Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»»
« Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье»
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Методический семинар
«Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»
Чиркова Л. А.
Учебно-познавательная компетенция
это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
Хуторской Андрей Викторович
Познавательные процессы
это совокупность всех познавательных функций индивида:
- восприятие,
- внимание,
- мышление,
- память,
- речь,
- воображение.
Деятельностные формы учебно-познавательных компетенций
- ставить цель и организовывать её достижение;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Современные педагогические технологии, используемые для развития учебно-познавательных компетенций
- интерактивные технологии
- технологии проблемного и проектного обучения
- технологии развития критического мышления
Методики развития учебно-познавательных компетенций
- «Обсуждение картин»
- Ролевая игра «Кто Я?»
- «Три предложения»
- Создание проблемных ситуаций
- «Корзина идей»
Приём рефлексии на уроке
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял
Приём рефлексии на уроке «Незаконченное предложение»
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»
Понял всё
Остались вопросы
Ничего не понял
Качественные показатели развития учебно-познавательных компетенций учащихся :
- учащиеся активно участвуют в выполнении различных творческих заданий;
- успешнее решают нестандартные задачи, стоящие перед ними;
- на уроке царит благоприятный психологический климат .
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно- указать дорогу…»
(Р.Олдингтон)
Спасибо за внимание!