Методы проблемного обучения.
I) Проблемное изложение — его цель — показать образец решения проблемы.
Пример.
Тема: Особенности природы Урала.
Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия:
а) внутренних и внешних процессов,
б) зональных и азональных факторов,
в) антропогенных факторов.
Излагать материал так, чтобы доказать, что современная природа Урала — результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях.
II) Частично - поисковый метод (эвристическая беседа) — этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности.
Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.
Пример.
Тема: «Почвы России».
Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»
Подвопросы:
1) В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?
2) Где почвы моложе — на севере или на юге Русской равнины?
3) Какие почвы имеют большую мощность — более молодые или более старые?
4) Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?
В заключении опять повторить вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»
Делается обобщение и вывод.
III) Исследовательский метод — его назначение — приобщение школьников к творческой деятельности.
Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания.
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3.Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар,урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки: урок-аукцион, урок-пресс-конференция, урок-защита диссертации, урок-суд.
Виды проблемных заданий по географии.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи.
Знают: широта ниже — тепла больше, и наоборот.
Проблемное задание (анализ карт атласа): «Почему же в Африке средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных?»
Задания на установление многозначных примерно следственных связей:
«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»
Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими (ситуация антиномий — противоположных суждений, рассуждение по типу «и то и другое одновременно»).
«Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, образовании лёссовых плато, изменения климатов Земли.
Задания-парадоксы. (Парадокс — это неожиданность, идущая вразрез с привычным представлением).
«Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»
Иногда при решении проблемных задач можно не проводить беседу, но заранее сообщать учащимся порядок или план действий.
Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы.
I этап - осознание проблемы, вскрытие противоречия.
II этап — формулирование гипотезы.
III этап — доказательство гипотеза.
IV этап — общий вывод.