СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад «Постановка исполнительского аппарата музыканта-духовика»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача правильной постановки исполнительского аппарата музыканта-духовика — способствовать эффективной, дисциплинированной организации занятий на инструменте, адаптации исполнительского аппарата к особенностям звукоизвлечения и конструкции того или иного инструмента, а также к физиологическим игровым нагрузкам.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад «Постановка исполнительского аппарата музыканта-духовика»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»








Методический доклад

«ПОСТАНОВКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА МУЗЫКАНТА-ДУХОВИКА»



Подготовил: Жуков Юрий Анатольевич, преподаватель по классу духовых инструментов












Важную роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения играет искусство, без которого не могут быть решены во всей полноте задачи формирования личности. Искусство помогает детям глубже осмыслить свои эмоции и переживания, развить способности ясно мыслить и глубже чувствовать. Музыка среди других видов искусств занимает одно из важнейших мест в жизни общества. Звук — начало музыки. Мелодия — ее душа и жизненная сила. Музыкальный инструмент, играющий мелодию красивым, захватывающим слушателя звуком, всегда оказывается на первом плане в любом ансамбле. Духовые инструменты предназначены именно для мелодической игры. Благодаря неповторимой индивидуальности тембра, создаваемой живым дыханием исполнителя, они способны донести до глубины души слушателя самые разнообразные чувства, самые тонкие и трепетные эмоции. Игра на духовых инструментах довольно популярна в современное время.

Музыкально-исполнительское искусство является одним из самых сложных видов деятельности человека, требующим тонкого творческого подхода, глубокой психической подготовленности обучающегося в учебном

процессе и физически точной работы всех мышц. Исполнительский аппарат музыканта-духовика отличается особой сложностью, так как в его функционировании одновременно участвуют мышцы рук, органы дыхания и речевой аппарат, имеющие наибольшее количество нервных окончаний. Все мышцы человека управляются центральной нервной системой, которая обеспечивает взаимосвязь комплекса элементов исполнительского аппарата, а также их взаимодействие с музыкальным инструментом.

Задача правильной постановки — способствовать эффективной, дисциплинированной организации занятий на инструменте, адаптации исполнительского аппарата к особенностям звукоизвлечения и конструкции того или иного инструмента, а также к физиологическим игровым нагрузкам.


Постановка характеризуется особым психофизиологическим фоном, отражающим состояние оптимальной готовности музыканта к достижению максимального игрового результата и необходимой исполнительской формы.

Оптимальная функциональная готовность отдельных элементов

исполнительского аппарата музыканта достигается постепенно и не всегда одновременно. Так, техника пальцев в своем развитии может опережать амбушюрную технику или технику языка, или наоборот.

Внешним проявлением хорошей постановки является показатель эффективности закрепления технических навыков и звуковых результатов с тенденцией последующего их роста.

Чтобы овладеть техникой игры на инструменте, в первую очередь следует хорошо уяснить основные правила постановки исполнительского аппарата, под которой понимается рациональное взаиморасположение и взаимодействие всех его компонентов (дыхания, губ, языка, пальцев, рук). Рациональная постановка дает возможность при наименьших затратах сил и времени добиться качественного звукоизвлечения, избежать излишних мышечных напряжений и зажатости игрового аппарата.

Постановка исполнительского аппарата включает в себя:

• общая постановка - удобный способ держания инструмента в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног играющего;

• постановка исполнительского дыхания - способы произвольного управления дыханием, правила смены дыхания в процессе игры;

• постановка амбушюра - наиболее целесообразное расположение мундштука (трости) на губах, форма и характер действия губного аппарата исполнителя;

• артикуляционная постановка - степень положения (позиция) и действие языка, форма ротовой полости;

• аппликатурная постановка - рациональное расположение пальцев на инструменте, координация и точная организация их игровых действий.

ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ПРИ ИГРЕ НА МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Важнейшей предпосылкой для формирования навыков исполнительской техники духовика является соблюдение требований, обеспечивающих общую игровую постановку. Они сводятся к следующим моментам: положение головы; корпуса; рук; пальцев; ног; способ держания инструмента.

Каждый медный духовой инструмент имеет свои особенности и в зависимости от этого исполнитель принимает наиболее рациональное для данного инструмента положение корпуса и, в особенности, рук. Например, трубачу, валторнисту, тенористу не следует голову отклонять назад, т.к. мундштук при этом оказывает излишнее давление на нижнюю челюсть. А при наклоне головы вниз - мундштук давит на верхнюю челюсть. Наклон головы вниз обычно приводит к излишне резкому звуку. Правильное положение головы самым существенным образом сказывается на состоянии гортани, которая должна быть всегда открытой и свободной. Правда, с увеличением динамики (особенно на f) гортань может слегка напрягаться, но она никогда не должна зажиматься. Зажатая гортань отрицательно влияет на свободную работу языка, делает звучание инструмента задавленным и стесненным, в особенности в верхнем регистре. Идеальное положение головы устанавливается в результате следующих действий: сначала голову следует откинуть назад, а затем опустить вниз и расслабить шею. В этом положении гортань функционирует наиболее свободно, а язык сохраняет расслабленное состояние. Корпус играющего должен находиться в прямом, свободном положении, независимо от того, играет ли он, стоя или сидя. При подтянутости корпуса, при развёрнутых плечах, чуть приподнятых и несколько разведённых в сторону локтях грудная клетка освобождается, и дыхание становится более естественным. Таким образом, общим положением для игры на духовых инструментах можно считать следующее - голову и корпус держать прямо и свободно. Особое внимание следует уделить плечам, нельзя допускать, чтобы играющий при взятии дыхания, поднимал плечи вверх, они остаются в естественном положении. Руки учащегося не напряжены, держат инструмент удобно и устойчиво. Пальцы правой руки при игре на инструменте свободно лежат в полусогнутом положении. Для успешного развития подвижности пальцев рук необходимо освободиться от излишнего напряжения всего организма. Следует следить за тем, чтобы ученик до конца прижимал клапаны, принимать во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клапана. Важно, чтобы обучающийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Положение ученика - исполнителя может быть как сидя, так и стоя. При игре стоя ноги должны быть свободными от излишнего напряжения. При игре сидя, нельзя допускать закидывания ногу на ногу и засовывание ног под стул т.к. это сильно затрудняет дыхание. Практика обучения начинающих музыкантов показывает, что уделять внимание постановке следует с первых шагов. Педагог должен постоянно следить за правильной общей игровой постановкой и не только в начале обучения, а во время всего процесса обучения.

ПОСТАНОВКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ

Звук берёт своё начало, опираясь на мышцы диафрагмы и на брюшной пресс. При профессиональном дыхании вдох происходит после сокращения диафрагмы, а потом наружных мышц. Лёгкие наполняются снизу вверх. А при выдохе наоборот, сверху вниз, то есть идёт сокращение межрёберных мышц, а затем диафрагма приходит в естественное положение. Роль диафрагмы очень значима. Но духовик не может её контролировать и чувствовать. Она относится к медитативной системе. Поэтому «брюшной пресс» является главным в дыхательном процессе. Его деятельность регулирует вдох, опору и исполнительское дыхание. Опорой дыхания при игре на духовом инструменте называется: устойчивый навык осознанного управления выдыхаемой струёй воздуха. Этот процесс контролируется действиями брюшного пресса и амбушюры. Поэтому опора является основным элементом в постановке дыхания исполнительского. Она занимает важное место в определенном понятии техники дыхания. Исполнительское дыхание при игре на инструменте называют владение навыка быстрого, глубокого вдоха и за ним опорного выдоха, подчинённый главным задачам в исполняемых произведениях. Примеры, содействующие развитию исполнительского дыхания:

  • Лёжа на спине, правая рука на животе, левая рука на нижней части грудной клетки. При вдохе контроль воздуха. Выдох через плотно сжатые губы, начинать равномерно выдох.

  • Листок бумаги держать в руке и дуть на него. Продержать хотя бы под наклоном несколько секунд. Сначала с близкого расстояния, а затем с более далёкого, струя воздуха должна быть собранной.

  • Игра выдержанных звуков.

Технике дыхания подчинены все компоненты исполнительского

аппарата: амбушюр, работа языка и пальцев, музыкальный слух. Для извлечения звуков определённой высоты музыканту нужен интенсивный выдох. Степень интенсивности определяется характером музыки. Искусство исполнительского дыхания состоит не только в умении изменять силу выдыхаемой струи воздуха, но и делать быстрый полноценный вдох, при нормальном дыхательном процессе.

В исполнительской практике, духовиками применяется грудной тип дыхания, а также диафрагмальный и грудобрюшной. Грудной тип дыхания — это когда акцент вдоха падает на средний участок грудной клетки. Нижние отделы грудной клетки в процессе вдоха участвуют слабо, диафрагма почти не участвует. В диафрагмальном дыхании — акцент вдоха падает на работу самой сильной и активной мышцы — диафрагму. Но объём лёгких при таком дыхании — не полный, так как в процессе вдоха средние и верхние участки грудной клетки участвуют слабо. При грудобрюшном (смешанном) типе дыхания, благодаря комбинированному действию диафрагмы и всех мышц грудной клетки, достигается наибольший эффект вдоха. Дыхание духовика определяется, прежде всего, сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами, в полной мере работающими при вдохе и выдохе. К мышцам вдоха относятся диафрагма и наружные межрёберные; а к мышцам выдоха — относится брюшной пресс и внутренние межрёберные. Две фазы дыхания — вдох и выдох, могут по-разному применяться на практике. При правильном поставленном дыхании, предполагается при вдохе сокращение сначала диафрагмы, а потом наружных межрёберных мышц. Недопустимы: раздувание щёк, гортанные призвуки. Развивать дыхание нужно постепенно. Нельзя от начинающего исполнителя требовать большого напряжения. В начале обучения бывает, создаётся впечатление, что у исполнителя не хватает воздуха. Это происходит потому, что дыхательные мышцы ещё не приспособлены для активного вдоха, воздух расходуется не экономно, в большом количестве, чем это требуется для звукообразования. При вдохе ученик должен постараться удержать грудную клетку в положении вдоха и постепенно выдыхать. Используя разные приёмы выдоха можно достигнуть разнообразных нюансов звука. В начале обучения применяются не большие упражнения на дыхание, на которых учащийся без особых усилий сможет добиться равномерного динамического звучания. Качество исполнительского выдоха может контролироваться только слухом. Также используются гаммы в медленном темпе с применением различной нюансировки. Хорошо использовать в работе метод пропевания вслух нот в пьесах, которые ученик будет разбирать и учить в дальнейшем на инструменте. И в завершении развитие техники дыхания достигается в работе над специальными подобранными музыкальными произведениями.

ПОСТАНОВКА АМБУШЮРА

Амбушюр - это положение губ и языка при игре на духовых инструментах. Воспитание амбушюра – это часть обучения игре на инструменте и достижения хорошей музыкальности.

От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, глубина звучания. Современный метод начального периода обучения на медных духовых инструментах предполагает введение «до инструментального периода». Известно, что постановка амбушюра является основополагающим этапом в начальной фазе обучения игре на медном духовом инструменте. Главные преимущества до инструментального периода: внимание учащегося полностью сконцентрировано на амбушюре, без отвлечения на инструмент; педагог полностью контролирует процесс постановки за счёт визуального и слухового факторов. Практика показывает, что при успешном проведении до инструментального периода ученик значительно раньше обретает правильно сформированный амбушюр, а значит, раньше может приступить к освоению упражнений и пьес на инструменте. До инструментальный период может длиться от 3 до 5 недель, в зависимости от усвоения материала начинающим и может состоять из следующих фаз:

1. Наигрывание несложных песенок при помощи губ без участия языка в процессе звукоизвлечения. Дети, которые хорошо научатся играть на губах, вырабатывают остроту слуха. На этом этапе обучения учащиеся перед зеркалом отрабатывают упражнения, которые тренируют губные мышцы («хоботок» - на напряжение, «подставочка», «жужжание» - на расслабление и т. д.). Чтобы у детей не пропадал интерес к урокам, применяем разнообразные приемы. Например, преподаватель выстукивает барабанными палочками не сложные ритмы, а дети наигрывают их при помощи губ. При этом губы должны быть плотно сложены к центру, но не вытянуты в трубочку, не растянуты и не зажаты. Перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

2. После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук с мундштуком. Объясняем учащимся, что с помощью мундштука образуется звук. Он вставляется непосредственно в трубу. Постановка мундштука на губах проводится с учётом духового музыкального инструмента, на котором будет проводиться обучение. Берем мундштук двумя пальцами — большим и указательным — за середину ножки, приставляем к самому верху губы прямо под носом и опускаем вниз, пока он не окажется примерно на 2/3 на верхней губе и на 1/3 на нижней. Следим, чтобы он сверху полностью заходил за кромку губы. Теперь повторяем то же самое, как мы делали только губами, но уже с приложенным мундштуком. Цель занятия на мундштуке: добиваться равномерного давления полей мундштука на верхнюю и нижнюю губы; воздушная струя при выдохе должна поступать в центр мундштука; давление направлено под прямым углом к поверхности зубов. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, пытаемся издать длинный, ровный звук. Можно начинать упражнение без мундштука, постепенно поднося и приставляя мундштук к губам, плавно переходя во второе упражнение. Повторяем так несколько раз в различных комбинациях. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков. Конечной целью занятий без инструмента является развитие всех мускулов, выбор правильной позиции мундштука, положение челюсти, влажности губ и т. д. Только после того, как учащийся освоит все изложенные выше приемы, и игра с мундштуком будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к работе на инструменте. Начинающим исполнителям нельзя извлекать сразу высокие звуки, поэтому упражнения мы начинаем с легко извлекаемых звуков среднего регистра, не требующих излишнего напряжения и расслабления губ. И только после этого постепенно переходим к извлечению звуков высокого и низкого регистров. Систематическая тренировка для исполнителя приобретает первостепенное значение. Для развития силы и «выдержки» губ могут использоваться разнообразные упражнения, наибольшее значение имеет систематическое исполнение продолжительных звуков. Применение этих упражнений укрепляет мускулатуру губных и лицевых мышц развивает дыхание и в конечном итоге способствует достижению полноценного звучания. Отличным средством укрепления губного аппарата является также исполнение музыки кантиленного характера. У начинающих часто наблюдается напряжение мускулов шеи и надувание щёк. Этих явлений ни в коем случае не следует допускать. Овладение игрой на всех медных инструментах во многом зависит от рациональной постановки мундштука. Было бы неверным точно указать постановку мундштука, в одинаковой степени пригодную для всех. Этот вопрос мы решаем, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ПОСТАНОВКА

Артикуляция - это работа, прежде всего губ, языка, дыхательных мышц, необходимая для извлечения и последовательного исполнения музыкальных звуков. Главным артикуляционным органом является язык. Как мы знаем, язык состоит из кончика, средней и задней частей. В зависимости от характера музыки эти части языка могут участвовать в образовании звука и вместе, и каждая в отдельности. Артикуляционная постановка имеет значение при создании качественных характеристик звука.

Правильная артикуляция – это навык мысленного произнесения различных речевых фонем с целью создания условий для свободного и легкого звукоизвлечения, для согласованных действий всех компонентов исполнительского аппарата музыканта:

• дыхательной мускулатуры;

• языка;

• ротовой полости исполнителя.

Механизм звукообразования на медных духовых инструментах наряду с правильно сформированным амбушюром, рациональным исполнительским дыханием предполагает также точную и разнообразную работу языка.

Правильная атака звука является важнейшим выразительным средством. В то же время неправильная атака самым серьезным образом сказывается на исполнительской свободе музыканта, ограничивает амбушюрные и технические возможности музыканта. Отдаленно атаку звука музыканта - духовика можно сравнивать с дикцией вокалиста, при этом функции языка могут быть самыми разнообразными. Наличие в языке большого числа мышц положительно сказывается на его подвижности, вследствие чего и возможны различные типы движения и толчки языка, благодаря которым удаются самые разнообразные приемы звукоизвлечения на всех духовых инструментах. Говоря о многообразии функций языка, следует выделить важность его движения в горизонтальном и в особенности в вертикальном направлениях. Определенный объем воздуха, заключенный в какой-либо полости, дает звук определенной высоты, а поэтому форма полости рта музыканта должна постоянно меняться – уменьшаться или увеличиваться за счет различных движений и положений языка. Атака звука является фактором, имеющим исключительно большое значение для формирования звука.

При игре на духовых инструментах, следует выделить три вида атаки:

• твердая;

• мягкая;

• вспомогательная (комбинированная).

Отличаются они друг от друга (в зависимости от силы и характера звука) в основном произнесением различных слогов типа ту, ду; причем определяют способ атаки неизменные согласные буквы. Для каждого типа атаки предписывается характерная твердая согласная, с произнесения которой начинается любой звук. Для твердой атаки, являющейся главной при игре на духовых инструментах, характерной согласной будет – т, для мягкой – д и вспомогательной – к.

Твердая атака осуществляется за счет согласованных действий дыхания и языка. Во время звукоизвлечения язык своей передней частью прикасается к сомкнутым губам или зубам (к их различным точкам – в зависимости от регистра), и в момент толчка диафрагмой воздушной струи он энергично идет назад и вниз, одновременно открывается губное отверстие и музыкант мысленно произносит слог та, ту или ти (с большим или меньшим акцентом).

Мягкая атака выполняется аналогичным согласованным действием дыхания и языка. В этом случае язык отталкивается менее энергично и несколько смягченно, а исполнитель про себя мысленно произносит слоги ду, да, ди. диафрагма производит более плавное – в сравнении с твердой атакой, где идёт нагнетание воздушной струи.

Вспомогательная атака даже в своем названии отображает подчиненный характер ее применения и, как правило, для извлечения начальных звуков не используется. Она осуществляется только во взаимодействии с твердой или мягкой атакой при исполнении двойной или тройной атаки. Принцип ее выполнения противоположен способу производства твердой атаки. Произнесение слогов ка, ку, ки, используемых при вспомогательной атаке, происходит за счет активного функционирования корня языка, который исполняет роль клапана, регулирующего движение струи воздуха, формирующейся в гортани исполнителя, тогда как при твердой атаке скорость и сила воздушной струи концентрируются в полости рта, а в роли клапана выступает кончик языка.

Хорошее качество звука определяется во многом и качеством атаки, которая должна быть точной, четкой и твердой, но не грубой. В зависимости от характера исполняемой музыки (а также отдельной фразы или ноты) способы звукоизвлечения могут видоизменяться либо в сторону большей мягкости, либо в сторону наибольшей четкости и конкретности. Но несмотря на различные оттенки атаки, точное попадание на ноту – является основным требованием для музыканта - духовика.

АППЛИКАТУРНАЯ ПОСТАНОВКА

Аппликатурная постановка включает в себя – выбор рациональной аппликатуры, умение исполнителя применять разнообразные варианты аппликатуры в зависимости от сложности нотного текста, требований звуковысотного интонирования, необходимого характера звучания инструмента.

Совершенная пальцевая техника вырабатывается в процессе целенаправленных ежедневных занятий на инструменте. К числу основных недостатков в развитии пальцевой техники относится зажатость мышц рук и пальцев. Поэтому музыкант должен стремиться избавиться от скованности, подчинить работу пальцевого аппарата своей воле.

В исполнительском процессе на медных духовых инструментах активно действуют три пальца правой руки: указательный, средний безымянный. Они лежат на клавишах вентильного механизма и обозначаются как первый, второй и третий. Большой палец свободно располагается под верхней трубкой канала ствола инструмента. Большинство педагогов и методистов считают, что пальцы должны иметь слегка закругленную форму. Подушечки первого, второго и третьего пальцев мягко ложатся на клавиши. Ни в коем случае не допускается игра прямыми пальцами с опорой на клавиши первой или второй фалангами. Форма постановки пальцев в каждом отдельном случае должна обусловливаться строением руки в целом и другими особенностями конкретного исполнителя. Однако наиболее предпочтительны, не просто закругленные, а слегка закругленные пальцы. Такое положение обеспечит пальцам большую эластичность и подвижность в исполнении как технических, так и эпизодов кантилены: плоскость соприкосновения пальцев с клавишами вентилей увеличивается, благодаря чему у музыканта улучшается ощущение клавишей. Обучающийся должен усвоить аппликатуру своего инструмента и свободно пользоваться ею. В понятие «техника пальцев» музыканты вкладывают смысл о хорошо развитой способности пальцев к быстрым, точным и ритмичным движениям в процессе игры. Это относится к действиям правой руки при исполнительстве на духовых инструментах. Развитие техники пальцев должно быть постепенным. Важным условием успешного развития техники является отсутствие напряжения в организме исполнителя. Необходимое напряжение должны испытывать только мышцы, непосредственно занятые работой, все остальные мускулы должны быть ослаблены. Следует избегать лишних движений, затрудняющих исполнение. Работа по развитию техники пальцев требует ритмичности исполнения, соблюдения чистоты в переходах от звука к звуку, правильной подачи дыхания. Обучающийся должен играть в темпе, который позволяет проследить за ритмичностью. Для достижения чистоты в переходах нужно пользоваться упражнениями. Полезно изучение упражнений, основанных на звукоряде, состоящем из последовательного чередования тонов и полутонов. Упражнения следует чередовать с художественным материалом, воспитывающим также разные стороны техники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с целью и задачами нашей работы мы можем сделать следующие выводы - для успешного овладения игрой на духовых инструментах, необходимо усвоить основные правила постановки исполнительского аппарата, что подразумевает под собой рациональное взаиморасположение и взаимодействие всех его компонентов, таких как: положение корпуса, дыхание, губы, язык, пальцы. Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целое. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы. Период обучения правильной постановке исполнительского аппарата при игре на духовых инструментах требует от преподавателя и ученика большой выдержки и терпения. Ученики чаще всего не уделяют должного внимания этой проблеме и не осознают все возможности постановки свободного и рационального аппарата. И только столкнувшись со сложной техникой и виртуозными приёмами в более позднее время обучения, начинают понимать, скованность исполнительского аппарата становится серьёзным препятствием на пути к их профессиональному совершенству. Главным стимулом для ребёнка в занятиях – это интерес. Поэтому очень важно проявлять терпение и доброжелательность, быть для ученика не только требовательным педагогом, но и просто другом, интересным человеком, с которым познавательно общаться, и которого не стоит бояться, так как частой причиной неудач становится ещё и страх. С этим можно бороться через полное взаимопонимание ученика и учителя.




















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арбан Ж. Школа игры на трубе. - М.: Музыка, 1970

2. Болотин С. «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе». – Л.: Музыка, 1980

3. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956

4. Докшицер Т. А. Система комплексных упражнений трубача. - М.: Музыка, 1985

5. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики/ сост. И. Пушечников.- М., 1979.

6. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. / 1-М., 1964

7. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. / 2 - М., 1966

8. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып./ 3 - М., 1971

9. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып / 4 - М., 1976

10.Митронов А.П. Школа игры на трубе. - Ленинград: Музыка, 1986

11.Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л.: Музыка, 1980

12. Палкина И. Методика обучения игре на духовых инструментах. – Ростов, 2012

13. Ривчун А. «Школа игры на саксофоне». – М.: Музыка.

14. Свечков Д. «Духовой оркестр». – М.: Музыка, 1977.

15. Степанова М. Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ: Методическое пособие для преподавателей. - М.: Музыка, 1997

16. Сумеркин В. «Методика обучения игре на тромбоне». – М.: Музыка, 1987.

17. Усов Ю. «Методика обучения на трубе». – М.: Музыка, 1984



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!