СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое обеспечение процесса подготовки обучающихся к гиа-9 и егэ-11 по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации содержит описание опыта работы учителя биологии в профильных классах при подготовке обучающихся к итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«Методическое обеспечение процесса подготовки обучающихся к гиа-9 и егэ-11 по биологии»

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА-9 И ЕГЭ-11 ПО БИОЛОГИИ   ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Афанасьева З.Р.,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА-9 И ЕГЭ-11 ПО БИОЛОГИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Афанасьева З.Р.,

Афанасьева З.Р., Проблема : Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы преодолеть затруднения в выполнении заданий части В и С по отдельным темам?

Афанасьева З.Р.,

Проблема :

Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы преодолеть затруднения в выполнении заданий части В и С по отдельным темам?

Структура образовательного процесса в МОАУ «Гимназия №2»  Предпрофильное обучение (1ч.) 9 класс Нелинейное расписание 10-11 класс Профильное обучение (3ч.) 10-11 класс Платные образовательные услуги (1ч.) 10-11 кл.  Афанасьева З.Р.,

Структура образовательного процесса в МОАУ «Гимназия №2»

  • Предпрофильное обучение (1ч.) 9 класс
  • Нелинейное расписание 10-11 класс
  • Профильное обучение (3ч.) 10-11 класс
  • Платные образовательные услуги (1ч.) 10-11 кл.

Афанасьева З.Р.,

Формы работы для подготовки к ЕГЭ, ГИА Внеурочные формы работы по предмету(олимпиады, конкурсы); Мониторинг результативности подготовки Планы подготовки учащихся к ЕГЭ; Родительские собрания по профилям Ресурсы: Электронные средства общения Программы, учебники Интернет-тренинги Анализ проблемных вопросов

Формы работы для подготовки к ЕГЭ, ГИА

  • Внеурочные формы работы по предмету(олимпиады, конкурсы);
  • Мониторинг результативности подготовки
  • Планы подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • Родительские собрания по профилям

Ресурсы:

  • Электронные средства общения
  • Программы, учебники
  • Интернет-тренинги
  • Анализ проблемных вопросов

Мониторинг результативности учащихся по биологии (общий) Класс: 10 х/б Дата: 23.10.13г. Тема: Химический состав клетки  Ф.И.О Класс 1.Безменова Екатерина 2. Емельянова Александра Вариант 10А Часть А 10А 3. Митрофанова Дарья     4. Немцева Екатерина 10А 29(34) Часть В 31(34) Часть С 10А   30 (32) 5. Соловых Александр 10А Общее кол-во б. 31 (32)   6. Бачурин Дмитрий 12(15) 30(34) 10Б Процент выполнения 13(15) 29 (34)   31(32) 71 (81)   9(15) 75(81) Оценка 26(34) 87% 31(32) 25 (34) 91% 12(15) 29(32) 5 70(81) 5 72 (82) 4(15) 26 (32) 86% 6(15) 88% 5 59(82) 57 (52) 5 72% 70% 4 4 Афанасьева З.Р.,

Мониторинг результативности учащихся по биологии (общий)

Класс: 10 х/б

Дата: 23.10.13г.

Тема: Химический состав клетки

Ф.И.О

Класс

1.Безменова Екатерина

2. Емельянова Александра

Вариант

10А

Часть А

10А

3. Митрофанова Дарья

 

 

4. Немцева Екатерина

10А

29(34)

Часть В

31(34)

Часть С

10А

 

30 (32)

5. Соловых Александр

10А

Общее кол-во б.

31 (32)

 

6. Бачурин Дмитрий

12(15)

30(34)

10Б

Процент выполнения

13(15)

29 (34)

 

31(32)

71 (81)

 

9(15)

75(81)

Оценка

26(34)

87%

31(32)

25 (34)

91%

12(15)

29(32)

5

70(81)

5

72 (82)

4(15)

26 (32)

86%

6(15)

88%

5

59(82)

57 (52)

5

72%

70%

4

4

Афанасьева З.Р.,

Мониторинг результативности учащихся по биологии (тематический)  Класс: 10 х/б Тема: Наследственность и изменчивость Дата: 23.10.13г.  Афанасьева З.Р.,

Мониторинг результативности учащихся по биологии (тематический)

Класс: 10 х/б

Тема: Наследственность и изменчивость Дата: 23.10.13г.

Афанасьева З.Р.,

Электронный дневник http://dnevnik.ru/   Афанасьева З.Р.,

Электронный дневник http://dnevnik.ru/

Афанасьева З.Р.,

http://vk.com/feed   Афанасьева З.Р.,

http://vk.com/feed

Афанасьева З.Р.,

Учебники, программы и пособия Афанасьева З.Р.,

Учебники, программы и пособия

Афанасьева З.Р.,

План подготовки учащихся 11-ого класса МОАУ «Гимназия №2» к итоговой аттестации по биологии форме ЕГЭ (фрагмент)   № Обеспечение образовательного процесса 1. Нормативно-правовая база образовательного процесса: А) Вид деятельности Федеральный компонент государственного стандарта. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Б)   Сроки   Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2012/2013 уч. год Изучение учителем для составления тематического планирования по курсу биологии В)   Знакомство учителя Г) Положение о проведении единого государственного экзамена в 2013 году, Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по биологии Федерального института педагогических измерений постановление Правительства РФ   Знакомство учителя, учеников, родителей выпускников с положением     Знакомство учителя и учеников с содержа-тельными блоками теста ЕГЭ,      Афанасьева З.Р.,

План подготовки учащихся 11-ого класса МОАУ «Гимназия №2» к итоговой аттестации по биологии форме ЕГЭ (фрагмент)

Обеспечение образовательного процесса

1.

Нормативно-правовая база образовательного процесса:

А)

Вид деятельности

Федеральный компонент государственного стандарта. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

Б)

 

Сроки

 

Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2012/2013 уч. год

Изучение учителем для составления тематического планирования по курсу биологии

В)

 

Знакомство учителя

Г)

Положение о проведении единого государственного экзамена в 2013 году,

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по биологии Федерального института педагогических измерений

постановление Правительства РФ

 

Знакомство учителя, учеников, родителей выпускников с положением

 

 

Знакомство учителя и учеников с содержа-тельными блоками теста ЕГЭ,

 

 

Афанасьева З.Р.,

Тренинги с использованием Интернет – технологий:   http://www.fipi.ru/- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)  http://www.ege.edu.ru/ - официальный информационный портал ЕГЭ (онлайн тестирование с ответами, результатом и временем; расписание, процедура ЕГЭ; статистика ЕГЭ) http://4ege.ru/ - ЕГЭ портал (калькулятор по результатам ЕГЭ, куда ты можешь поступить; рейтинг вузов России; ЕГЭ в вопросах и ответах; шкала переводов баллов; демоверсии) http://egerf.ru/index.php?razd=12 – ЕГЭ РФ (реальные задания ЕГЭ 2011, с ответами) http://egetebe.com/ - единый государственный экзамен (видеоконсультации проводит Калинова Г.С., Руководитель ФКР по биологии ФИПИ.)  Афанасьева З.Р.,

Тренинги с использованием Интернет – технологий:

  • http://www.fipi.ru/- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
  • http://www.ege.edu.ru/ - официальный информационный портал ЕГЭ (онлайн тестирование с ответами, результатом и временем; расписание, процедура ЕГЭ; статистика ЕГЭ)
  • http://4ege.ru/ - ЕГЭ портал (калькулятор по результатам ЕГЭ, куда ты можешь поступить; рейтинг вузов России; ЕГЭ в вопросах и ответах; шкала переводов баллов; демоверсии)
  • http://egerf.ru/index.php?razd=12 – ЕГЭ РФ (реальные задания ЕГЭ 2011, с ответами)
  • http://egetebe.com/ - единый государственный экзамен (видеоконсультации проводит Калинова Г.С., Руководитель ФКР по биологии ФИПИ.)

Афанасьева З.Р.,

Тренинги с использованием Интернет – технологий:   Онлайн - тесты: http://www3.ege.edu.ru/content/view/700/278/ http://ege-master.ru/testy-ege-online/ege-po-biologi... http://www1.ege.edu.ru/online-testing http://www.edu.ru/moodle/ http://live.mephist.ru/show/testinfo/tasks/subject/bio/ http://www.egetestonline.ru/index.html http://studportal.net.ua/page.php?al=test_po_biologii http://www.egemetr.ru/abitur/test_online/ Афанасьева З.Р.,

Тренинги с использованием Интернет – технологий:

Онлайн - тесты:

  • http://www3.ege.edu.ru/content/view/700/278/
  • http://ege-master.ru/testy-ege-online/ege-po-biologi...
  • http://www1.ege.edu.ru/online-testing
  • http://www.edu.ru/moodle/
  • http://live.mephist.ru/show/testinfo/tasks/subject/bio/
  • http://www.egetestonline.ru/index.html
  • http://studportal.net.ua/page.php?al=test_po_biologii
  • http://www.egemetr.ru/abitur/test_online/

Афанасьева З.Р.,

Афанасьева З.Р.,  ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ:      Молекулярная биология (цитогенетика)  Метаболизм  Эволюция  Экология

Афанасьева З.Р.,

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Молекулярная биология (цитогенетика) Метаболизм Эволюция Экология

Блок 2 «Клетка как биологическая система»   включает в себя следующие темы:  1. Клеточная теория, ее основные положения.  2. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Многообразие клеток.  3. Химическая организация клетки.  4. Строение и функции клетки.  5. Метаболизм.  6. Деление клетки. Митоз и мейоз.

Блок 2 «Клетка как биологическая система» включает в себя следующие темы: 1. Клеточная теория, ее основные положения. 2. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Многообразие клеток. 3. Химическая организация клетки. 4. Строение и функции клетки. 5. Метаболизм. 6. Деление клетки. Митоз и мейоз.

Из аналитического отчета  «Результаты единого государственного экзамена 2014 года»

Из аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2014 года»

Анализ результатов выполнения заданий по блоку 2  «Клетка как биологическая система» в 2014 г. № зада- Уро- A3 Мини- A4 Б вень ния Б мальный Знания и умения, вызвавшие наибольшие сложно- 17 сти % выпол- затруднения 47 Отличие нуклеотидов ДНК и РНК (вместо ответа «углеводами» выбран ответ «аминокислотами») Сближение и перекрест хромосом, конъюгация и кроссинговер.   нения  заданий 37 Образование гамет у животных мейозом.  Значение митоза, различие митоза и мейоза. 33 Биологическое значение митоза: сохранение хромосомного набора материнской и дочерних клеток  41

Анализ результатов выполнения заданий по блоку 2 «Клетка как биологическая система» в 2014 г.

зада-

Уро-

A3

Мини-

A4

Б

вень

ния

Б

мальный

Знания и умения, вызвавшие наибольшие

сложно-

17

сти

% выпол-

затруднения

47

Отличие нуклеотидов ДНК и РНК (вместо ответа «углеводами» выбран ответ «аминокислотами»)

Сближение и перекрест хромосом, конъюгация и кроссинговер.

нения

заданий

37

Образование гамет у животных мейозом.

Значение митоза, различие митоза и мейоза.

33

Биологическое значение митоза: сохранение хромосомного набора материнской и дочерних клеток

41

A28  П   38 Свойства генетического кода: однозначность, вырож-     денность на конкретных примерах.    27 Соответствие триплета ДНК и антикодона     С5   В 8 Число хромосом и ДНК перед началом деления, в разных фазах митоза и мейоза.    Преобладающее поколение хламидомонады (гаметофит); определение, из каких исходных клеток образуются взрослая особь и гаметы. 5     В результате какого деления формируются половые клетки у растений    2

A28

П

38

Свойства генетического кода: однозначность, вырож-

денность на конкретных примерах.

27

Соответствие триплета ДНК и антикодона

С5

В

8

Число хромосом и ДНК перед началом деления, в разных фазах митоза и мейоза.

Преобладающее поколение хламидомонады (гаметофит); определение, из каких исходных клеток образуются взрослая особь и гаметы.

5

В результате какого деления формируются половые клетки у растений

2

 Задания типа А

Задания типа А

Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка?    1) 60   2) 120   3) 180   4) 240

Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка?   1) 60  2) 120  3) 180  4) 240

Правильный ответ:3  Одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. 60х3=180 нуклеотидов в гене кодируют 60 аминокислот

Правильный ответ:3 Одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. 60х3=180 нуклеотидов в гене кодируют 60 аминокислот

  Причина образования четырёх гаплоидных клеток в процессе мейоза состоит в         1) одном делении клетки и конъюгации хромосом   2) наличии процесса кроссинговера    3) одном удвоении хромосом и двух делениях клетки   4) соединении гомологичных хромосом

Причина образования четырёх гаплоидных клеток в процессе мейоза состоит в        1) одном делении клетки и конъюгации хромосом  2) наличии процесса кроссинговера   3) одном удвоении хромосом и двух делениях клетки  4) соединении гомологичных хромосом

Правильный ответ: 3   Ответ №1 не подходит, т.к для мейоза характерно 2 деления  Ответ №2 – кроссинговер – источник комбинативной изменчивости  Ответ №4 сближение хромосом не является причиной образования четырех клеток

Правильный ответ: 3 Ответ №1 не подходит, т.к для мейоза характерно 2 деления Ответ №2 – кроссинговер – источник комбинативной изменчивости Ответ №4 сближение хромосом не является причиной образования четырех клеток

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет  10 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?  1) 10 %   2) 20 %   3) 40 %   4) 90 %

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле? 1) 10 %  2) 20 %  3) 40 %  4) 90 %

Правильный ответ:3   По правилу Чаргаффа: (А+Т)+(Г+Ц)=100%   Г=10% Ц=10%  А+Т=100-(10+10)=80%  А=80:2=40%

Правильный ответ:3 По правилу Чаргаффа: (А+Т)+(Г+Ц)=100% Г=10% Ц=10% А+Т=100-(10+10)=80% А=80:2=40%

Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в  1) анафазе первого деления   2) профазе второго деления   3) анафазе второго деления   4) телофазе первого деления

Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в 1) анафазе первого деления  2) профазе второго деления  3) анафазе второго деления  4) телофазе первого деления

Правильный ответ:3  Дочерние хроматиды начинают расходиться к полюсам в анафазе второго деления мейоза. В анафазе первого деления к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид

Правильный ответ:3 Дочерние хроматиды начинают расходиться к полюсам в анафазе второго деления мейоза. В анафазе первого деления к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид

Чем сопровождается спирализация хромосом в начале митоза?   1)  приобретением двухроматидной структуры  2)  активным участием хромосом в биосинтезе белка  3)  удвоением молекул ДНК  4)  усилением транскрипции

Чем сопровождается спирализация хромосом в начале митоза? 1) приобретением двухроматидной структуры 2) активным участием хромосом в биосинтезе белка 3) удвоением молекул ДНК 4) усилением транскрипции

Правильный ответ:1

Правильный ответ:1

Афанасьева З.Р., Молекулярная биология. Часть В. В части 2 (В) к числу трудных следует отнести следующие задания. 1. Какие особенности строения и свойств воды определяют ее функции в клетке? 1) способность образовывать водородные связи 2) наличие в молекулах макроэргических связей 3) полярность молекулы 4) высокая теплоемкость 5) способность образовывать ионные связи 6) способность выделять энергию при расщеплении Ответ: 134.

Афанасьева З.Р.,

Молекулярная биология. Часть В.

В части 2 (В) к числу трудных следует отнести следующие задания.

1. Какие особенности строения и свойств воды определяют ее функции в клетке?

1) способность образовывать водородные связи

2) наличие в молекулах макроэргических связей

3) полярность молекулы

4) высокая теплоемкость

5) способность образовывать ионные связи

6) способность выделять энергию при расщеплении

Ответ: 134.

2. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот, 1) участвуют в образовании плазматической мембраны 2) входят в состав хромосом 3) выполняют гуморальную регуляцию 4) осуществляют транспортную функцию 5) выполняют защитную функцию 6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме Ответ: 135. Два отличия белков от нуклеиновых кислот определяют 40%, а три отличия – только 20% участников. Типичной ошибкой, которую допускают выпускники, является отнесение транспортной функции только к белкам, тогда как тРНК также выполняют эту функцию Афанасьева З.Р.,

2. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны

2) входят в состав хромосом

3) выполняют гуморальную регуляцию

4) осуществляют транспортную функцию

5) выполняют защитную функцию

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Ответ: 135.

Два отличия белков от нуклеиновых кислот определяют 40%, а три отличия –

только 20% участников. Типичной ошибкой, которую допускают выпускники, является отнесение транспортной функции только к белкам, тогда как тРНК также выполняют эту функцию

Афанасьева З.Р.,

    Задания части С

Задания части С

Часть С (задания С5 тема «Цитология») В линии С5 предлагаются два типа задач по цитологии: 1) на применение знаний о генетическом коде; 2) на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках организма. Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология»)

В линии С5 предлагаются два типа задач по цитологии:

1) на применение знаний о генетическом коде;

2) на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках организма.

Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология») Ошибки!  в заданиях второго типа, проверяющие знания о хромосомном наборе клеток (3балла-3%выпускников) спорофита и гаметофита водорослей, мхов, папоротников, голосеменных цветковых растений; об образовании у растений спор в процессе мейоза, а половых клеток – в процессе митоза. задания на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах деления при образовании половых клеток у животных. Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология»)

Ошибки!

в заданиях второго типа, проверяющие знания о хромосомном наборе клеток (3балла-3%выпускников)

  • спорофита и гаметофита водорослей, мхов, папоротников, голосеменных цветковых растений;
  • об образовании у растений спор в процессе мейоза, а половых клеток – в процессе митоза.
  • задания на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах деления при образовании половых клеток у животных.

Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология») Схема решения задачи: 1) в конце телофазы мейоза I набор хромосом – n; число ДНК – 2с; 2) в анафазе мейоза II набор хромосом – 2n; число ДНК – 2с; 3) в конце телофазы I произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза; 4) в анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом и число ДНК равное Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология»)

Схема решения задачи:

1) в конце телофазы мейоза I набор хромосом – n; число ДНК – 2с;

2) в анафазе мейоза II набор хромосом – 2n; число ДНК – 2с;

3) в конце телофазы I произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось

в 2 раза;

4) в анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому

число хромосом и число ДНК равное

Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С 5 тема «Цитология») С 5 ( 2013г .) Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С 5 тема «Цитология»)

С 5 ( 2013г .) Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом.

Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I

и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология») С 5 ( 2012г .) Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология»)

С 5 ( 2012г .) Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология») Схема решения задачи включает: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК УАУЦГАЦУУГЦЦУГА; 2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦУУ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГАА; 3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ГЛУ, которую будет переносить данная тРНК. Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология»)

Схема решения задачи включает:

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК УАУЦГАЦУУГЦЦУГА;

2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦУУ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГАА;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ГЛУ, которую будет переносить данная тРНК.

Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология») В то же время традиционно при решении задач этого типа экзаменуемые допускают ошибку, определяя по фрагменту одной молекулы тРНК всю последовательность фрагмента иРНК и все аминокислоты. По фрагменту одной молекулы тРНК можно определить только ее антикодон и один кодон на иРНК, а не всю последовательность иРНК. Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология»)

В то же время традиционно при решении задач этого типа экзаменуемые допускают

ошибку, определяя по фрагменту одной молекулы тРНК всю последовательность

фрагмента иРНК и все аминокислоты. По фрагменту одной молекулы тРНК можно

определить только ее антикодон и один кодон на иРНК, а не всю последовательность иРНК.

Афанасьева З.Р.,

Задания, которые вызывают затруднения: В цитоплазме каких клеток содержится кольцевая молекула ДНК?   • Сколько хромосом содержит ядро исходной клетки, если при мейозе образуется ядро с 12 хромосомами?  • Какие связи обеспечивают образование третичной структуры белка?  • Какая связь обеспечивает соединение кодона иРНК с антикодоном тРНК при биосинтезе белка?  • Какую функцию в клетке выполняет белок ДНК-полимераза?   • Чем второе деление мейоза отличается от первого деления?  • В результате какого деления происходит уменьшение числа хромосом в 2 раза? Афанасьева З.Р.,

Задания, которые вызывают затруднения:

  • В цитоплазме каких клеток содержится кольцевая молекула ДНК?

Сколько хромосом содержит ядро исходной клетки, если при мейозе образуется ядро с 12 хромосомами?

Какие связи обеспечивают образование третичной структуры белка?

Какая связь обеспечивает соединение кодона иРНК с антикодоном тРНК при биосинтезе белка?

Какую функцию в клетке выполняет белок ДНК-полимераза?

Чем второе деление мейоза отличается от первого деления?

В результате какого деления происходит уменьшение числа хромосом в 2 раза?

Афанасьева З.Р.,

1. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме?  2. Что обозначено буквами А, Б, В?  3. Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.

1. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме? 2. Что обозначено буквами А, Б, В? 3. Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.

Элементы ответа:  1)     молекула урацилового нуклеотида РНК;  2)     А – урацил – азотистое основание, Б – углевод рибоза, В – остаток фосфорной кислоты;  3)     иРНК, тРНК, рРНК.

Элементы ответа: 1)     молекула урацилового нуклеотида РНК; 2)     А – урацил – азотистое основание, Б – углевод рибоза, В – остаток фосфорной кислоты; 3)     иРНК, тРНК, рРНК.

В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Элементы ответа:  1) одна т-РНК транспортирует одну аминокислоту; 30 т-РНК соответствуют 30 аминокислотам, следовательно, белок состоит из 30 аминокислот;  2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируются 30 триплетами;  3) количество нуклеотидов гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, составляет 30х3=90

Элементы ответа: 1) одна т-РНК транспортирует одну аминокислоту; 30 т-РНК соответствуют 30 аминокислотам, следовательно, белок состоит из 30 аминокислот; 2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируются 30 триплетами; 3) количество нуклеотидов гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, составляет 30х3=90

Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните.

Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните.

1)Молекулярная масса белка, состоящего из 100 аминокислот равна 100х110=11000  2) Определяем количество нуклеотидов в гене  100х3=300  3) Определяем молекулярную массу гена  300х300=90000  4) Находим, во сколько раз молекулярная масса участка гена превышает молекулярную массу белка  90000:11000=8,1 раза

1)Молекулярная масса белка, состоящего из 100 аминокислот равна 100х110=11000 2) Определяем количество нуклеотидов в гене 100х3=300 3) Определяем молекулярную массу гена 300х300=90000 4) Находим, во сколько раз молекулярная масса участка гена превышает молекулярную массу белка 90000:11000=8,1 раза

Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 20 остатков глюкозы?

Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 20 остатков глюкозы?

Молекула крахмала в клетке будет гидролизована до 20 остатков глюкозы, при полном окислении одного остатка глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при окислении данного фрагмента образуется 38х20=760 молекул АТФ.

Молекула крахмала в клетке будет гидролизована до 20 остатков глюкозы, при полном окислении одного остатка глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при окислении данного фрагмента образуется 38х20=760 молекул АТФ.

В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Элементы ответа:  1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;  2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

Элементы ответа: 1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Схема решения задачи включает:  1) если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту;  2) если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка;  3) если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.

Схема решения задачи включает: 1) если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту; 2) если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; 3) если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.

Участок молекулы ДНК имеет следующий состав:  Г-А-Т-Г-А-А- Т -А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3-х последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А- Т -А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3-х последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Элементы ответа:  1) произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;  2) в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;  3) могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет за собой появление у организма нового признака.

Элементы ответа: 1) произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты; 2) в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка; 3) могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет за собой появление у организма нового признака.

В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от общего их числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.

В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от общего их числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.

Элементы ответа:  1) Тимин комплементарен аденину, число таких нуклеотидов равно и составляет также 1100;  2) общее число нуклеотидов с аденином и тимином составляет 20% (2200 нуклеотидов)  3) сумма нуклеотидов с гуанином (Г) и цитозином равна 80% (8800 нуклеотидов);  4) нуклеотиды с гуанином и цитозином комплементарны, их количество в отдельности по 4400.

Элементы ответа: 1) Тимин комплементарен аденину, число таких нуклеотидов равно и составляет также 1100; 2) общее число нуклеотидов с аденином и тимином составляет 20% (2200 нуклеотидов) 3) сумма нуклеотидов с гуанином (Г) и цитозином равна 80% (8800 нуклеотидов); 4) нуклеотиды с гуанином и цитозином комплементарны, их количество в отдельности по 4400.

Определите массу образованного углекислого газа при полном окислении в организме 45 г глюкозы. Молекулярная масса глюкозы равна 180. Молекулярная масса углекислого газа – 44.

Определите массу образованного углекислого газа при полном окислении в организме 45 г глюкозы. Молекулярная масса глюкозы равна 180. Молекулярная масса углекислого газа – 44.

Элементы ответа:  1) уравнение реакции С 6 Н 12 О 6 +6О 2 =6СО 2 +6Н 2 О  2) пропорция: С 6 Н 12 О 6 СО 2   180 - 264  45 - Х  3) Х=(45х264):180+66. Образуется 66 г углекислого газа

Элементы ответа: 1) уравнение реакции С 6 Н 12 О 6 +6О 2 =6СО 2 +6Н 2 О 2) пропорция: С 6 Н 12 О 6 СО 2 180 - 264 45 - Х 3) Х=(45х264):180+66. Образуется 66 г углекислого газа

Часть С (задания С5 тема «Цитология») Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Цитология»)

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Афанасьева З.Р.,

Афанасьева З.Р.,  ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ:   Метаболизм

Афанасьева З.Р.,

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Метаболизм

Метаболизм. Часть В. Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом. ХАРАКТЕРИСТИКА А) происходит в анаэробных условиях Б) происходит в митохондриях В) образуется молочная кислота Г) образуется пировиноградная кислота Д) синтезируется 36 молекул АТФ ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА 1) гликолиз 2) кислородное окисление Ответ: 12112. На это задание правильно ответили и получили 2 балла только 13% экзаменуемых. Допустили одну ошибку и получили 1 балл 21%. Остальные получили 0 баллов. При подготовке к ЕГЭ на вопросы, связанные с обменом веществе в клетке, следует обращать особое внимание. Ошибки при выполнении таких заданий повторяются из года в год

Метаболизм. Часть В.

Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) происходит в анаэробных условиях

Б) происходит в митохондриях

В) образуется молочная кислота

Г) образуется пировиноградная кислота

Д) синтезируется 36 молекул АТФ

ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

1) гликолиз

2) кислородное окисление

Ответ: 12112.

На это задание правильно ответили и получили 2 балла только 13% экзаменуемых.

Допустили одну ошибку и получили 1 балл 21%. Остальные получили 0 баллов. При

подготовке к ЕГЭ на вопросы, связанные с обменом веществе в клетке, следует обращать

особое внимание. Ошибки при выполнении таких заданий повторяются из года в год

Метаболизм. Часть В. Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе. 1) поступление мономеров в цитоплазму 2) захват клеточной мембраной питательных веществ 3) гидролиз полимеров до мономеров 4) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки 5) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой Ответ: 24531. При выполнении данного задания правильно определили последовательность и получили 2 балла только 30% экзаменуемых. Низкие результаты свидетельствуют о неумении представить в целом процесс фагоцитоза и определить последовательность его этапов.

Метаболизм. Часть В.

Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе.

1) поступление мономеров в цитоплазму

2) захват клеточной мембраной питательных веществ

3) гидролиз полимеров до мономеров

4) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки

5) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой

Ответ: 24531.

При выполнении данного задания правильно определили последовательность и

получили 2 балла только 30% экзаменуемых. Низкие результаты свидетельствуют о неумении представить в целом процесс фагоцитоза и определить последовательность его этапов.

Метаболизм. Часть С.   В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? (3 балла – только 1% выпускников!) Элементы ответа: 1) какие вещества выделяются и поглощаются; 2) как происходит преобразование солнечной энергии и энергии АТФ; 3) что происходит с органическими веществами в этих процессах

Метаболизм. Часть С.

  • В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? (3 балла – только 1% выпускников!)

Элементы ответа:

1) какие вещества

выделяются и поглощаются;

2) как происходит преобразование солнечной энергии и

энергии АТФ;

3) что происходит с органическими веществами в этих процессах

Часть С (задания С5 тема «Метаболизм») Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С5 тема «Метаболизм»)

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Афанасьева З.Р.,

Афанасьева З.Р.,  ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ:   Блок 6. Эволюция живой природы

Афанасьева З.Р.,

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Блок 6. Эволюция живой природы

Эволюция. Часть А.   1.Мимикрия – это результат 1) повышения уровня организации живого 2) отбора сходных мутаций у различных видов 3) усложнения развития организмов 4) приспособления к паразитическому образу жизни  Только 40% выпускников выбирают ответ №2

Эволюция. Часть А.

1.Мимикрия – это результат

1) повышения уровня организации живого

2) отбора сходных мутаций у различных видов

3) усложнения развития организмов

4) приспособления к паразитическому образу жизни

Только 40% выпускников выбирают ответ №2

Эволюция. Часть А.   2.  Какие животные в ходе эволюции были наиболее вероятными предками членистоногих? 1) кольчатые черви 2) плоские черви 3) моллюски 19 4) хордовые  37% выпускников выбирают ответ №1

Эволюция. Часть А.

2. Какие животные в ходе эволюции были наиболее вероятными предками членистоногих?

1) кольчатые черви

2) плоские черви

3) моллюски 19

4) хордовые

37% выпускников выбирают ответ №1

Эволюция. Часть А.    3. Выберите признак, характеризующий виды-двойники . 1) могут скрещиваться между собой 2) не обладают морфологическим сходством 3) формируют на общей территории одну популяцию (неверный ответ – 27%) 4) репродуктивно изолированы друг от друга (правильный ответ – 39%)

Эволюция. Часть А.

3. Выберите признак, характеризующий виды-двойники .

1) могут скрещиваться между собой

2) не обладают морфологическим сходством

3) формируют на общей территории одну популяцию (неверный ответ – 27%)

4) репродуктивно изолированы друг от друга (правильный ответ – 39%)

Эволюция. Часть С.    С. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошел выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощенную форму тела и окраску под цвет грунта   Ошибки сделаны в предложениях 1, 2, 5. 3 балла получили 3%

Эволюция. Часть С.

С. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения.

2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы.

3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания.

4. В результате ароморфоза произошел выход животных на сушу.

5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.

6. Они имеют уплощенную форму тела и окраску под цвет грунта

Ошибки сделаны в предложениях 1, 2, 5.

3 балла получили 3%

Эволюция. Часть С.      С4. Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

Эволюция. Часть С.

С4. Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне

листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение

покровительственной окраски у этого насекомого.

Эволюция. Часть С.     Эталон ответа: 1 ) в результате наследственной изменчивости (мутаций) появились гусеницы со светло-зеленой окраской; 2) преимущество в борьбе за существование получили насекомые, окраска которых гармонировала с листьями крестоцветных, делая их менее заметными; 3) в процессе естественного отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, что привело к закреплению полезного признака.

Эволюция. Часть С.

Эталон ответа:

1 ) в результате наследственной изменчивости (мутаций) появились гусеницы со светло-зеленой окраской;

2) преимущество в борьбе за существование получили насекомые, окраска которых гармонировала с листьями крестоцветных, делая их менее заметными;

3) в процессе естественного отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, что привело к закреплению полезного признака.

Эволюция (наиболее трудные вопросы).     Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах. Объясните, что происходит на первом этапе видообразования. Установите соответствие между признаком и путем достижения организмом биологического прогресса, примером и способом видообразования, приспособленностью и эволюционным процессом (дивергенцией и конвергенцией), признаками организма и критериями вида. Под влиянием каких факторов эволюции появляются популяции насекомых, устойчивые к определенному ядохимикату? Обоснуйте принадлежность человека к типу Хордовые, используя эмбриологические доказательства эволюции. Объясните, как происходит экологическое видообразование в природе. Приведите не менее трех доказательств биологического прогресса зайца-русака, если в Европе и Азии встречается около 20 его подвидов.

Эволюция (наиболее трудные вопросы).

  • Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.
  • Объясните, что происходит на первом этапе видообразования.
  • Установите соответствие между признаком и путем достижения организмом биологического прогресса, примером и способом видообразования, приспособленностью и эволюционным процессом (дивергенцией и конвергенцией), признаками организма и критериями вида.
  • Под влиянием каких факторов эволюции появляются популяции насекомых, устойчивые к определенному ядохимикату?
  • Обоснуйте принадлежность человека к типу Хордовые, используя эмбриологические доказательства эволюции.
  • Объясните, как происходит экологическое видообразование в природе.
  • Приведите не менее трех доказательств биологического прогресса зайца-русака, если в Европе и Азии встречается около 20 его подвидов.
Эволюция. Часть С (наиболее трудные вопросы).

Эволюция. Часть С (наиболее трудные вопросы).

Часть С (задания С тема «Эволюция») Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С тема «Эволюция»)

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Афанасьева З.Р.,

Афанасьева З.Р.,  ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ:   Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Афанасьева З.Р.,

ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Экология. Часть В. В 2. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга, 1) отсутствуют консументы 2) высокая численность продуцентов одного вида 3) незамкнутый круговорот веществ 4) преобладают растительноядные насекомые 5) отсутствуют редуценты 6) нарушена саморегуляция Ответ: 234.

Экология. Часть В.

В 2. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,

1) отсутствуют консументы

2) высокая численность продуцентов одного вида

3) незамкнутый круговорот веществ

4) преобладают растительноядные насекомые

5) отсутствуют редуценты

6) нарушена саморегуляция

Ответ: 234.

Экология. Часть В. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.И.Вернадского . ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А) морская соль Б) морской ил В) глина Г) почва Д) гранит Е) двустворчатые моллюски ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ 1) биокосное 2) косное 3) живое Ответ: 212123.

Экология. Часть В.

Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.И.Вернадского .

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А) морская соль

Б) морской ил

В) глина

Г) почва

Д) гранит

Е) двустворчатые моллюски

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

1) биокосное

2) косное

3) живое

Ответ: 212123.

Экология. Часть С 1-4. С4. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы? Ответ поясните. Элементы ответа: 1) кислород образуется в растениях из воды в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу; 2) в процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках в процессе энергетического обмена образуется вода и углекислый газ; 3) бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических веществ с образованием АТФ

Экология. Часть С 1-4.

С4. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) кислород образуется в растениях из воды в процессе фотосинтеза и выделяется в

атмосферу;

2) в процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках в процессе

энергетического обмена образуется вода и углекислый газ;

3) бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических

веществ с образованием АТФ

Экология. Часть С 1-4. Какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере?  Элементы ответа:  В атмосфере UV-излучение, низкие t, отсутствие О2;  В литосфере высокие t, отсутствие О2; высокое давление В гидросфере высокое давление, низкое содержание О2

Экология. Часть С 1-4.

Какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере?

Элементы ответа:

  • В атмосфере UV-излучение, низкие t, отсутствие О2;
  • В литосфере высокие t, отсутствие О2; высокое давление
  • В гидросфере высокое давление, низкое содержание О2

Экология (наиболее трудные вопросы)…  Биосфера и ее особенности, сформулированные В.И. Вернадским. Классификации веществ биосферы и их происхождение Функции живого вещества Установление последовательности звеньев детритной цепи Этапы круговорота азота, углерода в биосфере Определение механизмов устойчивости различных экосистем Сравнение агроэкосистем и природных сообществ.

Экология (наиболее трудные вопросы)…

  • Биосфера и ее особенности, сформулированные В.И. Вернадским.
  • Классификации веществ биосферы и их происхождение
  • Функции живого вещества
  • Установление последовательности звеньев детритной цепи
  • Этапы круговорота азота, углерода в биосфере
  • Определение механизмов устойчивости различных экосистем
  • Сравнение агроэкосистем и природных сообществ.
Часть С (задания С тема «Экология») Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Тренинг Афанасьева З.Р.,

Часть С (задания С тема «Экология»)

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Тренинг

Афанасьева З.Р.,

Афанасьева З.Р., МОАУ «Гимназия №2», г. Оренбург

Афанасьева З.Р., МОАУ «Гимназия №2»,

г. Оренбург


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!