СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал по русскому языку к тексту варианта 20 из сборника И.П.Цыбулько. 2018 год. Примерный круг проблем, авторская позиция, аргументы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал по русскому языку к тексту варианта 20  из сборника И.П.Цыбулько предназначен для учащихся и учителя. В предлагаемом материале указан  примерный круг проблем, авторская позиция, аргументы. ...

Просмотр содержимого документа
«Текст»

Текст

Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишенный печатного знака? На мой взгляд, эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. Мир стал бы удручающе обеднен, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения. В самом деле, что значит в жизни человека книга? Подобно разговорному языку, книга не только средство общения людей, не только проводник информации, но самое главное — это инструмент проникновения в окружающую действительность, взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы. Вместе с тем книга — это и констатация вех истории, и одновременно верная память человечества. Что знали бы мы о быте, нравах, умонастроении и характерах людей давно и не так давно ушедших эпох, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке, способном волшебно восстановить биографию человечества во всех ее сложностях, поисках, заблуждениях, открытиях и попытках найти и утвердить смысл бытия. Будущее рождается не только из непосредственного настоящего, оно рождается и из прошлого. Ведь наше современное сознание и наше отношение к настоящему — это результат всего опыта миллионов живших до нас, предельно сжатая и трансформированная сумма их чувств. Не будь возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и не может быть без великих точек отсчета. Книга — это безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов и это негаснущий источник света, посланный еще из детства человечества к нам. Это сигнал и предупреждение, боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение и надежда. Это символ превосходства силы духовной над силой материальной, что является высшим достижением сознания. Книга — это познание развития мысли, философских течений, национально-исторических условий общества, породивших на разных этапах веру в добро, разум, просветительство, свободу и справедливость. Неизмеримо многое может объяснить, открыть и подчинить наука, мыслящая категориями понятий, создающая вещи, системы и формулы, но по своей сути она все-таки не способна исследовать одно — чувства людей, творить образы людей во времени, что делает в силу предназначенной ей судьбы литература. Они близки, наука и искусство. Они познают даже близкие сферы — возможности человека в этом мире. Вместе с тем инструмент познания различен. Конечно же, «Одиссею* Гомера и «Войну и мир» Льва Толстого немыслимо заключить в формулу, подобно тому как это можно сделать в науке после открытия какого-либо закона. Искусство — это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед. Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам харак- тора, сожалея, сомневаясь, досадуя, имеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя. Здесь начинается воздействие книги. В судьбе почти каждого печатное слово сыграло неповторимую роль, и величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги. Тем самым он оградил себя и укоротил дни своей жизни, отринув вторую действительность, второй опыт, наконец.   По Ю. Бондареву



Просмотр содержимого презентации
«20»

Пишем сочинение вместе Вариант 36 И.П. Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык, 2018

Пишем сочинение вместе

Вариант 36

И.П. Цыбулько. ЕГЭ.

Русский язык, 2018

Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема роли книги в жизни человека. (Какую роль играют книги в жизни человека?) Книги помогают человеку прежде всего познать окружающий мир, знакомиться с жизненным опытом других людей, передавать последующим 2. Проблема отказа от книг ( Чем грозит человечеству отказ от книг?) Отказ от книг приведет к тому, что прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний и человеческий разум погрузится в пучину темноты и нравственного застоя. 3. Проблема различий науки и искусства. (Чем различаются наука и искусство?) Наука, оперируя формулами, не способна исследовать чувства людей в отличие от искусства, создающего художественные образы.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема роли книги в жизни человека. (Какую роль играют книги в жизни человека?)

Книги помогают человеку прежде всего познать окружающий мир, знакомиться с жизненным опытом других людей, передавать последующим

2. Проблема отказа от книг ( Чем грозит человечеству отказ от книг?)

Отказ от книг приведет к тому, что прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний и человеческий разум погрузится в пучину темноты и нравственного застоя.

3. Проблема различий науки и искусства. (Чем различаются наука и искусство?)

Наука, оперируя формулами, не способна исследовать чувства людей в отличие от искусства, создающего художественные образы.

1. Проблема роли книги в жизни человека

1. Проблема роли книги в жизни человека

  • Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. После трагической дуэли и отъезда Онегина Татьяна Ларина приходит в его усадьбу, посещает личную библиотеку хозяина и замечает, что многие книги были прочитаны и осмыслены им. Свидетельство тому – пометки на полях, сделанные Онегиным. Это дает возможность Татьяне узнать его натуру: она понимает, что свою любовь она отдала не пустому светскому франту, а человеку думающему, способному к самоанализу и оценке общества и при этом глубоко страдающему.
1. Проблема роли книги в жизни человека

1. Проблема роли книги в жизни человека

  • Влияние литературы на формирование личности трудно переоценить. Об этом писал М. Горький: «Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам». Лучшие книги, прочитанные им в детстве и юности, сформировали мировоззрение и характер писателя, дали основные знания о мире и человеке, заложили нравственную платформу для будущей творческой и общественной деятельности. Именно чтение писатель назвал одним из своих жизненных «университетов». Алеша Пешков, герой повести «Детство», благодаря книгам смог преодолеть многие жизненные невзгоды, они пробудили в нем любопытство, раздвинули границы мира далеко за пределы дома и семьи.
1. Проблема роли книги в жизни человека

1. Проблема роли книги в жизни человека

  • Не менее ярко описаны аргументы о роли книги в жизни человека в произведении А. Приставкина «Рогожский рынок». В рассказе речь идет о мальчике, живущем в военной Москве. Однажды он отправляется на рынок за картофелем, но, не удержавшись, покупает роман Пушкина «Евгений Онегин». Когда мальчик опомнился, уже было поздно возвращать все назад. Нехотя он начинает перелистывать пожелтевшие от времени страницы. Неожиданно для себя он увлекается написанным, которое переносит его далеко от военных кошмаров искалеченной Москвы в мир балов, светских бесед и спокойных зимних пейзажей. За чтением очень часто исчезает проблема, и роль книги в жизни человека аргументам уже можно не поддавать. Все и так понятно. С первой строчки, которая выдергивает человека из серой реальности, перенося в красочный мир чудесных фантазий.
1. Проблема роли книги в жизни человека

1. Проблема роли книги в жизни человека

  • Что ещё можно сказать о роли книг в жизни человека? В рассказе «Зелёная лампа» Александра Грина . молодому человеку было запрещено разговаривать с кем-либо, сидя дома, – он не сошел с ума только благодаря книге.
  • Герой романа Н. Островского «Как закалялась сталь» Корчагин говорит о своей способности переносить боль: «Читайте "Овод"».
  • Роль книги в жизни человека невозможно переоценить. Она не только развивает память, творческое мышление, аналитические способности, но и переносит читателей в иные миры, созданные воображением писателя.. Путешествуя вместе с героями книг, люди сами меняются, совершают открытия, иногда даже влюбляются. И конечно же, учатся мечтать!
1. Проблема роли книги в жизни человека

1. Проблема роли книги в жизни человека

  • В произведении К. Паустовского “Сказочник” говорится о том, что в качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.
2. Проблема отказа от книг

2. Проблема отказа от книг

  • В творчестве писателей встречаются герои, не читавшие книг, а потому деградировавшие: Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» , у которого долгое время лежит книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице; Фамусов из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» , который предлагал «собрать все книги бы да сжечь»; Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова , хранивший на полке две-три книги, пожелтевшие и покрытые пылью, да прошлогодний «нумер» газеты.
2. Проблема отказа от книг

2. Проблема отказа от книг

  • В пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизин показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Автор не показывает героя за чтением книг, Митрофан лишь бездельничает и бесцельно проводит время.
Тезисы

Тезисы

  • Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколений.
  • Литературные произведения учат человека думать, анализировать, искать скрытые смыслы.
  • Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь человека.
  • Читая, человек становится умнее и интеллигентнее.
  • В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена.
  • Книги – это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века.
  • Без книг человечество обречено на гибель.
3. Проблема различий науки и искусства

3. Проблема различий науки и искусства

  • Произведения русской и советской литературы посвящены людям науки и искусства. В частности, в романе Даниила Гранина «Иду на грозу» представлены два взгляда на цель научной деятельности: взгляд Тулина с одной стороны и Крылова — с другой. В то время как Тулин готов идти на компромисс ради успеха, признания, славы, Крылов убеждён, что истина дороже, и учёному достаточно лишь научного результата. в нём.
3. Проблема различий науки и искусства

3. Проблема различий науки и искусства

  • Примером человека, который стремится познать мир через призму творчества, является Мастер из романа М . И. Булгакова «Мастер и Маргарита» . В своём романе о Понтии Пилате, труде всей его жизни, Мастер не просто описывает события, произошедшие с прокуратором Иудеи; он стремится понять, что лежало в основе его действий, тем самым отражая своё субъективное видение истории о Понтии Пилате и задавая своему читателю глубокие философские вопросы. Таким образом, наука и искусство коренным образом отличаются друг от друга. В то же время они служат общей цели: познанию мира и поиску истины.
3. Проблема различий науки и искусства

3. Проблема различий науки и искусства

  • Главный герой рассказа А.П.Чехова "Скрипка Ротшильда" гробовщик Яков, у которого внезапно умирает жена, старуха Марфа. После ее смерти, его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращение с ней, в конце концов, сам тжело заболевает и впервые задумывается о своей жизни. В душе его рождаются вопросы, на которые может ответить только искусство. Яков - это человек, наделенный музыкальным даром, он играет на скрипке. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию и единственным его слушателем становиться еврей Ротшильд, человек которого он ненавидел всю жизнь. Музыка вызывает слезы у Якова и Ротшильда. Таким образом, скрипка становиться символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. и перед смертью Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Это грех - отношение к еврею - он еще может изменить, а несчастную жизнь жены нет. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!