межнациональных конфликтов.

Миграция может быть как легальной, когда гражданин проходит через контрольно-пропускной пункт, имея необходимые документы, так и нелегальной. Последний вид миграции осуществляется через плохо охраняемые участки границы государства, что может быть опасно для переселенцев.

В последние десятилетия наибольший приток мигрантов отмечается в Европе, Азии и Северной Америке. Как правило, миграционные процессы выше в странах с высоким уровнем жизни, так как они кажутся для населения менее развитых стран более перспективными.

В Российской Федерации также наблюдаются миграционные потоки. В первую очередь это касается граждан СНГ, так как именно для жителей стран ближнего зарубежья Россия представляется привлекательным и перспективным направлением.

Основные тенденции развития наций

Межнациональная дифференциация

Межнациональная интеграция

Конституционные основы национальной политики в РФ.

Основные принципы государственной политики в России.

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

3.3. Молодёжь как социальная группа, её социальные и социально-психологические характеристики. Молодёжная субкультура. Проблемы молодёжи в современной России. Государственная молодёжная политика Российской Федерации

Проблемы молодёжи в современной России.

Большинство социально-экономических проблем затрагивают молодёжь, как и остальную часть населения, но с большей силой. Из-за неустойчивости в экономической и психологической сферах последствия могут быть серьёзнее.

Отдельно выделяют следующие проблемы:

  • профессиональное самоопределение;
  • молодёжная безработица (работодатели неохотно берут кандидатов без опыта работы);
  • жилищная проблема;
  • финансовая проблема;
  • алкогольная и наркотическая зависимости;
  • сложные психологические состояния (депрессия, тревожность).

Часть проблем характерна именно для молодых людей и связана с особенностями их психики.

Молодёжь часто откладывает важные решения, шаги на потом, избегает ответственности. Это может становиться причиной семейных конфликтов, ощущения одиночества и непонятости. Источником такого поведения может быть естественный страх перед изменениями, связанный с отсутствием опыта, высокими требованиями.

Также психологи отмечают завышенный уровень ожиданий, однобокий взгляд на ситуацию, некие розовые очки. Плохое знание собственных возможностей, социальной среды часто приводит к разочарованию во взрослой жизни.

Инфантилизм — это черта характера, выраженная в психологической незрелости человека, сохранении детских черт во взрослом возрасте.

Молодежь – это

Особенности социального положения молодёжи

1.

2.

3.

4.

5.

Государственная молодёжная политика Российской Федерации

Государство стремится поддерживать молодёжь, так как эта группа напрямую влияет на развитие страны, помогает в достижении её «устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности». В Российской Федерации принят Федеральный закон «О молодёжной политике в РФ». Согласно ему молодыми гражданами считаются люди от 14 до 35 лет.

Молодёжная политика — это ряд мер, направленных на создание условий для развития молодёжи, её самореализации в различных сферах жизнедеятельности.

Целями молодёжной политики являются:

  • защита прав молодых людей;
  • обеспечение равных условий для всестороннего развития молодёжи независимо от социально-экономических условий семьи;
  • поддержка молодых специалистов, помощь в трудоустройстве;
  • профилактика девиантного поведения среди молодёжи;
  • формирование у молодого поколения системы духовно-нравственных ценностей, культуры семейных отношений.

В первую очередь государство помогает талантливой молодёжи получить образование. В РФ каждый гражданин имеет право на бесплатное высшее образование, предоставление льготного образовательного кредита. Студенты могут получать повышенные стипендии.

Проблема молодёжной безработицы решается с помощью ряда правовых гарантий, предоставления льгот и принятия мер по оказанию финансовой поддержки молодым специалистам. Также поддерживаются молодые семьи, им предоставляется субсидия на покупку жилья. Большое внимание уделяется досугу молодёжи, пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании.

В субъектах РФ и городах действуют молодёжные парламенты, которые позволяют власти учитывать потребности молодёжи.

Признаки неформальных молодёжных групп

1.

2.

3.

Молодёжная субкультура.

Особенности молодежной субкультуры

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Субкультура - это

3.4. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, её

формы и каналы в современном российском обществе.

Социальная мобильность – это

Человек является биосоциальным существом. Это означает, что в нём есть биологическая часть, полученная от природы и сближающая человека с животными, и социальная, приобретаемая в процессе жизни в обществе.

Усвоение норм и ценностей, существующих в группе, к которой себя относит индивид, называется социализацией .

Каждый индивид имеет определённое положение в окружающей его социальной среде. На это положение влияют финансовые возможности человека, полученное им образование, его черты характера, умение взаимодействовать с другими участниками группы. В социологии для данного положения существует термин «социальный статус».

Виды социальной мобильности

Социальный статус личности -

Классификация социальных статусов

Социальные лифты (каналы)

Основные каналы социальной мобильности

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Социальная роль -

Маргиналы -

Маргинальность

Ролевой набор -

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.)

3.5. Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям

Брак - это

Семья – это

Виды брака

Функции семьи

Семья как важнейший социальный институт.

Семья возникла ещё на стадии первобытного общества и приобретала на различных ступенях его развития новые формы. Менялись социальные нормы, регулирующие отношения участников семьи, предписывающие правила выбора партнёра, определяющие права и обязанности родственников. Однако социальная значимость семьи остаётся неизменной. В обществе существует потребность в физическом и духовном воспроизводстве.

В современном обществе развод уже возможен, количество браков не ограничено. Благодаря семье осуществляется непосредственная преемственность поколений — новым поколениям передаются ценности и нормы, усвоенные предшествующими поколениями. Таким образом обеспечивается общественный прогресс.

Классификация семьи

  • Опираясь на обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.
  • Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.

3.5. Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям

Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации.

Тенденции развития семьи

  • Увеличение числа партнёрских семей.

К функциям государства относят проведение социальной политики, в том числе мер по регулированию рождаемости, а также поддержку семей с детьми.

Меняется положение женщины в обществе, она становится таким же добытчиком в семье, получает образование, повышает свой социальный статус. В такой ситуации существование патриархальной семьи становится невозможным. Прогресс освободил женщину от домашней рутины и сделал возможным для мужчины справляться с бытом самостоятельно. Теперь мужчины и женщины свободно меняются ролями, ведя домашнее хозяйство и экономическую деятельность в целом.

Демографическая политика — это комплекс мер, связанных с экономическими, административными, пропагандистскими мероприятиями и направленных на повышение рождаемости в выгодном для государства направлении, а также способствующих улучшению здравоохранения и снижению смертности в стране.

  • Уменьшается количество детей в семье.

В России демографической проблемой является низкий уровень рождаемости. Задача государства — выяснение причин данной тенденции и поиск способов её преодоления. К мерам демографической политики можно отнести:

Появляется институт планирования семьи — молодое поколение не стремится заводить детей в раннем возрасте, отдавая предпочтение карьере, образованию, путешествиям и многому другому.

  • выплату декретных пособий;
  • выплату материнского капитала;
  • поддержку многодетных семей;
  • развитие предпринимательской активности семей.
  • Рост числа нуклеарных семей.

Помощь государства многодетным семьям

Разрываются межпоколенные связи, всё больше детей хотят жить отдельно от родителей.

Особое внимание государство уделяет многодетным семьям, в которых воспитываются трое и более детей. И на федеральном, и на региональном уровне в их отношении действуют меры поддержки:

  • Происходит разделение института семьи и брака.

Многие люди живут в фактическом, но официально не зарегистрированном браке.

  • поступление в детский сад и школу без очереди;
  • бесплатное питание в школьной столовой;
  • бесплатное посещение один раз в месяц любого музея, выставки, парка аттракционов;
  • бесплатный отдых в санатории или лагере один раз в два года;
  • налоговые льготы.
  • Больше внимания уделяется материальному обеспечению детей в семье, чем духовному развитию.

Выбирая между продвижением по карьерной лестнице, которое может способствовать росту материального благополучия семьи, и общением с ребёнком, родители часто отдают предпочтение работе.

  • Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей.

Причинами этого становятся уже упомянутые выше изменения в социокультурной ситуации: повышение значения индивидуальных проявлений личности, стремление индивидов к самореализации, повышение экономического благосостояния или же, наоборот, низкая заработная плата, трудности трудоустройства, проблемы с жильём.

3.6. Социализация личности и её этапы. Агенты (институты) социализации

Социализация проявляется не только в усвоении индивидом социальных норм и ценностей, но и в формировании умения трансформировать их в собственные установки и ориентации. Очень важную роль играет социальная активность человека, т. е. умение преобразовывать окружающий мир исходя из собственных потребностей.

Этапы социализации

Младенчество (от рождения до года) — ребёнок получает опыт контакта с внешним миром и окружающими людьми.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — у ребёнка формируется ощущение себя как части группы, складывается представление об основных правилах поведения в ней.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) — ребёнок познаёт мир через игру, изучает различные социальные роли.

Младший школьный возраст ( от 7 до 11 лет) — происходит закрепление навыков, полученных на предыдущих этапах, а также определение собственных индивидуальных черт, предпочтений и способов взаимодействия с другими людьми.

Подростковый возраст (от 11 до 14 лет) — происходит перестройка организма и внутреннего мира ребёнка, которая способна привести к нарушению равновесия в характере и поведении. У подростка появляется потребность определить свой жизненный путь, что может сопровождаться поиском кумира в выбранной сфере.

Юность (от 15 лет до 21 года) — индивид строит отношения с противоположным полом, начинает делать первые шаги в профессии, формирует свои убеждения и ценности. Для некоторых это период начала трудовой деятельности.

Взрослый этап (от 21 года до 40 лет) — человек формирует необходимые социальные связи, становится участником множества социальных групп, осваивает новые роли в семье (родитель).

Зрелый возраст (от 40 до 60 лет) — постепенно сокращается количество приобретённых социальных ролей, так как индивид реже входит в новые социальные группы.

Пожилой возраст (пенсия) — социализация становится менее активной, но при этом продолжается.

Социализация — важнейший процесс, который позволяет человеку добавить к своей биологической сущности ещё и социальную.

Социализация  — 

Цели социализации

.

.

Агенты социализации -

Вторичные

Примеры

Первичные

Примеры

Ресоциализация

Десоциализация

3.7. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Виды социальных норм Социальная норма – это   Обычаи-  Традиции –  Моральные –  Правовые –  Религиозные –  Политические  –  Эстетические - Признаки социальных норм . . . Классификация социальных норм Отклоняющееся (девиантное) поведение - это   Функции социальных норм Делинквентное поведение - это   Причины девиантного поведения Индивидуальные (психические заболевания человека, особенности его характера, недостатки воспитания). Социально-психологические (влияние на человека группы — семьи, трудового коллектива, компании друзей). Макросоциальные (влияние на человека ситуации в обществе в целом).

3.7. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.

Виды социальных норм

Социальная норма – это

  • Обычаи-

  • Традиции –

  • Моральные –

  • Правовые –

  • Религиозные –

  • Политические  –

  • Эстетические -

Признаки социальных норм

.

.

.

Классификация социальных норм

Отклоняющееся (девиантное) поведение - это

Функции социальных норм

Делинквентное поведение - это

Причины девиантного поведения

Индивидуальные (психические заболевания человека, особенности его характера, недостатки воспитания).

Социально-психологические (влияние на человека группы — семьи, трудового коллектива, компании друзей).

Макросоциальные (влияние на человека ситуации в обществе в целом).

3.7. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль

Социальный контроль - это

Формы социальных девиаций.

Одним из социологов, занимающихся изучением девиантного поведения, был американец Роберт Мертон. Согласно его теории девиация возникает в результате разрыва между культурными целями, которые ставит перед человеком общество, и социально одобряемыми средствами их достижения. В сложившейся ситуации индивид пытается приспособиться к данному несоответствию, что приводит к совершению им девиантных действий.

Способы адаптации

Инновация — человек признаёт цели, установленные обществом, однако, не имея возможности достичь их одобряемыми методами, совершает девиантные поступки.

Пример: Игорь хотел добиться для своей семьи материального благополучия, но так как его карьера не складывалась и доход не увеличивался, он стал брать взятки на рабочем месте.

Ритуализм — человек не признаёт поставленных обществом целей, но при этом совершает одобряемые обществом действия, направленные на их достижение.

Пример: Ирина отрицает значимость материального достатка, считая, что настоящее счастье в другом, но при этом работает много лет на работе, которая не приносит ей удовольствия, так как стабильность и карьерный рост ценятся обществом.

Ретритизм — человек не признаёт как целей, так и тех средств, которые следует использовать для их достижения.

Пример: Артур разочаровался в своей профессии и своём окружении, стал употреблять наркотики, чтобы не задумываться о своём будущем.

Бунт (мятеж) — человек не признаёт существующих целей и способов их достижения и пытается заменить их на новые (революционеры, реформаторы, террористы).

Санкции - это

Виды санкций

Формы социального контроля

Внешний

Внутренний

Конформизм. Межличностные отношения в группе требуют от участников подстраиваться друг под друга, иногда идти на уступки для достижения общих целей или единого мнения.

Конформизм — это поведение участника группы, направленное на изменение своих действий и мнений в соответствии с действиями и мнениями других участников.

Конформизм проявляется в стремлении соответствовать большинству, в подчинении доминирующему мнению. То есть конформизм возникает, когда между «индивидуальным» и «общественным» есть противоречие. При этом конфликт решается в пользу общественного, а не личного мнения. Синонимом конформного поведения будет приспособление.

Виды конформного поведения:

  • внешнее (подчинение влиянию группы, формальным требованиям без реального принятия их);
  • внутреннее (полное одобрение человеком принимаемого мнения).

Последствия конформного поведения противоречивы. С одной стороны, оно снижает степень девиаций, помогает осуществлять социальный контроль в группах, принимать решения при недостатке информации. С другой стороны, может снижаться самооценка, происходить угнетение индивидуальности участников.

Причины конформного поведения:

  • вхождение в новую группу; страх быть изгнанным из группы;
  • низкий социальный статус; индивидуальные особенности (пол, возраст);
  • традиции и культурные нормы.

Противоположностью конформизма является нонконформизм . Он проявляется в стремлении отвергать большинство, противостоять ему, действовать вопреки. Нонконформист не согласится с мнением большинства и будет оказывать сопротивление. Такое поведение способно провоцировать конфликты, однако в итоге может привести к изменению группового мнения.

Лучшей стратегией поведения для человека в группе будет самоопределение в зависимости от конкретной ситуации: иногда это может быть приспособление в интересах большинства, а иногда человек может смело отстаивать свою позицию.

3.8. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов Конфликт – это   Классификации социальных конфликтов Стадии социальных конфликтов Виды мышления Предмет конфликта – это  Социальный конфликт – это  Причины социальных конфликтов

3.8. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов

Конфликт – это

Классификации социальных конфликтов

Стадии социальных конфликтов

Виды мышления

Предмет конфликта – это

Социальный конфликт – это

Причины социальных конфликтов

3.8. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины . Способы разрешения социальных конфликтов

Каждый участник конфликта ведёт себя по-разному. Поведение индивида называется его стратегией. К основным стратегиям поведения в конфликте можно отнести:

  • соперничество (навязывание одной из сторон конфликта своего решения проблемы);
  • уход (отказ от обсуждения конфликта, выход из него без решения проблемы);
  • уступка ( одна из сторон вынуждена отказаться от своих изначальных планов, так как на неё давит лидирующая сторона);
  • сотрудничество (совместное обсуждение проблемы, поиск решения);
  • компромисс (отказ обеих сторон от части своих первоначальных требований).

Способы разрешения конфликта

Уход от конфликта — одна или обе стороны конфликта отказываются от взаимодействия, поэтому проблема не решается, а конфликт часто переходит в затяжной.

Компромисс — обе стороны идут навстречу друг другу, для скорейшего разрешения конфликта они готовы изменить свои изначальные требования и пойти на уступки.

Переговоры — стороны обсуждают способы выхода из конфликта в непосредственном диалоге.

Посредничество — привлечение к спору нейтральной третьей стороны, которая способствует более успешному разрешению конфликта.

Арбитраж — привлечение для решения конфликта органов государственной власти.

Список используемой литературы: 1. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова.2023г.  2. «ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс для школьников, студентов, учителей и родителей. https://www.yaklass.ru /

Список используемой литературы:

1. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова.2023г. 

2. «ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс для школьников, студентов, учителей и родителей. https://www.yaklass.ru /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!