СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал для открытого классного часа на тему «Частушки»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Частушка – короткая, обычно четырехстрочная, рифмованная песенка разнообразного содержания. Иногда она бывает из шести и восьми строк. Частушка из двух строчек носит название «страдания».

Просмотр содержимого документа
«Методический материал для открытого классного часа на тему «Частушки»»

Методический материал для открытого классного часа

на тему «Частушки»


Частушка – короткая, обычно четырехстрочная, рифмованная песенка разнообразного содержания. Иногда она бывает из шести и восьми строк. Частушка из двух строчек носит название «страдания».

В первое время появившийся новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Новые короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, набирушки, собирушки, ихохошки, перебирушки, перевирки, частоговорки, скакухи, скоморошинки, коротошки и т.д.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми».

Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. Самое важное назначение частушек – в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений.


(прослушивание аудиозаписи частушек Терских казаков «Сорока»)


Частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас в данную минуту.

Исследования показывают, что частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего – песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными. Но в процессе формирования частушки использовали и другие жанры фольклора, например пословицы. Так, на основе пословиц «Хороша наша деревня, да улица грязна» и «Хороши ребята, да славушка худа» складывается такая частушка:


Хороша наша деревня,

Только улочка грязна,

Хороши наши ребята –

Только славушка худа.


Частушка была не только песенным разговорным языком молодежи, но и выполняла роль местной газеты, заменяла газетную хронику села.

Частушка – жанр молодежный. Создателями и носителями частушек были девушки и парни. Поэтому не удивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

Традиционная частушка создавалась о тяжелом положении женщины-крестьянки, о насильственном замужестве, о жесткой и долголетней солдатчине, о нищей крестьянской жизни и т.д.

Тема крестьянской бедности составляет содержание многих частушек. Так, например, крестьянин бедняк говорит о себе:


Я работал и потел,

Без нужды пожить хотел:

Глядишь: подать, недород,

Нужда в двери к нам идет!


Глубокий след в частушках оставила солдатчина, которая ложилась тяжелым бременем на плечи беднейшего крестьянства.


(частушки № 1)


Каждая частушка имела свою историю. Ее появление всегда было связано с какими-либо явлениями народной жизни. Она быстро возникала и сразу же входила в быт. Краткость, музыкальность и легкость ее запоминания делали частушку наиболее популярным жанром народной поэзии. Она создавалась в поле, на улице, во время вечеринок и гулянок.

Большой цикл составляют частушки, созданные в рабочей среде. В них рассказывается об условиях жизни и труда рабочих.

Частушка состоит из запева и концовки. Запев состоит из двух частей: первая – обращение к слушателю или к подружкам (взденьте ушки на макушке и прослушайте частушки), вторая часть – программного характера, она указывает на тематику всего цикла, всей группы частушек. Концовка как бы завершает собой всю серию частушек:


Все частушки мы пропели,

Больше делать нечего,

Мы уйдем, а вы сидите

До нового вечера.



(конкурс частушек)



В частушках можно встретить такие фольклорные эпитеты, как : ясный сокол, лебедь белая, родимая сторонка, родная матушка, сердечный друг, миленький дружочек.


Девушка наделяет своего дружка такими эпитетами, как: дроля, яблочко садовое, дроля, аленький цветочек, отчаянная головушка, плут-кровиночка, милый окаянный, разбессованный миленочек.


Парни же в частушках называли своих возлюбленных так: милая забавница, милая горячая, милка-ветер, милочка-крутилочка.

В частушках большое место занимает юмор и ирония:




Меня маменька ругает,

Тятька больше бережет:

Как идешь с гулянья поздно,

Он с поленом стережет.


Подводя итог, можно сказать, что влияние русских частушек огромно. Жизнерадостная, бойкая и острая русская песенка способствовала появлению многих четверостиший в поэтическом творчестве народов России. Частушка помогала поднять дух солдат во время войны, помогала сплотить народ во время трудностей, и, конечно же, поднимала настроение и сопровождала досуг рабочего населения.


(частушки № 2)



Финал




















1


До солдатства время мало,

Собирай котомку, мама;

Собирай котомушку

На чужу сторонушку.



Отдадут в солдатушки –

Не к родимой матушке,

На ученьи будут бить,

Придется мальчику служить.



Э-эх, солдатское житье,

Не житье – мученье.

В воскресенье, в семь часов,

Гонят на ученье.




Сдали мальчика в солдаты

По большой неволюшке –

Стало некому работать

Во широком полюшке.

















2

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.


Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая.

Ну а я тогда в кого ж?


Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ!


На окошке два цветочка –

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.


Подружка моя,

Как тебе не стыдно,

На уроке булку ела,

Думаешь не видно?


Подружка моя,

Я ее не ела,

Раз кусочек откусила,

Больше не хотела.


Я купила себе мыло,

Говорят, что экстра класс,

Утром личико умыла,

На лбу вырос третий глаз.



Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!