СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический практикум. Биология 5 класс. УМК Пасечник В.В.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический практикум. Биология 5 класс. УМК Пасечник В.В.»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

«ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС»


Пособие рекомендовано для проведения лабораторных работ на уроках биологии в 5 классе. В разработках практических занятий указаны проблемные вопросы, планируемые результаты, даны задания исследовательского характера. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы.


Ключевые слова: исследовательская деятельность, универсальные учебные действия, проблемный вопрос, увеличительные приборы, клетка, химический состав клетки, организм.


Введение

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.

Методическое пособие «Лабораторный практикум. Биология. 5 класс» предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника «Биология» для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк). В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.

При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков. В ходе практических занятий у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как:

  • познавательные – осуществлять исследовательскую деятельность;

  • регулятивные – сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;

  • коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).

Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация.

В пособии предложено четыре лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа № 1 «Устройство увеличительных приборов»

  2. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

  3. Лабораторная работа № 3 «Определение состава семян»

  4. Лабораторная работа № 4 «Знакомство с внешним строением растения»































Методические рекомендации к практическим занятиям


Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»


Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?


Инструктивная карточка

по выполнению лабораторной работы для обучающихся


Тема: «Изучение строения увеличительных приборов».

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

  1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.










Рис. 1. Строение ручной лупы


2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.

3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?


Задание 2

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 24 учебника).


Рис. 2. Строение микроскопа


2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.

3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.


Задание 3

1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.


Увеличение окуляра

Увеличение объектива

Общее увеличение микроскопа

4

8


10

40



  1. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.


Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»


Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: «Как устроена клетка живого организма?»


Инструктивная карточка

по выполнению лабораторной работы для обучающихся


Тема: «Знакомство с клетками растений».

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 33 учебника.











Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука


2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).


1. Клеточная стенка

2. Цитоплазма

3. Вакуоли

4. Ядро


Рис. 4. Клетки кожицы лука


4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?


Задание 2

Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.


Лабораторная работа № 3 «Определение состава семян»


Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?»


Инструктивная карточка

по выполнению лабораторной работы для обучающихся


Тема: «Определение состава семян».

Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.

Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.

Ход работы

Задание 1

Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 13):

1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).

2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.

3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.

4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?



Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений


5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.


Задание 2

Заполните таблицу «Значение органических веществ в клетке», используя для этого текст «Роль органических веществ в клетке» на с. 27 учебника.


Вещества клетки

Значение вещества


Белок


Углевод (крахмал)


Жир



Лабораторная работа № 4 «Знакомство с внешним строением растения»


Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: «Какие органы имеет цветковое растение?»


Инструктивная карточка

по выполнению лабораторной работы для обучающихся


Тема: «Знакомство с внешним строением растения».

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.

Ход работы

Задание 1

1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).











Рис. 6. Строение цветкового растения


2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.

3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?


Задание 2

Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?








Хвощ Картофель


Рис. 7. Представители разных групп растений


Лабораторная работа № 5 «Наблюдение за передвижением животных»


Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.

Проблемный вопрос: «Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?»


Инструктивная карточка

по выполнению лабораторной работы для обучающихся


Тема: «Наблюдение за передвижением животных».

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий (амёб).

Ход работы

Задание 1

1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (амёб) (с. 73 учебника).

2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.




Рис. 8. Инфузории Амёба


Задание 2

1. Добавьте в каплю воды с инфузориями (амёбами) несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.

2. Сделайте вывод о значении движения для животных




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Учебник для общеобразовательных организаций под ред В.В. Пасечника. М.: «Просвещение». /Пасечник В.В., Суматохин С.В. Калинова Г.С., Гапонюк З.Г./ «Линия жизни», 2016. -160с.

  2. Рабочая тетрадь. 5класспод ред. В.в. Пасечника «Просвещение» «Линия жизни», 2017.- 95с.

  3. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: практ. работы и их проведение: кн. для учителя / И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Н.И. Орещенко. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.: ил. – (Лабиринт).




Приложение 1


Требования к выполнению и оформлению лабораторных работ


1. Внимательно прочтите название и цель работы.

2. Проверьте наличие оборудования и материалов.

3. Ознакомьтесь с последовательностью работы.

4. Запишите в тетради дату, название работы.

5. Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.

6. Результаты зафиксируйте в тетради

7. Сформулируйте выводы.

Приложение 2


Инструкция по охране труда для учащихся

при выполнении лабораторных работ

I. Требования безопасности перед началом работы

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.

2. Приготовьте рабочее место: освободите его от посторонних предметов.

3. Не загромождайте проходы портфелями и сумками.


II. Требования безопасности во время работы

1. Точно выполняйте все указания учителя в отношении соблюдения порядка действий.

2. Соблюдайте осторожность при работе с лабораторным оборудованием.

3. Приступайте к работе только тогда, когда убедитесь в исправности и целостности лабораторного оборудования.

4. Не берите без разрешения учителя оборудование с других рабочих мест, не вставайте с рабочего места и не ходите по кабинету во время эксперимента.

5. Не выносите из кабинета лабораторное оборудование.


III. Требования безопасности после окончания работы

1. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок.

2. После окончания работы обязательно вымойте руки с мылом.

3. Не выходите из кабинета без разрешения учителя.


IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случае выявления неисправностей в лабораторном оборудовании немедленно остановите работу и оповестите об этом учителя.

2. В случае травмы сразу же обратитесь к учителю.


Приложение 3


Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах


1. Рисовать только на одной стороне листа.

2. До начала зарисовки вверху страницы надо записать название темы, а перед каждым рисунком – название объекта.

3. Рисунок должен отображать форму и величину целого объекта, а так же соотношение размеров его отдельных частей.

4. Вокруг не следует рисовать контуров поля зрения микроскопа.

5. В каждом рисунке обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Для этого к отдельным частям объекта ставят стрелочки, а против каждой стрелочки пишут определенную цифру, желательно, чтобы все стрелочки были параллельны. Затем сбоку от рисунка или под ним столбиком по вертикали пишут цифры, а против цифр – название части объекта.

6. Рисунок и стрелочки к нему выполняются карандашами, а подписи к рисунку выполняются синей шариковой ручкой.

7. Надписи должны быть по возможности полными, идущие от рисунка линии не должны пересекаться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!