СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал музейного занятия краеведческого направления "Русская изба"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал подготовлен и проведен с применением музейной технологии, большое внимание уделено краеведческому аспекту. 

Просмотр содержимого документа
«Методический материал музейного занятия краеведческого направления "Русская изба"»

Отдел образования Уваровского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Моисеево-Алабушская средняя общеобразовательная школа

Павлодарский филиал


Номинация

«Разработка методического материала по организации воспитательной и образовательной деятельности в музее образовательной организации»




РУССКАЯ ИЗБА

Методический материал музейного занятия краеведческого направления



Автор:

Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии Павлодарского филиала.

Адрес образовательного учреждения: 393487 Тамбовская область, Уваровский район, с. Павлодар, ул. Центральная,106з.

Контактный телефон: (475)-58-78-255.е -mail: pavlodar68@mail.ru








Павлодар

2022 год

Методический материал музейного занятия краеведческого направления

«РУССКАЯ ИЗБА»

Камнева Вероника Ивановна,

учитель географии Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Цель:  приобщение учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

  • формировать «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения;

  • воспитывать у учащихся интерес к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, любовь и уважение к истории русского народа и бережное отношение к музейным предметам и историческому наследию России;

  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам;

  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;

  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

  • развивать познавательную активность и кругозор школьников;

  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование: Предметы крестьянского быта из школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор.

Методы:

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;

  • игровой: развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения, художественного вкуса.

Ход внеурочного занятия:

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы проведём внеурочное музейное занятие. Но одета я для него необычно. А почему именно так, и о чём пойдёт речь на нашем занятии, вы поймёте, посмотрев видеоролик. Внимание на экран.

Просмотр видеофрагмента учениками о русской избе (домах).

Вопрос учителя: Дети, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Ответ детей: О русской избе.

Учитель: Сейчас мы отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших предков - мир старинного русского быта, побываем в настоящей русской избе.

Вопрос учителя детям: По одной из версий «изба» - это древнерусское название жилища. А вы знаете, из чего строили избу?

Учитель: Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. Для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Запрет распространялся и на все старые деревья. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

Вопрос учителя детям: Дети, а кто такой домовой?

Ответ детей.

Учитель продолжает свой рассказ: В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

Вопрос учителя ученикам: А как вы думаете, какие были полы в доме?

Учитель: Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.

Вопрос учителя ученикам: А как вы думаете, что же самое главное в избе?

Учитель загадывает загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое,

Крови нет,

Сесть на нее сядешь,

А не везет. (Печь)

Вопрос учителя: Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме?

Ответ детей.

Учитель обобщает ответы детей: Вот пять основных функций печи:

1.в ней готовили еду;

2. печь обогревала дом;

3. на печке спали старики и дети;

4. в печи раньше люди мылись;

5. печь была главным украшением дома. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний. Если заболевал ребёнок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца: ребёнка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате.

Вопрос учителя ученикам: Назовите основную пищу русских людей, которая готовилась в печи?

Ответ детей: Щи и каша.

Учитель: Каша - это было самое любимое среди русских людей кушанье. «Каша – матушка наша»– говорили в старину. Известно более 100 видов каши.

Учитель предлагает детям поиграть в игру «Каша». Дети называют каши, которые знают: кто последний назовет кашу, тот и победил. (Приз-пакетик каши быстрого приготовления.)

Ответы детей:

Каши на Руси

1. Гурьевская каша – каша, приготовляемая из манной крупы на молоке с добавлением орехов, сливочных пенок, сухофруктов - считается традиционным блюдом русской кухни, но было изобретено лишь в начале XIX века.

2.Зелёная каша, которую готовили из молодой недозрелой ржи. 

3. Льняная каша

4. Манная каша

5. Каша-глазуха, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" – горошины.
6. Морковная каша

7. Полбенная каша

8. Хлебная каша

9. Пшеничная каша

10. Гороховая каша
11. Гречневая каша 

12. Овсяная каша 

13.Пшенная каша 

14. Рисовая каша 

15. Перловая каша

16. Ячневая каша 

17. Кукурузная каша

Учитель предлагает и рекомендует детям рецепт гурьевской каши.

Гурьевская каша.

Ингредиенты:

манная крупа – 0,75 стакана;

молоко – 1,25 л;

орехи грецкие – 100 г;

сахар – 4 ст. ложки;

изюм – 1 горсть;

ванильный сахар – 1 ч. ложка;

цукаты – 1 горсть;

свежие ягоды – 1 горсть;

мята – для украшения.

Приготовление:

Нагреваем духовку до 180 градусов. Орехи ошпариваем кипятком и снимаем кожицу, затем измельчаем и выкладываем на противень, застеленный пергаментом, сверху посыпаем 1 столовой ложкой сахара и ставим в духовку на 3-4 минуты.

Промываем изюм, заливаем кипятком и оставляем на 20 минут. Затем откидываем его на дуршлаг и обсушиваем. Цукаты режем небольшими кусочками. В кастрюле доводим до кипения 500 мл молока, засыпаем 2 столовые ложки сахара и ванильный сахар. Постоянно помешивая, добавляем манку и варим густую кашу. Снимаем кашу с огня, добавляем изюм и перемешиваем.

Наливаем в форму для запекания оставшееся молоко, ставим в духовку и снимаем образующиеся пенки. Приступаем к самому главному: смазываем форму маслом, выкладываем в нее слой каши, часть цукатов и орехов, раскладываем сверху пенки, чтобы они образовали единый слой и повторяем слои 3-4 раза. Последним слоем должна идти каша. Сверху посыпаем оставшимся сахаром. Приготовление гурьевской каши займет около 10 минут в духовке (до появления румяной корочки). Готовая гурьевская манная каша украшается свежими ягодами, орешками и листиками мяты.

Учитель: Отношение наших предков к еде заслуживает внимания: она была праздничной, будничной и постной.

Учитель: Перед вами список еды крестьянской семьи. Определите, какие блюда подходят для питания в пост, а какие в будни?

Список пищи: Рябчики верченые, рёбрышки копчёные, поросёнок заливной,

чай душистый разливной, пироги с ливером и творогом, блины, куличи,           гусь с яблоками, квашеная капуста, орехи, овощи, фрукты, грибы, винегрет, каша, щи, картофель, капуста (кислая, отварная, свежая) луковники, овсяный кисель, горох битый, горох тертый, лапша из гороховой муки, хрен, редька.

Дети зачитывают примеры постной и будничной пищи.

Учитель : В каждой русской избе был красный угол, в который ставились иконы, которые передавались из поколения в поколение. Существует поверье, что если в доме есть «красный угол», значит, сам Господь и все святые помогают всем живущим в нем. Помимо икон в божнице хранились освященные предметы: сосуд с богоявленской водой, веточки освящённой вербы и троицкой зелени. Войдя в дом, человек прежде всего крестился, обратившись к иконам, и лишь потом здоровался с хозяевами. Красный угол - самое важное и почетное место в доме, туда усаживали самых почётных гостей.  Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. В красном углу находился и стол. Холщовая скатерть на стол стелилась даже в самых бедных домах. Перекрестившись, хозяйка раскидывала ее по столу и ставила одно общее блюдо со щами. У каждого за столом имелось свое место. Хозяин резал хлеб и солил похлебку, укрощал не в меру активных и подгонял задумчивых. Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени также не полагалось. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. За столом необходимо соблюдать правила.

Учитель: Дети, сделайте вывод о том, какие правила нам не были знакомы. (делают вывод)

  • Мытье рук перед обедом считалось обязательным.

  • Вся семья собиралась за столом, где у каждого было строго свое определенное место.

  • Место во главе стола сохранялось за хозяином.

  • Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.

  • Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб.

  • Пока семья собирается, никто не начинает есть.

  • Первую ложку поднимает старший, и это служит началом обеда.

  • Жидкие и горячие блюда подавали в одной миске на всю семью.

  • Хозяин следил за тем, чтобы все соблюдали строгие правила за столом.

  • Русских всегда отличало гостеприимство.

Учитель: Напротив красного угла располагался печной угол (кут). Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили. От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда.

Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Слово «утварь» обозначает совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Учитель: Отгадайте, о каких вещах идет речь? Учитель показывает предметы утвари.

1)Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает. (ухват)

2)Жил Кирилл,

Много людей кормил,

А разбился,

Под плетнем очутился. (чугунок)

3)Без работы холодная она,

А после работы - красна от огня. (кочерга)

4)Скручен, связан по избе пляшет. (веник)

5)В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь

Ни морщинки не видать. (утюг)

6)Хоть оно и ново, но –

В мелких дырочках все дно. (решето)

7)Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький… (сундук)

8) В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер. (лапоть)

Учитель: Задание детям: Найти соответствие: предмет утвари-применение.


Предмет утвари

Применение

Ухват

Для перемешивания углей и выгребания золы

Чугунок

Предмет обуви, в котором ходили крестьяне

Лапоть

Просеивать муку

Сундук

Подметать пол

Решето

Необходим для извлечения горячей посуды (чугунков) и чтобы ставить в печь чугуны

Утюг

Хранить одежду

Веник

Гладить одежду

Кочерга

Предмет, в котором готовят еду

Учитель: В передней находился и большой красивый сундук. На сундуках спали, сидели, в нем хранили одежду. И не только одежду. Если мы заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, из чего и, как попали в него рубахи, рушники, скатерти, сарафаны. Сколько здесь вещей. Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – «скрынях» дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений. Давайте и мы украсим наши сундучки.

Учитель предлагает  образцы  росписи сундуков.  Дети расписывают бумажные сундучки.          

Учитель: Ребята, в русской избе есть ещё один необычный предмет. Он необычен тем, что подвешен под потолком и качается. А кто знает, как он называется? Правильно, это люлька, она могла быть деревянная, плетёная и из ткани. В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы, очень часто с младенцем рядом клали кота. Как вы думаете для чего?

Ответ детей.

Учитель: Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей.

Учитель: Жизнь и быт русского народа нашло отражение в пословицах.

Задание: составить пословицы.

Работа в группах с раздаточным материалом.


Кошка да баба завсегда в избе,

крышей крыта.

Всякая избушка своей

а без хозяйки - изба.


Говорок на порог,

для зимы.

Не красна изба углами,

как милая подружка.


Без хозяина двор плачет,

а двор — забором.


Не для лета изба рубится,

а мужик да собака завсегда на дворе.

Своя-то избушка,

красна пирогами.


Изба крепка запором,

а скука из избы вон.


В гостях хорошо,

свои игрушки.

В каждой избушке

а дома лучше.


Пословицы: В гостях хорошо, а дома лучше.

В каждой избушке свои игрушки.

Кошка да баба завсегда в избе, а мужик да собака завсегда на дворе.
Всякая избушка своей крышей крыта.

Говорок на порог, а скука из избы вон.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - изба.

Не для лета изба рубится, для зимы.

Своя-то избушка, как милая подружка.

Изба крепка запором, а двор — забором.

Учитель: Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались деревенские посиделки. А еще, ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем. Я предлагаю русскую народную игру «Ручеек», может быть кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.

Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя «воротца». Водящий проходит под «воротцами», берет одного ребенка за руку и уводит к концу «ручейка». Оставшийся игрок идет к началу, проходит под «воротцами», выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.

Учитель: В семье хранились традиции и обычаи. Сейчас идёт время святочных вечеров, т.е. святки. Девушки гадали на суженого, ряженого.

Хотите узнать как раньше гадали? Сейчас я вас научу.

Учитель рассказывает детям о способах гадания.

1.Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж.

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

2.Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очередность выхода замуж.

Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

3.Гадание с кошкой.

Загадайте желание, позовите вашу кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, желание сбудется. Если правой - не суждено.

Учитель: А ещё во время святок старались заглянуть в будущее. А вы хотите заглянуть в будущее?

Учитель держит в руках мешочек, в котором предметы, дети вынимают по очереди, учитель им говорит о будущем.

• Монета - в новом году будет много денег.

• Смайлик - год будет веселым, ждет много праздников.

• Лента - к долгой счастливой жизни.

• Прищепки - к новым друзьям.

• Расческа – весь год будешь красивым человеком.

• Книга – будешь ты учен, знанием силен.

• Прихватка – будешь хорошей хозяйкой.

• Мяч – будешь спорт любить, все рекорды бить.

• Булка – достаток в доме.

• Пуговица – жить будешь в семье счастливой жизнью.

• Конфета - весь год ждет сладкая жизнь.

Учитель: Вот так люди раньше жили и развлекались!
Итог занятия.

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали сегодня, путешествуя в далёкое прошлое?

Ученики отвечают на вопрос учителя, опираясь на фразы рефлексии:

Рефлексия:

Я узнал…

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Самым интересным для меня было…

Я раньше этого не знал…

Меня удивило, что…

Учитель: «Русская изба» - это удивительный мир старины - тут и русская печь с чугунками и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, кровать, заправленная лоскутным одеялом, на полу домотканые половички. На окнах занавески, стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки. Здесь же прялка, зеркала, утюги, кринки, туесок. Каждый человек, возвращаясь в свой родной очаг, ищет у него поддержку, ласку.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!