Конспект урока, составленный применительно требованиям по ФГОС: основы экономической культуры, 5 класс.
Колесникова Ольга Александровна
Тема урока: «Почему и как люди занимаются хозяйством?»
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель урока: познакомить детей с миром экономики.
Задачи урока:
предметные - формировать представление о сущности экономики; ознакомить с понятием слова «экономика», ее особенностями, составляющими экономической культуры; развивать умение работать с учебником, выделять главные признаки;
метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.
- универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Планируемый результат: знать и понимать сущность экономки, уметь приводить примеры проявления экономики в нашей жизни, научиться объяснять, как экономика влияет на нашу жизнь.
Оборудование: учебник «Основы экономической культуры» 5 класс В.М.Гончарова,Е.Г.Баранюк; плакат «В мире экономики»
Ход урока.
Этапы урока | Предметные универсальные учебные действия | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент. | Регулятивные УУД | Снова пришел долгожданный миг- Нам пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, В мир экономической природы. |
Актуализация знаний учащихся. | Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД | - Посмотрите на экран , что вы видите на картинках ( Слайд. Приложение1) -Ответы детей – Домашнее хозяйство. -- Посмотрите на следующие картинки , что вы видите на картинках ( Слайд. Приложение2) -Ответы детей – Люди выращивают овощи, продают, покупают, потребляют. - Правильно. Всё это и называется – экономикой. - Как вы можете описать экономику, которая происходит в вашей жизни? - Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод? - Как вы думаете, можно ли быть успешным, владея знаниями по экономике? - Почему вы так решили? Докажите. - Сегодня мы поговорим об экономической культуре. А где ты с ней встречаешься, ты узнаешь, разгадав кроссворд. (Слайд. Приложение3) Работа с интерактивной доской. Определение мест, где мы встречаемся с экономикой. |
Исследовательская работа. Постановка проблемы. | Познавательные УУД, регулятивные УУД | Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт. (Приложение 3) - Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных групп экономистов и министров финансов, исследующих новую проблему в экономике. - По завершению исследовательской работы мы должны определить основные понятия экономики. |
«Открытие» новых знаний | Познавательные УУД, коммуникативные УУД, | Работа в микрогруппах: Экономисты Банкиры Директора предприятий Министры финансов В процессе работы дети используют учебник «Основы экономической культуры» 5 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк, справочную литературу; инструкционные карты. - Как будете работать в группе? - С чего начнете? - Есть ли необходимость разделить обязанности? |
Физминутка | Регулятивные УУД | Потрудились – отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
Подведение итогов исследования. | Познавательные УУД, коммуникативные УУД, | Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ. Отчет представителей микрогрупп. 1)Экономисты рассказывают об потребностях 2)Банкир представляют мир ресурсов. 3)Директора предприятий рассказывают о предпринимательской деятельности. 4)Министры финансов о ресурсах |
Закрепление изученного материала. | Познавательные УУД, коммуникативные УУД, | Составление таблицы «Мир экономики» (Слайд. Приложение 4) |
Подведение итогов урока. | Познавательные УУД, регулятивные УУД | -- Какие новые понятия из экономики мы сегодня узнали? - Назовите, где можно встретиться с экономикой? -Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экономической культуры? |
Рефлексия. | Регулятивные УУД | На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные). - Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета. Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны. Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки. |
Домашнее задание. | Регулятивные УУД | Страницы учебника 5-7-отвечать на вопросы 1-2 Подготовить не менее 5 пословиц о труде, работе, ремесле. Уметь объяснить их |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
1 т | | | | | | |
Р | | 3т | | | | |
А | | Е | | | | |
Н | 2ш | Л | | | 6р | |
С | К | Е | | | А | |
П | О | В | 4с | 5ю | Д | 7у |
О | Л | И | Е | В | И | Н |
Р | а | З | М | Е | о | И |
т | | О | Ь | Л | | В |
| | р | я | И | | Е |
| | | | р | | Р |
| | | | | | С |
| | | | | | А |
| | | | | | м |
1.Совокупность средств передвижения или отдельный вид этих средств.
2.Образовательное учреждение.
3.Устройство, которое принимает и передает изображение на расстоянии.
4.Группа родственников.
5.Мастер, которому обращается мама, если ей надо изготовить или отремонтировать ювелирное украшение.
6.Устрйоство для приема и передачи звуков на расстоянии.
7.Большой магазин, где продаются разные товары.
Приложение 3
Материалы для экономистов
Карточка-помогайка: «Материальные потребности»
Необходимый продукт питания, который пекут из муки.
Здание или строение, где живут люди
Огородные растения (огурцы, помидоры, капуста и т.д.)
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Мебель, которая служит для того, чтобы за ней есть , писать, читать.
Инструмент, которым режут.
Вид обуви для бега.
Исключи лишнее слово в наборе слов. Какими экономическими понятиями можно назвать оставшиеся слова?:
Нефть, газ, электроэнергия, лес, труд, радость, река
Одежда, жилище, обувь, тетрадь, дружба, хлеб
Уважение, одобрение, любовь, счастье, автомобиль, власть, общение с друзьями.
Материалы для банкиров
Разгадай значения определений и получи название ресурсов. Карточка-помогайка:
Медные круглые деньги.
Действия людей по созданию предметов
Что можно приобрести в магазине.
На чем пашет трактор.
Место рабочего на заводе.
Что добывают нефтяники.
Материалы для предпринимателей
Учебник (с.5-7). Карточка-помогайка:
Какие умения и навыки нужны в хозяйственной и экономической жизни.
Что должен знать будущий предприниматель.
Материалы для министров финансов
Учебник (с.7), Карточка-помогайка:
Какие правила поведения есть в мире экономики.
Какие пословицы прославляют труд.
Приложение 4
Таблица «Мир экономики»
Потребность - | Нужда в чем-то |
Материальные потребности- | Осязаемые потребности (мебель, дом, посуда, еда |
Духовные потребности- | Потребность в любви, уважении, в общении |
Природные ресурсы - | Все, что существует без вмешательства человека- земля, вода, воздух |
Капитальные ресурсы - | Все, что сделано человеком (здания, дороги, транспорт) |
Трудовые ресурсы- | Усилия людей, направленные на изготовление вещей или оказание услуг |
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экономических проблем и экономических связей в семье, стране, в мире.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, разработанных вспомогательных карточек и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам (использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.