СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал для подготовки к ОГЭ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический материал для подготовки к ОГЭ по химии»

Теория по всем заданиям ОГЭ по химии

Задание 1. Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества 

Названия химического элемента и простого вещества в большинстве случаев совпадают, поэтому следует различать эти два понятия.

Химический элемент — это определённый вид атомов. Атомы химического элемента могут входить в состав простых и сложных веществ. Можно охарактеризовать распространённость и формы нахождения химического элемента в природе, а также свойства его атомов (массу, размеры, строение).

Простое вещество образовано атомами одного химического элемента. Это одна из форм существования химического элемента в природе. Простое вещество характеризуется определённым составом, строением, физическими и химическими свойствами. Его применяют для получения других веществ.

Химический элемент       

Простое вещество

Относительная атомная масса кислорода равна 16 

 Кислород плохо растворяется в воде  

 Азот входит в состав белков

 Азот используют для получения аммиака  

 Атомы водорода входят в состав молекул воды

 Водород легче воздуха

Задания 2, 6. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов

  1. Порядковый номер элемента численно равен заряду ядра его атома, числу протонов в ядре N и общему числу электронов в атоме.

  2. Число электронов на последнем (внешнем) слое определяется по номеру группы химического элемента.

  3. Число электронных слоев в атоме равно номеру периода.

  4. Массовое число атома A (равно относительной атомной массе, округленной до целого числа) - это суммарное количество протонов и нейтронов.

  5. Количество нейтронов N определяют по разности массового числа А и числа протонов Z.

    Характеристика

    По периоду

    (слева направо →)

    По группе

    (сверху вниз ↓)

    Заряд ядра

    Число электронных слоев

    Число валентных электронов

    Возрастает

    Не изменяется

    Возрастает

    Возрастает

    Возрастает

    Не изменяется

    Радиусы атомов

    Металлические свойства

    Восстановительные свойства

    Основные свойства оксидов и гидроксидов



    Убывают




    Возрастают


    Электроотрицательность

    Неметаллические свойства

    Окислительные свойства

    Кислотные свойства оксидов и гидроксидов


    Возрастают



    Убывают


  6. Изотопы – атомы одного химического элемента, имеющие в ядре одинаковое число протонов, но разное число нейтронов, т.е. одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу.

Задание 3. Периодический закон и Периодическая система элементов 

Задание 4. Валентность и степень окисления химических элементов 

Степень окисления – условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что все связи в этом соединении ионные (т.е. все связывающие электронные пары полностью смещены к атому более электроотрицательного элемента).

Правила определения степени окисления элемента в соединении:

  • С.О. свободных атомов и простых веществ равна нулю.

  • Сумма степеней окисления всех атомов в сложном веществе равна нулю.

  • Металлы имеют только положительную С.О.

  • С.О. атомов щелочных металлов (I(А) группа) +1.

  • С.О. атомов щелочноземельных металлов (II(А) группа)+2.

  • С.О. атомов бора, алюминия +3.

  • С.О. атомов водорода +1 (в гидридах щелочных и щелочноземельных металлов –1).

  • С.О. атомов кислорода –2 (исключения: в пероксидах –1, в OF2 +2).

  • С.О. атомов фтора всегда - 1.

  • Степень окисления одноатомного иона совпадает с зарядом иона.

  • Высшая (максимальная, положительная) С.О. элемента равна номеру группы. Это правило не распространяется на элементы побочной подгруппы первой группы, степени окисления которых обычно превышают +1, а также на элементы побочной подгруппы VIII группы. Также не проявляют своих высших степеней окисления, равных номеру группы, элементы кислород и фтор.

  • Низшая (минимальная, отрицательная) С.О. для элементов неметаллов определяется по формуле: номер группы -8.

* С.О. – степень окисления

Валентность атома – это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами. Валентность не имеет знака.

Валентные электроны располагаются на внешнем слое у элементов А - групп, на внешнем слое и d – подуровне предпоследнего слоя у элементов В - групп. (

Валентности некоторых элементов (обозначаются римскими цифрами).


постоянные

переменные

ХЭ

валентность

ХЭ

валентность

H, Na, K, Ag, F

I

Cl, Br, I

I (III, V, VII)

Be, Mg, Ca, Ba, O, Zn

II

Cu, Hg

II, I

Al, В

III

Fe

II, III



S

II, IV, VI



Mn

II, IV, VII



Cr

III, VI



N

I - V



P

III, V



C, Si

IV (II)


Примеры определения валентности и С.О. атомов в соединениях:


Формула

Валентности

С.О.

N2

N III

0

NF3

N III, F I

N +3, F -1

NH3

N III, Н I

N -3, Н +1

H2O2

Н I, О II

Н +1, О –1

OF2

О II, F I

О +2, F –1

*СО

С III, О III

С +2, О –2



Задание 5. Строение молекул. Химическая связь 

1) Ковалентная неполярная – атомы в молекуле одинаковы:N2, O2, O3, CI2,Br2, I2,F2 (ЭО одинакова)

2)Ковалентная полярная - атомы в молекуле состоят из разных атомов неметаллов – ЭО отличается незначительно, появляется смещение электронной пары к более ЭО элементу - кислотные оксиды, например: N2O5, P2O5, SO2, Н2О , все кислоты Н2S, HCl

3)ионная связь- между ионами: металла и неметалла- ЭО резко отличается, металл отдает электрон неметаллу (основные оксиды СаО, щелочи, н-р NaOH, соли н-р, NaCI , нитриды , фосфиды, карбиды, силициды металлов, при гидролизе которых образуются соответственно аммиак (NH3), фосфин (PH3) , метан CH4 (Al4C3) или ацетилен C2H2 (CaC2) и силан (SiH4). Ионная связь в солях аммония! (NH4Cl, NH4NO3 и т.д.)

4) металлическая связь ионы металла

Кристаллические решетки:

1)атомные – в узлах атомы, это вещества с ковалентной связью, с высокой температурой плавления, твердые- алмаз, графит (С), SiO2

2)молекулярные- в узлах молекулы, это газы, жидкости, низкая тем. пл. и кипения, хрупкие (иод), твердые - сера

3) ионные, с высокой темпер. плавления, твердые –это соли

4) металлические в узлах ионы металлов

Задание 7. Простые и сложные вещества. Классы неорганические соединений 


Задания 8, 9, 10. Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов

Химические свойства классов неорганических соединений

 

Свойства металлов

Активные (Me*): Li , Na, K, Rb, Cs, Fr, Ca, Sr, Ba, Ra.

Средней активности

Неактивные

Cu, Hg, Ag, Au, Pt

1. +H2O→ Me*OH +H2 (н.у.)

2.+ неметаллы

(но! 2Na+O2 →Na2O2 пероксид натрия)

3.+ кислоты


1.+ Н2О (t0) →MeO +H2

2.+ неметаллы (кроме N2)

3. +кислоты

4. + соль(раств.), если Ме более акт., чем в соли

5. Ме1+Ме2О (если Ме1=Мg, Al)

1. (только Cu,Hg)

+ О2 (при t0)

2. (только Cu,Hg) + Cl2 (при t0)

3. + соль(раств.), если Ме более акт., чем в соли


С кислотами взаимодействуют только металлы, которые находятся в ряду активности левее водорода. Т.е. неактивные металлы Cu, Hg, Ag, Au, Pt с кислотами не реагируют. Исключение составляют HNO3 (конц, разбавл.), H2SO4 (конц.)

  • HNO3 (конц.), H2SO4 (конц.) пассивируют Fe, Al, Сr (при н.у.)

  • Cu,Hg, Ag восстанавливают кислоты до следующих продуктов:


    Ме (Cu,Hg, Ag ) +


    HNO3 конц,

    → МеNO3 + NO2 +H2O

    HNO3 разбавл.

    → МеNO3 + NO +H2O

    H2SO4конц.

    → МеSO4 + SO2 +H2O







Химические свойства неметаллов

Неметаллы реагируют с металлами и между собой.

1) H2+Ca →CaH2

2) N2+ 3Ca → Ca3N2

3) N2+ O2 ↔ 2NO

4) S + O2 → SO2

5) N2+ 3H2 → 2NH3

6) 2P + 3Cl2 → 2PCl3 или 2P + 5Cl2 → 2PCl5

Свойства галогенов можно объединить:

1) реагируют со щелочами:

Cl2 + 2NaOH → NaCl + NaClO + H2O (в холодном растворе)

3Cl2 + 6NaOH → NaCl + 5NaClO3 + H2O (в горячем растворе)

2) более активный галоген (вышестоящий в группе, кроме фтора, так как он реагирует с водой) вытесняет менее активные галогены из растворов галогенидов.

Cl2 + 2KBr →Br2 + 2KCl, но Br2 + KCl ≠

3) 2F2 + O2 → 2O+2F2 (фторид кислорода)

4) Запомнить: 2Fe + 3Cl2 → 2Fe+3Cl3 и Fe + 2HCl → Fe+2Cl2 + H2

Окислительные свойства галогенов усиливаются по группе снизу вверх.



Химические свойства классов неорганических веществ

Реагент

Основный оксид

Амфотерный оксид

Кислотный

оксид

Щелочь

Амфотерный гидроксид

Кислота

Соль

H2O

Основный оксид

-

соль

соль

-

соль +

H2O

соль +

H2O

-

щелочь

Амфотерный оксид

соль

-

соль

соль +

H2O

-

соль +

H2O

-

-

Кислотный

оксид

соль

соль

-

соль +

H2O

соль +

H2O

-

-

кислота

Щелочь

-

соль +

H2O

соль +

H2O

-

соль +

H2O

соль +

H2O

соль + основа-

ние

диссоци-

ация

Амфотерный гидроксид

соль +

H2O

-

соль +

H2O

соль +

H2O

-

соль +

H2O

-

-

Кислота

соль +

H2O

соль +

H2O

-

соль +

H2O

соль +

H2O

-

соль + кислота

диссоци-

ация

Соль

-

-

-

соль + основа-

ние

-

соль + кислота

соль + соль

гидролиз


Генетическая связь веществ

Металл- основной оксид- основание- соль (Na -Na2O –NaOH – Na2SO3)

Неметалл – кислотный оксид – кислота – соль ( S – SO2 – H2SO3 - Na2SO3)


Амфотерные соединения

Растворяются и в кислотах, и в щелочах!

Металл

Оксиды и гидроксиды металлов

В растворах (+Н2О)

Al+NaOH=Na[AL(OH)4]+H2

Zn+NaOH=Na2[Zn(OH)4]+H2


Водород выделяется

Al2O3+NaOH=Na[AL(OH)4]

Zn(OH)2+NaOH=Na2[Zn(OH)4]

Водород не выделяется

В расплавах (при температуре)

Образуются соли

Al+NaOH=NaALO2+H2

Zn+NaOH=Na2ZnO2+H2

Al2O3+NaOH=NaALO2+H2O

Zn(OH)2+NaOH=Na2ZnO2+H2O





Задание 11. Типы химических реакций.

По числу и составу исходных и полученных веществ различают реакции:

  • Соединения А+В = АВ (справа одно соеинение)

  • Разложения АВ = А+ В (слева одно соединение)

  • Замещения А + ВС = АС + В (слева одно простое, одно сложное вещество)

  • Обмена АВ + СD = AD + CB (слева и справа сложные вещества)

Реакции обмена между кислотами и основаниями – реакции нейтрализации.


Задания 12, 17. Признаки реакций

Качественные реакции на ионы в растворе.

Ион

Ион для определения (пример вещества)

Признак реакции

Сl-



Ag+ (AgNO3)

Образуется творожистый белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте.

Br-

Образуется желтоватый осадок

I-

Образуется желтый осадок

PO43-

Образуется желтый осадок

SO42-

Ba2+ (Ba(NO3)2)

Выпадает молочно-белый осадок, нерастворимый ни в кислотах, ни в щелочах

CO32-

H+ (HCl)

Бурное выделение газа СО2

NH4+



OH- (NaOH)

Появление запаха NH3

Fe2+

Зеленоватый осадок↓, буреющий на воздухе

Fe3+

Бурый осадок↓

Cu2+

Голубой ↓гелеобразный

Al3+

Белый ↓ гелеобразный, в избытке щелочи растворяется

Zn2+

Ca2+

CO32- (Na2CO3)

Белый осадок CaCO3


Задания 13, 14. Электролитическая диссоциация, ионный обмен

Индикаторы – вещества, меняющие цвет в присутствии кислот и щелочей.

Индикатор

Среда

Кислая

Нейтральная

Щелочная

Лакмус

Красный

Фиолетовый

Синий

Метиловый оранжевый

Розовый

Оранжевый

Желтый

Фенолфталеин

Бесцветный

Бесцветный

Малиновый





Электролиты – вещества, которые в водных растворах и расплавах распадаются на ионы, вследствие чего их водные растворы или расплавы проводят электрический ток.

Электролиты

Неэлектролиты

Растворимые кислоты, основания и соли

Оксиды, простые вещества, большинство органических веществ, нерастворимые кислоты, основания и соли



1.Кислоты – электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов образуется только катионы Н+. Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.

2.Основания – электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуется только гидроксид-анионы ОН-. Многокислотные основания диссоциируют ступенчато.

3.Соли средние – электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла и анионы кислотного остатка. Средние соли диссоциируют нацело.

4.Катионы имеют положительный заряд; анионы – отрицательный.

5.Диссоциация описывается уравнением диссоциации.

6.Существуют сильные и слабые электролиты (по степени диссоциации)

Реакции с участием электролитов, протекающие в растворах (вещества находятся в виде ионов), называются ионными.

1.Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество, например вода.

2.В ионных уравнениях вещества-электролиты записывают в виде ионов, в неизменном виде надо оставлять формулы неэлектролитов, нерастворимых веществ, слабых электролитов, газов (нр H2S, H2O+CO2, H2O+SO2, HF, H3PO4, H2SiO3, CH3COOH,NH3+H2O)

Правила составления ионных уравнений:

  • составить молекулярное уравнение реакции (коэффициенты!);

  • проверить возможность протекания реакции;

  • отметить вещества (подчеркнуть), которые будут записываться в молекулярном виде (простые вещества, оксиды, газы, нерастворимые вещества, слабые электролиты);

  • записать полное ионное уравнение реакции;

  • вычеркнуть из левой и правой части одинаковые ионы;

  • переписать сокращённое ионное уравнение.


Задания 15, 20. Окислительно - восстановительные реакции


Окислительно-восстановительные реакции (ОВР), в процессе которых происходит изменение степеней окисления химических элементов.

  • Если в реакции участвует простое вещество – это всегда ОВР!!!

  • Реакции замещения – это всегда ОВР!!!

Не окислительно-восстановительные реакции, в процессе которых не происходит изменения степеней окисления химических элементов.

  • Реакции обмена всегда не ОВР!!!

1.Окислитель принимает электроны, происходит процесс восстановления. С.О. элемента при этом уменьшается.

2.Восстановитель отдает электроны, происходит процесс окисления. С.О. элемента возрастает.

3. Атомы с минимальными значениями степени окисления могут быть только восстановителями.

4. Атомы с максимальными значениями степени окисления могут быть только окислителями.

5. Атомы с промежуточными значениями степени окисления могут быть и окислителями, и восстановителями.

Важнейшие восстановители:металлы; водород H2; уголь C; оксид углерода(II) CO; сероводород H2S, сульфиды K2S; галогеноводороды HI, HBr; аммиак NH3.

Важнейшие окислители: галогены F2, Cl2; кислород O2, озон O3; соединения марганца KMnO4; азотная кислота HNO3 и её соли KNO3; концентрированная серная кислота H2SO4; ионы металлов.

Задание 16. Безопасность в лаборатории. Смеси. Химическое загрязнение

Чистые вещества и смеси.

  • Чистое вещество имеет определенный постоянный состав или структуру, физические свойства (соль, сахар).

  • Смесь – это система, состоящая из двух и более компонентов (чистых веществ).

  • Вещества в смесях сохраняют свои свойства, поэтому смеси можно разделить, используя различия в этих свойствах.

  • Смеси могут быть однородными (нельзя обнаружить частицы веществ даже вооруженным глазом) и неоднородными.

Разделить смеси можно, используя их физические свойства:

  • Железо, сталь притягиваются магнитом, остальные вещества – нет.

  • Песок и др. нерастворим в воде.

  • Измельченная сера, опилки всплывают на поверхность воды.

  • Несмешивающиеся жидкости можно разделить с помощью делительной воронки.

  • Однородную смесь жидкостей разделяют дистилляцией.

Получение и собирание некоторых газов

О2 - разложение перманганата калия при нагревании: 2КМnO4= К2МnO4 +MnO2 + О2 (выт-ем воздуха или воды, в сосуд, расположенный вниз дном, проверка- тлеющая лучина загорается).

Водород получают: цинк + кислота, пробирка перевернута вверх дном, Н2 горит со звуком «па» Zn+ 2HCl= ZnCI2 2

Аммиак NH3 получают, собирая в пробирку вверх дном, нагревая соль аммония и твердую щелочь, выт-ем воздуха, лакмус синеет, среда щелочная 2NH4CI+Ca(OH)2=CaCI2+2NH3+2H2O;

Углекислый газ СО2 мрамор + кислота СаCO3+ 2HCl=CaCI2+ H2O+СО2 лучина гаснет, пробирка вниз дном, помутнение известковой воды









Газ

Уравнение реакции получения

Проверка

Собираем вытеснением воздуха

Вытеснение воды

O2

2KMnO4 → K2MnO4+MnO2+O2↑ ( t0)

Загорается лучинка


+

CO2

CaCO3+2HCl →CaCl2+CO2↑+H2O

Мутнеет известковая вода


--

H2

Zn+2HCl → ZnCl2+H2

Водород сгорает с хлопком


+

NH3

2NH4Cl+Ca(OH)2 → CaCl2+2NH3↑+2H2O (t0)

Синеет влажная лакмусовая бумажка;

Характерный запах аммиака


--



Некоторые правила безопасной работы в лаборатории:

  • Работать с едкими веществами надо в перчатках.

  • Получение таких газов, как SO2, Cl2, NO2, NH3 надо проводить только под тягой.

  • Нельзя нагревать легковоспламеняющиеся вещества на открытом огне.

  • При нагревании жидкости в пробирке, надо сначала прогреть всю пробирку и держать ее под углом 30-450 C.



Правила безопасности при работе с бытовой химией:



  • Применять химические товары нужно, используя индивидуальные средства защиты - повязку и перчатки.

  • «Химию» необходимо применять только по назначению.

  • Химическую продукцию нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей или открытого пламени.

  • При использовании бытовой химии рекомендации по дозировке и периодичности применения являются обязательными к соблюдению.

  • Химические средства с просроченным сроком годности категорически запрещено использовать.

  • Не оставляйте бытовую химию без присмотра или в доступном для детей месте.

  • Не используйте и не храните бытовую химию в непосредственной близости с пищевыми продуктами.



Проблемы химического загрязнения планеты. Некоторые из этих проблем:



  • Кислотные осадки (SO2, NO2, CO2)

  • Парниковый эффект (CH4, CO2)

  • Общее загрязнение атмосферы, воды, почвы (соли Pb2+, Cd2+, Cu2+, Hg2+ и чистая ртуть)

  • Озоновая дыра (фреоны)

  • Радиоактивное загрязнение.



Задания 21, 23, 24. Химические свойства простых и сложных веществ. Экспериментальная задача. Лабораторная работа

Алгоритм выполнения заданий.

1. Составить цепочку взаимных превращений веществ, отражая генетическую связь.

Для составления цепочки превращений целесообразно отталкиваться от формулы вещества, которое необходимо получить («начать с конца»). Затем подобрать в списке исходных веществ то, которое могло бы являться «родоначальником» цепочки. Проанализировать, какие вещества способны к взаимодействию с предполагаемым исходным веществом. Причем, продукт этого взаимодействия мог бы послужить реагентом для получения конечного продукта.

2. Записать соответствующие уравнения реакций, расставить в них коэффициенты, указать тип реакций, условия их протекания (например, выделение газа или выпадение осадка).

3. В произвольной форме охарактеризовать (записать) вещества-реагенты и вещества-продукты реакции (класс веществ) и указать признаки реакций.

4. Составить сокращенное ионное уравнение в соответствии с заданием.

5. Провести эксперимент в лаборатории, комментируя свои действия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!