СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»

 

                                           «Развитие и образование ни одному человеку

                                         не могут быть даны или сообщены. Всякий,

                                  кто желает к ним приобщиться, должен

                                             достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением».

А. Дистервег

 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»»

«Методический семинар»

Мальханова Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СШ № 41»


Тема «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»


«Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий,

кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением».

А. Дистервег


Цель: повысить результативность образования учеников через рефлексию деятельности.

Основные задачи образования сегодня – сформировать у выпускника умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. (2)

Главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. (3)

Как построить современный урок? Как сделать так, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыл себя как носителя активного преобразующего начала? (4)

Эти вопросы стали актуальны для меня, потому что результаты мониторинга сформированности УУД на начало учебного года, показали, что регулятивные УУД были в основном среднего и ниже среднего уровня. Я стала анализировать, размышлять, выстраивать алгоритм действий, а как же достичь высоких результатов. Мне захотелось понять, а в чём дети испытывают затруднения, как им помочь их преодолеть.

Изучая этот вопрос, я увидела, что дети не могут организовать свой учебный процесс. Моим ученикам постоянно требовалась помощь.

Я предположила, что учащиеся не осознают своей учебной деятельности. (5)

В конце первой четверти, в нашем классе, психолог провела, мониторинг сформированности уровня рефлексивных умений. Посмотрев на результаты данного мониторинга, я увидела, что действительно уровень самоанализа деятельности и результатов у учеников низкий.

Поэтому я стала изучать вопрос рефлексии учебной деятельности.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов).

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности –

ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическая функция – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

  • проектировочная – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

  • организаторская – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

  • коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и ученика;

  • смыслотворческая – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

  • мотивационная – определение направленности и целевых установок деятельности. (6)

На мой взгляд, один из важных видов организации рефлексии на уроке - рефлексия деятельности. Она дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе урока, происходит осознание содержания пройденного материала и повышает результативность учеников. (7)

На своих уроках, я стала применять и применяю следующие приемы рефлексивной деятельности:

1. «Для меня сегодняшний урок»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Приём рефлексии «Для меня сегодняшний урок» помогает учащимся не только оценить весь урок в целом: интересно, скучно, безразлично. Данный приём помогает как учителю, так и ученику понять, активно ли ребёнок работал на уроке, помогал ли он другим ученикам преодолеть трудности. А самое главное понял ли материал ученик или нет.

2. «Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. (8)

3. «Незаконченное предложение"

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

    • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался в …";

    • "Я похвалил бы себя за …";

    • "Особенно мне понравилось…"

    • "Я мечтаю о …";

    • "Было интересно…";

    • "Было трудно…";

    • "Я понял, что…";

    • "Я научился…";

    • "Меня удивило…" и т.п.

Используя данный приём рефлексии, я смогла понять, что детям понравилось на уроке, в чём ученики испытывали трудности.

4. «Благодарю»

Учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Данный этап рефлексии помогает детям, которые не так успешны в обучении, повысить свою самооценку, тем самым у детей появляется желание более активно проявлять себя на уроках. (9)

5. «Мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше, затем проводят её краткий анализ.

Данный приём рефлексии помогает мне как учителю и ученикам сделать выводы о результативности работы на уроке. Проводя краткий анализ, дети понимают, достигли ли они результата поставленной цели на уроке. Что им ещё нужно повторить, чтобы знать тему урока на отлично.

6. «10 баллов»

Детям выдаётся карточка и предлагается

оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

Благодаря такому приёму рефлексии, дети не только оценивают свои способности, но и могут оценить работу в паре, группе. Что немало важно, чтобы цель была достигнута и дети пришли к нужному результату. (10)

7. "Плюс – минус – интересно"

Для письменного выполнения обучающихся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали, на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Данный этап рефлексии позволяет мне, учителю, найти интересные факты для детей, что повышает интерес к учёбе. Построить урок другим способом, чтобы дети хорошо усвоили данный материал.

8. «Оценочная лесенка» использую в электронном и печатном варианте.

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка на той ступеньке, на которую поставили бы себя.

На слайде дана расшифровка ступеней:

3 ступень - Урок полезен, все понятно.

2 ступень - Еще придется потрудиться.

1 ступень - Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. В печатном варианте дети приклеивают человечка на ту ступень, которая соответствует уровню усвоения материала. Используя данный приём рефлексии, я могу понять, смог ли ученик, поставив перед собой цель урока, достичь результата на основе данного приёма рефлексии. (11)

В конце учебного года я проверила мониторинг, показатели которого меня уже порадовали, повысился уровень по показателям регулятивных УУД и улучшились предметные результаты.

Выводы: рефлексия деятельности дает детям возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид приемлем на разных этапах урока. И что особенно важно дает возможность оценить активность каждого учащегося на разных этапах урока. У детей повысился интерес к учебе и результативность по предметам. Если мы хотим научить ученика думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания. (12)




Список литературы:


1. Мой сайт «Мультиурок» https://multiurok.ru/id32163104

2.Сайт https://fgos.ru/ 

3. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.

4. Копилка рефлексии по ФГОС https://videouroki.net






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!