СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания практических занятий дисциплины Ен.03 экологические основы природопользования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания  по выполнению практических  занятий дисциплины Экологические основы природопользования предназначены для студентов и являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и разработаны на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений . Приказ от 28 июля 2014г. № 831.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания практических занятий дисциплины Ен.03 экологические основы природопользования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

ГАПОУ “ПСЭК им. П. Мачнева»

Методические указания по выполнению практических занятий 5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»









МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

дисциплины

ЕН.03 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений


















ОДОБРЕНО

МК общепрофессиональных, математических и естественно-научных дисциплин

Протокол заседания МК №__1__ от «_25__»__08____

Председатель МК_Кубасова Н.А.




АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Хиль Е.Ю. , преподаватель ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева»

Методические указания по выполнению практических занятий дисциплины Экологические основы природопользования предназначены для студентов и являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и разработаны на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений . Приказ от 28 июля 2014г. № 831.

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися знаниями, умениями по экологическим основам природопользования, в том числе общими (ОК) компетенциями:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1

оценивать эффективность выбранных методов

основные экологические понятия и термины; методы экологической науки

ОК2




ОК9

определять необходимые источники информации; применять специализированное программное обеспечение и технологии автоматизированной обработки информации для сбора, хранения и обработки информации о природных и природно-антропогенных объектах и мониторингу окружающей среды; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне экологической информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.

методы и средства обработки, хранения и накопления информации о природных и природно-антропогенных объектах; основные этапы организации документооборота о природных и природно-антропогенных объектах

ОК3

применять средства и методы познания окружающей среды для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и экологического самообразования.

законы функционирования природных систем; основы рационального природопользования; особенности взаимодействия общества и природы

ОК4

организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством и клиентами в ходе профессиональной деятельности с учетом экологической безопасности

совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы

ОК5

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК6

формировать среду жизнедеятельности граждан российского государства;

анализировать и прогнозировать экологические последствия международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

понятие среды жизнедеятельности граждан российского государства;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

ОК7

соблюдать нормы экологической безопасности;

оценить чрезвычайную ситуацию, составить алгоритм действий и определять необходимые ресурсы для её устранения.

правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;

основные виды чрезвычайных событий природного и техногенного происхождения, опасные явления, порождаемые их действием.

ОК10

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на экологические темы, понимать тексты; участвовать в диалогах; писать простые связные сообщения на экологические темы.

правила построения простых и сложных предложений на экологические темы; основные общеупотребительные глаголы; лексический минимум, относящийся к описанию экологических предметов и явлений, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов экологической направленности.

ПК 1.1 ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

оценивать воздействия на окружающую среду; понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования

основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды

ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3

ПК 2.4

использовать теоретические знания экологии в практической деятельности.

теоретические основы экологического мониторинга; принципы размещения производства; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

ПК 3.5

определять вредные и (или) опасные факторы воздействия производства строительных работ, использования строительной техники и складирования материалов, изделий и конструкций на окружающую среду; использовать нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды; оформлять документацию по исполнению правил и требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

требования нормативных документов в области охраны окружающей среды; основные вредные и (или) опасные производственные факторы, виды негативного воздействия на окружающую среду при проведении различных видов строительных работ и методы их минимизации и предотвращения; правила ведения документации по контролю исполнения требований охраны окружающей среды; меры административной и уголовной ответственности, применяемые при нарушении требований к охране окружающей среды.

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

задачи и цели природоохранных органов управления и надзора











СОДЕРЖАНИЕ





п.п.

Наименование раздела

Стр.

1.

Введение

4

2.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ практических занятий


4

3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К П.З..№ 1.

Определение антропогенной нагрузки на природные экосистемы в результате профессиональной деятельности и пути ее снижения


5

4.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К П.З..№ 2

Изучение нормативных документов по рациональному природопользованию окружающей среды ( ФЗ и Кодексы РФ по охране природной среды)

10













ВВедение

уважаемый студент!

Методические указания по дисциплине Экологические основы природопользования для выполнения практических занятий созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим занятиям, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практического занятия, Вы должны внимательно прочитать цели и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с программой дисциплины Экологические основы природопользования.

Все задания Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практическом занятии Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическому занятию необходимо для получения зачета по дисциплине Экологические основы природопользования, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.



ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в учебном плане образовательной программы по конкретной специальности ППССЗ и далее отражается в рабочих программах дисциплин.

Тематика и количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в рабочих программах дисциплин

Максимальная нагрузка по дисциплине 34 ч., в том числе общий объем обязательной аудиторной работы по данной дисциплине (всего занятий) составляет 34ч., из них 4 ч. отводится на практические занятия в 1-ом семестре.

Состав заданий для практических занятий должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов.


Практическое занятие №1


Тема: «Определение антропогенной нагрузки на природные экологические системы в результате профессиональной деятельности и пути ее снижения».


Продолжительность: 2часа


Цель работы: Научиться анализировать влияние антропогенной деятельности на природные экосистемы.


Образовательные результаты:

Студент должен

Уметь: определять вредные и (или) опасные факторы воздействия производства строительных работ, использования строительной техники и складирования материалов, изделий и конструкций на окружающую среду;

Знать: законы функционирования природных систем; основы рационального природопользования; особенности взаимодействия общества и природы

Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия

Основная литература

  1. В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе Экологические основы природопользования: учебник– 14-e изд., Москва Издательский центр «Академия» 2013

2.Маврищев, В. В. Общая экология [Электронный ресурс]: курс лекций / В. В. Маврищев. – 3-e изд., стер. - М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. – 299 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=255387

Дополнительные источники

  1. Разумов, В. А. Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Разумов. – М. : НИЦ Инфра-М, 2012. – 296 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=315994

  2. Протасов, В. Ф. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для СПО / В. Ф. Протасов. – М. : Альфа-М, Инфра-М, 2010. – 302 с.

Оборудование и материалы: методические указания

Методы: беседа, практический.

Содержание


1 этап Организационный момент:

Инструктаж по технике безопасности.

Вводная беседа преподавателя (определение проблем и целей работы)


2 этап Выполнение

Теоретическая часть

Воздействие человека на природные экосистемы.

Человек является частью природы и в то же время оказывает на природу огромное воздействие, которое может иметь положительное и отрицательное значение. Так же как растения и животные, человек является составным элементом окружающих его экосистем. Насколько сильно зависит он от своей естественной среды показывают следующие цифры: без воздуха человек может прожить около 3 мин, без воды - 3 дня, без пищи - немногим более 30 дней.

В доисторические времена зависимость человека от природной среды была полной. Охотники и собиратели состояли с окружающими видами в отношениях хищника и жертвы но в ходе истории человеку удалось в значительной степени освободиться от подчиненности факторам природной окружающей среды. Человек использует природные ресурсы с помощью техники. Так, неподходящие для него температуры он выравнивает посредством отопления или охлаждения, а нехватку осадков возмещает поливом.

Однако по мере развития человечества растут и побочные эффекты этого развития: истощение невозобновимых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разрушение природных экосистем и замена их антропогенными экосистемами, нарушение исторически сложившихся природных равновесий.

Негативное воздействие человека на природные экосистемы может проявляться следующим образом.

Уничтожение отдельных членов экосистемы, что может лишить других ее членов возможностей существования.

Уничтожение насекомых приводит к тому, что некоторые рыбы и птицы лишаются своей пищи. Когда в больших количествах гибнут пчелы от отравления средствами защиты растений, падают урожаи фруктов зависящие от опыления пчелами. Вмешательством человека с нежелательными последствиями можно назвать и непродуманное введение в экосистему таких видов животных и растений, которые раньше в ней отсутствовали. Например, новые члены экосистемы, не сдерживаемые естественными врагами, которых нет в новом для них месте. Иногда чрезвычайно размножаются. Гак случилось с ондатрой, енотом-полоскуном, колорадским жуком в Центральной Европе, с кроликами в Австралии.

Загрязнение природы вредными и токсичными веществами.

Ядовитые и вредные вещества, например неочищенные сточные воды, отбросы, выхлопные газы, радиоактивные вещества, попав в экосистему, не исчезают бесследно. Даже низкие их концентрации, действуя долгое время, могут повредить человеку, животным и растениям. Как показывают наблюдения, некоторые яды могут передаваться по пищевым цепям и сетям. Например, тяжелые металлы (свинец и др.) передаются из растений корове, оттуда в молоко, а с молоком человеку. Инсектициды (пестициды) поступают с отравленными насекомыми в насекомоядную рыбу, а затем к человеку или птице, съевшей эту рыбу. Кроме того, в отдельных звеньях пищевой цепи может происходить нарастающее накопление ядов, если они не разлагаются и не выводятся организма.

Загрязнение теплом

Тепловые отходы от работы систем охлаждения ТЭС и АЭС, которые попадают в реки, приводят к тому, что в реках повышается среднегодовая температура. Особенно опасны в этом отношении АЭС.

Например, АЭС средних размеров, дающая 3000 МВт электроэнергии, производит в час более 5x109 ккал бросового тепла. Тепловое загрязнение рек приводит к следующим отрицательным эффектам для вводных экосистем: усиливается восприимчивость организмов к токсичным веществам и к заболеваниям; обычная флора заменяется сине-зелеными водорослями, т. е. водоем “ цветет”; при повышении температуры воды животным нужно больше кислорода, а его способность растворяться в теплой воде ограничена.

Все эти негативные воздействия человека на природные экосистемы приводят к нарушению природного равновесия, уничтожению многих видов растений и животных и к другим необратимым последствиям.

Практическая часть.

Заполните таблицы:

-приведенные ниже примеры запишите во 2-й столбец таблицы;

-напротив каждого примера запишите свои ответы в 3-м столбце и предложения в 4-м.



Последствия человеческой деятельности в природе:

Примеры

Какие происходят изменения природных экосистем, их видового состава?

Ваши предложения по улучшению экологической ситуации

1

2

3

4

Обратимые:
























Необратимые:




















1.  Возникновение стихийных свалок бытовых отходов.

2.  Выращивание монокультур (пшеница, рис, кукуруза, соя, сахарный тростник) на обширных территориях.

3. Вырубка леса выращивания сельскохозяйственной продукции и строительства жилья на освободившейся площади.

4. 3агрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов серы, азота.

5. Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений.

6. Использование пестицидов.

7.0сушение болота или создание искусственного водохранилища.

8. Потрава пастбищ домашним скотом.

9. Сброс воды, загрязненный бытовыми органическими веществами, в водоемы

10. Уничтожение хищников.

3 этап. Закрепление

Сделайте вывод о последствиях влияния на экосистемы человеческой деятельности.

4 этап. Подведение итогов

Критерии оценки выполнения ПЗ

Оценивая итоговое задание, преподаватель ставит отметку:

«5» –  работа соответствует всем критериям, студенты демонстрируют творческий подход, самостоятельно находят дополнительный материал;

«4» – работа  не соответствует 1-2 критериям;

«3» –  работа не соответствует более чем 2-м критериям;

«2» – работа не соответствует  ни одному из критериев. 

Критерии для оценки самостоятельной деятельности студента:

Практические занятия оцениваются преподавателем, исходя из следующих критериев успешности итоговых работ:

1)соответствие содержания работы заявленной теме и оформление в соответствии с  существующими требованиями;

2)логика изложения, взаимосвязь  структурных элементов работы;

3)объем, характер и качество использованных источников;

4)обоснованность выводов, их глубина, оригинальность;

5)теоретическая и методическая достаточность, стиль и качество оформления.







Практическое занятие №2


Тема: Изучение нормативных документов по рациональному природопользованию окружающей среды ( ФЗ и Кодексы РФ по охране природной среды)


Продолжительность 2 часа

Цель работы: изучить правовые вопросы экологической безопасности.

Образовательные результаты:

Студент должен:

уметь:

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте ;

знать:

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия Основные источники:

  1. В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе Экологические основы природопользования: учебник– 14-e изд., Москва Издательский центр «Академия» 2013

  2. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.; Академия, 2002г.;

  3. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.; АО «МДС», 1995;

  4. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии. – М.: 1997;

  5. Путилов А.В. Охрана окружающей среды.- М.: Химия,1991.

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  2. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. - М., 1996.

  3. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.

  4. Под. Редакцией Данилова – Данильянца В.И. Проблемы экологии России. – М.: ВИНИТИ, 1993.

  5. Красная книга Московской области – М., 2009г.

  6. Федеральные законы «Об охране окружающей среды»; «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях»

  7. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения
    нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству;

  8. Рио-Де-Жанейровская декларация по окружающей среде и развитию

Оборудование и материалы: методические указания

Методы: беседа, практический

Содержание

1 этап. Организационный момент

Инструктаж по технике безопасности.

Вводная беседа преподавателя (определение проблем и целей работы)

2 этап. Выполнение

Задание 1: Познакомиться с ФЗ «Об охране окружающей среды», заполнить таблицы №1 и №2

Таблица №1

Принципы природоохранной политики

Главы и статьи ФЗ

«Об охране окружающей среды»

1.Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.


2.Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.


3.Рациональное использование природных ресурсов.


4.Соблюдение требований природоохранного законодательства в совокупности неотвратимости наказания за экологические нарушения.


5.Гласность в работе органов, занимающихся вопросами экологии, тесная связь с общественностью и населением в решении природоохранных задач.


6.Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.


Таблица №2

Права граждан в области охраны окружающей среды

Обязанности граждан в области охраны окружающей среды

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4….

Задание 2: Познакомиться с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ответить на вопросы.

А) Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются:

  1. к продукции производственно-технического назначения, товарам для бытовых нужд и технологиям их производства;

  2. к потенциально опасным для человека веществам;

  3. к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, контактирующим с ними материалам;

  4. к продуктам, ввозимым на территорию РФ;

  5. к организации питания населения;

  6. к питьевой воде;

  7. к атмосферному воздуху;

  8. к эксплуатации производственных помещений;

  9. к условиям труда;

  10. к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека законодательств

3 этап. Закрепление

1) Какие виды ответственности за нарушения санитарного законодательства предусматриваются законом.

2) Каков порядок наложения штрафа за санитарные правонарушения.

3) Кто возмещает вред личности или имуществу граждан в результате нарушения санитарного

4 этап. Подведение итогов урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!