СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение "Учитель года-2021"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геймификация и театральное искусство как факторы активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение "Учитель года-2021"»

1 слайд

Методическое объединение

«Учиться надо весело»

«Учиться надо только весело.

Чтобы переварить знания надо

поглощать их с аппетитом»

Анатолий Франс

У современных детей широкий круг интересов. В круг этих интересов не входит учёба. Они готовы учиться, но по-другому.

2 слайд (портрет современного школьника)

Современный школьник. Какой он? Это ученик с…

- клиповое мышление;

- отсутствие интереса к чтению;

- усиление эгоцентричности; (восприятие собственного я, своей точки зрения)

- информация воспринимается как ничья; (прагматичный характер к полученной информации, которой сейчас очень много, они скачивают, добывают не интересуясь кто автор)

- активность обусловлена состоянием успешности.

Позитивные моменты

- использование современных средств коммуникации;

- быстрое переключение внимания;

- необходимость в постоянном общении.

Слайд 3 Ключевая проблема

Снижение мотивации к обучению

Проблема: Традиционная школа идёт вразрез с детскими интересами. Детей приводят в то место, где они могут получать знания и находить ответы на многочисленные вопросы, но чаще мы видим, что стремление задавать вопросы пропадает, снижается мотивация к обучению.

Слайд 4 Фото «ИДЕИ»

Но среди идей современной школы мы видим необходимость в …

- стирание границ между образовательным процессом и всей жизнью;

- интеграция (объединение) образовательного процесса внутри школы и вне школы;

- интеграционность, инклюзивность, толерантность (терпимость к мнению, взглядам, национальности… других), «социальный лифт»;

- индивидуализация образовательного процесса;

- возрастообразность и плавность;

- прозрачность и привлекательность.

Слайд 5

Моя педагогическая практика

Ценностные ориентиры

Системно - деятельностный подход

Цель — создание мотиваций для формирования у обучающихся потребности в познавательной или творческой деятельности, позитивного отношения к изучаемому явлению, процессу и т.п. (сделать обучение привлекательным)

Современные технологии обучения в моей практике

- информационно-коммуникативная;(Яковлева)

- технология развития критического мышления;(американские педагоги)

- технология проблемного обучения; (по Дьюи)

- игровые технологии; (Л.С.Выготский, Даниил Борисович Эльконин)

- геймификация (Ник Пеллинг в 2002 г. впервые ввёл термин)

Я затрону две технологии, с которыми я работаю активнее, стараюсь их усиливать. Эти технологии помогают мне в решении поставленной проблемы.

Слайд 6

Игровые технологии (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н.Леонтьев )

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга


В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию (усиление результативности) учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные);

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры, такие как «Зарница», КТД коллективные-творческие дела, различные квесты и др.).

Теорию игры, ее социальную природу, внутреннюю структуру, а также ее значение в развитии ребенка изучали Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин и другие.

В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Игра формирует потребность ребенка воздействовать на мир, познавать мир, создавать мир и создавать себя. Через игру и в процессе игры ребенок упражняется, развивается. Происходит развитие мотивационной сферы. В игровой деятельности задействован процесс воображения. В игре зарождается творческое начало человека, основы трудовых действий, в игре начинается учение в форме усвоения социального опыта взрослых.

В игре моделируется игровая реальность. Ученик на время становится «не собой», т.е. играет роль. В имитационном (искусственном) вымышленном пространстве. Это будет основной отличительной чертой от приёмов геймификации. Очень часто игровые приёмы используются на уроках литературы и в театральной деятельности, где практически всё выстроено на игровой технике. (инсценировки, уроки-экскурсии, «Сам себе писатель» - игра, в которой учитель начинает рассказ несколькими придуманными им фразами, а каждый последующий ученик продолжает рассказ предыдущего. В результате должен получиться связный рассказ)

Слайд 7. Геймификация


Геймификация и театральное искусство как факторы активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

М.Монтель

Что значит игры не игры?


Слайд 8 (Фото «Геймификация»)

Геймификация делает игру более управляемой и планируемой, способствует достижению более продуктивного результата. Реальность остаётся реальностью. Ученик остаётся сам собой. Сохраняется содержание действительности.

Геймификация (Ник Пеллинг в 2002 г. впервые ввёл термин) - это использование игровых механик в "не игровом" окружении. Геймификация делает обучение интерактивным, (активное взаимодействие – голосование, опросы, мозговой штурм, круг идей, незаконченный предложения, броуновское движение), создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика, раскрывает опыт учащихся.

Важно, что геймификация – это не создание полноценной игры, а только использование определенных элементов. За счет этого создается больше гибкости и большее соответствие желаемым целям.

Основные аспекты геймификации:

  • динамика — использование сценариев, требующих внимания пользователя и реакции в реальном времени;

  • механика — использование сценарных элементов, награды, очки, жетоны, баллы;

  • эстетика — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости;

  • социальное взаимодействие — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр.


Слайд 9 Классификация игр

Игры бывают разные, Селевко Герман Константинович делит их по деятельности, по характеру пед. процесса, игровой методике, предметной области, игровой среде. Интересна так же игровая классификация Людмилы Петрановской. Она делит игры по принципу развития определённых способностей у детей: ассоциативные, аналитические, учебные, комбинаторные, языковые, контекстные.

Слайд 10-11 Используемая мною классификация игр


Свои дидактические игры на уроках я классифицирую по тематическому принципу: игры распределены по разделам лингвистики; при этом включаю в каждый разделы игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект, взаимодействие, игры-знакомства, игры-приветствия.

Лексико-фразеологические игры.

Игра «Аплодисменты». (Отметьте хлопком фразеологический оборот).

Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза загорелись и.т.д.

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

а) устать
б) перекусить 
в) мешать 
г) победить, превзойти

1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) вставлять палки в колёса

«Разгадай ребус» - прочитай фразеологизм!

«Четвертый лишний». Найдите устаревшее слово.

  • кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;

  • пальто, плащ, шуба, кафтан.

Конкурс «Лицедеи».

Участники от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить то, что написано на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках: стоять на задних лапках, не находить места, прикусить язык, намылить шею и.т.д.

Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса, отработка коммуникативных навыков («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; Сделаем сказку вместе. Каждый придумывает по одному предложению, повторяет всё, что сказал предыдущий ученик и прибавляет своё предложение.


12 слайд (фото)

Активное время (игра-общение): карточки со словами и словосочетаниями, кубик, фишки, часы песочные и маршрутный лист. При вытягивании той или иной карты на ней указано, что нужно команде изобразить, описать, не называя это, с помощью синонимов, наводящих предложений.


13 слайд

Игры по морфемике и словообразованию.


Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования: «от одного корня» (в цепочке однокоренных слов найти лишнее: водить-водитель-вождение-водный), «пазлы», «шарады» (Корень мой находится в цене. В окрасе найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали. Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка))

Игра-конкурс «Строители» Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка, ГОР( шок)ОЛАД

Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.

14 слайд

Использую на уроках содержательные физ.паузы

Благодаря геймификации, удается сделать так, что вовлекаемый эффект игры стимулирует достижение нужного результата в обучении. Детям становится действительно интересно учиться.

С игрой материал усваивается легче. Класс начинает ощущать себя сплочённым коллективом. Дети раскрываются с неожиданной стороны.

Слайд 15 Методы мотивации (Фото « Методы мотивации»)

Слайд 16 Мониторинг мотивациии обучения

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.

Для исследования уровня школьной мотивации применен опросник Натальи Георгиевны Лускановой, цель которого - выявить отношение обучающихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.


Результаты уровня школьной мотивации по опроснику Н. Лускановой

8Б класс (25 человек)

Количество уч-ся, %

2018-2019

2019-2020

Высокий уровень школьной мотивации

8 (32%)

10 (40%)

Хорошая школьная мотивация

9 (36%)

13 (52%)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

7 (28%)

2 (8%)

Низкая школьная мотивация

1 (4%)

0 (0%)

Негативное отношение к школе

0 (0%)

0 (0%)














Статистический анализ полученных данных показал, что

  • 40% (10) обучающихся имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

  • 52% (13) хорошую школьную мотивацию. Данная группа детей успешно справляется с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  • 8% (2) - положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью. Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Сравнительная характеристика за 2018-2019 учебный год и 2019-2020 учебный год показывает положительную динамику в развитии степени школьной мотивации

  • у 32% (8)повысился (у 8% (2) с хорошего на высокий уровень, у 16% (4) с положительной на хорошую, у 8% (2) положительная.

  • у 68% (17) учащихся уровень учебной мотивации остался на том же уровне (высокий и хороший).

В целом можно отметить, что у 92% (23) учащихся наблюдается преобладание внутренней школьной мотивации над внешней. Учащиеся положительно настроены по отношению к учению, чувствуют себя эмоционально комфортно в школе, ими принята роль ученика, присуща высокая учебная активность и устойчивые познавательные интересы.

Слайд 17 (Фото «Образовательная среда»)

Слайд 18 (Фото детей из театра)

Помимо учителя русского языка и литературы я являюсь ещё и дипломированным режиссёром театра. Я стараюсь уже 5 лет вкладывать в детей не только знаниевый компонент, но и сценическое мастерство, которое очень тесно соприкасается с основными навыками школьника. У меня две группы учеников: старшие школьники (6 часов в неделю) и младшие (4 часа в неделю). Это естественно, те дети, у которых я преподаю русский язык, литературу, ОДНКНР, ОРКИСЭ, классный руководитель. Мне важно работать с этими детьми комплексно.

Моя цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.

Театральная студия помогает усилить мотивационную составляющую, которая приносит плоды и в урочной деятельности. Вместе с комплексом УУД ребята развиваются в духовно-нравственном плане.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, повышается интерес к родной культуре, литературе, театру.

Ребята приобретают навыки смыслового чтения текстов. Начинают лучше понимать мотивы поведения персонажей. Анализируют легче поступки и действия, происходящие в произведениях. Передают с лёгкостью нужные эмоции.

19 слайд

Студия является многократным победителем муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов: «Таланты без границ», «Таланты России», гран-при «Великая Держава» с постановкой «Царская семья», победители в национальном проекте «Культура» (награждены путешествием по маршруту «Град Петров»), победители всероссийского кинофестиваля «Зеркало будущего», который проходил в г.Тюмень. Второй год мы выигрываем денежные гранты в конкурсе «Территория Красноярский край». Ребята являются активными участниками волонтёрского движения «Чистые берега Сибири».

Ученики театральной студии трижды победители школьного этапа и дважды муниципального этапа конкурса «Живая классика» за период моей деятельности.

Взаимоотношения с детьми можно назвать доверительными, благодарными, потому что им нравится тот подход, который я выбрала для их развития.

(Фото «Перспективы») Слайд 20

Перспективы развития:

- пополнить копилку игр;

- использовать современные средства ИКТ для повышения эффективности игр (тем более что с этого года в нашей школе появился мобильный класс по программе цифровая образовательная среда);

- распространение своего опыта.


Список источников

  1. Авдулова, Т. П. Подростки в информационном пространстве / Т. П. Авдулова // Психология обучения. – 2010. – № 4. – Текст : непосредственный.

  2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность : пособие для учителя / А. А. Гин. – 14-е изд. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 112 с. – Текст : непосредственный.

  3. Дымова, Т. Е. Геймификация в образовании : статья – Текст : электронный // Корпорация «Российский учебник. – URL: https://rosuchebnik.ru/material/gejmifikacija-v-obrazovanii (дата обращения: 06.02.2021).

  4. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие / М. Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 170 с. – Текст : непосредственный.

  5. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. – Текст : непосредственный.

  6. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – Текст : непосредственный.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!