СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания к выполнению самостоятельной работы по ИТПД для специальности 15.02.01

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке приведены приемы и правила выполнения самостоятельной работы по информационным технологиям в профессиональной деятельности  для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к выполнению самостоятельной работы по ИТПД для специальности 15.02.01»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»




РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения

протокол № ____

от «___»_____________2017г.

Председатель МО

Филиппова Л.Н.____________

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий ОПССЗ

____________О.М. Ткачева

«___»_____________2017г.









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.09 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для специальности СПО: 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»









Составитель: Элькинд Н.Д.











Краснокамск 2017

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.09 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по ИТПД соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.

По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» предусмотрено: аудиторной нагрузки - 54 часа, в т. ч. практические работы – 40 часов, самостоятельной работы – 27 часов.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины.

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

  • активизация самостоятельной работы студентов;

  • содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;

  • выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

  • управление познавательной деятельностью студентов.

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

  • определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;

  • установление требований к результатам изучения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • оформлять конструкторскую и технологическую документацию с использованием специальных компьютерных программ.

знать:

  • базовые, системные, программные продукты и пакеты прикладных программ.


Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.


Виды самостоятельной работы:

  • текущая работа с учебником, лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

  • поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме курса;

  • написание реферата по заданной проблеме;

  • создание презентации по заданной теме;

  • подготовка кроссворда по заданной теме;

  • творческие задания: оформление документов, создание базы данных и др.

Инструкции по выполнению заданий


  1. Требования к составлению конспекта:

Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста. Конспект нужен для того, чтобы:

  • научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

  • выделить в письменном тексте самое необходимое для решения учебной проблемы;

  • упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами.

Правила конспектирования:

  • прочитать весь текст (параграф, главу);

  • продумать главные положения текста, сформулировать их в виде плана;

  • записать основные положения текста своими словами, подтвердив цитатами или

  • примерами;

  • объем конспекта не должен превышать 30% исходного текста.

Способы конспектирования:
  1. Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть прочитанного, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

  2. Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно -последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:

  • сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

  • выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;

  • использование различных цветов;

  • подчеркивание;

  • заключение в рамку главной информации.

  1. Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором , а место ответа - решение данной проблемы.

  2. Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.

  3. Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

  4. Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.

  5. Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Критерии оценки выполненной с работы:

оценка «5» - работа выполнена без ошибок;

оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками;

оценка «3» - работа выполнена с ошибками.

  1. Требования к оформлению практических работ

Практические работы имеют большое значение, т.к. способствуют закреплению
теоретического материала и получению необходимых практических навыков.

Критерии оценки выполненной студентами работы:

оценка «5» - практическая работа выполняется в полном объеме, студент работает полностью самостоятельно, сделаны необходимые выводы;

оценка «4» - практическая работа выполняется в полном объеме, с небольшой помощью;

оценка «3» - практическая работа выполняется при помощи преподавателя.


  1. Требования к оформлению компьютерной презентации

Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями.

  • Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.

  • Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов.

  • Презентация, созданная для видеодемонстрации, не содержит интерактивных элементов, включает в себя видеоролик об объекте презентации, может содержать также текст и аудиодорожку. Разновидностью такой презентации является рекламный ролик.

  • Презентация, созданная для электронной рекламной рассылки, создается с минимальным применением инструментов мультимедиа в целях уменьшения объема письма.

  • Презентация в формате приложения для мобильных телефонов и смартфонов создается с учетом просмотра на портативных устройствах (небольшой размер экрана, ограничения по объему памяти и т. п.) и может рассылаться посредством MMS-сообщений или по Bluetooth.

  • Учебная презентация, созданная для проведения занятия в образовательном учреждении. Вместе с учебной презентаций обычно используется конспект урока.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Правила оформления слайдов.

Стиль

  1. Соблюдайте единый стиль оформления

  2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

  3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

  1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

  2. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  3. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

  4. Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

  1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

  2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации на слайдах.

Содержание информации


  1. Используйте короткие слова и предложения.

  2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

  3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

  1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

  2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

  3. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  1. Для заголовков – не менее 24.

  2. Для информации не менее 18.

  3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

  4. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

  5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

  6. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  1. рамки; границы, заливку;

  2. штриховку, стрелки;

  3. рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

  2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

  1. с текстом;

  2. с таблицами;

  3. с диаграммами.

Требования к содержанию мультимедийной презентации:
  • соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

  • отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

  • лаконичность текста на слайде;

  • завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

  • объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

  • сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

  • расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

  • наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

  • информация подана привлекательно, оригинально.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

  • соответствие изображений содержанию;

  • качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

  • качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

  • обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

  • читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

  • отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам меж­ду буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

  • использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

  • длина строки не более 36 знаков;

  • расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацев – 2 интервала;

Требования к дизайну:

  • использование единого стиля оформления;

  • соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

  • использование для фона слайда психологически комфортного тона;

  • фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

  • использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

  • соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

  • целесообразность использования анимационных эффектов.

Требования к качеству навигации:

  • работоспособность элементов навигации;

  • качество интерфейса;

  • целесообразность и рациональность использования навигации.

Общие требования:

Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 15-20 слайдов).

Качество методического сопровождения: указание данных автора,

На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название учебного заведения), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.

На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе.

Критерии оценивания презентации

Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.

Название критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы программе учебного предмета, раздела  

Дидактические и методические цели и задачи презентации

Соответствие целей поставленной теме

Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

Соответствие целям и задачам

Содержание умозаключений

Вызывают ли интерес у аудитории

Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

Содержание

Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях

Все заключения подтверждены достоверными источниками

Язык изложения материала понятен аудитории

Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

Графические иллюстрации для презентации

Статистика

Диаграммы и графики

Экспертные оценки

Ресурсы Интернет

Примеры

Сравнения

Цитаты и т.д.

Подача материала проекта – презентации

Хронология

Приоритет

Тематическая последовательность

Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

От вступления к основной части

От одной основной идеи (части) к другой

От одного слайда к другому

Гиперссылки

Заключение


Яркое высказывание - переход к заключению

Повторение основных целей и задач выступления

Выводы

Подведение итогов

Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации


Шрифт (читаемость)

Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

Элементы анимации

Техническая часть

Грамматика

Подходящий словарь

Наличие ошибок правописания и опечаток

Критерии оценки выполненной студентами работы:

оценка «5» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, электронная презентация соответствует заданным требованиям;

оценка «4» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, имеют место несущественные ошибки и незначительные отклонения от заданных требований;

оценка «3» - работа выполнена с незначительным нарушением срока, тема раскрыта не полностью, имеют место ошибки, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, и отклонения от заданных требований.


  1. Требования к оформлению реферата.

Реферат - письменная работа объемом 10-20 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer - докладывать, сообщать) - краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос - что содержится в данной публикации (публикациях).

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист

  • содержание

  • введение

  • содержание

  • заключение

  • приложение

  • список литературы и источников

В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «политические отношения – это…».

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.

Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

  • не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

  • при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

  • каждая глава начинается с новой строки;

  • при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

  • основные выводы в сжатой форме;

  • оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

В тексте реферата необходимо делать примечания на приложения. Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

Список использованных источников помещается в конце реферата и пронумеровывается.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

  • автор (фамилия, инициалы);

  • название, подзаголовок;

  • выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Левандовский А.А., Щетинов Ю.А.Информатика. Учебник. М.: Просвещение, 1997.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

  • название сборника, журнала, газеты;

  • место издания и год издания (если сборник);

  • год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. – 1999. - №1. – С.10-16.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.

Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.





Требования к оформлению реферата

Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):

  • набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 14 шрифтом;

  • заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным) ;

  • межстрочный интервал полуторный;

  • разрешается интервал между абзацами в 10-12 пт;

  • отступ в абзацах 1-2 см.;

  • поле левое 2,5 см., остальные 2 см.;

  • нумерация страницы снизу или сверху посередине листа;

  • объем реферата 25-30 страницы.

Образец оформления содержания

Содержание


Введение ……..…………………………………………………………3

Глава 1.

1.1. …………………………………………………………..5

1.2. …………………………………………………………..7

1.3. …………………………………………………………..9

Глава 2.

2.1. ….……………………………………………………….11

2.2. ………………………………………………………….13

Глава 3.

3.1. ………………………………………………………….15

3.2. ………………………………………………………….18

3.3. .………………………………………………………….21

Заключение ………………………………………………………….22

Приложение ………………………………………………………….23

Список использованных источников ………………………………...24

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и др.) следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать: «… в соответствии с рисунком 2».

Оформление таблиц

Таблицы в реферате применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз справа на первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «продолжение» и указывают номер таблицы.

При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Критерии оценки реферата:

  • актуальность темы, 1 балл;

  • соответствие содержания теме, 3 балла;

  • глубина проработки материала, 3 балла;

  • грамотность и полнота использования источников, 1 балл;

  • соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»



  1. Требования к оформлению кроссворда.

Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами. Существует множество периодических изданий, специализирующихся на кроссвордах, их также часто печатают в неспециализированных печатных СМИ.

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.

Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть.

Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.

А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

Разгадывание кроссвордов помогают сохранить светлый разум в пожилом возрасте - умственная зарядка стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или Паркинсона. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство. Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках.

Цель использования технологии кроссворда.

Развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Результат - активизация мыслительной деятельности учащихся.

Основные идеи технологии кроссворда:

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.

Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.

Классификация кроссвордов

  1. по форме:

  • кроссворд - прямоугольник, квадрат; - кроссворд-ромб; - кроссворд-треугольник;

  • круглый (циклический) кроссворд; - сотовый кроссворд; фигурный кроссворд;

  • диагональный кроссворд и т.д.

  1. по расположению:

  • симметричные;

  • асимметричными;

  • с вольным расположением слов и др.

  1. по содержанию:

  • тематические;

  • юмористические;

  • учебные;

  • числовые.

  1. по названию страны:

  • скандинавские;

  • венгерские;

  • английские;

  • немецкие;

  • итальянские и тд.

Этапы работы над составлением кроссворда.

1 этап – проектировочный

Обсуждение темы, содержания, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Учащиеся овладевают умениями и навыками работы с информационными потоками на основе информационных технологий.

2 этап – содержательный

В процессе работы учащиеся:

  • просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;

  • составляют список слов раздельно по направлениям;

  • составляют вопросы к отобранным словам;

  • проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;

  • оформляют готовый кроссворд.

3 этап – оценочно-результативный

На этом этапе учащиеся представляют свой проект перед зрителями, студентами своей группы, причём каждый раз форма представления может меняться. Один из вариантов – домашнее задание, или же использование кроссворда в ходе урока.

Общие требования при составлении кроссвордов:

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

  • Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда;

  • Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;

  • Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;

  • Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;

  • Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений;

  • Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.);

  • Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;

  • Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

  • На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;

  • Рисунок кроссворда должен быть четким;

  • Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Критерии оценивания составленных кроссвордов.
  • соответствие содержания теме, 1 балл;

  • грамотная формулировка вопросов, 5 баллов;

  • кроссворд выполнен без ошибок, 3 балла;

  • работа представлена на контроль в срок, 1 балл.

Максимальное количество баллов: 10.

9-10 баллов соответствует оценке «5»

7-8 баллов – «4»

5-7 баллов – «3»

менее 5 баллов – «2»



Задания для самостоятельной работы.


п/п

Тема

Вид и название самостоятельной работы

Количество часов на выполнение работ

1.

Тема 1.1. Программное обеспечение.

Подготовка реферата по темам: “История развития программного обеспечения” или “Новинки в разработках АРМ”

4

2.

Тема 1.3. Электронные таблицы MS EXCEL.

Составление алгоритмов прогнозирования и диаграмм планирования работ.

3

Подготовка данных для решения прикладных задач по дисциплинам обще-профессионального цикла.

4

3.

Тема 1.4. Программа презентаций MS POWERPOINT.

Творческая работа «Создание презентаций по преподаваемым дисциплинам»

4

4.

Тема 1.5. Прикладное значение БД.

Разработка баз данных по специальности.


4

5.

Тема 2.2. Локальные сети.

Составление кроссворда по теме “Сервисное ПО”.

4

6.

Тема 3.1. СПС КонсультантПлюс.

Творческая работа “Поиск информации в СПС Консультант Плюс, необходимой для данной специальности”.

4

Всего

27





Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов


Основные источники:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Е.В. Михеева – Москва: Издательский центр «Академия», 2016

  2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Е.В. Михеева – Москва: Издательский центр «Академия», 2015

  3. Электронное пособие: Консультант Плюс. Шаг за шагом. Руководство пользователя, 2017


Дополнительные источники:

  1. Клочко И.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для СПО / И.А. Клочко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Профобразование, 2017. — 237 c. — 978-5-4488-0008-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64944.html

  2. Семакин И.Г. Информатика. Углубленный уровень. Учебник для 10 класса в двух частях/ И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова – Москва: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014

  3. Семакин И.Г. Информатика. Углубленный уровень. Учебник для 11 класса в двух частях/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.В. Шестакова – Москва: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014

  4. Журнал “Информатика и образование”


Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный образовательный портал РФ – режим доступа: http://www.edu.ru/, свободный

  2. Образовательный портал ФИПИ – режим доступа: http://www.fipi.ru/, свободный

  3. Образовательный портал ЕГЭ – режим доступа: http://ege.edu.ru/, свободный

  4. Российский общеобразовательный портал – режим доступа: http://www.school.edu.ru, свободный

  5. Видео-уроки по информатике – режим доступа: http://www.videouroki.net/, свободный

  6. Открытая интернет-энциклопедия – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/, свободный

  7. Энциклопедия «Кругосвет» – режим доступа: http://krugosvet.ru/, свободный

  8. Информатика – жизнь в мире цифр и кодов – режим доступа: http://www.informatka.ru/, свободный

  9. Методическая копилка учителя информатики – режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/, свободный

  10. Информатика: преподавание и изучение – режим доступа: http://www.informatik.kz/, свободный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!