МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА-9 И ЕГЭ-11 ПО БИОЛОГИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Афанасьева З.Р.,
Афанасьева З.Р.,
Проблема :
Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы преодолеть затруднения в выполнении заданий части В и С по отдельным темам?
Структура образовательного процесса в МОАУ «Гимназия №2»
- Предпрофильное обучение (1ч.) 9 класс
- Нелинейное расписание 10-11 класс
- Профильное обучение (3ч.) 10-11 класс
- Платные образовательные услуги (1ч.) 10-11 кл.
Афанасьева З.Р.,
Формы работы для подготовки к ЕГЭ, ГИА
- Внеурочные формы работы по предмету(олимпиады, конкурсы);
- Мониторинг результативности подготовки
- Планы подготовки учащихся к ЕГЭ;
- Родительские собрания по профилям
Ресурсы:
- Электронные средства общения
- Программы, учебники
- Интернет-тренинги
- Анализ проблемных вопросов
Мониторинг результативности учащихся по биологии (общий)
Класс: 10 х/б
Дата: 23.10.13г.
Тема: Химический состав клетки
Ф.И.О
Класс
1.Безменова Екатерина
2. Емельянова Александра
Вариант
10А
Часть А
10А
3. Митрофанова Дарья
4. Немцева Екатерина
10А
29(34)
Часть В
31(34)
Часть С
10А
30 (32)
5. Соловых Александр
10А
Общее кол-во б.
31 (32)
6. Бачурин Дмитрий
12(15)
30(34)
10Б
Процент выполнения
13(15)
29 (34)
31(32)
71 (81)
9(15)
75(81)
Оценка
26(34)
87%
31(32)
25 (34)
91%
12(15)
29(32)
5
70(81)
5
72 (82)
4(15)
26 (32)
86%
6(15)
88%
5
59(82)
57 (52)
5
72%
70%
4
4
Афанасьева З.Р.,
Мониторинг результативности учащихся по биологии (тематический)
Класс: 10 х/б
Тема: Наследственность и изменчивость Дата: 23.10.13г.
Афанасьева З.Р.,
Электронный дневник http://dnevnik.ru/
Афанасьева З.Р.,
http://vk.com/feed
Афанасьева З.Р.,
Учебники, программы и пособия
Афанасьева З.Р.,
План подготовки учащихся 11-ого класса МОАУ «Гимназия №2» к итоговой аттестации по биологии форме ЕГЭ (фрагмент)
№
Обеспечение образовательного процесса
1.
Нормативно-правовая база образовательного процесса:
А)
Вид деятельности
Федеральный компонент государственного стандарта. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
Б)
Сроки
Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2012/2013 уч. год
Изучение учителем для составления тематического планирования по курсу биологии
В)
Знакомство учителя
Г)
Положение о проведении единого государственного экзамена в 2013 году,
Контрольно-измерительные материалы (КИМы) по биологии Федерального института педагогических измерений
постановление Правительства РФ
Знакомство учителя, учеников, родителей выпускников с положением
Знакомство учителя и учеников с содержа-тельными блоками теста ЕГЭ,
Афанасьева З.Р.,
Тренинги с использованием Интернет – технологий:
- http://www.fipi.ru/- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
- http://www.ege.edu.ru/ - официальный информационный портал ЕГЭ (онлайн тестирование с ответами, результатом и временем; расписание, процедура ЕГЭ; статистика ЕГЭ)
- http://4ege.ru/ - ЕГЭ портал (калькулятор по результатам ЕГЭ, куда ты можешь поступить; рейтинг вузов России; ЕГЭ в вопросах и ответах; шкала переводов баллов; демоверсии)
- http://egerf.ru/index.php?razd=12 – ЕГЭ РФ (реальные задания ЕГЭ 2011, с ответами)
- http://egetebe.com/ - единый государственный экзамен (видеоконсультации проводит Калинова Г.С., Руководитель ФКР по биологии ФИПИ.)
Афанасьева З.Р.,
Тренинги с использованием Интернет – технологий:
Онлайн - тесты:
- http://www3.ege.edu.ru/content/view/700/278/
- http://ege-master.ru/testy-ege-online/ege-po-biologi...
- http://www1.ege.edu.ru/online-testing
- http://www.edu.ru/moodle/
- http://live.mephist.ru/show/testinfo/tasks/subject/bio/
- http://www.egetestonline.ru/index.html
- http://studportal.net.ua/page.php?al=test_po_biologii
- http://www.egemetr.ru/abitur/test_online/
Афанасьева З.Р.,
Афанасьева З.Р.,
ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Молекулярная биология (цитогенетика) Метаболизм Эволюция Экология
Блок 2 «Клетка как биологическая система» включает в себя следующие темы: 1. Клеточная теория, ее основные положения. 2. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Многообразие клеток. 3. Химическая организация клетки. 4. Строение и функции клетки. 5. Метаболизм. 6. Деление клетки. Митоз и мейоз.
Из аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2014 года»
Анализ результатов выполнения заданий по блоку 2 «Клетка как биологическая система» в 2014 г.
№
зада-
Уро-
A3
Мини-
A4
Б
вень
ния
Б
мальный
Знания и умения, вызвавшие наибольшие
сложно-
17
сти
% выпол-
затруднения
47
Отличие нуклеотидов ДНК и РНК (вместо ответа «углеводами» выбран ответ «аминокислотами»)
Сближение и перекрест хромосом, конъюгация и кроссинговер.
нения
заданий
37
Образование гамет у животных мейозом.
Значение митоза, различие митоза и мейоза.
33
Биологическое значение митоза: сохранение хромосомного набора материнской и дочерних клеток
41
A28
П
38
Свойства генетического кода: однозначность, вырож-
денность на конкретных примерах.
27
Соответствие триплета ДНК и антикодона
С5
В
8
Число хромосом и ДНК перед началом деления, в разных фазах митоза и мейоза.
Преобладающее поколение хламидомонады (гаметофит); определение, из каких исходных клеток образуются взрослая особь и гаметы.
5
В результате какого деления формируются половые клетки у растений
2
Задания типа А
Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка? 1) 60 2) 120 3) 180 4) 240
Правильный ответ:3 Одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами. 60х3=180 нуклеотидов в гене кодируют 60 аминокислот
Причина образования четырёх гаплоидных клеток в процессе мейоза состоит в 1) одном делении клетки и конъюгации хромосом 2) наличии процесса кроссинговера 3) одном удвоении хромосом и двух делениях клетки 4) соединении гомологичных хромосом
Правильный ответ: 3 Ответ №1 не подходит, т.к для мейоза характерно 2 деления Ответ №2 – кроссинговер – источник комбинативной изменчивости Ответ №4 сближение хромосом не является причиной образования четырех клеток
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле? 1) 10 % 2) 20 % 3) 40 % 4) 90 %
Правильный ответ:3 По правилу Чаргаффа: (А+Т)+(Г+Ц)=100% Г=10% Ц=10% А+Т=100-(10+10)=80% А=80:2=40%
Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в 1) анафазе первого деления 2) профазе второго деления 3) анафазе второго деления 4) телофазе первого деления
Правильный ответ:3 Дочерние хроматиды начинают расходиться к полюсам в анафазе второго деления мейоза. В анафазе первого деления к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид
Чем сопровождается спирализация хромосом в начале митоза? 1) приобретением двухроматидной структуры 2) активным участием хромосом в биосинтезе белка 3) удвоением молекул ДНК 4) усилением транскрипции
Правильный ответ:1
Афанасьева З.Р.,
Молекулярная биология. Часть В.
В части 2 (В) к числу трудных следует отнести следующие задания.
1. Какие особенности строения и свойств воды определяют ее функции в клетке?
1) способность образовывать водородные связи
2) наличие в молекулах макроэргических связей
3) полярность молекулы
4) высокая теплоемкость
5) способность образовывать ионные связи
6) способность выделять энергию при расщеплении
Ответ: 134.
2. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,
1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) выполняют гуморальную регуляцию
4) осуществляют транспортную функцию
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
Ответ: 135.
Два отличия белков от нуклеиновых кислот определяют 40%, а три отличия –
только 20% участников. Типичной ошибкой, которую допускают выпускники, является отнесение транспортной функции только к белкам, тогда как тРНК также выполняют эту функцию
Афанасьева З.Р.,
Задания части С
Часть С (задания С5 тема «Цитология»)
В линии С5 предлагаются два типа задач по цитологии:
1) на применение знаний о генетическом коде;
2) на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках организма.
Афанасьева З.Р.,
Часть С (задания С5 тема «Цитология»)
Ошибки!
в заданиях второго типа, проверяющие знания о хромосомном наборе клеток (3балла-3%выпускников)
- спорофита и гаметофита водорослей, мхов, папоротников, голосеменных цветковых растений;
- об образовании у растений спор в процессе мейоза, а половых клеток – в процессе митоза.
- задания на определение числа хромосом и ДНК в разных фазах деления при образовании половых клеток у животных.
Афанасьева З.Р.,
Часть С (задания С5 тема «Цитология»)
Схема решения задачи:
1) в конце телофазы мейоза I набор хромосом – n; число ДНК – 2с;
2) в анафазе мейоза II набор хромосом – 2n; число ДНК – 2с;
3) в конце телофазы I произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось
в 2 раза;
4) в анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому
число хромосом и число ДНК равное
Афанасьева З.Р.,
Часть С (задания С 5 тема «Цитология»)
С 5 ( 2013г .) Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом.
Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I
и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Афанасьева З.Р.,
Часть С (задания С5 тема «Цитология»)
С 5 ( 2012г .) Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Афанасьева З.Р.,
Часть С (задания С5 тема «Цитология»)
Схема решения задачи включает:
1) нуклеотидная последовательность участка тРНК УАУЦГАЦУУГЦЦУГА;
2) нуклеотидная последовательность антикодона ЦУУ (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГАА;
3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ГЛУ, которую будет переносить данная тРНК.
Афанасьева З.Р.,
Часть С (задания С5 тема «Цитология»)
В то же время традиционно при решении задач этого типа экзаменуемые допускают
ошибку, определяя по фрагменту одной молекулы тРНК всю последовательность
фрагмента иРНК и все аминокислоты. По фрагменту одной молекулы тРНК можно
определить только ее антикодон и один кодон на иРНК, а не всю последовательность иРНК.
Афанасьева З.Р.,
Задания, которые вызывают затруднения:
- В цитоплазме каких клеток содержится кольцевая молекула ДНК?
• Сколько хромосом содержит ядро исходной клетки, если при мейозе образуется ядро с 12 хромосомами?
• Какие связи обеспечивают образование третичной структуры белка?
• Какая связь обеспечивает соединение кодона иРНК с антикодоном тРНК при биосинтезе белка?
• Какую функцию в клетке выполняет белок ДНК-полимераза?
• Чем второе деление мейоза отличается от первого деления?
• В результате какого деления происходит уменьшение числа хромосом в 2 раза?
Афанасьева З.Р.,
1. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме? 2. Что обозначено буквами А, Б, В? 3. Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.
Элементы ответа: 1) молекула урацилового нуклеотида РНК; 2) А – урацил – азотистое основание, Б – углевод рибоза, В – остаток фосфорной кислоты; 3) иРНК, тРНК, рРНК.
В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Элементы ответа: 1) одна т-РНК транспортирует одну аминокислоту; 30 т-РНК соответствуют 30 аминокислотам, следовательно, белок состоит из 30 аминокислот; 2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируются 30 триплетами; 3) количество нуклеотидов гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, составляет 30х3=90
Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида – 300. Ответ поясните.
1)Молекулярная масса белка, состоящего из 100 аминокислот равна 100х110=11000 2) Определяем количество нуклеотидов в гене 100х3=300 3) Определяем молекулярную массу гена 300х300=90000 4) Находим, во сколько раз молекулярная масса участка гена превышает молекулярную массу белка 90000:11000=8,1 раза
Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 20 остатков глюкозы?
Молекула крахмала в клетке будет гидролизована до 20 остатков глюкозы, при полном окислении одного остатка глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при окислении данного фрагмента образуется 38х20=760 молекул АТФ.
В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Элементы ответа: 1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.
В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?
Схема решения задачи включает: 1) если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту; 2) если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; 3) если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.
Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А- Т -А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3-х последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).
Элементы ответа: 1) произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты; 2) в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка; 3) могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет за собой появление у организма нового признака.
В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от общего их числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.
Элементы ответа: 1) Тимин комплементарен аденину, число таких нуклеотидов равно и составляет также 1100; 2) общее число нуклеотидов с аденином и тимином составляет 20% (2200 нуклеотидов) 3) сумма нуклеотидов с гуанином (Г) и цитозином равна 80% (8800 нуклеотидов); 4) нуклеотиды с гуанином и цитозином комплементарны, их количество в отдельности по 4400.
Определите массу образованного углекислого газа при полном окислении в организме 45 г глюкозы. Молекулярная масса глюкозы равна 180. Молекулярная масса углекислого газа – 44.
Элементы ответа: 1) уравнение реакции С 6 Н 12 О 6 +6О 2 =6СО 2 +6Н 2 О 2) пропорция: С 6 Н 12 О 6 СО 2 180 - 264 45 - Х 3) Х=(45х264):180+66. Образуется 66 г углекислого газа
Часть С (задания С5 тема «Цитология»)
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Афанасьева З.Р.,
Афанасьева З.Р.,
ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Метаболизм
Метаболизм. Часть В.
Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) происходит в анаэробных условиях
Б) происходит в митохондриях
В) образуется молочная кислота
Г) образуется пировиноградная кислота
Д) синтезируется 36 молекул АТФ
ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
1) гликолиз
2) кислородное окисление
Ответ: 12112.
На это задание правильно ответили и получили 2 балла только 13% экзаменуемых.
Допустили одну ошибку и получили 1 балл 21%. Остальные получили 0 баллов. При
подготовке к ЕГЭ на вопросы, связанные с обменом веществе в клетке, следует обращать
особое внимание. Ошибки при выполнении таких заданий повторяются из года в год
Метаболизм. Часть В.
Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе.
1) поступление мономеров в цитоплазму
2) захват клеточной мембраной питательных веществ
3) гидролиз полимеров до мономеров
4) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки
5) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой
Ответ: 24531.
При выполнении данного задания правильно определили последовательность и
получили 2 балла только 30% экзаменуемых. Низкие результаты свидетельствуют о неумении представить в целом процесс фагоцитоза и определить последовательность его этапов.
Метаболизм. Часть С.
- В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? (3 балла – только 1% выпускников!)
Элементы ответа:
1) какие вещества
выделяются и поглощаются;
2) как происходит преобразование солнечной энергии и
энергии АТФ;
3) что происходит с органическими веществами в этих процессах
Часть С (задания С5 тема «Метаболизм»)
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Афанасьева З.Р.,
Афанасьева З.Р.,
ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Блок 6. Эволюция живой природы
Эволюция. Часть А.
1.Мимикрия – это результат
1) повышения уровня организации живого
2) отбора сходных мутаций у различных видов
3) усложнения развития организмов
4) приспособления к паразитическому образу жизни
Только 40% выпускников выбирают ответ №2
Эволюция. Часть А.
2. Какие животные в ходе эволюции были наиболее вероятными предками членистоногих?
1) кольчатые черви
2) плоские черви
3) моллюски 19
4) хордовые
37% выпускников выбирают ответ №1
Эволюция. Часть А.
3. Выберите признак, характеризующий виды-двойники .
1) могут скрещиваться между собой
2) не обладают морфологическим сходством
3) формируют на общей территории одну популяцию (неверный ответ – 27%)
4) репродуктивно изолированы друг от друга (правильный ответ – 39%)
Эволюция. Часть С.
С. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения.
2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы.
3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания.
4. В результате ароморфоза произошел выход животных на сушу.
5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
6. Они имеют уплощенную форму тела и окраску под цвет грунта
Ошибки сделаны в предложениях 1, 2, 5.
3 балла получили 3%
Эволюция. Часть С.
С4. Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне
листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение
покровительственной окраски у этого насекомого.
Эволюция. Часть С.
Эталон ответа:
1 ) в результате наследственной изменчивости (мутаций) появились гусеницы со светло-зеленой окраской;
2) преимущество в борьбе за существование получили насекомые, окраска которых гармонировала с листьями крестоцветных, делая их менее заметными;
3) в процессе естественного отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, что привело к закреплению полезного признака.
Эволюция (наиболее трудные вопросы).
- Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.
- Объясните, что происходит на первом этапе видообразования.
- Установите соответствие между признаком и путем достижения организмом биологического прогресса, примером и способом видообразования, приспособленностью и эволюционным процессом (дивергенцией и конвергенцией), признаками организма и критериями вида.
- Под влиянием каких факторов эволюции появляются популяции насекомых, устойчивые к определенному ядохимикату?
- Обоснуйте принадлежность человека к типу Хордовые, используя эмбриологические доказательства эволюции.
- Объясните, как происходит экологическое видообразование в природе.
- Приведите не менее трех доказательств биологического прогресса зайца-русака, если в Европе и Азии встречается около 20 его подвидов.
Эволюция. Часть С (наиболее трудные вопросы).
Часть С (задания С тема «Эволюция»)
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Афанасьева З.Р.,
Афанасьева З.Р.,
ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ: Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Экология. Часть В.
В 2. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
1) отсутствуют консументы
2) высокая численность продуцентов одного вида
3) незамкнутый круговорот веществ
4) преобладают растительноядные насекомые
5) отсутствуют редуценты
6) нарушена саморегуляция
Ответ: 234.
Экология. Часть В.
Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.И.Вернадского .
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А) морская соль
Б) морской ил
В) глина
Г) почва
Д) гранит
Е) двустворчатые моллюски
ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
1) биокосное
2) косное
3) живое
Ответ: 212123.
Экология. Часть С 1-4.
С4. В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы? Ответ поясните.
Элементы ответа:
1) кислород образуется в растениях из воды в процессе фотосинтеза и выделяется в
атмосферу;
2) в процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках в процессе
энергетического обмена образуется вода и углекислый газ;
3) бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических
веществ с образованием АТФ
Экология. Часть С 1-4.
Какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере?
Элементы ответа:
- В атмосфере UV-излучение, низкие t, отсутствие О2;
- В литосфере высокие t, отсутствие О2; высокое давление
- В гидросфере высокое давление, низкое содержание О2
Экология (наиболее трудные вопросы)…
- Биосфера и ее особенности, сформулированные В.И. Вернадским.
- Классификации веществ биосферы и их происхождение
- Функции живого вещества
- Установление последовательности звеньев детритной цепи
- Этапы круговорота азота, углерода в биосфере
- Определение механизмов устойчивости различных экосистем
- Сравнение агроэкосистем и природных сообществ.
Часть С (задания С тема «Экология»)
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Афанасьева З.Р.,
Афанасьева З.Р., МОАУ «Гимназия №2»,
г. Оренбург