СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал по русскому языку к тексту варианту 18 из сборника И.П.Цыбулько. 2018 год. Примерный круг проблем, авторская позиция, аргументы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал по русскому языку к тексту варианту 18  из сборника И.П.Цыбулько предназначен для учащихся и учителя. В предлагаемом материале указан  примерный круг проблем, авторская позиция, аргументы.

Просмотр содержимого документа
«Текст »

Текст

Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. Ох, какое это зрелище! К нему не притерпеться, не привыкнуть. Я, во всяком разе, не смог. Ведь некоторым селам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счета, - тыща лет! А может, и более. И самое печальное зрелище - это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище. Я заглянул в окно покинутой избы. В ней еще не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задернут выцветшей ситцевой занавеской. На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье - ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и березовые. За лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи. Здесь жили хозяева! Настоящие. Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придет не браконьером и бродягой - жителем придет, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него все необходимое… Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу - и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме.  А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз "рогами", валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колес - ступить некуда. В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды все брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помет, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружье, пустые гильзы, подполье черным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, и всюду бутылки, бутылки, из-под бормотухи и водки, большие и маленькие, битые и целые, - отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было ни Бога, ни памяти, отсюда отступали, драпали с пьяной ухарской удалью, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламленную избу с презрением: «Хватит! Поворочала! Теперь в городе жить стану, как барыня!..» В.П. Астафьев






Просмотр содержимого презентации
«18»

Пишем сочинение вместе Вариант 18 И.П. Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык 2018

Пишем сочинение вместе

Вариант 18

И.П. Цыбулько. ЕГЭ.

Русский язык 2018

Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень?) Судьба русских деревень печальна: люди покидают деревенские избы «из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающий на пути урбанизации». 2. Проблема отношения к родному дому. (Как люди должны относиться к родному дому?) Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный. Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный.   3. Проблема памяти о своем прошлом. (Нужно ли помнить свое прошлое?) Человек должен чтить свое прошлое и не забывать своих корней.

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень?)

Судьба русских деревень печальна: люди покидают деревенские избы «из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу все сметающий на пути урбанизации».

2. Проблема отношения к родному дому. (Как люди должны относиться к родному дому?) Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный.

Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; у настоящего хозяина, хранящего память о предках, дом обихоженный.

3. Проблема памяти о своем прошлом. (Нужно ли помнить свое прошлое?)

Человек должен чтить свое прошлое и не забывать своих корней.

Проблема судьбы русских деревень

Проблема судьбы русских деревень

  • В повести Ф. А. Абрамова «Пелагея» дочь пекарихи Пелагеи Алька покидает родительский дом и уезжает в город за лучшей долей. Мать Альки всю жизнь провела в трудах, не жалела сил, делала всё для того, чтобы дочь её была сыта, хорошо одета и ни в чём не нуждалась. Алька же не хочет «прозябать» в деревне, работать в грязи, она мечтает о красивой городской жизни. Когда умерла мать, Альки не было на похоронах: она плавала буфетчицей на пароходе по Северной Двине. Через неделю она оплакала родителей, справила по ним поминки, продала отрезы на платья, которые мать копила всю жизнь, заколотила дом и уехала в город, боясь упустить «весёлое и выгодное место на пароходе. Я считаю, что одна из причин запустения деревенских домов заключается в том, что молодёжь стремится к лёгкой жизни в городе, к развлечениям, не получив должного воспитания в уважении к земле, к крестьянскому труду.
Проблема судьбы русских деревень

Проблема судьбы русских деревень

  • Причиной исчезновения русских деревень могут быть и грандиозные планы властей.
  • В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» должна быть затоплена деревня Матёра и остров с таким же названием, на котором она находится. Выше по Ангаре строят плотину для гидроэлектростанции, поднявшаяся вода покроет деревни, поэтому жителей переселяют в райцентр или в город. Матёра – это крестьянская Атлантида с её привычным укладом, существовавшим триста лет, и вот всё это хотят «пустить на электричество», не думая ни о жителях, которые здесь живут, ни о могилах их предков.
  • Конечно, по разным причинам люди покидают свои деревенские дома, русские деревни исчезают, и это очень печально, так как вместе с урбанизацией происходит отчуждение людей, их отрыв от земли, от природы, что ведёт часто к нравственному опустошению. 
Проблема отношения к родному дому

Проблема отношения к родному дому

  • Образ родного Дома – концептуально важное понятие в творчестве русских классиков. Именно родной Дом является главной составной частью в создании автором особого образа своей Родины." Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом",- писал В.Распутин.
Проблема отношения к родному дому

Проблема отношения к родному дому

  • Вспомните описание дома в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» до и после отъезда Дуни. Пока Дуня живёт с отцом, дома чисто, уютно. «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». А когда дочь уехала, в доме Самсона Вырина всё изменилось, «все кругом показывало ветхость и небрежение».
  • В повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина символичен образ Дома. Он одухотворённый, живой, чувствующий. Дарья убирает его как покойника перед похоронами. Ключевыми словами в рассказе являются слова «дом», «изба». Дом, построенный «давно и добротно», - это и сохранившийся фрагмент «самой нутряной (настоящей) России», словно защищающийся от напора внешней лжи и абсурда .
Проблема отношения к родному дому

Проблема отношения к родному дому

  • В рассказе Ю. Казакова «Запах хлеба», героиня уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего невозможно.
Проблема памяти о своем прошлом Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.   Д.С. Лихачев

Проблема памяти о своем прошлом

  • Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

  Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном".

Проблема памяти о своем прошлом

Проблема памяти о своем прошлом

  • Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, — это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры.
  • Без прошлого нет настоящего. А. П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» рассказывает о том, что надменный лакей Яша не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства. И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» рисует Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои. Герой умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!