Методический материал для открытого классного часа
на тему «Частушки»
Частушка – короткая, обычно четырехстрочная, рифмованная песенка разнообразного содержания. Иногда она бывает из шести и восьми строк. Частушка из двух строчек носит название «страдания».
В первое время появившийся новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Новые короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, набирушки, собирушки, ихохошки, перебирушки, перевирки, частоговорки, скакухи, скоморошинки, коротошки и т.д.
Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми».
Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. Самое важное назначение частушек – в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений.
(прослушивание аудиозаписи частушек Терских казаков «Сорока»)
Частушки всегда создаются и исполняются только на современные темы, на факты и события, которые волнуют человека сегодня, сейчас в данную минуту.
Исследования показывают, что частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего – песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными. Но в процессе формирования частушки использовали и другие жанры фольклора, например пословицы. Так, на основе пословиц «Хороша наша деревня, да улица грязна» и «Хороши ребята, да славушка худа» складывается такая частушка:
Хороша наша деревня,
Только улочка грязна,
Хороши наши ребята –
Только славушка худа.
Частушка была не только песенным разговорным языком молодежи, но и выполняла роль местной газеты, заменяла газетную хронику села.
Частушка – жанр молодежный. Создателями и носителями частушек были девушки и парни. Поэтому не удивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
Традиционная частушка создавалась о тяжелом положении женщины-крестьянки, о насильственном замужестве, о жесткой и долголетней солдатчине, о нищей крестьянской жизни и т.д.
Тема крестьянской бедности составляет содержание многих частушек. Так, например, крестьянин бедняк говорит о себе:
Я работал и потел,
Без нужды пожить хотел:
Глядишь: подать, недород,
Нужда в двери к нам идет!
Глубокий след в частушках оставила солдатчина, которая ложилась тяжелым бременем на плечи беднейшего крестьянства.
(частушки № 1)
Каждая частушка имела свою историю. Ее появление всегда было связано с какими-либо явлениями народной жизни. Она быстро возникала и сразу же входила в быт. Краткость, музыкальность и легкость ее запоминания делали частушку наиболее популярным жанром народной поэзии. Она создавалась в поле, на улице, во время вечеринок и гулянок.
Большой цикл составляют частушки, созданные в рабочей среде. В них рассказывается об условиях жизни и труда рабочих.
Частушка состоит из запева и концовки. Запев состоит из двух частей: первая – обращение к слушателю или к подружкам (взденьте ушки на макушке и прослушайте частушки), вторая часть – программного характера, она указывает на тематику всего цикла, всей группы частушек. Концовка как бы завершает собой всю серию частушек:
Все частушки мы пропели,
Больше делать нечего,
Мы уйдем, а вы сидите
До нового вечера.
(конкурс частушек)
В частушках можно встретить такие фольклорные эпитеты, как : ясный сокол, лебедь белая, родимая сторонка, родная матушка, сердечный друг, миленький дружочек.
Девушка наделяет своего дружка такими эпитетами, как: дроля, яблочко садовое, дроля, аленький цветочек, отчаянная головушка, плут-кровиночка, милый окаянный, разбессованный миленочек.
Парни же в частушках называли своих возлюбленных так: милая забавница, милая горячая, милка-ветер, милочка-крутилочка.
В частушках большое место занимает юмор и ирония:
Меня маменька ругает,
Тятька больше бережет:
Как идешь с гулянья поздно,
Он с поленом стережет.
Подводя итог, можно сказать, что влияние русских частушек огромно. Жизнерадостная, бойкая и острая русская песенка способствовала появлению многих четверостиший в поэтическом творчестве народов России. Частушка помогала поднять дух солдат во время войны, помогала сплотить народ во время трудностей, и, конечно же, поднимала настроение и сопровождала досуг рабочего населения.
(частушки № 2)
Финал
№ 1
До солдатства время мало,
Собирай котомку, мама;
Собирай котомушку
На чужу сторонушку.
Отдадут в солдатушки –
Не к родимой матушке,
На ученьи будут бить,
Придется мальчику служить.
Э-эх, солдатское житье,
Не житье – мученье.
В воскресенье, в семь часов,
Гонят на ученье.
Сдали мальчика в солдаты
По большой неволюшке –
Стало некому работать
Во широком полюшке.
№ 2
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая.
Ну а я тогда в кого ж?
Я сирени наломаю,
Набросаю у ворот.
Заплету я русу косу,
Пусть завидует народ!
На окошке два цветочка –
Голубой да аленький,
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Подружка моя,
Как тебе не стыдно,
На уроке булку ела,
Думаешь не видно?
Подружка моя,
Я ее не ела,
Раз кусочек откусила,
Больше не хотела.
Я купила себе мыло,
Говорят, что экстра класс,
Утром личико умыла,
На лбу вырос третий глаз.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали!