Глава 11.
Деньги и банки
- Тема урока: «Инфляция. Покупательная способность денег.» 6 класс.
Выполнил учитель
МОУ СОШ №140
Колесникова О.А.
Повторим……..
Что такое банк?
- Банк –это финансовое учреждение, которое осуществляет операции с частными лицами и предприятиями.
Повторим……..
Что могут делать банки?
- Принимать деньги на хранение.
- Выдавать кредиты нуждающимся.
- Вести операции с иностранной валютой
- Производить операции с ценными бумагами.
- Производить эмиссию денег.
Повторим……..
Что такое эмиссия денег?
Все ли банки могут осуществлять эмиссию денег?
- Нет.
- Только Центральный Банк страны.
Кто такие ростовщики?
Ростовщики – люди, которые давали деньги взаймы.
Кого называют вкладчиком?
Вкладчики – люди, которые приносят деньги на хранение в банк.
Кто такие заемщики?
Заемщики – люди, которые желают взять деньги в долг.
Как зарабатывает банк?
1. Он платит вознаграждение (проценты за пользование деньгами) тем, кто приносит деньги на хранение.
2. Он предоставляет кредит за определенную плату всем желающим взять деньги в долг.
3. Для того, чтобы определить прибыль банка, необходимо из полученных в качестве процентов денег вычесть выплаченные.
Какие есть функции у Центробанка?
- Контролирует деятельность всех банков в нашей стране
2. Осуществляет эмиссию (выпуск денег).
3.Выдает кредиты другим банкам
Функции коммерческого банка
- Хранит свободные деньги граждан и предприятий.
- Предоставляют кредиты.
- Выполняет различные расчетные операции с населением и предприятиями.
- У каждого банка свои цены на услуги (проценты по вкладам, кредитам, курсы валют)
Какие вы знаете принципы кредитования?
ВОЗВРАТНОСТЬ
СРОЧНОСТЬ
ПЛАТНОСТЬ
ГАРАНТИРОВАННОСТЬ
Решите задачу:
Вы- банкир. В Ваш банк вкладчики принесли вклады – 110000руб.под 10%годовых,120000руб.под 11% годовых и 150000руб.под 8% годовых. Вы смогли выдать кредит в сумме 200000руб под 15% годовых, 90000руб.под 16%, 90000руб. под 14% годовых.
Будет ли Ваш банк прибыльным через год и на какую сумму?
Решите задачу:
Вы- вкладчик банка. Вы сделали вклад в банк– 10000руб.под 12%годовых. Через полгода вам потребовались деньги и Вы забрали деньги из банка.
Сколько вы получите обратно денег вместе с процентами?
Решите задачу:
Вы- вкладчик банка. Вы 1 декабря положили деньги в банк– 100000руб.под 11%годовых. 1 сентября вам срочно понадобились деньги и вы закрыли сберегательный счет.
Сколько вы получите обратно денег вместе с процентами?
2005 год
2010 год
2016 год
Когда мы сравниваем количество товаров, которые могли бы получить, например, год назад и сейчас , мы сравниваем покупательную способность денег.
Покупательная способность денег измеряется количеством товаров и услуг, которое можно купить на определенную сумму денег.
Инфляция –это рост цен на протяжении нескольких лет и снижение покупательной способности денег.
Может ли быть такая ситуация и в каком году?
Подумайте….
Почему возникает инфляция?
В любой стране определенное количество денег должно соответствовать определенному количеству товара.
Когда денег становится слишком много, цены на товары и услуги начинают расти.
Давайте сначала разберемся:
А сколько денег нужно, чтобы людям было удобно делать покупки?
Попробуем проследить путь пятидесятирублевой купюры?
Это мама
Цена яблок 20 рублей кг
Сколько яблок может купить мама?
Это женщина, которая торговала яблоками
Цена арбуза 25рублей штука
Сколько арбузов смогла купить женщина?
Куда отправилась наша купюра?
Как называется человек, который перевозит деньги из магазина в банк?
Цена кофе с булкой- 50руб
Это кассир
с завода
Это рабочий
с завода
Сколько стоил бизнес-ланч рабочего?
Сколько стоили все покупки?
Сколько купюр достоинством 50 рублей было необходимо, чтобы сделать эти покупки?
Сколько раз обернулась купюра в нашем примере?
Если известно, сколько товаров произведено и каковы их цены, как определить, на какую сумму будут совершены все покупки?
Существуют общепринятые обозначения экономических величин:
Р (price) –цена
Q (quantity)- количество товаров или услуг
M (money) –количество денег
V ( velocity) – скорость обращения (количество сделок, в которых участвует денежная единица).
Расставьте в квадратах арифметические знаки, чтобы определить, как связаны цены, количество товаров и количество денег.
M
V
Q
Р
МЫ НАПИСАЛИ С ВАМИ УРАВНЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ !!!!
Q
Р
M
V
Х
=
Х
Подумайте!
Что произойдет, если количество денег в обращении увеличится, в то время как скорость обращения денег и количество произведенных товаров не изменится?
Ответ: когда денег становится слишком много, цены на товары начинают расти.
*** Составьте задачу на уравнение денежного обращения.
Уровень цен – число, которое показывает, во сколько раз в среднем изменились цены. Например: если темп инфляции составил 50% , то уровень цен вырос в 1.5 раза ( т.е. 50%+100%:100%)
Темп инфляции – число, которое показывает, на сколько процентов в среднем изменились цены.
Например: если цены выросли в 1,5 раза, темп инфляции составил 50% ( т.е. 1,5*100%-100%)
Заполните таблицу (каждый столбик – отдельная задача)
Цены выросли
1
Темп инфляции
2 раза
2
3
1,1 раза
40%
4
5
100%
2,5 раза
6
7
8
5 %
10 раз
0,5%
Проверим…
Цены выросли
1
Темп инфляции
2 раза
2
3
1,4
100%
4
40%
1,1 раза
раза
10%
2 раза
5
100%
2,5 раза
6
7
150%
1,05 раза
10 раз
8
5 %
1,005 раза
900%
0,5%
Подумайте!
Что плохого происходит от инфляции?
Инфляция приводит к недовольству населения , безработице, снижением доходов населения
Страдают пенсионеры, студенты, работники государственных предприятий
Не позволяет бизнесменам планировать свою деятельность
Вызывает застой в производстве
Подумайте….
Может ли государство справиться с инфляцией?
Государство может:
Снижать налоги
Поддерживать производителей
Регулировать цены
Решите задачи.
1 . Геннадий оформил вклад в банке на сумму 200.000 рублей. Через год он получил обратно сумму с процентами 214500 рублей. Инфляция за год составила 11.5%. Выгодно ли вложил Геннадий деньги?
2. Иван работает учителем. Его оклад составляет 15000 рублей. В январе ему повысили зарплату на 10%. Хватит ли ему денег на все его обычные покупки в год, если сумма всех товаров, покупаемых Иваном в магазине с учетом инфляции за год выросла до 205000 рублей?
3. Дом, купленный в январе 1987 года за 10 тыс. рублей, продали в январе 1990 года за 150 тыс. рублей. Инфляция по годам составляла: 1987 год - 20%, 1988 год - 40%, 1989 год - 60%, 1990 год - 200%. Выгодную ли сделку совершил продавец?
4. Цена куклы "Барби" увеличилась с 1200 р. в сентябре (всего было продано 200 шт.) до 1800 р. в октябре, при этом уровень продаж снизился на 20%. Вычислить темп инфляции и разницу в прибыли, сделайте вывод.
1. Нет не выгодно. 7,25% против 11,5
3. Решение. Рассчитаем стоимость дома в каждый год с учетом инфляции:
1987 год 10 тыс. рублей * 1,2 = 12 тыс. рублей,
1988 год 12 тыс. рублей * 1,4 = 16,8 тыс. рублей,
1989 год 16,8 тыс. рублей * 1,6 = 26,88 тыс. рублей,
1990 год 26,88 тыс. рублей * 2 = 53,76 тыс. рублей.
Исходя из того, что дом продан за 150 тыс. рублей, можно сделать вывод, что дом продан выгодно.
Ответ. Продавец совершил выгодную сделку.
4. Решение. Найдем сначала темп инфляции:
h=(X2-X1)/X1=(1800-1200)/1200=600/1200=0,5=50%
Вычислим прибыль сентября: 1200*200=240000 р.
Вычислим количество проданных кукол в октябре: 200*0,8=160
Вычислим прибыль октября: 1800*160=288000 р.
Вывод. Не смотря на возросшую стоимость, магазин получил большую прибыль.
Домашнее задание.
- Параграфы 11.4 –читать
- Ответ на вопрос: Во время инфляции выгодно давать в долг или брать в долг?
Ответ дайте письменно с пояснением.
3. Составьте таблицу цен. Для выполнения задания обратитесь за помощью к взрослым.
( лучше к бабушкам и дедушкам)
Товар
Спички-коробок
Цена в 70-90 гг. в прошлом веке
Жвачка Апельсиновая
Цена в 2017г
Мороженое ванильное в вафельном стаканчике
Сахар 1кг
Батон Подмосковный
Колбаса Докторская 1 кг
Молоко 1 литр
Проезд в автобусе
Дополнить список по желанию
http://finansovaya-matematika.5311pro2.edusite.ru/p59aa1.html
Спасибо за урок !