СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад «Михал Клеофас Огинский. Наследие и время.»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о польском композиторе Огинском.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад «Михал Клеофас Огинский. Наследие и время.»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е.М. Беляева»

г. Клинцы, Брянской области














Методический доклад

на тему:

«Михал Клеофас Огинский. Наследие и время».











Преподаватель

спец. фортепиано

Соловьёва Л. Е.







г. Клинцы

2018 г.

Содержание


I Введение. Наследие М.К. Огинского в истории Беларуси.

3

II Основная часть.

4

2.1 Начало рода Огинских.

4

2.1.1 Детские годы М.К. Огинского.

5

2.1.2 Первые наставники. Общественная деятельность М.К. Огинского.

6

2.1.3 М.К. Огинский – дипломат.

7

2.1.4 Приезд в Беларусь и Россию.

7

2.1.5 Польское восстание. Эмиграция.

8

2.1.6 Встреча с Наполеоном.

9

2.1.7 Перемены в личной жизни.

10

2.1.8 Сенатор Российской империи.

10

2.1.9 Усадьба в Залесье.

10

2.1.10 Приезд в Италию.

11

2.1.11 Музыкальное наследие М. К. Огинского.

11

III Заключение.

13

IV Список использованной литературы.

14












О Михале Клеофасе Огинском мы знаем очень мало. Во всех энциклопедиях о нём несколько слов: польский композитор, политический деятель, автор известного полонеза «Прощание с Родиной», фортепианных пьес (мазурок, маршей, менуэтов, вальсов), романсов, оперы «Бонапарт в Каире», трактатов и мемуаров. В России исследованием музыки и биографии Огинского занимался знаменитый музыковед Игорь Бэлза. И, фактически, музыка Огинского исполняется редко, т. к. мало печатается. В нотной литературе мы можем встретить от силы 2-3 полонеза из 20 написанных, а 2 диска с музыкой Огинского были выпущены британской компанией «Олимпия» в 1998 г. И все литературные и биографические исследования о Михале Клеофасе Огинском изданы на английском и польском языке. И только в 1999 г. В Минске была опубликована книга Анджея Залуского «Время и музыка Михала Клеофаса Огинского», автором которой является прапраправнук самого Огинского. Михал Клеофас Огинский в 90-е годы стал очень популярен в Великобритании, благодаря своим прапраправнукам Иво и Анджеем Залуским. Иво Залуский смог записать компакт-диски, выступал с концертами музыки Огинского в Европе, а Анджей Залуский выступает с лекциями об этой династии. В 1996 г. они впервые посетили Беларусь, побывали в Вильнюсе, Сморгоне, Залесье, где жил Огинский со своей второй женой – итальянкой Марией Нери и где родилась в 1805 г. их дочь Амелия, которая вышла замуж за дипломата графа Кароля Теофила Залуского, в результате чего и образовалась новая ветвь в роду Огинских. Братья Залуские, побывавшие в Минске и Залесье при содействии посла Белоруссии в Англии, были приятно удивлены, что Михала Клеофаса Огинского, который считался польским композитором и литовским патриотом, в Белоруссии знают и любят больше, чем в Польше и Литве. Даже в 1992-93 г. его полонез чуть не стал национальным гимном (такая возможность рассматривалась специальной комиссией). Мало того, в 1994 г. была выпущена потовая марка Белоруссии, посвященная Огинскому, в городе Молодечно установлен памятник М. Огинскому, музыкальное училище в Молодечно носит его имя, в 2011 году имя Огинского получила улица в городе Гродно, есть улица Огинского в пригороде г. Минска, в 2011 году Национальный банк а Белоруссии выпустил Золотую монету «М.К. Огинский», в 2013 г. в городе Молодечно состоялась премьера оперы «Михал Клеофас Огинский. Неизвестный портрет», посвященной жизни композитора. А в Сморгони проходит конкурс молодых исполнителей имени Огинского. По видимому, эти обстоятельства так тронули прапраправнуков Огинского Иво и Анджея Залуских, что они отказались от гонорара один за исполнительскую деятельность в Белоруссии, а другой за публикацию своей книги на русском языке.

***

Наследие Огинского неотделимы от истории Беларуси, как и от истории Польши, Литвы, Франции, Италии, России. В то время, когда родился Огинский в 1765 году белорусские и литовские земли входи в состав Великого княжества Литовского, объединённого с Короной (польскими и украинскими землями) в общую Речь Посполитуго. По неподтверждённым сведениям род Огинских восходит к Рюрику Великому, основателю Киевской Руси, возникшего на несколько столетий ранее Московской Руси. Примерно в 1500 году великий князь литовский и впоследствии король Польши Александр Ягеллончик, передал во владение боярину Дмитрию Глушонку имение Огинты( по-польски «огински»). Его семья приобрела вес где-то на Смоленщине, участвуя в междоусобных воинах и борьбе против татар. На протяжении XVI и XVII веков Огинские занимали более или менее ответственные посты на местном и общегосударственном уровне в Литве. Родословная Огинских ведёт к двум богатым дядюшкам, один из которых Михалу Клеофасу Огинскому подарил имение в Залесье и Молодечно (нынешняя Беларусь), а второй – Михал Казимир (владелиц собственного оркестра, итальянских и польских оперных трупп, театра) передал племяннику в 1791 году большую часть своих поместий с условием, что тот возьмет на себя заботу о непогашенных долгах, что стало для Михала Клеофаса настоящей «головной болью» и при его жизни доставило массу проблем.



***

Михал Клеофас родился в Гузове, фамильном владении недалеко от Варшавы 25 сентября 1765 г. мать Михала Клеофаса, до того как выйти замуж за Андрея Огинского, дважды овдовела и имела двух сыновей. Старший сын являлся продолжателем рода Великой Польши, впоследствии захваченной Пруссией, а второй сын родился в Галиции (сейчас это западная Украина). А Огинские по происхождению литвины, потому Полину Огинскую – мать Михала Клеофаса называли «матерью 3-х провинций» - Польши, Украины и Литвы. Когда мальчику было 4 года, он понравился королю на одном из приёмов: король поставил Михала на стол, задал ему несколько вопросов по Библии и, удовлетворившись ответом, спросил мальчика, кем он станет, когда вырастет. «Я хочу служить своей стране, но не хочу быть королём, так как люди говорят, что Ваше Величество очень несчастны», ответил ребёнок. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отца назначили послом в Вену. Время было смутное, поэтому Андрею Огинскому со свитой дали сопровождение из двух тысяч поляков и татар, а позднее к ним присоединились пятьсот русских под командованием Суворова, тогда ещё полковника. Михал Клеофас со своей сестрой побаивался строгого вида Суворова, который, однако, любил детей и всё время угощал их яблоками.

В Вене сестру Огинского отдали в женский монастырь, а для Михала наняли гувернёра Жана Ролея, бывшего наставником императора Леопольда. По воспоминаниям Огинского ему было интересно с этим замечательным учителем. Жан Ролей обнаружил, что семилетний мальчик умеет читать, знает цитаты из Библии. Больше его тревожило, что мальчик был толстоват. Он изменил рацион мальчика, заставлял его есть много фруктов, тушеных овощей, ограничивал употребления мяса, брал его с собой в длительные прогулки вдоль крепостных валов Вены. Что касается обучения, оно было ориентировано на личность ребёнка, его потребности, хотя являлось строгим и требовательным. Михал постиг геометрию, ботанику. Занятия давали понимание основ предмета, сопровождались посещением крестьянских домов вместе с Ролеем, который учил мальчика уважать трудящийся класс, объяснял важность труда, взаимообмена и денег. Когда мальчик подрос, Жан Ролей пригласил учителей по отдельным предметам. Его познакомили с латинским языком. За полтора года он прочёл почти всего Цицерона, Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала. Познакомился с произведениями Вольтера и Руссо. Интересовался химией, математика интересовала его менее, но когда он увлёкся астрономией, он вернулся к изучению и математики. До 16 – ти лет он изучал право, прекрасно писал по-польски и знал всё о польской литературе. Поклонники могут спросить, а где же среди всего этого находилось место музыке. А музыка входила в его жизнь в те короткие промежутки свободного времени, которые у него были в течение нескольких лет с 10 летнего возраста. Для сестры наняли учителя музыки - 16 ти летнего Иосифа Козловского и Михал Клеофас настоял, что он тоже будет учиться музицированию. Вскоре юный Огинский стал отличным пианистом и скрипачом. Игре на скрипке он обучался у Ярновича, а позднее совершенствовался в Италии у Дж. Б. Виотти и П.М. Байо.

***

В возрасте 18 лет молодой Огинский берёт на себя управление владениями своего болеющего отца. Шаг этот был необычен, так как большинство землевладельцев передавало управление своими имениями в руки управляющих. Поэтому Михалу Клеофасу было некогда появляться в обществе. Отец его был воевода в троках, но из-за болезни, он поручил Михалу Клеофасу представлять его на выборах в 1784 году в сейм – парламент Речи Посполитой. Но вышло недоразумение. Все подумали, что молодой Огинский сам приехал претендовать на избрание в сейм. С трудом ему удалось выполнить поручение своего отца и отказаться от чести быть уже избранным. Хотя через два года он все-таки был избран в сейм 1786 года.

Общественная деятельность Михала Клеофаса началась с избранием его в сейм – национальное собрание. В 1790 году его назначили посланником в Гаагу. В то время Россия торговала с Британией. С ростом Российской мощи баланс сил на востоке нарушился. Возникла вероятность войны Британии против России. Михала Клеофаса посылают в Лондон для секретных переговоров с британским премьер – министром Уильямом Питтом. Так начинается дипломатическая деятельность Огинского.

***

Начиная с этого времени Михал Клеофас ведёт записи своих действий. В последствии описывать свои наблюдения станет для Огинского потребностью и в 1826 году будут впервые опубликованы мемуары Михала Клеофаса в 4- х томах на французском языке. В печати того времени о мемуарах Огинского писали: «Эти мемуары скорее можно рассматривать не как биографию, а как полную историю Польши за последние 40 лет».

В Гааге Огинский как посол Польши был представлен принцу и принцессе Оранским и группе блестящих дипломатов, а позднее в Лондоне Огинскому был оказан хороший приём, где он был так же представлен в королевском дворе.

***

В 1791 году Огинский приезжает в Беларусь, чтобы помочь своему дяди разобраться с имением, которое потом он унаследовал. В это время в Могилёве встречается с Потёмкиным (фаворит Екатерины). Во время беседы политика не затрагивалась. В основном речь шла об искусстве. Потёмкин высказывался относительно англичан, что они ничего не понимают в музыке и живописи и саркастически отзывался о польском короле. Оказывается, по слухам, Потёмкин претендовал на польскую корону.

В декабре 1792 года Огинский приезжает в Санкт – Петербург. Он был хорошо принят и представлен Екатерине, которая встретила его «уважительно и приветливо». Причина такого отличного приёма в том, что его полонез фа – мажор, сочинённый в Варшаве, пользовался в русской столице огромной популярностью. Под его музыку танцевали на всех балах. В эти годы Россия вела борьбу с Речью Посполитой. По мнению императрицы Екатерины, Огинский заслуживал место в структуре управления страной. Ему были сделаны 3 предложения: управление собственностью короля речи Посполитой; опека над молодым богатым двоюродным братом Огинского, Родзивиллом; место службы по своему выбору в правительстве. Огинский выбрал третье – службу в правительстве и был назначен казначеем Литвы (за что потом узнал надо дать взятку Екатерининскому фавориту Платону Зубову).

***

В 1794 году в Варшаве вспыхивает восстание под управлением Тадеуша Костюшко. Цель восстания – свободная Польша.

Прусский король с польским войском прорывается к Варшаве. Здесь можно отметить то, что эта война ведётся за английские деньги, выданные прусскому королю для борьбы с французской революцией.

В это время Огинский узнаёт, что в ночь с 22 на 23 апреля 1794 года должно начаться восстание в Вильно. Чтобы избежать неприятности, он с женой Изобеллой Лосоцкой успевает уехать, но по дороге арестован, объявлен врагом народа. Друзья его спасли, и объявления были сняты. В своём имении в Беларуси Огинский поднимает своих крестьян на восстание, организует небольшой отряд, к которому ещё присоединяются две сотни конников, которые ведут партизанскую войну.

В августе этого же 1794 года восстание было подавлено, и армия Костюшко была разбита русскими войсками под управлением Суворова. После этих походов над Огинским опять нависла угроза: за его голову обещана награда, а самое меньшее, что ему грозило – это Сибирь. Михалу Клеофасу удалось уехать под видом слуги госпожи Родзивилл с чужим паспортом и под чужой фамилией Михаловский.

Что интересно: когда он в Вене встретился со своей женой, то репутация жены пострадала. Многие были шокированы тем, что Огинская «водится» с каким-то типом по имени Михайловский. Это было первое вымышленное имя из ряда тех, которыми Огинскому пришлось использовать в последующие два года в изгнании.

В Вене Михал Клеофас пробыл всего 10 дней и отправился с женой в Венецию, где их ждали паспорт и письмо от Суворова с сообщением, что Огинскому будет гарантирована безопасность в случае его возвращения. В другом письме от губернатора Литвы Репнина, Огинскому предлагалось написать угодливо-покорное письмо Екатерине, чтобы сохранить в собственности свои имения в Беларуси. Но Михал Клеофас знал, что все руководители восстания вместе с Костюшко томились в тюрьме Санкт-Петербурга. Письмо императрицы он не написал, а выбрал жизнь изгнанника. В эмиграции он путешествует по Франции, Италии. Посещает карнавалы, Дворцы, театры. В связи с нехваткой средств отсылает свою жену к её отцу в Польшу.

В Париже поляки считали необходимым направить польских представителей в Константинополь, чтобы попытаться подтолкнуть турок к новой войне с Россией. Выбор пал на Михала Клеофаса Огинского.

В Константинополе Огинский пробыл 6 месяцев и понял, что дипломатические отношения с Турцией не складываются и через Балканский хребет ещё с двумя поляками купец мосье Мартен продвигается пешком по горной местности к Бухаресту. Им был граф Огинский, скрывавшийся под новым псевдонимом.

Последний этап путешествия проходил через Карпатские горы ночью, по малоизвестным тропам, чтобы обойти австрийских пограничников. В Галиции даже в деревнях висели плакаты, в которых сообщалось о розыске Михала Клеофаса с описанием его внешности. В Кракове ему едва удалось избежать ареста. Только в Париже Огинский смог вернуться к политической активности и заниматься музыкой. Он берёт уроки у Эльзасского пианиста Жана Луи Адама-профессора консерватории.

***

В Париже 1797 года Огинский был представлен Наполеону. Личность Бонапарта вызывала всеобщий интерес. Эти года для Михала Клеофаса памятны главным образом встречами с Наполеоном. Тогда он принял окончательное решение не доверять Наполеону и не верить в то, что Бонапарт намерен снова сделать Польшу независимой страной.



***

Происходят перемены в личной жизни Огинского. Он расстаётся с первой женой и со старшими двумя сыновьями. Редкие встречи и семейная жизнь на расстоянии разрушила брак. Второй женой Михала Клеофаса стала итальянка Мария де Нери. Во втором браке у Огинского рождается 5 детей, но вторая дочь – маленькая София в биографии композитора не упоминается, т.к. она умерла ещё в младенчестве. Любимой дочери Амелии композитор посвящает Полонез № 11 соль - мажор.

***

В 1801 году после убийства императора Павла, на престол царской России взошёл Александр I. Возвратившись в Литву в начале 1802 года, Огинский обнаружил, что Александр благосклонно относится к полякам и к нему лично. Вскоре Александр назначил Михала Клеофаса сенатором Российской империи и личным советником. Новый пост давал ему возможность помогать своим соотечественникам в Литве.

В начале войны с Наполеоном 1812 года Огинский в Санкт - Петербурге несколько раз встречался с Михаилом Кутузовым, ценил его за то, что он был мудрым и справедливым губернатором Литвы и был рад назначению Кутузова главнокомандующим русской армии.

Все годы деятельности в качестве сенатора Российской империи Огинский добивался восстановления независимой Польши, предлагал проект создания Великого княжества Литовского в составе России, известный под названием план Огинского, который однако, был отвергнут.

***

До 1802 года Огинский со своей семьёй проживал в поместье Залесье, находящимся на полпути между Вильнюсом и Минском. Михал Клеофас занимался строительством своей собственной усадьбы. Усадьба оказалась удивительно скромной: просторный одноэтажный новый дом, часовые, жилые помещения для слуг, водяная мельница, конюшня и огромный парк в английском и французском стиле. Часть главного здания отвели под «оранжерею», где выращивали экзотические тропические фрукты. В Залесье приезжало много гостей. В доме часть музицировали. Даже создали струнный квартет, в котором первую скрипку исполнял сам Огинский, испанский скрипач Эскудеро был второй скрипкой, Козловский (учитель Огинского) играл на виолончели, а на альте играла дочь Козловского.

***

В 1823 году пошатнувшее здоровье вынуждает композитора переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет и умер 15 октября 1833 года. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче, где ему с женой поставлен красивый памятник.

***

И так, где можем сегодня лицезреть наследие Огинского? Если не считать музыки, его 60-ти написанных произведений, мы можем изучить его влияние на двух человек: его старшая дочь Амелия стала композитором и художником; сын Иренеуш Огинский стал самым просвещённым управляющим обширных семейных владений. Он открыл школы, строил дороги, защищал интересы студентов.

Но, если спросить в России любого человека старше 20 лет с чем Вы ассоциируете фамилию Огинский, то любой Вам ответит: «С полонезом Огинского». Хотя была одна передача по Российскому каналу, где на конкурсе красоты задавали вопрос девушкам на IQ: «Кто написал полонез Огинского?» И они долго думали и отвечали невпопад.

Так вот в годы жизни композитора считался «Полонез Огинского» не ля – минорный, а фа – мажорный полонез с трио в фа – миноре. Именно он совершил «кругосветное путешествие», который иногда по-французски называют Polonaise favorite(«любимый полонез»), а по-немецки «Toten Polonaise» («Полонез смерти»). И, странно то, что этот полонез фа – мажор немного слабее полонеза ля-минор, который известен как «Полонез Огинского», но и слабее почти всех полонезов. Популярность этого полонеза способствовало то обстоятельство, что появились слухи, будто обманувшись в любви, композитор покончил жизнь самоубийством. Некоторые редакторы заработали деньги за счёт самовольного его издания. Люди страшно разочаровались, когда узнали, что романтическая история, связанная с их любимым музыкальным произведением оказалась вымыслом. Позднее французы украсили легенду, выпустив в свет издание, на обложке которого помещена картина с комментариями: «Огинский, полный отчаяния от того, что его любовью пренебрегают, лишает себя жизни, в это время исполняется полонез, сочинённый им для своей возлюбленной, которая танцует под эту музыку с одни из его соперников».

Кроме 20 полонезов, Огинский написал вальсы, кадрили, марши и один Менуэт ля – минор. Он всегда подчёркивал, что его музыка носит не «утилитарный характер», и предназначена не для танцев, а для слушания.

Раньше возникал вопрос, действительно ли Огинский сочинил одноактную оперу «Зелида и Валькур», или Бонапарт в Каире «В этом сомневался сам Игорь Бэлза, но сомнения были развеяны Виктором Скоробогатовым, выдающимся белорусским баритоном, солистом оперы, который изучал вокальную музыку Огинского. По данным Скоробогатова опера написана в 1803 году для Санкт – Петербургской сцены в то время, когда Наполеон ещё не вызывал раздражения у Огинского тем, что объявил себя императором.

Романсы, количество которых составляет примерно 20, являются самыми интересными сочинениями Михала Клеофаса. Для некоторых Огинский написал и стихи. По качеству они не уступают полонезам, но были менее популярны потому, что в XIX веке не наблюдалось склонность высоко оценивать романсы. Музыка романсов была слишком утончённой для посетителей концертов тех лет. Виктор Скоробогатов и ряд студентов Белорусской Академии музыки проделали в последнее время огромную работу, чтобы популяризовать в Беларуси эти романсы в белорусском переводе. В музыке XIX века есть много следов влияния Огинского, это особенно очевидно в первых полонезах Шопена. Особенностью фортепианной музыки Огинского является то, что она часто исполняется скрещенными руками. Это объясняется тем, что сам композитор музицировал нерегулярно, у него страдала техника, и всякий раз, когда ему хотелось сыграть мелодию в басу, он исполнял её правой рукой.

Наконец мы переходим к «Письмам о музыке», адресованные, возможно, воображаемому «другу во Флоренции», а может быть, этот друг действительно существовал, с которым Огинский исполнял произведения камерной музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена. В письмах композитор приводит различные забавные истории, связанные с полонезом фа – мажор; обсуждает национальные черты польской музыки и музыки других европейских стран, а так же турецкой музыки. Одно из писем посвящает вокальной музыке, композиторам и исполнителям, т.к. часто посещал оперные спектакли и слышал всех великих певцов своего времени. В письме, посвященном истории фортепиано, Огинский восхищен пианистом Фильдом. Особые впечатления произвели на него концерты для 2-х ф-но в исполнении Фильда и Штейбельта в Санкт – Петербурге. Однажды Огинский встретился с Гайдном в гостиной графа Эстергазы в Вене, когда пожилой композитор слушал исполнение своих собственных квартетов. Один раз Огинский пересекался даже с Моцартом, но не подозревал об этом, к сожалению, не переговорил с ним о музыке, которой так восхищался. С Бетховеном Михал Клеофас никогда не виделся.

***

В своей беседе с вами я постаралась раскрыть таинственную и незаурядную жизнь Михала Клеофаса Огинского стой стороны, с которой мы о нём знаем мало.










Список использованной литературы:

  1. Залуский А. Время и музыка. Михала Клеофаса Огинского. Перевод с английского В. Блютого. М., 1999.

  2. Залуский И. Ген Огинского. Перевод с английского В. Блютого. М., 2007.

  3. Белза И. Михал Клеофас Огинский. М., 1974.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!