Адаптивная физическая культура
Методический материал к презентации
«Составление АОП по ФК для обучающихся с НОДА» (вариант 6.4)
Слайд 1
При выводе специалистов ПМПК о наличии особенностей в развитии ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, по-другому – адаптированной.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в сочетании с глубокими нарушениями интеллектуального развития, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений, развития и социальную адаптацию.
Слайд 2
Формы получения образования и формы обучения в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организации по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в образовательном учреждении:
• обучение совместно с другими обучающимися;
• обучение в коррекционном классе;
• индивидуальное обучение на дому.
Вариант 6.4.: предполагает, что обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АОП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с НОДА, не имеющих дополнительные ограничения. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР.
При реализации Варианта 6.4 в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Слайд 3
Характеристика программы
Четвертый вариант образовательной программы означает, что основному нарушению сопутствует умственная отсталость в умеренной и более тяжелой форме. Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из актуальных возможностей.
Четвертый вариант образовательной программы (D) |
Получение образования | Обучающийся с ОВЗ со сложными и множественными нарушениями развития |
Программа обучения | Адаптированная образовательная программа, созданная на основе индивидуального учебного плана (ИУП). При значительном ограничении содержания «академического» компонента и максимальном углублении в область развития жизненной компетенции |
Сроки освоения программы | Более пролонгированные сроки и определяются Стандартом для каждой категории обучающихся |
Организация обучения | Как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и организациях. Возможно обучение на дому и семейное образование. |
Организация образовательной среды и рабочего места | Специальной организацией среды обучающихся является обязательной. Образовательное пространство и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. |
Прохождение аттестации | Аттестация не предусмотрена |
Создание специальных условий | Обязательно. Возможна реализация сетевой формы взаимодействия с использованием ресурсов, как образовательных, так и иных организаций |
Документы об образовании | Свидетельство об обучении |
Слайд 4
На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с ТМНР. СИПР должна включать:
общие сведения об обучающемся;
характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
индивидуальный учебный план;
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Кроме того, СИПР может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
При реализации Варианта 6.4 в форме обучения ребёнка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. СИПР предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Слайд 5
требования и принципы составления аоп
проанализировать УМК и примерные программы
сформулировать собственную точку зрения
аргументировать факт новизны и эффективность
написать пояснительную записку
отобрать и структурировать содержание учебного предмета
составить тематический план
определить необходимый и достаточный перечень средств обучения
Слайд 6
Рекомендации по составлению рабочей программы.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (ВАРИАНТ 6.4) разрабатывается в соответствии с требованиями ФГОС ООО и с учётом примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью и НОДА. (далее примерная - ООП НОО)
Согласно требованиям ФГОС ООО, программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе и «Адаптивная физическая культура», должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Таким образом, при составлении рабочей программы учитель по адаптивной физической культуре должен учитывать требования не только к предметным результатам освоения программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура», но и к результатам освоения АОП
Слайд 7
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» рабочая программа должна содержать такие обязательные разделы, как:
- планируемые результаты освоения учебного предмета «адаптивная физическая культура»;
- содержание учебного предмета «Адаптивная физическая культура»;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Дополнительно к обязательным разделам, рабочая программа должна содержать следующие разделы:
- учебно-методическое обеспечение;
- кадровые условия
- материально-технические условия.
Слайд 8
Разделы рабочей программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура».
С целью единообразного подхода к составлению рабочей программы в пределах одной образовательной организации, администрация издаёт локальный документ «Положение о рабочих программах». Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» должна содержать:
Титульный лист
пояснительную записку;
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмет
Содержание учебного предмета
Календарно-тематическое планирование
Слайд 9
Титульный лист, на котором указываются следующие сведения: полное наименование образовательного учреждения:
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР, директором ОУ с указанием даты);
-название учебного предмета, для которого написана программа;
- указание классов, где реализуется программа;
- фамилию, имя и отчество составителя программы, квалификационной категории (одного или нескольких);
- название города, населённого пункта;
- год разработки программы.
Слайд 10
Пояснительная записка раскрывает: цель и задачи, и психолого-педагогическую характеристику обучающихся, индивидуальные образовательные потребности.
Цели и задачи: включение обучающегося в образовательную деятельность, формирование элементарных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения).
Психолого-педагогическая характеристика составляется с учетом результатов комплексного психолого-медико-педагогического обследования и учётом медицинских данных ребёнок
В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии.
Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с НОДА с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
По рекомендации ПМПК коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая помощь должна быть направлена на:
- создание адаптированной среды жизнедеятельности; - формирование сенсоморных навыков;
- дозированное расширение жизненного опыта и социальных контактов в доступных для ребёнка пределах.
Слайд 11
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета , курса: личностные, предметные результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физическая культура» конкретизируются для каждого класса:
возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с НОДА с умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой, ТМНР) заносятся в СИПР с учётом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей и могут включать:
осознание себя, как "Я"; осознание своей принадлежности к определённому полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела и др;
понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) имплантом и другими личными техническими средствами в разных ситуациях; умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения;
развитие самостоятельности,
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ТМНР предметные результаты должны отражать:
восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);
освоение двигательных навыков, координации движений,
соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью
умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой:
усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений.
Метапредметные - не предусматриваются.
Слайд 12
Содержание программы:
по учебному предмету адаптивная физическая культура» составляется с учетом следующих разделов:
Общие сведения о ребенке
Медико-педагогическая характеристика на начало учебного года
Медико-педагогическая характеристика на конец учебного года
Индивидуальный учебный план на 2023-2024 учебный год
Содержание образования
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества специалистов с семьей.
Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Приложения.
Список литературы
Слайд 13
Общие сведения о ребёнке:
ФИО ребенка: …
Возраст: 9 лет (12.12.2012 г.р.)
Отец: …
Класс: 2 класс
Место жительства: Курская область, г. Курчатов
Мать: …
Год обучения в МКОУ «Школа № 7»: 2022 – 2023 уч. год
Рекомендации ПМПК: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушением зрения (В. 6.4)
Слайд 14
Медико-педагогическая характеристика на начало учебного года
Ребенок имеет/не имеет инвалидность.
Семья ребёнка состоит: из пяти человек
По заключению ПМПК у ребенка: Тотальное недоразвитие, простой уравновешенный тип, выраженная степень, ДЦП, спастический тетрапарез. Частичная атрофия зрительных нервов обоих глаз. Системное недоразвитие речи средней степени. Дизартрия. Основные двигательные навыки сформированы. Значительные нарушения мелкой и общей моторики. Передвигается с опорой на ходунки.
В результате обследования адаптации обучающихся ------ класса к учебно-воспитательному процессу было выявлено: что у ребенка недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала. Двигательные функции сформированы соответственно возрасту (походка устойчивая, координация не нарушена, ловкость движений в норме). Хорошо развита мелкая моторика рук. Ведущая рука правая. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны очень хорошо.
Слайд 15
Медико-педагогическая характеристика на конец учебного года
По заключению ПМПК: у ребенка диагноз
За время учёбы в первом классе: ребенок показал слабые знания по основным учебным предметам. Программу первого класса по основным учебным предметам ребенок усвоил плохо. Внимание рассеянное, неустойчивое. На уроках может заниматься посторонними делами. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. На уроке работает в замедленном темпе. С трудом усваивает все новое, лишь после многократных повторений. Не успевает по всем предметам.
Рекомендовано: обучение по облегчённой программе.
Слайд 16
Индивидуальный учебный план
Режим занятий:
Продолжительность одного занятия – 40 минут.
Продолжительность учебного года - 33 учебных недели.
Начало учебного года: 1 сентября 2022 года.
Окончание учебного года: 31 мая 2023 года.
Каникулы: по общей циклограмме школьных каникул. Дополнительные каникулы определены учебным графиком, процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.
Объем учебного времени:
1-й год обучения – 2/3 ч в неделю; 33 учебные недели с учётом дополнительных каникул,
последующие годы обучения – 2/3 ч в неделю; 34 учебные недели с учётом дополнительных каникул.
Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся.
Индивидуальный учебный план включает образовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающегося имеющего ограниченные возможности здоровья.
Рабочие программы по учебным предметам, адаптированы для обучающегося с учётом особых образовательных потребностей и учитывают особенности его познавательной деятельности, содержат коррекционную составляющую. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающегося, содержат материал, помогающий ребенку достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы ему для социальной адаптации.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН |
специальной индивидуальной программы развития |
АООП НОО НОДА (вариант: 6.4) |
Балакина Никиты Сергеевича, 05.02.2009 г.р., 6ж класс |
с 01.09.2023г. Образовательные области | Учебные предметы | Часы | Очные | Всего по УП (основа) | Обязательная часть | 5. Физическая культура | Адаптивная физкультура | 2 | 2 | Коррекционно-развивающие занятия | | | Психокоррекционные занятия "Общение: хочу, могу, умею" | 2 | 2 | Коррекционные курсы | 1.Предметно-практические действия | | 2 | 2 | 2.Двигательное развитие | | 2 | 2 | Внеурочная деятельность | | Игротека | 0,5 | 0,5 | Итого: | 8,5 | 8,5 | Слайд 17 Содержание учебного предмета «Адаптированная физическая культура» начинается с 1-го класса. На освоение программы по учебному предмету «Адаптированная физическая культура» необходимо запланировать по 2/3 часу в неделю за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений. -перечень и название модулей предмета; -необходимое количество часов для изучения раздела, темы; -краткое содержание учебной темы; -формы организации; -основные виды учебной деятельности; |
Дыхательные упражнения | Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями | В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять удлинённый, углублённый выдох с одновременным произнесением звуков, задуть свечу, надуть шарик. В исходном положении лёжа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. |
Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. | Упражнения выполняются из различных исходных положений с использованием опоры и инвентаря. | В исходном положении: сидя (стоя у опоры) сгибание и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с по очередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и |
Упражнения Для формирования равновесия | Упражнения выполняются из различных исходных положений с использованием опоры, с использованием страховки. | Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперёд-назад, вправо, влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения лёжа на спине(на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Удерживание различных исходных положений на плоскости. Нашагивание на предмет. |
Упражнения для формирования правильной осанки | Следить за правильностью выполнения упражнений и заданий. | Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками, глазами в разных исходных положениях и придвижениях рук. Сохранение устойчивости в стойке≪одна ступня впереди другой≫с открытыми и закрытыми глазами. Смена исходных положений под счет учителя с открытыми и закрытыми глазами. Удерживание различных исходных положений на плоскости с движениями рук. |
Упражнения с предметами. | Упражнения и предметы должны подбираться с учетом двигательных возможностей занимающихся. | Упражнения с гимнастическими палками. Удерживая палку перед собой (на лопатках, за спиной), изменять исходное положение, например: встать на одно колено, на оба колена, сесть и подняться в основную стойку, не выпуская палки из рук . |
Игры. | Рекомендуется варьировать правила игр с учетом заболевания и физического развития занимающегося. | Подвижные игры. |
Плавание | Упражнения в воде улучшают кровообращение в организме, снижают артериальное давление, нормализует сердечный ритм, улучшает эластичность сосудов и сердечной мышцы, оказывая позитивный эффект на ток крови, и следовательно, насыщение организма кислородом, оказывает благотворительное влияние на нервную систему; ведь при плавании осуществляется воздействие на всю поверхность тела, что даёт своеобразный массирующий и расслабляющий эффект. | Изучение движений на суше; |
Слайд 18
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учителя предметники (специалист по АФК), педагог - психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медики.
Слайд 19
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося:
Задачи:
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития, специальных образовательных потребностях ребенка.
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации.
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Мероприятия:
Индивидуальные консультации со специалистами ( раз в четверть или по запросу).
консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Двигательное развитие ребенка», «Формирование предметно-практической деятельности».
Участие родителей в разработке СИПР
Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы
Информирование электронными средствами
Личные встречи, беседы.
Отчет о проделанной работе.
Слайд 20
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия: яркие, краски однотонные. Безопасные в использовании.
Оборудование для проведения предметно-практических упражнений
Технические средства для обучения: магнитная доска, доска для рисования, ноутбук, колонка; аудио и видеоматериалы, презентации.
спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами (разные по размеру, фигуре, тяжести). Мячик с шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений.
Слайд 21
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Слайд 22
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
Пассивное участие/соучастие - действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
Активное участие- действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | п/в ч/п п/и |
По подражанию или по образцу Самостоятельно с ошибками самостоятельно | д/о с/о с |
Сформированность представлений |
Представление отсутствует | - |
Не выявить наличие представлений | ? |
Представление на уровне: Использования по прямой подсказке Использования с косвенной подсказкой (изображение) Самостоятельного использования | п/п к/п + |
Слайд 23
Список литературы обязателен, оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008 в алфавитном порядке:
1. Евсеева С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры под общ.ред С.П. Евсеевой – М. :Советский спорт, 2015.
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. и т.д.
Слайд 24
Календарно-тематическое планирование:
-перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
-количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
-тема урока;
-дата проведения.
Календарно - тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»
2 класс (1 час в неделю, 34 в год)
11