СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации»

Просмотр содержимого документа
«Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации»»

Методический вариант урока Всеобщей истории для 11 класса на тему: «Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации».

Предоставленный мной урок рассчитан на два смежных урока в продолжение главы «Тенденции мирового развития на рубеже XIX-XX веков» по учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история: история России и мира в XX веке, для 11 класса»,Москва, издательство «Русское слово», 2006 год.

Класс: 11 профильный класс гуманитарной направленности.

Тема урока: Страны Западной Европы, Россия и Япония: опыт модернизации.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

Цели урока:

  1. Выявить особенности процесса модернизации в странах первого и второго эшелонов модернизации в конце XIX – начале XX вв.

  2. определить причины преобразований в странах первого и второго эшелонов модернизации.

  3. Раскрыть содержание «эпохи Мейдзи», выделить итоги и значение реформ.

  4. Установить особенности развития стран первого и второго эшелонов модернизации.

  5. Продолжить развитие и умения самостоятельно работать с документами, как источниками новых знаний, устанавливать причинно-следственные связи.

  6. Продолжить развитие картографических умений учащихся.

Задачи:

  • Образовательная: в течение урока у учащихся должно сложиться представление о модернизационных процессах в целом, об основных этапах модернизации, о роли государства в ходе модернизации, и т.д. Учащиеся должны понимать всю важность модернизационных процессов во всех сферах общественной и личной жизни.

  • Развивающая - Совершенствовать навыки конспектирования, умение аналитически мыслить и рассуждать при ответе на поставленные вопросы.

  • Воспитательная - нравственное воспитание молодого поколения через обучение исторических преобразований, то есть модернизацию. Так модернизация является не только изменение экономических и политических структур, но и социокультурных. Это преломление в сознании граждан каждой отдельной страны, перемена мышления и осмысления себя в контексте времени и мира. Осмысление каждым человеком в отдельности, что возможно именно от него зависят достижения его страны и мировой прогресс в целом. Не отделять себя от страны и ее достижений, а чувствовать себя причастным ко всем ее изменениям в ту или иную сторону, чувствовать ответственность за свои поступки, действия.

Основные понятия: модернизация; страны первого и второго эшелонов модернизации; эпоха Мэйдзи; сегунат.

Модернизация – макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу. Сегодня понятие модернизации в таком социальном смысле рассматривается преимущественно в трех различных значениях:

  • Как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящиеся к европейскому новому времени;

  • Догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;

  • Процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.


Страны первого и второго эшелонов модернизации:

Первый эшелон модернизацииВеликобритания, США, Франция. Характеризуется: зрелостью товарно-денежных отношений, решающей ролью частного капитала, опережающим развитием.

Второй эшелон модернизации Германия, Италия, Австро-Венгрия, Россия, Япония. Характеризуется: сохранением феодальных пережитков, решающей ролью государства, догоняющим развитием.

Мейдзи (1867-1912 г.г.) – название исторического периода, во время которого Япония превратилась из феодальной страны, изолированной от мира, в современное государство. Этот период назван по имени, принятому императором Муцухито, который правил с 1867 по 1912 г.г., и начался с восстания нескольких кланов западной Японии против сегуната Токугава, правившего от имени императора через класс самураев, или воинов. Эра Мейдзи делится на два этапа. На первом, продолжавшемся до 1894, японские государственные институты, сформировавшиеся под влиянием Китая, были преобразованы на западный лад. 1871 год ознаменовался отменой феодальной системы. В 1889 году была провозглашена конституционная монархия, однако правительством в большей степени продолжали руководить лидеры кланов, а не политические партии. Армия и военно-морской флот были реорганизованы по западному образцу. Была ведена централизованная финансовая система, созданы новые промышленные предприятия, использующие западные технологии. На втором этапе эры Мейдзи, после 1894 года, Япония превратилась во влиятельную мировую державу и вступила в борьбу за стратегически важные позиции на Дальнем Востоке. Во время китайско-японской войны 1894 г. она захватила Формозу и Пескадорские острова, нанесла поражение России в 1905 году, а к концу эры Мейдзи японское влияние распространилось на Китай.

Сегунат – своеобразная форма правления феодальной аристократии в Японии XII-XIX в.в., при которой император был верховным лицом лишь номинально, а вся власть принадлежала и переходила по наследству главе крупного феодального клана.

Оборудование урока: аудио фрагмент: Песня американских рабочих, диаграмма «Национальный доход на душу населения в индустриально-развитых странах в начале XX века», карта «Мир накануне I Мировой войны», иллюстрированный ряд к теме.

План урока:

1. Две модели индустриального развития

2. Роль государства в модернизации России, Германии и Японии

3. Причины реформ в Японии во второй половине XIX века

4. Реформы «эпохи Мейдзи». Причины быстрой модернизации Японии.

5. Особенности развития Японии в начале XX века. Социальные итоги модернизации

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Опрос учащихся.

А) Фронтальный опрос по знанию исторических терминов (коалиция, континентальная блокада протекционизм, промышленный переворот, капитализм, милитаризация, инвестиции).

Фронтальный опрос – требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. Активизирует работу всего класса.

Б) Индивидуальная работа с карточками.

Карточка №1.

  1. Причины ускорения научно-технического развития.

  2. Дайте определение терминам: революция в естествознании, Манхэттенский проект.

Карточка №2.

  1. Охарактеризуйте переход к индустриальному производству.

  2. Дайте определение терминам: «война моторов», ТЭЦ, ГЭС, милитаризация.

В) Устный опрос учащихся по усвоению § 2: «Технический прогресс и новый этап индустриального развития».

Примерные вопросы для опроса учащихся:

  • Развитие наземного и морского транспорта;

  • Авиация и ракетная техника;

  • Новые конструкционные материалы и энергетика.

  1. Две модели индустриального развития.

Учитель начинает объяснение нового материала с предложения ребятам прослушать аудио фрагмент: « Песня американских рабочих» и дальнейшего анализа, как исторического источника.

Учитель: «Ребята, подумайте и ответьте, какой эмоциональный настрой прослеживается у американских рабочих в этом аудио фрагменте?». Учащиеся размышляют над поставленным вопросом и дома самостоятельно письменно в тетрадях отвечают на поставленный вопрос учителем.

Далее идет непосредственное объяснение двух моделей индустриального развития. Учащиеся в этот момент конспектируют излагаемый материал учителем, делают опорный конспект.

Материалы к изложению учителя: «Среди стран, которые в XX веке стали центрами развития индустриального производства, выделились две основные группы. Их называют по-разному: первого и второго эшелонов модернизации или органичного и догоняющего развития.

Для первой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция и США, было характерно постепенное развитие по пути модернизации. Первоначально промышленный переворот, затем овладение массовым, конвейерным индустриальным производством происходило поэтапно, по мере вызревания соответствующих социально-экономических и культурных предпосылок. Предпосылками промышленного переворота в Англии выступала, во-первых, зрелость капиталистических, товарно-денежных отношений, обуславливающая готовность внутреннего рынка к поглощению больших объемов продукции. Во-вторых, высокий уровень развития мануфактурного производства, которое в первую очередь и подвергалось модернизации. В-третьих, наличие, с одной стороны, многочисленного слоя неимущих людей, не имеющих иных источников к существованию, кроме продажи своей рабочей силы, с другой – слоя предпринимателей, владеющих капиталом и готовых вложить в производство.

При постепенной модернизации первые паровые машины, новые станки, приводившиеся ими в движение, производились в кустарных условиях, использовались для технического перевооружения легкой промышленности (этап, который в Англии начался еще в конце XVIII века). Затем, по мере роста спроса на станки, двигатели, получила развитие тяжелая индустрия, машиностроение (эта отрасль начала развиваться в Англии с 20-х гг. XIX века), возрастала потребность в чугуне и стали, что стимулировало горное дело, добычу железной руды, угля.

Вслед за Великобританией промышленный переворот начался в северных штатах США, не обремененных пережитками феодальных отношений. Благодаря постоянному притоку эмигрантов из Европы в этой стране росла численность квалифицированной, свободной рабочей силы. Однако в полной мере индустриализация развернулась в США после Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом, покончившей с основанной на рабстве плантационной системой земледелия. Франция, где традиционно существовало развитое мануфактурное производство, обескровленная наполеоновскими войнами, пережившая реставрацию власти династии Бурбонов, вступила на путь промышленного развития после революции 1830 года.

Почти столетие потребовалось первым странам, где произошел промышленный переворот, чтобы освоить массовое, крупносерийное, конвейерное индустриальное производство. Условием его развития, в свою очередь, было расширение емкости рынков, в том числе зарубежных. Предпосылкой - концентрация и централизация капитала, происходившая в процессе разорения и слияния промышленных компаний. Большую роль играло создание различного типа акционерных обществ, что обеспечивало приток банковского капитала в промышленность.

Германия, Россия, Италия, Австро-Венгрия и Япония также обладали традициями развитого мануфактурного производства. Они задержались с приобщением к индустриальному обществу по разным причинам. Для Германии и Италии главной проблемой была раздробленность на мелкие королевства и княжества, затруднявшая формирование достаточно емкого внутреннего рынка. Лишь после объединения Италии (1861) и Германии под главенством Пруссии (1871) темпы их индустриализации ускорились. В России и Австро-Венгрии помехами индустриализации выступали сохранение натурального хозяйства в деревне, сочетавшегося с различными формами личной зависимости крестьянства от земледельцев, что определяло узость внутреннего рынка. Негативную роль играла ограниченность внутренних финансовых ресурсов, преобладание традиции вложения капитала в сферу торговли, а не в промышленность.

Главный импульс к модернизации, овладению индустриальным производством в странах догоняющего развития чаще всего исходил от правящих кругов, видящих в ней средство укрепления позиций государства на международной арене. Для Российской империи стимулом к концентрации усилий на задачах модернизации стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции. Преобразования, начавшиеся с отмены крепостного права в 1861 году, реформы в системе административно-государственного управления, армии, продолженные в XX веке, обеспечили возникновение предпосылок перехода к индустриальному развитию. Для Австро-Венгрии таким стимулом ее поражение в войне с Пруссией (1866).

Первой из вступивших на путь модернизации стран Азии стала Япония. Она вплоть до середины XIX века оставалась феодальным государством и проводила политику самоизоляции. В 1854 году, столкнувшись с угрозой бомбардировки портов эскадрой американских кораблей адмирала Пери, под давлением Англии и России, ее правительство, возглавляемое сегуном (военачальником), приняло неравноправные условия отношений с иностранными державами. Превращение Японии в зависимую страну вызвало недовольство многих феодальных кланов, самураев (рыцарства), торгового капитала, ремесленников. В результате революции 1867-1868 гг. сёгун был отстранен от власти. Япония стала парламентской, централизованной монархией во главе с императором. Были проведены аграрная реформа и реформа системы управления. Хотя сословный строй сохранился, феодальная раздробленность и феодальные, внеэкономические формы эксплуатации крестьянства постепенно перестали существовать. Государственной религией вместо буддизма, ориентирующего на пассивное, покорное восприятие судьбы, был объявлен синтоизм, традиционно японский культ богини Солнца, восходящий к временам язычества. Синтоизм, обожествляющий императора, стал символом пробуждающегося национального самосознания».

На основе изложенного материала учитель вместе с учащимися для закрепления материала составляет схему:










ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ




Работа учащихся с картой на закрепление знаний : «Мир накануне I Мировой войны» (карта см. приложение).

Вопросы для работы с картой:

  1. Найдите на карте Курильские острова и вспомните когда Россия передала Японии часть Курильских островов?

  2. Найдите на карте и покажите страны Западной Европы:: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Австро-Венгрия.

  3. Найдите и покажите на карте США, Японию, Россию.

4. Роль государства в модернизации России и Японии.

Учитель продолжает объяснение темы, учащиеся в этот момент делаю опорный конспект: «При большой специфике развития стран второго эшелона модернизации их опыт выявил ряд общих, сходных черт, главной из которых была особая роль государства в экономике, обусловленная следующими причинами.

Во-первых, именно государство стало главным инструментом осуществления реформ, призванных создать предпосылки модернизации. Реформы должны были сократить сферу натурального и полунатурального хозяйства, содействовать развитию товарно-денежных отношений, обеспечить высвобождение свободных рабочих рук для использования их в растущей индустрии.

Во-вторых, в условиях, когда потребность в промышленных товарах на внутреннем рынке удовлетворенность за счет их импорта из более развитых стран, модернизирующиеся государства были вынуждены прибегать к протекционизму, активизации государственной таможенной политики для защиты лишь набирающих силу отечественных товаропроизводителей.

В-третьих, государство непосредственно финансировало и организовывало строительство железных дорог, создание фабрик и заводов. Это объяснялось, с одной стороны, стремление как можно скорее преодолеть отставание, с другой – часто проявлявшейся неготовностью торгово-ростовщического капитала освоить новую для себя сферу, промышленную. Выходом было создание смешенных компаний и банков с участием государственного, а иногда и иностранного капитала. Роль зарубежных источников финансирования модернизации была особенно велика в Австро-Венгрии, России, Японии, меньше в Германии и Италии. Зарубежный капитал привлекался в различных формах, таких, как прямые инвестиции, участие в смешанных компаниях, приобретение ценных государственных бумаг, предоставление займов.

Большинство стран, осуществлявших модернизацию в рамках модели догоняющего развития в конце XIX века – начале XX века, добились заметных успехов. Так, Германия стала одним из основных конкурентов Англии на мировых рынках. Япония в 1911 году избавилась от навязанных ей ранее неравноправных договоров. В то же время ускоренное развитие было источником обострения многих противоречий как на международной арене, так и внутри самих модернизирующихся государств.

Протекционистская политика, введение повышенных таможенных пошлин на импортные товары вели к обострению отношений с зарубежными торговыми партнерами, побуждали их отвечать такими же мерами, что порождало торговые войны. Чтобы возместить возрастающие расходы на поддержку отечественного производства, государство вынуждено было идти на непопулярные меры. Повышались налоги, изыскивались иные меры пополнения казны за счет населения».

На основе изложенного материала учащиеся вместе с учителем для закрепления материала составляют схему кластер:

5. Причины реформ Японии во второй половине XIX века.

Далее лекционная часть урока: « Япония вступила в XIX век будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран. Заканчивается для нее XIX век стремительным выходом в число великих держав.

Как вы видите на карте «Мир на кануне Первой мировой войны» Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на 4-х островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.

Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голландцев, которые могли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт-Нагасаки.»

Познавательные задания:

Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Япония?

Примерный ответ учащихся:

  • Низкие темпы экономического развития

  • Международное положение страны было нестабильным

  • Военно-техническая отсталость страны

Объяснение учителя: «Японией как базой для развертывания агрессии в тихоокеанском регионе интересовались США. В 1853 году в залив Эдо на острове Хонсю прибыла американская военная Эскадра во главе с командиром Мэтью К. Пери. Пери передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения, японцы попросили время на размышления. Пери заявил, что явится на следующий год. 31 марта 1854 года был подписан японо-американский договор, произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически Япония в конце XIX века превратились в полуколонию.

«Открытие» Японии имело важные последствия. Во-первых сегун показал свою слабость, он уступил «варварам»(так японцы называли европейцев). Во-вторых, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары. Японцы винили в нахлынувших бедах сегуна, допустившего в страну иностранцев.

Всё чаще и чаще в Японии можно было услышать следующие речи: «Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена всех бедствий». Массовое недовольство проникновением европейцев в Японию породило движение против сегуна и иностранцев, его участники выступали за восстановление реальной власти императора.»

6. Реформы «эпохи Мейдзи».

В 1868 году в Японии произошел военный переворот в ходе которого императорская власть была восстановлена. Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» («просвещенное правление»). За этот период Япония, ставшая к середине XIX века фактически полуколонией западных стран, единственная из стран Востока превратилась в передовую державу, которая сама приступила к колониальным захватам.

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

  1. «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .

  2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.

  3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.

  4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.

  5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».

Учащиеся читают текст программы и выделяют ключевые фразы, приходят к выводу: перед нами программа императора о внедрения в Японии достижений европейской цивилизации.

Объяснение учителя. Новое правительство проводит ряд реформ.

Реформы императора Муцухито.

  1. Аграрная реформа.

  2. Административная реформа.

  3. Военная реформа.

  4. Судебная реформа.

  5. Реформа образования.

Учащиеся записывают реформы в тетрадь и дома самостоятельно охарактеризуют их значение, используя дополнительный справочный материал.

Познавательное задание.

Каковы последствия этих реформ?

Примерный ответ учащихся: развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны.

7. Особенности развития Японии в начале XX века.

Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.

8. Социальные итоги модернизации.

Наиболее сложные проблемы создавали социальные последствия модернизации. По сути своей они были одинаковы во всех странах, вступивших в индустриальную фазу развития и сталкивавшихся с социальным расслоением общества. С развитие промышленности мелкотоварное, полунатуральное и натуральное производство города и деревни, которое было основой существования большой массы мелких собственников, приходило в упадок. Собственность, капитал, земельные угодья концентрировались в руках крупной и средней буржуазии, составлявшей в начале XX века в индустриальных странах Европы 4-5% населения. До половины экономически активного, то есть работающего, населения составлял рабочий класс – наемные работники, занятые в промышленности, строительстве, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве, не имеющие других средств к существованию, кроме продажи своей рабочей силы. Они оказывались в бедственном положении при кризисах перепроизводства, сопровождавшихся ростом числа обездоленных.

Центрами проявления наибольшей остроты социальных противоречий были города, которые росли с развитием промышленного производства. Источником пополнения рядов городского промышленного рабочего класса были ремесленники, работники кустарных производств, не выдержавших конкуренции с индустрией. В города в поисках заработка стекались малоземельные и разорявшиеся, лишившиеся земли крестьяне. Концентрация крупных масс неимущих, безработных, число которых возрастало в периоды экономических кризисов, была, как показал еще в XIX веке опыт революционных выступлений в Париже в 1830, 1848, 1871 гг., постоянным источником угрозы социальной и политической стабильности государства. Между тем тенденция роста городов быстро набирала силу. В 1800 году в мире не было ни одного города с населением свыше 1 млн человек, в 1850 г. их стало два (Лондон и Париж), в 1900 г. уже 13, к 1940 г – около 40. в старейшей индустриальной стране мира Великобритании, к началу XX века в городах жило около 80% населения. В развивавшейся по индустриальному пути России - 15%, при этом население двух крупнейших городов, Москвы и Петербурга, превысило 1 млн человек.

В странах первого эшелона модернизации социальные проблемы накапливались постепенно, что создавало возможность их поэтапного решения. В этих странах аграрный вопрос, проблема перехода земли в руки фермеров или помещиков, использующих высокопроизводительные, капиталистические методы хозяйствования, как правило, решались на раннем этапе индустриализации. Так, в США, которые не знали помещичьего землевладения, общее число фермерских хозяйств (5,8 млн) с 1900 по 1945 г. почти не изменилось, абсолютное число занятых в сельском хозяйстве сократилось незначительно, с 12,2 до 9,8 млн человек. В среднем ежегодно из-за банкротств, неуплаты налогов меняли владельца лишь около 2% ферм (эта цифра возрастала в годы особо острых кризисов). При таких показателях аграрные отношения не вызывали катастрофической социальной напряженности. Рост городского населения, числа наемных работников шел в основном за счет иммиграции, естественного прироста собственно горожан. В Англии уже в XIX веке возможности роста численности промышленных рабочих за счет крестьянства были практически исчерпаны. Сельское население придерживалось в основном консервативных взглядов, находилось под влиянием церкви и крупных землевладельцев.

Иное положение сложилось в странах второй волны модернизации, особенно в России, где социальные проблемы, присущие индустриальному обществу, усугублялись нерешенностью аграрного вопроса. После отмены крепостного права в 1861 году темпы роста численности наемных работников в России не уступали американским. За четыре десятилетия, к началу XX века, их число возросло с 3,9 млн до 14 млн, то есть в 3,5 раза. Но при этом в деревнях оставалась огромная масса беднейших, малоземельных крестьян. При крайне низкой производительности труда они фактически составляли избыточное сельское население которое не могло найти себе работы в городах. Они представляли собой не менее взрывоопасную социальную массу, чем городская беднота.

Сохранение стабильности в обществе при ускоренной модернизации во многом зависело от ресурсов, которые могли быть выделены на решение социальных проблем, снижение их остроты. В Германии в 1880-е гг. были приняты законы о страховании рабочих от несчастных случаев на производстве, на случай болезни, пенсионном обеспечении (с 70 лет). Была законодательно ограничена продолжительность рабочего дня 11 часами, запрещен детский труд в возрасте до 13 лет. Япония также избежала крупных социальных конфликтов, несмотря на низкую оплату труда и большую продолжительность рабочего дня. Здесь сложился патерналистский тип трудовых отношений, при котором работодатели и наемные работники рассматривали себя в качестве членов одного коллектива. Показательно, что первые профсоюзы создавались по инициативе предпринимателей добровольно сократили продолжительность рабочего дня, создавали фонды социального страхования.

Наибольшую остроту приобрели проблемы модернизации в России, пережившей революцию 1905-1907 гг. необходимо, однако, учитывать, что Россия располагала меньшими ресурсами для социального маневра, чем другие индустриальные страны. Национальный доход на душу населения в 1913 г. в России (в сопоставимых ценах 1980 г.) составлял лишь 350 долл., в то время как в Японии – 700 долл., в Германии, Франции и Великобритании – 1700 долл., в США – 2325 долл.

9. Закрепление материала, подведение итогов, домашнее задание.

Тест.

  1. Что не относится к характеристике роли государства в модернизации России, Германии, Японии?

    • Рыночные реформы

    • Протекционизм

    • Поощрение малого предпринимательства

    • Инвестиции

  2. В какой из индустриально развитых стран был самый высокий уровень национального дохода на душу населения?

  • В Великобритании

  • В США

  • В России

  • Во Франции

  1. К социальным последствиям индустриализации относится:

  • Урбанизация

  • Модернизация

  • Демократизация

  • Люмпенизация

Обсуждение с детьми иллюстративного ряда (см. приложение 2) предложенного учителем и его анализ.

Домашнее задание:

  1. Проанализировать документы и материалы, предложенные в учебнике после § 3.

  2. Выписать в тетрадь реформы императора Муцухито и самостоятельно охарактеризовать их значение, используя дополнительный справочный материал.




Скачать

© 2019 2234 57

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!