СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический кейс по гражданско-патриотическому воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методический кейс по гражданско-патриотическому воспитанию»

Методический кейс по Гражданско-патриотическому воспитанию


Пояснительная записка.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Сегодня самой важной задачей образовательной системы является воспитание гражданина и патриота. Особенно необходимо положительное решение этой задачи в настоящее время, когда утрачены многие нравственные ориентиры, снижается уровень духовной культуры общества, утрачивается интерес к истории своей страны, обостряются противоречия между поколениями.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и физическое развитие обучающихся, формирования духовно-нравственных принципов, выработки норм поведения.

Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.

Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.

Актуальность гражданско-патриотического воспитания: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

Цель гражданско-патриотического воспитания: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:

- стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;

- формировать способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,

- развивать творческие способности, знакомить с традициями края, страны, достижениями людей;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;

- учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;

- учить бережному отношению к общественному достоянию;

- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;

- прививать чувство любви к своему Отечеству.

- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.

воспитывать у детей неприятие агрессии, насилия и войны.

- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.

Решая задачи патриотического воспитания, я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.

Традиционные формы работы:

классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.

Инновационные формы работы:

поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации программы патриотического воспитания у моих подопечных к моменту окончания школы сформируются следующие качества личности:

- активная гражданская позиция;

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

В соответствии с целями, задачами данного направления, а также с ожидаемыми результатами я выделила несколько направлений работы.

Направления патриотического воспитания

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

В рамках данного направления:

- изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;

- создаем библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;

- проводим конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;

- проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;

- организовываем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.

Кроме этого, мы с ребятами узнаем о своих корнях, о своих предках, через жизнь близких людей, познаем историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается переживаниями.


2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы.

При работе по данному направлению использую следующие формы воспитательной работы:

- сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;

- сбор материала и оформление стенда «История школы»;

- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;

- проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, детей войны, чье детство было опалено войной.

Патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.


3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.

Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, районе.

По данному направлению провожу следующие мероприятия:

- проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;

- сбор материала о героях своей семьи;

- оформление стенда о земляках нашего села «Они защищали Родину»;

- изучение истории возникновения нашего села;

- проведение урока – путешествия «Заповедные места родного края»;

- конкурс рисунков «Красоты моего края»;

- проведение классного часа «Край родной, моё Приморье»;

- внеклассного мероприятия «День земли»;

- в школьном музее проводить классный час «Неизвестный солдат»,

- внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата;

- ухаживать за обелиском в нашем селе. Около обелиска проводим внеклассные мероприятия.

Многие мероприятия уже были проведены в школьном и районном музеях.

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Проведение мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.

По данному направлению уже были проведены следующие мероприятия:

- ежегодно 3 декабря отмечаеем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;

- ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»;

Планируется провести в феврале в рамках месячника военно-патриотического воспитания:

- урок мужества «Не забудется Афган», посвящённый 30-летию вывода советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;

Также с ребятами поучаствуем в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;

выпустим стенные газеты к праздникам.

Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:

- в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;

- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;

К памятным датам Великой Отечественной войны проведу с детьми цикл мероприятий:

Январь - классные часы « Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;

Февраль - классные часы «Ты же выжил, солдат», «Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;

Апрель - урок мужества «Колокола нашей памяти», посвященный битве за Москву;

Май - внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы «Не забудем это никогда»;

- историко-музыкальная гостиная «Песни опалённые войной»;

- историко-литературная гостиная «Духовные корни Победы»;

- урок мира «Вспомним всех поимённо».

Участвуем в акции «Свеча памяти». Ежегодно в День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших в боях за Родину.

Проводим митинг около обелиска, посвящённого Дню памяти и скорби - 22 июня на тему «Защитникам – слава и память» и возлагаем венки и цветы к обелиску воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны;

На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция большое имеет значение в воспитании детей.

Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия включать в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проводятся в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.

Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!

Для оценки гражданско-патриотического воспитания у своих воспитанников в конце года использую следующие инструментарии:

  • Анкетирование «С чего начинается Родина?»

  • Методика «Неоконченные предложения»

  • Методика «Я – патриот»

  • Заполнение таблиц по аналитико-оценочной шкале

  • Беседы

Данные исследования позволяют мне отметить, что получилось, а над чем еще предстоит поработать.


Анкета «С чего начинается Родина?»

  1. Что такое Родина?

  2. Как называется твоя Родина?

  3. Как ты понимаешь выражение «малая родина»?

  4. Как называется твоя малая родина?

  5. Какие города России ты знаешь?

  6. Какие реки России ты знаешь?

  7. Какая птица изображена на гербе нашей страны?

  8. Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?

  9. Назови самые известные памятники своего города?

  10. Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?



Приложение 2.

Методика «Неоконченные предложения»

  1. Патриот – это …

  2. Настоящий патриот обладает качествами …

  3. Гражданин – это …

  4. Гимн – это …

  5. Флаг – это …

  6. 9 мая Россия отмечает …

  7. Президент Российской Федерации – …

  8. Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я хотел бы побывать …

  1. Любить свою Родину значит …

  2. Защищать свою Родину значит …

  3. Чем знаменит город Вязьма? Вязьма знаменит …

  4. Марки отечественных машин …

  5. Русские народные сказки …

  6. Русские писатели и поэты …

Приложение 3.

Методика «Я – патриот»

  1. Хотел бы ты знать о своем городе и стране больше?

  2. Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о своем родном городе и стране?

  3. Часто ли ты гуляешь по историческим местам своего города?

  4. Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?

  5. Ходишь ли ты в музеи своего города?

  6. Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории своей «малой родины» и своей страны?

  7. Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города»?

  8. Любишь ли ты читать о нашем городе, о нашей стране?

  9. Знаешь ли ты стихотворения, посвященные Отечеству?

  10. Заслуживают ли твоего внимания памятники, дома и сады нашего города?

  11. Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?

  12. Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?

  13. Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?

  14. Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?

  15. Участвуешь ли ты в них?

  16. Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?

  17. Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?

  18. Любишь ли ты свою семью?

  19. Заботишься ли ты о своих близких?

  20. Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?

Таблица . Аналитико-оценочная шкала

Утверждения

4 балла (совершенно согласен)

3 балла (согласен)

2 балла (трудно сказать)

1 балл (не согласен)

0 баллов (совершенно не согласен)

1. Я горжусь своей страной, когда выигрывает российская спортивная команда

 

 

 

 

 

2. В нашем городе много мест, где испытываешь чувство причастности к истории всей страны

 

 

 

 

 

3. Когда я надолго уезжаю из своего города (посёлка), то очень скучаю

 

 

 

 

 

4. У меня есть любимое место в нашем городе (посёлке), где мне очень комфортно

 

 

 

 

 

5. Я считаю, что в нашей стране созданы все условия для получения качественного образования и развития моих способностей

 

 

 

 

 

6. В нашей стране всегда были и есть серьёзные достижения в культуре, науке, спорте

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!