СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал к презентации «Составление АОП по ФК для обучающихся с НОДА» (вариант 6.4)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организации по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал к презентации «Составление АОП по ФК для обучающихся с НОДА» (вариант 6.4)»





Адаптивная физическая культура

Методический материал к презентации

«Составление АОП по ФК для обучающихся с НОДА» (вариант 6.4)


Слайд 1

При выводе специалистов ПМПК о наличии особенностей в развитии ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, по-другому – адаптированной.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в сочетании с глубокими нарушениями интеллектуального развития, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений, развития и социальную адаптацию.

Слайд 2

Формы получения образования и формы обучения в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организации по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в образовательном учреждении:

• обучение совместно с другими обучающимися;

• обучение в коррекционном классе;

• индивидуальное обучение на дому.

Вариант 6.4.: предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АОП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР.

При реализации Варианта 6.4 в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Слайд 3

Характеристика программы

 Четвертый вариант образовательной программы означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной и более тяжелой форме. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из актуальных возможностей.

Четвертый вариант образовательной программы (D)

Получение образования

Обучающийся с ОВЗ со сложными и множественными нарушениями развития

Программа обучения

Адаптированная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана (ИУП). При значительном ограничении содержания «академического» компонента и максимальном углублении в область развития жизненной компетенции

Сроки освоения

программы

Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся

Организация

обучения

Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях. Возможно обучение на дому и семейное образование.

Организация образовательной среды

и рабочего места

Специальной организацией среды обучающихся является обязательной. Образовательное пространство и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

Прохождение аттестации

Аттестация не предусмотрена

Создание специальных

условий

Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций

Документы об образовании

Свидетельство об обучении

Слайд 4

На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР. СИПР должна включать:

  • общие сведения об обучающемся;

  • характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;

  • индивидуальный учебный план;

  • перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

  • средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Кроме того, СИПР может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

При реализации Варианта 6.4 в форме обучения ребёнка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Слайд 5

требования и принципы составления аоп

  • проанализировать УМК и примерные программы

  • сформулировать собственную точку зрения

  • аргументировать факт новизны и эффективность

  • написать пояснительную записку

  • отобрать и структурировать содержание учебного предмета

  • составить тематический план

  • определить необходимый и достаточный перечень средств обучения

Слайд 6

Рекомендации по составлению рабочей программы.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (ВАРИАНТ 6.4) разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС ООО и с учётом примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью и НОДА. (далее примерная - ООП НОО)

Согласно требованиям ФГОС ООО, программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе и «Адаптивная физическая культура», должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.

Таким образом, при составлении рабочей программы учитель по адаптивной физической культуре должен учитывать требования не только к предметным результатам освоения программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура», но и к результатам освоения АОП

Слайд 7

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» рабочая программа должна содержать такие обязательные разделы, как:

- планируемые результаты освоения учебного предмета «адаптивная физическая культура»;

- содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура»;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Дополнительно к обязательным разделам, рабочая программа должна содержать следующие разделы:

- учебно-методическое обеспечение;

- кадровые условия

- материально-технические условия.

Слайд 8

Разделы рабочей программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура».

С целью единообразного подхода к составлению рабочей программы в пределах одной образовательной организации, администрация издаёт локальный документ «Положение о рабочих программах». Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» должна содержать:

  • Титульный лист

  • пояснительную записку;

  • Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмет

  • Содержание учебного предмета

  • Календарно-тематическое планирование

Слайд 9

Титульный лист, на котором указываются следующие сведения: полное наименование образовательного учреждения:

- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР, директором ОУ с указанием даты);

-название учебного предмета, для которого написана программа;

- указание классов, где реализуется программа;

- фамилию, имя и отчество составителя программы, квалификационной категории (одного или нескольких);

- название города, населённого пункта;

- год разработки программы.

Слайд 10

Пояснительная записка раскрывает: цель и задачи, и психолого-педагогическую характеристику обучающихся, индивидуальные образовательные потребности.

Цели и задачи: включение обучающегося в образовательную деятельность, формирование элементарных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения).

Психолого-педагогическая характеристика составляется с учетом результатов комплексного психолого-медико-педагогического обследования и учётом медицинских данных ребёнок

В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:

  • Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии.

  • Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.

  • Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.

По рекомендации ПМПК коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая помощь должна быть направлена на:

- создание адаптированной среды жизнедеятельности; - формирование сенсоморных навыков;

- дозированное расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для ребёнка пределах.

Слайд 11

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета , курса: личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физическая культура» конкретизируются для каждого класса:

  • возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с НОДА с умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой, ТМНР) заносятся в СИПР с учётом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:

  • осознание себя, как "Я"; осознание своей принадлежности к определённому полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела и др;

  • понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) имплантом и другими личными техническими средствами в разных ситуациях; умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

  • способность к осмыслению социального окружения;

  • развитие самостоятельности,

  • овладение общепринятыми правилами поведения;

  • наличие интереса к практической деятельности.

  • С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ТМНР предметные результаты должны отражать:

  • восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

  • освоение двигательных навыков, координации движений,

  • соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью

  • умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:

усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений.

Метапредметные - не предусматриваются.

Слайд 12

Содержание программы:

по учебному предмету адаптивная физическая культура» составляется с учетом следующих разделов:

  • Общие сведения о ребенке

  • Медико-педагогическая характеристика на начало учебного года

  • Медико-педагогическая характеристика на конец учебного года

  • Индивидуальный учебный план на 2023-2024 учебный год

  • Содержание образования

  • Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

  • Программа сотрудничества специалистов с семьей.

  • Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.

  • Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

  • Приложения.

  • Список литературы

Слайд 13

Общие сведения о ребёнке:

ФИО ребенка: …

Возраст9 лет (12.12.2012 г.р.)

Отец: 

Класс2 класс

Место жительстваКурская область, г. Курчатов

Мать: 

Год обучения в МКОУ «Школа № 7»: 2022 – 2023 уч. год

Рекомендации ПМПК: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением зрения (В. 6.4)

Слайд 14

Медико-педагогическая характеристика на начало учебного года

Ребенок имеет/не имеет инвалидность.

Семья ребёнка состоит: из пяти человек

По заключению ПМПК у ребенка: Тотальное недоразвитие, простой уравновешенный тип, выраженная степень, ДЦП, спастический тетрапарез. Частичная атрофия зрительных нервов обоих глаз. Системное недоразвитие речи средней степени. Дизартрия. Основные двигательные навыки сформированы. Значительные нарушения мелкой и общей моторики. Передвигается с опорой на ходунки.

В результате обследования адаптации обучающихся ------ класса к учебно-воспитательному процессу было выявлено: что у ребенка недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала. Двигательные функции сформированы соответственно возрасту (походка устойчивая, координация не нарушена, ловкость движений в норме). Хорошо развита мелкая моторика рук. Ведущая рука правая. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны очень хорошо.

Слайд 15

Медико-педагогическая характеристика на конец учебного года

По заключению ПМПК: у ребенка диагноз

За время учёбы в первом классе: ребенок показал слабые знания по основным учебным предметам. Программу первого класса по основным учебным предметам ребенок усвоил плохо. Внимание рассеянное, неустойчивое. На уроках может заниматься посторонними делами. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. На уроке работает в замедленном темпе. С трудом усваивает все новое, лишь после многократных повторений. Не успевает по всем предметам.

Рекомендовано: обучение по облегчённой программе.

Слайд 16

Индивидуальный учебный план

Режим занятий:

Продолжительность одного занятия – 40 минут.

Продолжительность учебного года - 33 учебных недели.

Начало учебного года: 1 сентября 2022 года.

Окончание учебного года: 31 мая 2023 года.

Каникулы: по общей циклограмме школьных каникул. Дополнительные каникулы определены учебным графиком, процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.

Объем учебного времени:

  • 1-й год обучения – 2/3 ч в неделю; 33 учебные недели с учётом дополнительных каникул,

  • последующие годы обучения – 2/3 ч в неделю; 34 учебные недели с учётом дополнительных каникул.

Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся.

Индивидуальный учебный план включает образовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающегося имеющего ограниченные возможности здоровья.

Рабочие программы по учебным предметам, адаптированы для обучающегося с учётом особых образовательных потребностей и учитывают особенности его познавательной деятельности, содержат коррекционную составляющую. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающегося, содержат материал, помогающий ребенку достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы ему для социальной адаптации.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

специальной индивидуальной программы развития

АООП НОО НОДА (вариант: 6.4)

Балакина Никиты Сергеевича, 05.02.2009 г.р., 6ж класс

с 01.09.2023г.

Образовательные области

Учебные предметы

Часы

Очные

Всего по УП (основа)

Обязательная часть

5. Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

2

Коррекционно-развивающие занятия



Психокоррекционные занятия  "Общение: хочу, могу, умею"

2

2

Коррекционные курсы

1.Предметно-практические действия

 

2

2

2.Двигательное развитие


2

2

Внеурочная деятельность


Игротека

0,5

0,5

 Итого:

8,5

8,5

Слайд 17

Содержание учебного предмета «Адаптированная физическая культура» начинается с 1-го класса. На освоение программы по учебному предмету «Адаптированная физическая культура» необходимо запланировать по 2/3 часу в неделю за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.

-перечень и название модулей предмета;

-необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

-краткое содержание учебной темы;

-формы организации;

-основные виды учебной деятельности;

Дыхательные упражнения

Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями

В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох.

Выполнять удлинённый, углублённый выдох с одновременным произнесением звуков, задуть свечу, надуть шарик. В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох.

Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности.

Упражнения выполняются из различных исходных положений с использованием опоры и инвентаря.

В исходном положении: сидя (стоя у опоры) сгибание и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с по очередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и

Упражнения

Для формирования равновесия

Упражнения выполняются из различных исходных положений с использованием опоры, с использованием страховки.

Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперёд-назад, вправо, влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения лёжа на спине(на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Удерживание различных исходных положений на плоскости. Нашагивание на предмет.

Упражнения для формирования правильной осанки

Следить за правильностью выполнения упражнений и заданий.

Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками, глазами в разных исходных положениях и придвижениях рук. Сохранение устойчивости в стойке≪одна ступня впереди другой≫с открытыми и закрытыми глазами. Смена исходных положений под счет учителя с открытыми и закрытыми глазами. Удерживание различных исходных положений на плоскости с движениями рук.

Упражнения с предметами.

Упражнения и предметы должны подбираться с учетом двигательных возможностей занимающихся.

Упражнения с гимнастическими палками. Удерживая палку перед собой (на лопатках, за спиной), изменять исходное положение, например: встать на одно колено, на оба колена, сесть и подняться в основную стойку, не выпуская палки из рук .

Игры.

Рекомендуется варьировать правила игр с учетом заболевания и физического развития занимающегося.

Подвижные игры.

Плавание

Упражнения в воде улучшают кровообращение в организме, снижают артериальное давление, нормализует сердечный ритм, улучшает эластичность сосудов и сердечной мышцы, оказывая позитивный эффект на ток крови, и следовательно, насыщение организма кислородом, оказывает благотворительное влияние на нервную систему; ведь при плавании осуществляется воздействие на всю поверхность тела, что даёт своеобразный массирующий и расслабляющий эффект.

Изучение движений на суше;



Слайд 18

 Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учителя предметники (специалист по АФК), педагог - психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медики.

Слайд 19

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося:

Задачи:

  • Повышение осведомленности родителей об особенностях развития, специальных образовательных потребностях ребенка.

  • Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации.

  • Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Мероприятия:

  • Индивидуальные консультации со специалистами ( раз в четверть или по запросу).

  • консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Двигательное развитие ребенка», «Формирование предметно-практической деятельности».

  • Участие родителей в разработке СИПР

  • Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы

  • Информирование электронными средствами

  • Личные встречи, беседы.

Отчет о проделанной работе.

Слайд 20

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

  • Материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия: яркие, краски однотонные. Безопасные в использовании.

  • Оборудование для проведения предметно-практических упражнений

  • Технические средства для обучения: магнитная доска, доска для рисования, ноутбук, колонка; аудио и видеоматериалы, презентации.

  • спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли;

  • - игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами (разные по размеру, фигуре, тяжести). Мячик с шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений.

Слайд 21

 Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. 

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Слайд 22

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

  1. Активное участие- действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)


п/в

ч/п

п/и

  • По подражанию или по образцу

  • Самостоятельно с ошибками

  • самостоятельно

д/о

с/о

с

Сформированность представлений

  1. Представление отсутствует

-

  1. Не выявить наличие представлений

?

  1. Представление на уровне:

  • Использования по прямой подсказке

  • Использования с косвенной подсказкой (изображение)

  • Самостоятельного использования


п/п

к/п

+

Слайд 23

Список литературы обязателен, оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008 в алфавитном порядке:

1. Евсеева С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры под общ.ред С.П. Евсеевой – М. :Советский спорт, 2015.

2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. и т.д.

Слайд 24

Календарно-тематическое планирование:

-перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

-количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

-тема урока;

-дата проведения.


Календарно - тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»

2 класс (1 час в неделю, 34 в год)

11





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!