СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический материал

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена воспитательному потенциалу географии в современных реалиях. Представлены примеры и основные этапы воспитательного процесса на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал»

УДК 37

Силантьева В.Ю.

учитель географии

МБОУ «Трудармейская СОШ»

п.Трудармейский; РФ


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ


Аннотация: В статье анализируется воспитательный потенциал географии. Рассматривается способность географии к развитию личности ученика на примере патриотического воспитания. Обозначается значимость обучения и воспитания на уроках географии в совокупности.

Ключевые слова: география, воспитание, патриотизм, потенциал, воспитание.



Школьное образование играет важную роль в становлении ребенка, она как особый социальный механизм отражает проблемы, характер, противоречия общества. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания  является  успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность. Этим вопросом обозначается актуальность данного вопроса и значимость его изучения и решения.

Школьная география способна направить развитие личности в нужное рациональное русло. Задача учителя заключается в том, чтобы создать образовательную среду более значимую для ученика, а также помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Для того чтобы выявить воспитательный потенциал предмета необходимо соотнести целевые приоритеты воспитания с ресурсами и возможностями учебного предмета.

Личностное развитие обучающихся и формирование системы знаний о различных принципах развития России и мира лежит в основе программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования [1, с. 8].

Школьная география влияет на воспитательную работу, поскольку дисциплинирует, формирует логическое мышление, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу, расширяет горизонты познания. Ученик пребывает на уроке практически большую часть школьного времени. На школьный урок ложится основная задача обучения и воспитания. А различные виды уроков являются пробными смоделированными ситуациями в жизни ученика.

Современный воспитательный образец – это творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий и несущий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в культурных и духовных традициях многонационального народа своей страны.

Различные функции обучения помогают формировать необходимые качества, а уникальность уроков  географии является одновременное исследование проблем окружающей среды и общества. В процессе обучения  географии  складываются некие предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, природе, Родине, знаниям и труду. Слияние в единое целое процесса обучения и процесса воспитания  является  результативным только тогда, когда все уроки будут иметь воспитательную направленность [3, с. 44].

Считаю, что патриотическая, экологическая, краеведческая, эстетическая и гуманистическая направленности помогают реализации воспитательного потенциала подрастающего поколения на любом уроке учебного курса.

При проектировании современного урока нужно это делать так, чтобы ученик понимал смысл каждой темы и каждого вопроса. На каждом уроке географии идет разговор с детьми о взаимосвязи человека и природы. Изучение экологических проблем на моих уроках разделяю на три уровнях: глобальном, региональном, локальном. Обязательно должна быть продумана и разработана мотивационная составляющая каждого урока. Подбираются соответствующие задания, направленные на формирование предполагаемого результата.

На сегодняшний день актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней гражданин будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать и передавать знания последующим поколениям [2, с. 87].

Существуют основные принципы, которые помогают осуществить патриотическое направление: принцип единства мысли и чувства учащихся. Он заключается в эмоциональной окраске и подаче материала урока, а также принцип связи с жизнью, который отображает способность ученика связать события или явления с реальной жизнью.

Таким образом, воспитательный потенциал уроков географии неисчерпаем. Каждая тема урока позволяет использовать различные методы и приемы, успешно решающие не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения. Рационально подобранные различные формы организации деятельности учащихся способствуют более продуктивному решению данного вопроса.

Подводя итог, можно подчеркнуть уникальность уроков географии, которая будет отражаться в  проблемах окружающей среды и общества, которые будут затронуты непосредственно на уроках, изучение  общества и природной среды во взаимосвязи. Если воспитательный процесс происходит под комплексным воздействием: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, формы учебного занятия, методических приемов, используемых учителем, то воспитывающий потенциал урока и внеклассного мероприятия может быть довольно высоким. Положительное влияние на развитие личности учеников может наблюдаться при оптимальном выборе средств и методов обучения, это и есть педагогическое мастерство.



Список использованной литературы:


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – 2010. – 6 с.

2. Учебники для 5-9 классов УМК Е.М.Домогацких. М.: ООО «Русское слово - учебник». – 2012. – 87 с.

3. Щуркова, Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогический поиск, 2007. – 44 с.

© Силантьева В.Ю.., 2023


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!