СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал для проведения уроков географии. Применение технологии проблемного обучения.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы, приемы, а также примеры заданий проблемного обучения на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал для проведения уроков географии. Применение технологии проблемного обучения.»

Методы проблемного обучения.

I) Проблемное изложение — его цель — показать образец решения проблемы.

Пример.

Тема: Особенности природы Урала.

Проблема: формирования природы территории как результат взаимодействия:

а) внутренних и внешних процессов,

б)  зональных и  азональных факторов,

в) антропогенных факторов.

Излагать материал так, чтобы доказать, что современная природа Урала — результат сложного взаимодействия многообразных факторов, зачастую действующих в противоположных направлениях.

II) Частично - поисковый метод (эвристическая беседа) — этот метод постепенно приобщает учащихся к творческой деятельности.

Учащиеся — осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, а под руководством учителя.

Пример.

Тема: «Почвы России».

Проблемное задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Подвопросы:

1)     В чём заключается деятельность ледника в северной части Русской равнины?

2)    Где почвы моложе — на севере или на юге Русской равнины?

3)    Какие почвы имеют большую мощность — более молодые или более старые?

4)     Чем объясняется малая мощность и каменистость почв Кольского полуострова и Карелии?

В заключении опять повторить вопрос: «Как повлияло древнее оледенение на почвы?»

Делается обобщение и вывод.

III) Исследовательский метод — его назначение — приобщение школьников  к творческой деятельности.

Этот путь, по сравнению с другими, предполагает самостоятельное выполнение творческого задания.


Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

  • 1. На основе дискуссионной деятельности: 
    – семинары (индивидуальная работа);
    – структурированные дискуссии (групповая работа);
    – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

  • 2. На основе исследовательской деятельности: 
    – практические занятия (коллективная работа)
    – исследовательские уроки (индивидуальная работа)

  • 3.Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар,урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет и т.д.

  • 4. Нестандартные уроки: урок-аукцион, урок-пресс-конференция, урок-защита диссертации, урок-суд.

Виды проблемных заданий по географии.


  1. Задания, проблемный  характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи.

Знают: широта ниже — тепла больше, и наоборот.

Проблемное задание (анализ карт атласа): «Почему же в Африке средние температуры в тропических широтах выше, чем в экваториальных?»

  1. Задания на установление многозначных примерно следственных связей:

«Какие изменения наступают в природе средней полосы России после рубки леса?»

  1. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими (ситуация антиномий — противоположных суждений, рассуждение по типу «и то и другое одновременно»).

«Какое воздействие оказывают текучие воды (реки) на рельеф разрушают или созидают?»

  1. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, образовании лёссовых плато, изменения климатов Земли.

  2. Задания-парадоксы. (Парадокс — это неожиданность, идущая вразрез с привычным представлением).

«Реки, текущие по европейской части России и Сибири разливаются один раз в год, а реки Средней Азии — Сырдарья, Амударья и Зеравшан — имеют два паводка — весной и летом. Как это можно объяснить?»

Иногда при решении проблемных задач можно не проводить беседу, но заранее сообщать учащимся порядок или план действий.


Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы.


I этап -  осознание проблемы, вскрытие противоречия.

II этап — формулирование гипотезы.

III этап — доказательство гипотеза.

IV этап — общий вывод.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!