СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указание на выполнение контрольной работы по дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов заочного отделения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные задания разработаны на основе ФГОС по СПО специальности 38.02.01 "Экономика ибухгалтерский учет(по отраслям)"

Просмотр содержимого документа
«Методические указание на выполнение контрольной работы по дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов заочного отделения.»



Комитет образования ЕАО

ОГОБУ СПО «Сельскохозяйственный техникум»

















Методические указания по выполнению контрольной работы



По дисциплине «Основы бухгалтерского учета»



для студентов заочного отделения

специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»

























Учебные задания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»





Организация-разработчик: ОГОБУ СПО «Сельскохозяйственный техникум».





Разработчик:

Шилобокова Наталья Васильевна преподаватель экономических дисциплин ОГОБУ СПО «Сельскохозяйственный техникум»



















Введение

В связи с приведением системы бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартам финансовой отчетности, особенно актуальными становится вопросы развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета.

Основными задачами изучения дисциплины «Основы бухгалтерского учета» являются:

  • рассмотрение бухгалтерского учета, как науки, основного источника достоверной информации, необходимой для успешного управления организацией;

  • получение методологического представления о месте и роли бухгалтерского учета в условиях рыночных отношений;

  • овладение теоретическими и практическими основами организации учетного процесса во всех организациях независимо от форм собственности, организационно- правовых норм и видов деятельности;

  • ознакомление с принципами ведения записей в первичных документах, системой счетов бухгалтерского учета, технологией обработки учетной информации, учетными регистрами формами бухгалтерского учета.


Усвоение программного материала складывается из:

  • самостоятельного изучения учебного материала по рекомендуемой литературе;

  • выполнения 1 домашней контрольной работы;

Главным методом изучения материала является самостоятельная работа студента-заочника по рекомендуемой литературе в соответствии с методическими указаниями.




Методические указания по изучению учебного материала

Для выполнения контрольной работы необходимо освоить теоретический материал по дисциплине. По каждой теме даны пояснения по изучению материала и выделены основные понятия и аспекты, так же вопросы для самоконтроля.

Раздел 1.

История возникновения бухгалтерского учета

Изучение данного раздела позволяет рассматривать бухгалтерский учет как науку и дает понятия о возникновении бухгалтерского учета. В развитии общества от первобытнообщинного до сегодняшних дней прослеживается и история развития бухгалтерского учета. Основным достижением является выход первого печатного труда известного итальянского математика Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» в 1494 году. Он разработал первую форму бухгалтерского учета, которая получила название венецианской (староитальянской) формы бухгалтерского учета.

В настоящее время в нашей стране применяются четыре формы бухгалтерского учета. Историческое развитие бухгалтерского учета складывалось из потребностей и требований времени.

Литература: Марченко А.К., Барибанов И.М. «Основы бухгалтерского учета», М., Финансы, 2009г.(стр.3-5), Кравченко Г.Н « Теория бухгалтерского учета», Ростов—на- Дону, «Феникс», 2008г9 стр 15-19)

Вопросы для самоконтроля:

1. Как производилась первичная регистрация в Римской империи?

2. Из каких частей состоял «трактат о счетах и записях»?

3 Что собой представляет французская форма учета?

Раздел 2.

Понятие бухгалтерского учета

Тема 2.1.

Хозяйственный учет, его сущность и значение

Приступая к изучению данной темы, следует сначала ознакомиться с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ 9 в редакции от28.11.2011 г., а также положениями по бухгалтерскому учету.

Хозяйственный учет – это количественное отражение и качественная характеристика средств и хозяйственных процессов контроля и активного воздействия на их развитие.

Учет выполняет функции наблюдения, измерения и регистрации отдельных фактов и явлений хозяйственной жизни.

В учете применяются три вида учетных измерителей:

- натуральные;

- трудовые;

- денежные.

Натуральные измерители используются для измерения количества товаров, сырья, готовой продукции в натуре- килограммах, метрах, штуках и так далее.

Трудовые измерители используются для измерения количества затраченного труда и применяются при начислении заработной платы. Измеряются в рабочих днях, часах, минутах. Денежный измеритель- рубли и копейки.

В зависимости от характера учетных сведений и способов их получения хозяйственный учет подразделяется на 4 вида учета:

-оперативный;

-статистический;

-бухгалтерский;

- налоговый.

Оперативный учет – это самый быстрый и простой вид учета. Характерной особенностью данного вида учета является то , что от его показателей не требуется абсолютной точности. Сведения используются в основном для оперативного руководства отдельных хозяйственных операций в ходе их совершений.

Статистический учет – осуществляет массовое наблюдение за явлениями природы, состоянием сообщества и производства с целью выявления закономерности их развития. В данном виде учета используются все виды учетных измерителей.

Бухгалтерский учет – это система сплошного, непрерывного и взаимосвязанного наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия с целью получения о ней текущей и итоговой информации.

Налоговый учет – учет движения хозяйственных средств и обязательств, необходимых для правильного исчисления налогов( определение налогооблагаемой базы).Ведется параллельно с бухгалтерским учетом и является обязательным для предприятий и организаций.

Литература: Кравченко Г.Н « Теория бухгалтерского учета», Ростов—на- Дону, «Феникс», 2008г ( стр.6-7), Куттер М.И. Теория бухгалтерского учета. Учебник, 2-е издание-М-«Финансы статистика», 2011 г.( стр.7-11),

Вопросы для самоконтроля:

1.Охарактеризуйте каждый вид учета

2.В чем сущность и значение каждого вида учета?

3Отличие бухгалтерского и оперативного учета.

Тема 2.2.

Предмет, объекты, основные задачи и принципы бухгалтерского учета.

Необходимо знать, что бухгалтерский учет изучает хозяйственную деятельность организации. Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение имущества, источники его формирования.

Группировка элементов собственности хозяйствующего субъекта по их составу и экономическому содержанию в целом, а внутри – по составляющим параметрам представляют собой объекты бухгалтерского учета. Под объектами бухгалтерского учета понимаются конкретные единицы хозяйственных средств и источников формирования в стоимостном выражении. В состав объектов бухгалтерского учета на коммерческих предприятиях включаются:

-хозяйственные средства (производственные запасы, основные, оборотные средства);

-хозяйственные процессы как содержание основной деятельности, производственно-техническое снабжение, приобретение товаров для продажи, приобретение нематериальных активов, ценных бумаг и другие процессы хозяйственной деятельности.

- расчеты с хозяйственными контрагентами, персоналом предприятия, финансовыми, банковскими, внебюджетными и общественными организациями, другими дебиторами и кредиторами;

- источники хозяйственных средств;

-финансовые результаты деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета, сформулированными в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и ее имущественном положении;

- обеспечение внутренних внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет имеет свои принципы.

Общее признание учетных принципов зависит от того, насколько они отвечают трем критериям:

1.Уместности. 2.Объективности. 3.Осуществимости.

Принципы ведения бухгалтерского учета классифицируются по двум направлениям:

1.Принцип допущения.

2.Принцип требования.

Принцип допущения включает:

- непрерывность деятельности;

- имущественная обособленность;

- учет по методу начисления;

- последовательность применения учетной политики;

Принцип требования включает:

- полнота;

- своевременность;

- осмотрительность;

- приоритет содержания перед формой;

- непротиворечивость;

- рациональность;

- периодичность;

- преемственность;

- конфедициальность.

Учетные принципы, являясь основой, общей концепцией бухгалтерского учета, способствуют разработке его стандартов. Несоблюдение или нарушение принципов приведет к значительным искажением учетной информации.

Литература: Кравченко Г.Н « Теория бухгалтерского учета», Ростов—на- Дону, «Феникс», 2008г ( стр.11-17), Куттер М.И. Теория бухгалтерского учета. Учебник, 2-е издание-М-«Финансы статистика», 2011 г.( стр.19-23),

Вопросы для самоконтроля:

1.Что является предметом и объектами бухгалтерского учета?

2.Основные задачи бухгалтерского учета.

3. Принципы бухгалтерского учета.

Тема 2.3

Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету


Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету являются общепринятыми и не зависят от формы собственности и хозяйственно- правовой структуры хозяйствующего субъекта.

К ним относятся:

1.Документальное оформление хозяйственных операций.

2.Достоверность.

3.Своевременность.

4.Сопостовимость.

5.Полнота отражения данных.

6.Доступность.

7.Экономичность.

Литература: Кравченко Г.Н « Теория бухгалтерского учета», Ростов—на- Дону, «Феникс», 2008г (стр.8-9), Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета» -М. Финансы и статистика.2009 г.(стр. 14-18)

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие сопоставимости в бухгалтерском учете.

2.Понятие доступности в бухгалтерском учете.

3.Санкции при не выполнении требований бухгалтерского учета.


Тема 2.4.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней:

Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации), указы Президента Российской федерации и постановления Правительства российской федерации. К этому же уровню относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Второй уровень системы составляют российские стандарты- Положения по бухгалтерскому учету, которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета.

Третий уровень системы – методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и тому подобное, которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.

К данному уровню относится и План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению.

Четвертый уровень системы – это рабочие документы организации. Основным рабочим документом является положение об учетной политике организации.

Литература Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета» -М. Финансы и статистика.2009 г.( стр20-22)

Вопросы для самоконтроля:

1.Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета?

2. Содержание ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Аспекты учетной политики предприятия.

Тема 2.5

Методы бухгалтерского учета.

При изучении данной темы необходимо изучить методы бухгалтерского учета, которые приняты как в российской, так и в международной практике.

Документация - основной метод ведения бухгалтерского учета, так как документ, является основанием для отражения факта хозяйственных операций.

Документ – это письменное свидетельство, подтверждающее совершение хозяйственной операции или дающее право на её совершение.

Документ является единственным источником информации о хозяйственных операциях, а при ручном ведении бухгалтерского учета и её носителем. Бухгалтерские документы составляются, как правило, на типовых бланках соответствующих утвержденных форм, в которых содержится ряд показателей, подтверждающих юридическую силу произведенной хозяйственной операции. Показатели документов называются реквизитами.

В процессе изучения темы важно научиться разграничивать основные и дополнительные реквизиты; понять необходимость стандартизации и унификации документов, которые регулируются государством; знать порядок оформления, приемки документов, способы исправления ошибок, выявленных в них. Существуют такие способы проверки документов, как проверка по существу, с формальной стороны, арифметическая и встречная, которые следует уметь характеризовать и обосновывать их необходимость.

Важно уметь правильно определить и показать на примерах каждый классификационный вид документов. необходимо ознакомиться с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, научиться составлять, принимать, проверять и обрабатывать бухгалтерские документы.

В хозяйственной деятельности предприятия происходят такие процессы (потери в результате естественной убыли, хищения и другие), которые в момент их совершения могут быть зарегистрированы и документально оформлены. Такие факты выявляются при помощи инвентаризации.

Инвентаризация — это способ проверки соответствия факти­ческого наличия имущества в натуре и по данным бухгалтерского учета на определенную дату.

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятые фактические остатки ценностей отражают­ся в Инвентаризационной ведомости в присутствии материаль­но ответственного лица. После надлежащего оформления ин­вентаризационная ведомость передается в бухгалтерию пред­приятия для сравнения с данными бухгалтерского учета. Такое сравнение осуществляется в сличительной ведомости. Результатами такого сличения могут быть излишки и недостача ценностей.

Следует ознакомиться с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,

Имущество организации как объект бухгалтерского учета рассматривается в двух аспектах: по составу и функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам его фор­мирования.

Бухгалтерский баланс — способ группировки экономических ресурсов, принадлежащих организации, и источников их форми­рования на определенный момент времени. Согласно бухгалтер­ской терминологии экономические ресурсы следует рассматри­вать как различные виды имущества организации.

Различные виды имущества организации, сгруппированные в зависимости от экономической их однородности, отражаются в активе баланса. Источники формирования экономических ре­сурсов включают собственный капитал, долгосрочные и кратко­срочные обязательства. Они отражаются в пассиве баланса. Из этого следует, что активы равны сумме собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств. Для этого балансо­вого уравнения, прежде всего, характерно равенство обеих частей. Форма бухгалтерского баланса утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66 н (редакция от 05.10.2011 г. №124н) «О формах бухгалтерской отчетности»( с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2012 г.)

Актив баланса включает статьи, которые в зависимости от их экономического содержания выделяются в разделы:

Пассив баланса включает статьи, отражающие собственный капитал организации, а также различного рода обязательства, возникающие в ходе осуществления хозяйственной деятельнос­ти. Пассив баланса состоит из следующих разделов:

Исходя из этого следует особое внимание уделить в процессе решения задач экономическому содержанию отдельных статей баланса, принципам их объединения в группы, а групп — в разде­лы.

Необходимо уяснить, что статья бухгалтерского баланса — это показатель, характеризующий отдельные виды имущества, обя­зательств организации и составляющие части собственного капи­тала.

Группы и разделы бухгалтерского баланса означают объеди­нение статей бухгалтерского баланса, однородных по-своему эко­номическому содержанию. Итоги актива и пассива баланса называются валютой бухгал­терского баланса.

При его составлении установлен определенный порядок оценки отдельных статей, включаемых в валюту актива баланса. К таким статьям относятся нематериальны активы, основные средства, товары для перепродажи. Нематериальные активы и основные средства отражаются за минусом износа, товары для перепродажи за минусом торговой наценки.

Нередко возникает необходимость в исчислении эффективности мероприятий, результатов работы, когда наряду с натуральными и трудовыми измерителями требуется применить обобщающие показатели. С этой целью в бухгалтерском учете применяется способ, называемый оценкой. Основными правилами оценки, прямо вытекающими из принципа непрерывности предприятия, является правило оценки приобретаемого имущества. Оценка имущества, приобретенного за плату, производится путем сложения фактически понесенных затрат на его покупку.

Фактическая себестоимость объектов бухгалтерского учета исчисляется путем соизмерения и обобщения вещественного и живого труда. Этот прием называется калькуляцией. Калькуляция- это исчисление себестоимости единицы продукции.

Под влиянием хозяйственных операций баланс постоянно изменяется. Существуют четыре типа изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.

1. Активный.

При этом типе изменения происходят только в активе баланса, одна статья увеличивается, другая- уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса при этом не меняется.

2.Пассивный

При этом типе изменения происходят только в пассиве баланса, одна статья увеличивается, другая- уменьшается на одну и ту же сумму. Валюта баланса при этом не меняется.

3. Активно- пассивный в сторону увеличения.

При этом типе изменения происходят и в активе и в пассиве баланса, статья актива и пассива увеличивается, на одну и ту же сумму. Валюта баланса актива и пассива при этом меняется в сторону увеличения.

4. Активно- пассивный в сторону уменьшения.

При этом типе изменения происходят и в активе и в пассиве баланса, статья актива и пассива уменьшается, на одну и ту же сумму. Валюта баланса актива и пассива при этом меняется в сторону уменьшения.

Литература: Кравченко Г.Н « Теория бухгалтерского учета», Ростов—на- Дону, «Феникс», 2008г (стр.21-25), Кирьянова З.В. «Теория бухгалтерского учета» -М. Финансы и статистика.2009 г.(стр. 26-34), 2.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ ( редакция от 28.11.2011 г.№ 339-ФЗ), Форма бухгалтерского баланса утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66 н (редакция от 05.10.2011 г. №124н) «О формах бухгалтерской отчетности»( с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2012 г.)

Вопросы для самоконтроля:

1.Сущность метода бухгалтерского учета?

2.Основные требования к бухгалтерскому учету.

3.Взаимосвязь статей бухгалтерского баланса.

Раздел 3.

Счета бухгалтерского учета


Тема 3.1


План счетов бухгалтерского учета.


Основной организацией бухгалтерского учета на предприятиях является План счетов.

План счетов – это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета.

Изучая классификацию счетов по назначению и структуре следует уяснить для получения каких показателей предназначены те или иные счета, каково содержание их кредита и кредита, что означает сальдо, какими свойствами обладают отдельные группы счетов. Зная ответы на эти и другие вопросы, можно выяснить как организован и ведется учет на том или ином счете, или группе счетов.

Исследуя классификацию счетов по экономическому содержанию, необходимо понять, что учитывается на конкретном счете, какие показатели можно получить с помощью его данных, какие виды счетов должны применяться для всесторонней характеристике объекта.

В предисловии к Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной 31.10.2001 г. за № 94н, счетный план определяется как схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете.

Литература: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ ( редакция от 28.11.2011 г.№ 339-ФЗ),

План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом №94 н Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. и введенным в действие с 01 января 2001 г.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Признаки классификации счетов.

  2. Какие счета применяются для учета оборотных средств?

  3. Какие счета применяются для учета собственных средств?


Тема 3.2


Двойная запись.


Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный ха­рактер и обеспечивает взаимосвязь между счетами. На ее основе осуществляется контроль за движением активов и источником их образования.

Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические — для подробной их характеристики.

Учет на синтетических счетах ведется в денежном выражении, а на аналитических счетах объекты учета отражаются с помощью трех видов измерителей.

Синтетические и аналитические счета тесно связаны между собой на основе параллельности записей на счетах.

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими сче­тами выражается в следующем:

-аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;

-операция, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена и на соответствующих аналитических сче­тах — частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму;

-запись в аналитические счета производится на ту же сторону, что и в синтетический учет, то есть их строение одинаково.

Начальные и конечные остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны общим сум­мам соответствующих остатков и оборотов его аналитических счетов, открытых в его развитие.

При подведении итога за отчетный период данные синтетиче­ского и аналитических счетов нужно сверять. Совпадение их сви­детельствует о правильности ведения учета.

Часть счетов синтетического учета отражает средства или ис­точники средств, не требующие дальнейшей детализации и веде­ния аналитических счетов.

Промежуточное место между синтетическими и аналитичес­кими счетами занимают субсчета.

Субсчёт — способ группировки данных аналитических счетов.

Прежде чем отразить операцию на счетах нужно установить:

1.Что происходит с объектами бухгалтерского учета;

2.На каких счетах учитываются объекты?

3.Какие это счета- активный или пассивный;

4. Где нужно записать операцию – по дебету или по кредиту?

Данные синтетических и аналитических счетов обобщаются в конце отчетного периода с целью получения сводной информа­ции. Одним из способов обобщения данных текущего бухгалтер­ского учета являются оборотные ведомости.

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета пред­ставляет сводку оборотов и остатков по счетам за отчетный период времени.

Данная ведомость имеет три пары равных итогов:

первая пара — общий итог начальных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу начальных остатков по кредиту всех счетов;

вторая пара — общий итог оборотов всех счетов по дебету ра­вен общему итогу оборотов всех счетов по кредиту;

третья пара — общий итог конечных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу конечных остатков по кредиту всех счетов.

Шахматная оборотная ведомость — свод оборотов по счетам, служащий для раскрытия их содержания и проверки правильно­сти корреспонденции счетов.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляются отдельно для каждой группы аналитических счетов, объединен­ных соответствующим синтетическим счетом и имеют разное строение.

Количественно-суммовая ведомость предназначена для тех аналитических счетов, которые ведутся одновременно в денеж­ном и количественном выражении.

Общие итоги оборотов и остатков каждой оборотной ведомо­сти по аналитическим счетам равны оборотам и остаткам объеди­няющего их синтетического счета.

Литература: План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом №94 н Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. и введенным в действие с 01 января 2001 г., Кравченко Г.Н « Теория бухгалтерского учета», Ростов—на- Дону, «Феникс», 2008г (стр.39-47).Куттер М.И. Теория бухгалтерского учета. Учебник, 2-е издание-М-Финансы статистика, 2011 г.( стр.31-39)

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность и значение двойной записи.

2. Что такое представляет корреспонденция счетов?

3. В чем сущность синтетических счетов.

4. В чем сущность аналитических счетов,

5.Что представляют собой оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета?

Раздел 4

Формы бухгалтерского учета


Путь прохождения хозяйственной операции от момента её возникновения до составления бухгалтерской отчетности определяется формой бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета представляет собой определенную систему использования учетных регистров, устанавливающую последовательность и способы учетных записей. Применяются следующие формы бухгалтерского учета: журнально – ордерная, мемориально- ордерная, автоматизированная и упрощенная (простая). Наибольшее распространение получила журнально-ордерная форма учета, которая основана на шахматном принципе регистрации операций, накапливании учетных данных как основном приеме ведения учета. Она ведется по кредитовому признаку, то есть не по двухстороннему, а по одностороннему принципу записей. Эта форма включает в себя следующие этапы производственного процесса: обозначение корреспонденции счетов по операциям непосредственно на первичных документах и последующую их регистрацию в журналах – ордерах. Записи в журналах – ордерах должны производится ежедневно, что обеспечит надлежащую своевременность в учете.

Журналы – ордера служат хронологическими регистрами, являются регистрами синтетического учета и сводными мемориальными ордерами. В дополнение к некоторым журналам – ордерам ведут вспомогательные ведомости. Посчитанные в журналах – ордерах итоги за месяц переносят в Главную книгу. Журналы – ордера и Главная книга дополняют друг друга и дают развернутую корреспонденцию счетов как по дебету, так и по кредиту каждого счета. Аналитический учет при этой форме учета ведется на карточках. Преимущество этой формы в устранении такой громоздкой технической работы, как составление множества мемориальных ордеров, их регистрация, ведение оборотной ведомости по синтетическим счетам, обеспечение своевременной записи операций, получение отчетных данных непосредственно из регистров текущего учета без дополнительной работы.

Основой мемориально-ордерной формы учета являются мемориальные ордера. На основании мемориальных ордеров производятся записи в регистрационный журнал, где каждому ордеру присваивается порядковый номер. В конце отчетного периода на основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам.

Упрощенная форма применяется в организациях при следующих условиях:

  • полном использовании в производстве поступивших в отчет­ном месяце материалов;

  • в простом производственном цикле и ежемесячной реализации продукции;

  • в учете доходов и расходов на основе полученных и уплаченных денежных средств.

При простой форме бухгалтерского учета на основе данных первичных документов ведется комбинированный регистр син­тетического и аналитического учета — «Книга учета хозяйствен­ных операций».

В ней отражаются остатки по счетам на начало года по видам имущества, обязательств и так далее. В течение года в хронологическом порядке линейно-позиционным способом фиксируется движение имущества, источников и затрат по всем счетам способом двойной записи. Затраты на производство (кредит счета 20) списываются на себестоимость проданной продукции, выполненных работ и ока­занных услуг (дебет счета 90 «Продажи»). Финансовый результат от продажи выявляется путем сопоставления кредитового и дебе­тового оборотов по счету 90 «Продажи». В конце месяца в регист­ре подсчитываются обороты и остатки.

Обобщение данных синтетического учета и контроль правильности осуще­ствления записей в ведомостях осуществляется путем составле­ния в конце месяца регистра шахматной формы. В шахматную ведомость из ведомостей учета заносят обороты по кредиту синтетического счета в корреспонденции с дебетом разных счетов и подсчитывают обороты по дебету счетов. Совпадение дебетовых и кредитовых оборотов свидетельствует о правильности и полноте отражения операций в ведомостях теку­щего учета. Шахматная ведомость служит основанием для запи­сей в оборотную ведомость.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета базируется на применении программы «1С: Бухгалтерия».

Все указанные регистры являются комбинированными, запи­си в которых осуществляются на основе первичных документов, как в аналитическом, так и синтетическом разрезах. Основные черты данной формы заключаются в следующем:

-полная автоматизация сбора, передачи, систематизации и об­работки информации;

-осуществление программной группировки дебетовых и креди­товых оборотов по счетам на основе принципа двойной записи;

-автоматизация логических операций бухгалтерского учета;

-получение выходной информации в виде печатных регистров возможность получения расшифровки печатных показателей по запросам пользователей.

Литература: План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Приказом №94 н Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. и введенным в действие с 01 января 2001 г.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.№ 34н.,

Щербакова В.И. Теория бухгалтерского учета, Учебник.- М-Форум: Инфра-М,2008 г.(стр.64-73).

Вопросы для самоконтроля:

1.Каков порядок и техника записей в учетных регистрах?

2. Какие формы бухгалтерского учета вы знаете?

3. Охарактеризуйте каждую из форм бухгалтерского учета.


4. Задания для выполнения контрольной работы.


4.1 Контрольная работа – это отчет студента заочника о проделанной работе по изучению программы дисциплины «Основы бухгалтерского учета»

4.2.Общие требования выполнения заданий:

1. Задание нужно выполнять строго в соответствии со своим вариантом в тетради школьного образца в клетку или печатном форме А4.

2. Писать в тетради чернилами одного цвета. На каждой странице оставляются поля пометок преподавателя, а в конец работы оставлять чистый лист для рецензии.

3. В конец работы указать перечень используемой литературы, поставить дату и подпись. Литература записывается по образцу: Чернов Н.Н. Теория бухгалтерского учета. Феникс М. 2010 г.

Список начинается с законодательных актов далее по уровням «2,3,4», учебники (Фамилии авторов по алфавиту), периодическая печать.

Литература должна содержать не менее 5 источников.

4.Контрольная работа состоит их 2 теоретических вопросов и 2 задач.

Текст вопроса или условия задачи переписывать полностью.

5.На все вопросы контрольных заданий необходимо давать четкие, исчерпывающие ответы, сопровождая необходимыми поясняющими рисунками и схемами, используя при этом последние нормативные документы.

6. Обложка заполняется по образцу (в заочном отделении).


Таблица вариантов к контрольной работе.

Контрольная работа выполняется по вариантам, который определяется по первой и второй цифре зачетной книжки.

Таблица выбора вопросов

2-я цифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-я цифра

1

1,20,

2,34

3,22

4,13

5,21

6,24

7,14

8,23

9,40

10,25

2

11,3

12,24

13,34

14,39

15,5

16,25

17,26

18,31

19,7

20,6

3

20,6

19,9

18,30

17,27

16,4

15,36

14,5

13,28

12,29

11,37

4

39,12

38,2

37,11

36,4

35,4

34,8

33,5

32,16

31,1

30,17

5

10,37

9,22

8,35

7,30

6,38

5,23

4,31

3,32

2,33

1,39

6

18,29

21,17

22,38

23,40

24,15

25,10

26,3

27,15

28,10

29,11

7

31,10

32,8

33,6

34,2

35,16

36,1

37,9

38,19

39,21

40,18

8

40,28

1,12

2,21

3,19

4,27

5,35

6,32

7,2

8,26

9,20

9

21,7

22,33

23,36

24,7

25,3

26,8

27,14

28,13

29,9

30,1



Вопросы к контрольной работе.

1.Понятие хозяйственного учета, его цели и задачи.

2.Виды хозяйственного учета и их взаимосвязь.

3.Сущность и задачи бухгалтерского учета.

4. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета.

5. Принципы (требования и допущения) бухгалтерского учета.

6. Пользователи бухгалтерской информации, их интересы и потребности.

7. Взаимосвязи финансового и управленческого учета.

8. Методы бухгалтерского учета.

9. Бухгалтерский баланс. Состав и назначение.

10.Характеристика актива баланса.

11.Характеристика пассива баланса.

12.Счета бухгалтерского учета.

13. План счетов. Структура и значение.

14. Двойная запись. Ее значение.

15. Синтетические счета

16. Аналитические счета.

17. Инвентаризация. Виды инвентаризаций.

18. Документальное оформление результатов инвентаризации.

19. Пассивные счета.

20. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.

21. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.

22. Регулирующие и распределительные счета.

23. Классификация первичных документов.

24. Документооборот.

25. Оценка имущества и обязательств.

26.. Учетные регистры.

27.Формы бухгалтерского учета.

28.Забалансовые счета.

29.Корреспонденция счетов, бухгалтерские проводки. Понятие и отличие.

30.Закон о бухгалтерском учете.

31.Объекты бухгалтерского учета. Определение и состав.

32.Учетные измерители. Применение в учете.

33.Принципы бухгалтерского учета.

34.Классификация первичных документов.

35. Международные стандарты бухгалтерской отчетности.

36. История возникновения бухгалтерского учета.

37. Правила исправления ошибок в учетных регистрах.

38. Понятие тройного равенства в оборотно-сальдовой ведомости.

39. Порядок и способы ведения записей в учетных регистрах.

40.Основные этапы обработки документов.


Таблица выбора задач

2-я цифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-я цифра

1

1,6

2,5

3,4

4,3

5,2

6,1

4,4

1,2

2,1

2,2

2

2,3

2,4

2,6

2,3

4,2

2,5

3,1

3,2

3,3

3,5

3

6,1

6,2

6,3

6,4

6,5

6,6

3,5

4,2

4,1

1,6

4

5,6

5,5

5,4

5,3

5,6

5,1

4,3

4,5

4,6

2,1

5

4,3

5,2

4,4

6,4

6,6

2,4

4,6

2,3

5,5

1,2

6

2,2

6,4

1,2

4,2

2,3

3,5

5,5

6,6

1,2

5,6

7

6,4

2,3

4,6

2,2

3,5

5,5

4,2

5,6

2,4

6,6

8

5,5

1,2

4,2

2,3

2,4

6,4

2,2

4,6

6,6

2,3

9

4,6

2,2

6,6

5,6

1,2

2,3

2,4

5,5

4,2

6,4



Задание1: На основании данных выполнить:

- открыть счета бухгалтерского учета;

- отразить на счетах операции по учету хозяйственных процессов;

- подсчитать обороты и остатки по счетам;

- составить оборотно- сальдовую ведомость по синтетическим счетам;





Остатки по счетам на начало отчетного месяца. (тыс.руб.)


№ п\п

Наименование счета

Дебет

Кредит

1

Основные средства

28800


2

Материалы

12000


3

Товары

4800


4

Расчетный счет

29000


5

Готовая продукция

4500


6

Расчеты с подотчетными лицами

25


7

Незавершенное производство

675


8

Уставный капитал


25000

9

Добавочный капитал


3000

10

Амортизация основных средств


8500

11

Расчеты с бюджетом


6250

12

Расчеты с персоналом по оплате труда


14300

13

Расчеты по страховым взносам


5600

14

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами


380

15

Расчеты с поставщиками и подрядчиками


8420

16

Нераспределенная прибыль отчетного года


8350


Баланс

79800

79800



Хозяйственные операции за месяц: (тыс. руб.)

№ п\п

Содержание хозяйств, операции

Дебет

Кредит

Сумма

1

Акцептован счет поставщиков:

Покупная стоимость

НДС 18%

Итого к оплате



1

300

?

?

2

500

?

?

3

400

?

?

4

200

?

?

5

600

?

?

6

700

?

?

2

Акцептован счет за доставку материалов:

Стоимость услуги

НДС 18%

Итого к оплате:




5

?

?


7

?

?


4

?

?


3

?

?


6

?

?


2

?

?

3

Выдано подотчетному лицу на приобретение материалов.



1

2

3

4

5

6

4

Погашено с расчетного счета задолженность поставщикам



1250

1500

1400

1300

1100

2500

5

Отпущены материалы со склада на производство



3000

2500

4700

6200

5100

4800

6

Получено в кассу с расчетного счета для выплаты зарплаты



7000

9000

8000

6000

5000

6000

7

Выплачена заработная плата работникам



7000

9000

8000

6000

5000

6000

8

Начислена зарплата работникам

-производственным

рабочим;

-работникам заводоуправления





3000

7000



5000

9000



4000

6000



4500

8000



2000

5000




5000

9000

10

Начислена амортизация основных средств:

-оборудование основного цеха;

-оборудования общехозяйственного значения





100

50



200

70



150

80



130

90



120

40



160

60



Задание 2: На основании корреспонденции счетов расшифровать содержание операции: Например: Дт10 Кт 60 -5000 рублей– «Поступили материалы от поставщиков.

№ п\п

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

1

50

75

10000

15000

18000

22000

25000

26000

2

51

50

10000

15000

18000

22000

25000

26000

3

10

60

35000

38000

41000

37000

21000

55000

4

19

60

6300

6840

7380

6660

3780

9900

5

20

10

35000

38000

40000

35000

18000

45000

6

20

70

7000

6000

5000

8000

6000

11000

7

43

20

40000

43000

38000

41000

23000

50000

8

90

43

35000

39000

36000

37000

21000

46000

9

90

68

8390

8848

7780

7020

4270

8700

10

62

90

55000

58000

51000

46000

28000

57000

11

51

62

61000

53000

49000

45000

24000

60000

12

60

51

28000

26000

34000

32000

14000

50000

13

68

19

2090

2008

400

360

490

0

14

90

99

11610

10152

7220

1980

2730

2300



5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Федеральные законы РФ


  1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

  2. Федеральный Закон от 06.12.2011г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете",

  3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с измен. от 28.12.10 г. №432-ФЗ).

  4. Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Положения

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (с измен. от 24.12.10 г.)

  2. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008».

  3. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99».

4.Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01»

  1. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99».

  2. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».

  3. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».

  4. Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

  5. Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (с изменениями и дополнениями).

  6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»

б) основная литература

  1. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. – 848 с.

  2. Галкина Е.В. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие / Е.В. Галкина. – М.: КНОРУС, 2009. – 592 с.

  3. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. 4-е изд. доп. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.

  4. Ларионов А.Д., Нечитайло А.И. Бухгалтерский учет: учебник. – Москва: Проспект, 2010. – 368 с.

в) дополнительная литература

  1. Алборов Р.А. Принципы и основы бухгалтерского учета: учебное пособие / Р.А. Алборов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 344 с.

  2. Бухгалтерский учет: учеб. – 2-е изд. перераб. и доп. / Ю.А. Бабаев и др.; под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 384 с.

  3. Бехтерева Е.В. Себестоимость: рациональный и эффективный учет расходов: практическое пособие / Е.В. Бехтерева. – 4-е изд., пер. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2010. – 158 с.

  4. Беликова Т.Н. Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.

  5. Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение: практическое пособие / Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – М.: КНОРУС, 2010. – 456 с.

  6. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 560 с.

  7. Гладкий А.А. Бухучет и финансы для руководителей и менеджеров. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.

  8. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г. Сапожникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации

www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба Российской Федерации

www.rbc.ru – Информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг"

www.consultant.ru – Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!