СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический доклад "«Атака звука. Штрих стаккато»"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей разработке хотел бы классифицировать атаки звука как: простая, мягкая и вспомогательная. 

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад "«Атака звука. Штрих стаккато»"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования


Сафоновская детская школа искусств









Отделение «Струнные, духовые и ударные инструменты»






Доклад на тему:

«Атака звука. Штрих стаккато».


















Докладчик:

Преподаватель Жуков Ю.А.





Сафоново 2021г.







Атака звука, штрих стаккато.

Атака звука и штрихи очень близки в своих понятиях. М.Табаков в своей четырехчастной «Школе» рекомендует для изучения только два штриха – staccato и legato, термин «штрих» он заменяет понятием «виды атаки звука». Т. Докшицер посвятил штрихам на трубе грампластинку, и внес ясность в определение данного термина. Он пишет: «Штрих – это не только начало звука, а и определенный характер его ведения, способ окончания и, в определенных случаях, способ соединения звуков. Каждый штрих имеет три зоны – начало, стационарную часть и окончание. В.Блажевич в своей школе игры на тубе заявил о возможности применения при игре на духовых инструментах следующих видов атак: Атака без толчка языка; Мягкая атака (portamento); Атака non legato; Звучащая атака (detache); Акцентированная атака (sforzando); Тяжелая атака (pesante); Короткое staccato (spiccato); Отрывистое staccato (secco); Staccatissimo; Двойное staccato; Тройное staccato. Систематизируя взгляды В. Блажевича, Б. Григорьев, являющийся его учеником, в своей «Школе игры на тромбоне» разделил штрихи на три группы: а) группа с твердой атакой (detache, pesante, marcato); б) группа с укороченной атакой (spiccato, secco, staccatisimo); в) группа с мягкой атакой (non legato, tenuto, portamento).

Рассмотрим атаку - начало звука.

Говорить об атаки звука невозможно без раскрытия понятия артикуляции. Латинское слово, в переводе означающее расчленение, членораздельное, ясное произнесение. В фонетике этот термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого неба, языка, губ, зубов). В музыке артикуляция – это способ исполнения на инструменте последовательности звуков. Большое значение имеет и физическое состояние гортани, мышц горла, голосовых связок, мягкого неба, носоглотки, полости рта, которые влияют на характер и качество звука – его звукоизвлечения, ведение и окончание. Поэтому артикуляцию непременно надо связывать в первую очередь с атакой, с началом звука.

В своей разработке хотел бы классифицировать атаки звука как: простая, мягкая и вспомогательная. Каждый из этих способов отличается произношением разных слогов (артикуляций) :

ТА, ТУ, ТИ –  для простой,            

ДА,  ДУ, ДИ – для мягкой,

 КА, КУ, КИ – для вспомогательной атаки.


В действительности любую ноту на духовом инструменте можно начать и без помощи языка. Её можно начать таким же образом, как вы начинаете первую ноту при свисте – своего рода легкий толчок воздуха.  

Единственный недостаток этого – вы никогда не можете быть уверенными, в какой именно момент ваши губы смогут «поймать» воздушную струю и начать вибрировать. Такая неопределенность совершенно недопустима, учитывая, что при исполнении музыки даже полсекунды имеют значение.

Четкое начало звука зависит от движения языка, обязательно с координацией всех частей исполнительского аппарата. И непременно координируя данные положения со слуховыми ощущениями. Начало звука ( атака) - это его основа, это отрыв кончика языка от зубов ( на язычковых инструментах от края трости), что снимает герметичный заслон и позволяет воздуху устремиться к губам (или трости) вызывая вибрацию  точно в  нужный момент

Из всего разнообразия штрихов хочу разобрать стаккато.

Staccato - итальянское слово означает «отрывисто», «оторванный, отдельный». Обозначается точками под или над нотами. Staccato должно быть упругим и всегда легким. Для правильного исполнения staccato большое значение имеет умение исполнителя правильно атакировать звук. Я рекомендую исполнять его на слог «ТАТ», где «ТА» – это начало звукоизвлечения, а «Т» это прерывание звука. Многие методики указывают на то, что окончание звука должно происходить без участия языка. Я с этим не совсем согласен, ведь многое зависит от темпа и характера исполняемого произведения, от стиля и манеры. Штрихом staccato, как правило, серьёзно не занимаются. Это когда он получился сразу. Но часто случается так, что над ним надо тренировать в медленном и умеренных темпах. Этот штрих является основой исполнительской базы всех других, последующих штрихов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Атака звука - это основа исполнительских штрихов и необходимо постоянно на уроках обращать внимание обучающихся на качество звукоизвлечения.

Штрих стаккато считаю наиболее сложным для исполнения, потому что он требует большей концентрации внимания, участия в работе всего исполнительского аппарата, выдержки, правильной (убедительной) интерпретации изучаемого произведения. Поэтому считаю, что на уроках не следует прибегать к чрезмерному давлению на обучающегося в силу того, что это очень индивидуально и ребёнок может невольно схитрить –поймать лёгкость исполнения приёма стаккато горлом (горловое, сдавленное. Моё определение)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. Табаков «Школа игры на трубе».

2. Докшицер Т. А. «Методика обучения игре на духовых инструментах».

3. В.Волков, Б. Диков, К.Лысенко «Школа оркестрового исполнительства».           

ВДФ при МГК.

4. Б Григорьев «Школа игры на тромбоне».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!