СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический комплект материалов к урокам экономики и финансовой грамотности. Тема главы 1 "Что такое экономика" -5 класс

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный комплект подойдет для уроков Экономика, Финансовая грамотность для 4-6 классов. В данную подборку входят конспекты  к урокам главы Что такое экономика. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока -Мир экономики»

Конспект урока, составленный применительно требованиям по ФГОС: основы экономической культуры, 5 класс.

Колесникова Ольга Александровна

Тема урока: «Почему и как люди занимаются хозяйством?»

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель урока: познакомить детей с миром экономики.

Задачи урока:

  1. предметные - формировать представление о сущности экономики; ознакомить с понятием слова «экономика», ее особенностями, составляющими экономической культуры; развивать умение работать с учебником, выделять главные признаки;

  2. метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.

- универсальные учебные действия:

    • личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

    • познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

    • регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

    • коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Планируемый результат: знать и понимать сущность экономки, уметь приводить примеры проявления экономики в нашей жизни, научиться объяснять, как экономика влияет на нашу жизнь.

Оборудование: учебник «Основы экономической культуры» 5 класс В.М.Гончарова,Е.Г.Баранюк; плакат «В мире экономики»

Ход урока.

Этапы урока

Предметные универсальные

учебные действия

Формирование

универсальных учебных действий

Организационный момент.

Регулятивные УУД

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

В мир экономической природы.

Актуализация знаний учащихся.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

- Посмотрите на экран , что вы видите на картинках ( Слайд. Приложение1)

-Ответы детей – Домашнее хозяйство.

-- Посмотрите на следующие картинки , что вы видите на картинках ( Слайд. Приложение2)

-Ответы детей – Люди выращивают овощи, продают, покупают, потребляют.

- Правильно. Всё это и называется – экономикой.

- Как вы можете описать экономику, которая происходит в вашей жизни?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, можно ли быть успешным, владея знаниями по экономике?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об экономической культуре.

А где ты с ней встречаешься, ты узнаешь, разгадав кроссворд. (Слайд. Приложение3)

Работа с интерактивной доской. Определение мест, где мы встречаемся с экономикой.


Исследовательская работа. Постановка проблемы.


Познавательные УУД, регулятивные УУД

Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт. (Приложение 3)

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных групп экономистов и министров финансов, исследующих новую проблему в экономике.

- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные понятия экономики.



«Открытие» новых знаний

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Работа в микрогруппах:

  1. Экономисты

  2. Банкиры

  3. Директора предприятий

  4. Министры финансов

В процессе работы дети используют учебник «Основы экономической культуры» 5 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк,

справочную литературу; инструкционные карты.

- Как будете работать в группе?

- С чего начнете?

- Есть ли необходимость разделить обязанности?


Физминутка

Регулятивные УУД

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Подведение итогов исследования.


Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ.

Отчет представителей микрогрупп.

1)Экономисты рассказывают об потребностях

2)Банкир представляют мир ресурсов.

3)Директора предприятий рассказывают о предпринимательской деятельности.

4)Министры финансов о ресурсах

Закрепление изученного материала.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Составление таблицы «Мир экономики» (Слайд. Приложение 4)

Подведение итогов урока.


Познавательные УУД, регулятивные УУД

-- Какие новые понятия из экономики мы сегодня узнали?

- Назовите, где можно встретиться с экономикой?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экономической культуры?


Рефлексия.


Регулятивные УУД

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.


Домашнее задание.

Регулятивные УУД

Страницы учебника 5-7-отвечать на вопросы 1-2

Подготовить не менее 5 пословиц о труде, работе, ремесле. Уметь объяснить их











































Приложение 1.



Приложение 2.









Приложение 3

1 т







Р






А


Е





Н

Л




С

К

Е



А


П

О

В

Д

О

Л

И

Е

В

И

Н

Р

а

З

М

Е

о

И

т


О

Ь

Л


В



р

я

И


Е





р


Р







С







А







м



1.Совокупность средств передвижения или отдельный вид этих средств.

2.Образовательное учреждение.

3.Устройство, которое принимает и передает изображение на расстоянии.

4.Группа родственников.

5.Мастер, которому обращается мама, если ей надо изготовить или отремонтировать ювелирное украшение.

6.Устрйоство для приема и передачи звуков на расстоянии.

7.Большой магазин, где продаются разные товары.























Приложение 3

Материалы для экономистов

Карточка-помогайка: «Материальные потребности»

  1. Необходимый продукт питания, который пекут из муки.

  2. Здание или строение, где живут люди

  3. Огородные растения (огурцы, помидоры, капуста и т.д.)

  4. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.

  5. Мебель, которая служит для того, чтобы за ней есть , писать, читать.

  6. Инструмент, которым режут.

  7. Вид обуви для бега.



Исключи лишнее слово в наборе слов. Какими экономическими понятиями можно назвать оставшиеся слова?:

  1. Нефть, газ, электроэнергия, лес, труд, радость, река

  2. Одежда, жилище, обувь, тетрадь, дружба, хлеб

  3. Уважение, одобрение, любовь, счастье, автомобиль, власть, общение с друзьями.

Материалы для банкиров

Разгадай значения определений и получи название ресурсов. Карточка-помогайка:

  1. Медные круглые деньги.

  2. Действия людей по созданию предметов

  3. Что можно приобрести в магазине.

  4. На чем пашет трактор.

  5. Место рабочего на заводе.

  6. Что добывают нефтяники.



Материалы для предпринимателей

Учебник (с.5-7). Карточка-помогайка:

  1. Какие умения и навыки нужны в хозяйственной и экономической жизни.

  2. Что должен знать будущий предприниматель.



Материалы для министров финансов

Учебник (с.7), Карточка-помогайка:

  1. Какие правила поведения есть в мире экономики.

  2. Какие пословицы прославляют труд.













Приложение 4

Таблица «Мир экономики»

  1. Потребность -

Нужда в чем-то

  1. Материальные потребности-

Осязаемые потребности (мебель, дом, посуда, еда

  1. Духовные потребности-

Потребность в любви, уважении, в общении

  1. Природные ресурсы -

Все, что существует без вмешательства человека- земля, вода, воздух

  1. Капитальные ресурсы -

Все, что сделано человеком (здания, дороги, транспорт)

  1. Трудовые ресурсы-

Усилия людей, направленные на изготовление вещей или оказание услуг













































Анализ урока с точки зрения формирования УУД.



В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экономических проблем и экономических связей в семье, стране, в мире.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, разработанных вспомогательных карточек и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам (использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.





Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-Мир экономики-Потребитель»

Конспект урока, составленный применительно требованиям по ФГОС: основы экономической культуры, 5 класс.

Колесникова Ольга Александровна

Тема урока: «Почему и как люди занимаются хозяйством?»

Тип урока: урок закрепления полученных знаний и освоение новых.

Цель урока: закрепить знания детей с миром экономики.

Задачи урока:

  1. предметные - формировать представление о сущности экономики; ознакомить с понятием слова «экономика», ее особенностями, составляющими экономической культуры; развивать умение работать с учебником, выделять главные признаки;

  2. метапредметные - развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.

- универсальные учебные действия:

    • личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

    • познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

    • регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

    • коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Планируемый результат: знать и понимать сущность экономки, уметь приводить примеры проявления экономики в нашей жизни, научиться объяснять, как экономика влияет на нашу жизнь.

Оборудование: учебник «Основы экономической культуры» 5 класс В.М.Гончарова,Е.Г.Баранюк; карточки с текстом



Этапы урока

Предметные универсальные

учебные действия

Формирование

универсальных учебных действий

Организационный момент.

Коммуникатиные УУД

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжаем с вами изучать интересный мир экономики.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Личностные УУД,

Регулятивные УУД,

коммуникативные УУД,

- Скажите, какую домашнюю работу нужно было сделать дома?

-Устно ответить на вопросы:

а) Вспомнить в каких сказках шла речь о хозяйственной жизни людей или зверей. Как в них описывается хозяйственная жизнь ?

б)Объяснить пословицы «Горе тому, кто непорядком живет в дому», «Не просит ремесло хлеба, а само кормит».

- Письменно: найти, выписать пословицы о труде, работе. Объяснить их. (на выбор заслушать несколько из них.

- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? Как ты попытался преодолеть эти трудности?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Личностные УУД

Сегодня мы с вами закрепим наши знания, полученные на прошлом занятии, рассмотрим новый материал

Актуализация знаний учащихся.


§ 1 с целью закрепления знаний


§ 2 с целью подготовки к изучению новой темы

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

- Посмотрите на картинки , что вы видите на картинках ( Слайд. Приложение2)

-Ответы детей – Люди рубят лес, заготавливают, обрабатывают, делают мебель продают, покупают, потребляют.

- Правильно. Всё это и есть хозяйственная или экономическая жизнь.

- Молодцы. А теперь представьте себе такую ситуацию , что вы поехали в отпуск на теплоходе, что вы возьмете с собой?

- А если теплоход терпит бедствие, и вам возможно придется жить на необитаемом острове?

- Посмотрите, в любой ситуации человек в всегда в чем-то нуждается. Иначе говоря, у человека есть потребности. Итак, тема сегодняшнего урока.» Какие у человека потребности?»

-Давайте запишем первое определение. «Потребности» (Слайд. Приложение 5)

- Посмотрите на экран , На картинках вы видите какие производятся товары и услуги. Для каких сфер общественной жизни нужны следующие предметы? ( Слайд. Приложение1)

-Ответы детей –

Применение знаний и умений в новой ситуации

Исследовательская работа. Постановка проблемы.



Познавательные УУД, регулятивные УУД

-У вас на партах есть текст. Он взят из книги Адама Смита – великого экономиста. Прочитайте его и заполните самостоятельно таблицу , которую вы видите на экране.

- По завершению исследовательской работы мы должны определить два типа хозяйства.

(Приложение 4)


«Открытие» новых знаний

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

В процессе работы дети используют карточки с текстом, учебник «Основы экономической культуры» 5 класс В.М.Гончарова, Е.Г.Баранюк,

справочную литературу;

- Как будете работать с текстом?

- С чего начнете?

- Есть ли необходимость разбить его на части ?


Физминутка

Регулятивные УУД

Видео –на экране.

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов исследования.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Во время рассуждения по заполнению таблицы , выписываются определения в словарик. (Приложение 5)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Закрепление изученного материала.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Во время обсуждения заполненной таблицы обобщаются знания, полученные из прочтенного текста.

Подведение итогов урока.


Познавательные УУД, регулятивные УУД

-- Какие понятия из экономики мы сегодня вспомнили или узнали?

- Скажите, что такое потребности?

-Какие бывают потребности?


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание.

Регулятивные УУД

Параграф 2.1-отвечать на вопрос №5 письменно.


Рефлексия.


Регулятивные УУД

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении нового материала.

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.
































Приложение 1.

Для каких сфер общественной жизни нужны эти предметы?

Приложение 2

Приложение 3.

  • Проведение Единого государственного экзамена

  • Прививки против гриппа

  • Изменение курса валют

  • Премьера спектакля

  • Организация детских домов

  • Выплата банковских процентов

  • Выборы президента

  • Проведение рекламной компании в суермаркете

  • Церковная служба

  • Сборка автомобилей на ковейере

  • Выплата пособий по безработице

  • Разработка нового газового месторождения



Приложение 4


В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» великий экономист Адам Смит в 1776г написал: «Мудрость любого рачительного главы семьи заключается в том, чтобы никогда не пытаться самому сделать то, что дешевле купить. Портной не тачает себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не шьет для себя одежду , а покупает у портного. Фермер не пытается сделать сам ни одежду, ни обувь, а прибегает к услугам других производителей. Действия, благоразумные и рачительные для каждой частной семьи, едва ли могут оказаться глупыми и для великого королевства».

Адам Смит. «Исследования о природе и причинах богатства народов». Кн.1гл.2 «О причине, вызывающей разделение труда»
























Таблица для заполнения.

Натуральное хозяйство

Товарное хозяйство

Тип хозяйства, при котором вещи производтся для удовлетворения потребностей производителя

Тип хозяйства, при котором вещи производятся для продажи

Общие черты




Отличительные черты




Преимущества




Недостатки






Приложение 5


Слова в словарик

Потребность – чувство нужды в чём-то, желание что-то иметь. Потребности бывают материальные, социальные и духовные.

Натуральное хозяйство-

Товарное хозяйство -



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!