СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал для проведения лекции по теме: Нематериальные активы

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический материал для проведения лекции по теме: Нематериальные активы»


 Лекция № 15 Нематериальные активы

  1. Нематериальные ресурсы

2. Нематериальные активы.

  1. Оценка стоимости и амортизация нематериальных активов предприятия.



1.    Нематериальные ресурсы

             Современный период развития цивилизации характеризуется тем, что значение физических (материальных) ресурсов постепенно уменьшается, а значение услуг и нематериальных ресурсов неуклонно растет.

        По своей природе нематериальные ресурсы – это результат уникальных знаний в любой форме или следствие редкостности каких-либо ресурсов.

             Нематериальные ресурсы – это составная часть потенциала предприятия, способная приносить пользу на протяжении длительного периода времени, для которой характерно отсутствие материальной основы получения дохода и неопределённость размеров будущей прибыли от её использования.

             К ним относятся: объекты интеллектуальной  собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения. Понятие интеллектуальной собственности закреплено Стокгольмской конференцией в 1967г.

             В Украине нормативным документом и по регламентации содержания нематериальных ресурсов и порядке их бухгалтерского учета выступают П(с)БУ 8 «Нематериальные ресурсы»; налоговый учет Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятия»; имеются Законы Украины в отношении отдельных видов нематериальных ресурсов: «О научно-технической информации»; «Об авторском праве и сменных «правах», «Об охране прав на изобретения и полезные модели», «Об охране прав на промышленные образцы», «Об охране прав на знаки для товаров и услуг».

             В составе объектов интеллектуальной собственности выделяют: объекты промышленной собственности, объекты охраняемые авторским правом и смешанными правами, другие (нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности).

             К объектам промышленной собственности принадлежат: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменное наименование, способы защиты от недобросовестной конкуренции.

             Изобретения – это отмеченное существенной новизной решение технической задачи в любой отрасли народного хозяйства, дающее положительный эффект.

             Изобретением считается лишь конкретное решение технической задачи. Предложения в виде идеи, общая постановка задачи не могут быть изобретением.

             Промышленный образец – это новое, пригодное к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в котором достигается единство технических и эстетических свойств. Художественное решение конкретной формы изделия признается промышленным образцом и обеспечивается правовой охраной при условии его новизны, оригинальности и пригодности к промышленным изготовлениям.

             Некоторые изделия не подлежат охране как промышленные образцы. Это галантерейные изделия, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь и головные уборы.

             Полезные модели – это новые по виду, форме, размещению частей или строению модели.

             Товарным знаком считается оригинальные обозначения (имя, термин, рисунок или их сочетание), которые имеют  правовую защиту и предназначены для выделения данного товара среди других подобных.

             Если под товарным знаком предлагаются услуги, то он называется знаком обслуживания.

             Товарный знак должен идентифицировать товар (услугу) . Основными требованиями к товарному знаку является их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность их охраноспособность, не нарушение общественных интересов.

             Все эти виды промышленной собственности закреплены еще в 1883 году Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.

             К объектам промышленной собственности также фирменные наименования – это установленное обозначение предприятия или отдельного лица, от имени которого осуществляется производственная или другая деятельность.

             Недобросовестной конкуренцией считают любые конкурентные действия, которые противоречат правилам и принципам предпринимательской деятельности.

             К объектам, охраняемым авторским правом и смежными правамипринадлежат как опубликованные, так и не опубликованные произведения в области науки, литературы и искусства, которые существуют  в таких объективных формах:

-        письменной (рукопись, машинопись и т.д.);

-        устной (публичные выступления, лекции, речи и т.п.);

-        изобразительной;

-        объектно – пространственной (скульптуры, модели и т.п.);

-        в других формах.

             Интеллектуальная собственность, как ресурс предприятия связана с его информационной системой. Информация является объектом правовой собственности граждан, юридических лиц и государства. Важнейшими объектами интеллектуальной  собственности, связанной с информационной  деятельностью и формирующие НеР предприятия, является программное обеспечение ЭВМ, базы данных.

             Программное обеспечение – это совокупность программ, которые используются в работе с ЭВМ, оно также защищается авторским правом.

             Базы данных – это определенная  совокупность программных, организационных и технических средств, которые соответствующим образом систематизированы и сконцентрированы в определенном месте и пригодных для чтения машиной.

             Смежные права – это права которые как бы принимают к авторскому праву и являются производными от него.

             Их подразделяют на три вида: права исполнителей; права производителей фонограмм; права организаций вещания.

             К другим нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности относят: «ноу-хау», гудвил, рационализаторское предложение, коммерческую тайну.

             «Ноу-хау» (знать как делать) – это незащищенные сохранными документами и не обнародованные знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового и другого характера, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг.

             «Гудвилл» – согласно П(с)БУ 19 «Объединение предприятий» Приказ Министерства Украины от 7.07.99г. – это превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения. Стоимость гудвилла определяется разницей между ценой приобретения и балансовой стоимостью соответствующих активов. Порядок учета гудвилла также регулируется П(с)БУ.

             Рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано.

             «Коммерческая тайна» – это совокупность каких – либо видов информации о деятельности предприятия, разглашение которой может нанести вред интересам данного предприятия, либо причинить экономические убытки. Охраняется Законом Украины «О коммерческой тайне». Там же содержится перечень информации, которая попадает под охрану.

 

2. Нематериальные активы.

             Так как  нематериальные ресурсы представлены в основном совокупностью новых знаний, направленных на формирование тех или иных материальных выгод, то, доступ к таким знаниям должен быть защищен правами, которые сами по себе и являются нематериальными активами. В виду того, что в Украине существует различие между бух учетом и налоговым учетом нематериальных активов, приведем два определения НА.

             Нематериальные активы – это объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, определенном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога (Закон «О налогообложении прибыли предприятия»).

             В соответствии с П(с)БУ 8 «Нематериальный актив представляет собой немонетарный актив (кроме денежных средств) который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием с целью использования в течении периода более одного года для производства административных целей или предоставления в аренду другим лицам.

             Или если нивелировать букву закона то нематериальные активы – это категория, возникающая в следствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использование в хозяйственной деятельности с получением дохода.

             В состав нематериальных активов включаются права:

-        возникающие вследствие владения патентами и свидетельствами на соответствующие объекты промышленной собственности;

-          возникающие вследствие владения объектами авторского права и смежных прав;

-        на использование нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности;

-        на использование земельных участков и природных ресурсов;

-        возникающие вследствие заключения лицензионных соглашений;

-        организационные затраты на создание предприятия;

-        лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

             Принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности очень прост: запрещается использование НА без разрешения их собственника или их подделка.

             Формы правовой защиты различаются в зависимости от типа активов.

             Право собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы удостоверяются патентами.

             Патентом называется выданный государственным органом (патентным ведомством) охранный документ, который подтверждает право его собственника на соответствующий объект промышленной собственности.

             В случае нарушения прав собственника он может через суд требовать компенсацию убытков.

             Исключительное право, которое предоставляет патент, существует лишь на территории той страны, которая выдала патент.

             Правовая охрана знаков для товаров и услуг и фирменного наименования осуществляется на основе государственной регистрации. Собственник такого свидетельства о регистрации имеет право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку, указывающую в какой стране этот знак зарегистрирован.

             Лицо, имеющее авторское право, для сообщения о своих правах на произведения, на компьютерные программы и базы данных может использовать знак охраны авторского права, который ставится на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в круге, имени (наименовании) лица, имеющего авторское право и года первой публикации произведения.

             Можно также зарегистрировать свое авторское право и другие необходимые сведения в официальных государственных реестрах. В этом случае выдается свидетельство о регистрации прав автора.

             Обладатели смежных прав: производители фонограмм, организации вещания, исполнители должны соблюдать права авторов, исполнителей и права производителей фонограмм.

             Они могут использовать на всех экземплярах фонограмм или их упаковках использовать знак охраны смежных прав – R в круге, имени лица, имеющего смежные права и годы первой публикации фонограммы.

             «Ноу-хау», рационализаторские предложения, являющиеся собственностью предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Порядок их защиты определяется руководством предприятия. За разглашение информации о «ноу-хау» и коммерческой тайны предусмотрена Законом строгая ответственность.

             Реализация права собственности на НР возможна или самим собственником, или другой заинтересованной стороной с его разрешения. Такая передача права использования осуществляется в виде лицензионного соглашения. (О лицензиях подготовить материал самостоятельно).

            









3. Оценка стоимости и амортизация нематериальных активов предприятия

            Специфика НА как не овеществленной части имущества предприятия отражают особенности их оценки.

             Оценка стоимости нематериальных активов проводится в определенной последовательности и включает такие этапы:

1)    обследование нематериальных активов;

2)    правовая экспертиза;

3)    определение типа стоимости и выбор соответствующего метода оценки стоимости;

4)    формирование информационной базы для проведения оценки;

5)     расчет стоимости нематериальных активов по выбранному  методу;

6)    подготовка отчета об оценке.

             На первом и втором этапах проверяется наличие материальных носителей учета НА и наличие документов, подтверждающих владение нематериальными активами. Это дело специалистов.

             На третьем этапе необходимо выяснить тип стоимости.

             Используется в основном два типа стоимости: инвентарная и рыночная.

             Инвентарная применяется для инвентаризации, бухучета и постановки имущества на баланс предприятия.

             Рыночная – для определения размеров платежей за коммерческое использование имущества.

             После того как определен тип стоимости выбирают метод оценки под этот тип и готовится необходимая информационная база.

             В соответствии с международными стандартами используют три основных подхода: затратный, прибыльный и рыночный.

             Наиболее распространен затратный подход сущность которого состоит в расчете затрат на воспроизводство НА.

             На практике используется 3 затратных метода:

·       Метод начальных затрат основан на бухгалтерском учете стоимости затрат, связанных с созданием или приобретением НА на конкретную дату. Затем эти затраты корректируются на индекс цен на день оценки. Стоимость объекта определяются как разница между величиной уточненных затрат и начисленной суммой амортизации.

·       Метод стоимости замещения состоит в том, что максимальная стоимость нематериальных активов определяется минимальной ценой, которую необходимо заплатить за приобретение актива аналогичной полезности.

·       Метод восстановительной стоимости – рассчитывается сумма затрат в современных ценах, которая необходима для создания новой такой копии оцениваемого актива.

·       Прибыльный подход основывается на расчете размера прибыли или доходов, которую владелец актива может получить от его использования.

             Прибыльный подход реализуется с помощью двух методов.

·       Метод капитализации прибыли состоит из таких этапов:

-        выявление источников и размеров чистой прибыли, приносимой соответствующим активом;

-        определение ставки капитализации (реинвестирования) прибыли (определяется собственником самостоятельно с учетом сроков амортизации) Пк%;

-        расчет стоимости актива делением чистой прибыли на ставку капитализации.


Метод дисконтирования будущих денежных потоков предусматривает 

-        оценку будущих денежных потоков, состоящих из чистой прибыли от использования НА и величины амортизации этого объекта

-        определение ставки дисконтирования.

Дисконтированием – называется процесс нахождения настоящей стоимости актива, если известна их будущая стоимость.

-        расчёт суммарной текущей стоимости будущей прибыли

-        сложение полученного результата и стоимости НА, приведённый к текущему периоду.

Рыночный подход реализуется с помощью 2-х методов:

Метод сравнительного анализа продаж предусматривает сравнение стоимости НР со стоимостью аналогичных НА, реализованных на рынке.

Метод освобождения от роялти строится на основе предположения, что НА вам не принадлежит. Тогда часть своего дохода должно было выплачиваться в виде вознаграждения (роялти) собственникам этого НА. На самом же деле эту часть выручки (прибыли) предприятие оставляет у себя. Стоимость денежных потоков, сформированных от поступления этой целевой выручки и принимают за рыночную стоимость оцениваемого актива.

Роялти – это платежи любого вида, полученные в виде вознаграждений (компенсаций) за использование или предоставление разрешения на использование прав на нематериальные ресурсы.

НА представляют собой особый вид нематериальных вложений, учет которых аналогичен учету основных средств, т.е. стоимость они переносят на готовый продукт по частям, и для этого начисляется амортизация.

Для амортизации НА в налоговом учете применяется метод прямолинейной амортизации. Амортизация начисляется на каждый вид НА, исходя из его первоначальной стоимости.

Норму амортизационных отчислений устанавливает предприятие в зависимости от срока использования отдельного вида нематериальных активов. Относительно НА, где невозможно установить период их использования, норма амортизации определяется в расчёте на 10 лет непрерывной эксплуатации, т.е. 10% в год. Решение о сроке использования того или иного объекта НА должно быть документально оформлено (приказ, распоряжение, протокол собрания учредителей и т.д.).

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!