СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "История"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "История" для студентов СУЗ 1-2 курсов

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "История"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»






Разработчик:

Мещеряков А.Г., преподаватель истории
























Ярославль, 2019


Составлено преподавателем Мещеряковым А.Г.

Рассмотрены на заседании ЦМК

Протокол № _____ от_________

Председатель ЦМК_____________



Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ОД «История» предназначены для всех направлений подготовки, реализуемых в ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна, где учебным планом предусмотрено изучение данной дисциплины.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочих программ учебной дисциплины «История», реализуемых в соответствии с ФГОС СПО и ФГОС СОО, в соответствии с учебным планом.

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом; выполняется по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.


































СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Пояснительная записка

4

Самостоятельная работа №1

Введение. Основы исторического знания

5

Самостоятельная работа №2

Раздел 1. Древнейшая история человечества

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

7

Самостоятельная работа №3

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века

9

Самостоятельная работа №4

Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству

11

Самостоятельная работа №5

Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке

13

Самостоятельная работа №6

Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи

15

Самостоятельная работа №7

Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации

Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

17

Самостоятельная работа №8

Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке

18

Самостоятельная работа №9

Раздел 11. От Новой истории к Новейшей

20

Самостоятельная работа №10

Раздел 12. Между мировыми войнами

22

Самостоятельная работа №11

Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война

24

Самостоятельная работа №12

Раздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы

26

Самостоятельная работа №13

Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков

28

Приложение 1

30

Приложение 2

31

Приложение 3

32

Приложение 4

33

Приложение 5

34

Приложение 6

35

Приложение 7

36








Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов всех специальностей и профессий колледжа.

Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По истории используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений, докладов; тематических кроссвордов, выполнение рефератов;

для формирования умений: составление схем, таблиц, анализ карт; выполнение рефератов.

Реферат может быть выполнен по любой теме по желанию студента вне зависимости от формулировки задания по теме.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями (см. Приложения).















Самостоятельная работа № 1


Введение. Основы исторического знания


Цель: расширить представления об историческом времени и пространстве, концепции исторического развития, уметь устанавливать предметно-следственные связи.

Задание: из 2-3 словарей выписать значения слов «история», «формация» и «цивилизация», установить их происхождение, объяснить смысл, сделать анализ определений разных авторов.

Содержание работы

Для выполнения задания рекомендуется работа со словарями разных авторов.

1. Выписать значения слов «история», «формация», «цивилизация»

2. Установить происхождение этих терминов.

3. Проанализировать определения, установить, имеются ли противоречия в определениях одних слов разных авторов.

4. Записать выполненную работу в рабочую тетрадь, выразить свою позицию.

5. Подготовить устное выступление на 2-3 минуты.


Пример выполнения

Термин «Цивилизация»

Толковый словарь С. Ожегова

1.«Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.

2. Современная мировая культура.

3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

БСЭ (Большая советская энциклопедия)

1) Синоним культуры

2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

Толковый словарь В. Даля

Общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Термин «Цивилизация» произошел от латинского «civilis» гражданский – государственный.

Все авторы словарей, прежде всего, отождествляют цивилизацию с развитием культуры, но имеются и некоторые разночтения, например, Ожегов предполагает наличие внеземных цивилизаций, а Даль – превращение народа из дикого в гражданственный.

Моя позиция близка к определению БСЭ «Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры», т.е обновление общества в сравнении с предыдущей ступенью развития.


Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: записи в рабочей тетради, устное сообщение


Критерии оценки: обоснованность и четкость изложения подготовленных сообщений, заполнение рабочей тетради

Контроль выполнения: устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

  1. Толковый словарь С. Ожегова

  2. Толковый словарь В. Даля

  3. БСЭ (Большая советская энциклопедия)









































Самостоятельная работа № 2


Раздел 1. Древнейшая история человечества

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира


Цель: сформировать представление об очагах первобытного общества на территории нашей страны, о переходе от первобытности к цивилизации, уметь анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.

Задание 1 : пользуясь конспектом, на контурной карте отметить стоянки первобытного общества на территории нашей страны, записать их названия.

Норма времени: 2 часа.

Содержание работы

  1. На контурной карте отметить стоянки первобытного общества на территории нашей страны, пользуясь текстом учебника, или конспекта

Текст учебника

Стоянки на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около 1 млн. лет назад. Так, на стоянках Удалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг -Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены примитивные орудия труда из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена.
Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко- Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество каменных и костяных орудий, статуэток, в том числе огромное количество палеолитических венер.

В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых там начали раз— водить 8—7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель. Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей, которых приручили древние жители России.


2. Ответить на вопросы в рабочей тетради:

  1. Какая стоянка первобытных людей на территории России самая древняя?

  2. Почему в этих местах заселялись первые древние люди?

Формат выполненной работы: Отметки на контурной карте, записи в рабочей тетради, устное сообщение

Критерии оценки: аккуратность и правильность нанесения стоянок на контурной карте, обоснованность и четкость ответов, заполнение рабочей тетради

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. :Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Рабочий конспект урока


Задание 2: Заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах».

Содержание работы

1. Начертить в рабочей тетради таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее.

(Пример показан в таблице – Города-государства Шумера)


Древнейшее государство

Географическое расположение

Признаки цивилизации

1

Др.Египет



2

Города-государства Шумера

Низовье рек Евфрата и Тигра

Строительство оросительных сооружений. Первая письменность – клинопись. Изобрели колесо

3

Вавилон



4

Средиземноморье



5

Персия



6

Ассирия и Урарту



7

Индия



8

Китай



9

Др.Греция



10

Др.Рим



Норма времени: 2 часа.

Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в рабочей тетради, устное обоснование.

Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

2. Рабочий конспект урока















Самостоятельная работа № 3


Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века


Цель: расширить представления об историческом времени и пространстве, концепции исторического развития, уметь устанавливать предметно-следственные связи.

Задание 1


Составить тестовые задания по теме «Западная Европа, Византия, Русь в Средние века»


Норма времени: 1 час


Содержание работы


  1. Повторить по конспекту и учебнику тему.

  2. Составить тест закрытого типа (с выбором правильного ответа или на установление соответствия) на листе формата А4, состоящий из 10 вопросов.


Например: Выберите правильный ответ

1. Какой город был столицей Византии?

А) Рим

Б) Константинополь

В) Иерусалим

Г) Стамбул


2. Чем прославились братья Кирилл и Мефодий?

А) Созданием славянской письменности

Б) Участием в крестовых походах

В) Участием в военной обороне государства Русь

Г) Открытием университета

и т.д.


Формат выполненной работы: Тест

Критерии оценки: правильность составления вопросов теста, аккуратность

Контроль выполнения: выполнение тестовых заданий, составленных

сокурсниками.

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

2. Рабочий конспект урока


Задание 2

Написать сочинение на тему «Средневековый город»

Норма времени: 3 часа


Содержание работы


  1. Прочитать текст учебника или другого источника информации

  2. Написать сочинение по рекомендуемому плану, пользуясь

Приложением 2

    • Причины возникновения Средневековых городов

    • Средневековый город – центр торговли и ремесла

    • Города и сеньоры

    • Разделение труда в городе

    • Значение средневековых городов для хозяйственного развития и экономики государства

Формат выполненной работы: Сочинение 2-4 страницы

Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность, выводы.

Контроль выполнения: проверка сочинения, беседа

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История.Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Образовательные сайты Интернет


http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://letopisi.ru/index.php

http://historic.ru/

http://historylinks.ru/


























Самостоятельная работа № 4


Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству


Цель: сформировать взгляд на политическую раздробленность, общественную жизнь, культуру Руси, версии происхождения государственной власти на Руси, уметь осознавать себя как гражданина России


Задание 1

Написать реферат по заданным темам

  • Варяги в истории Древней Руси.

  • Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

  • Князь и вече в Древней Руси.

  • Князь и дружина в Древней Руси.

  • Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

  • Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

  • Александр Невский — государственный деятель и полководец.

  • Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

  • Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

  • Владимир Мономах и его время.

  • Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

  • Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

  • Общественный строй Древней Руси.

  • Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

  • Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

  • Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

  • Иван III и его роль в российской истории.


Норма времени: 3 часа


Содержание работы


  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

  2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)

  3. Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (Приложении 1)



Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2. Интернет


Задание2

Составить генеалогическое древо династии Рюриковичей

Норма времени: 2 часа


Содержание работы

  1. По дополнительной литературе ознакомиться со всеми представителями династии Рюриковичей

  2. Составить генеалогическое древо (родословную) династии Рюриковичей в виде структурологической схемы, рисунка, текста, таблицы, указав родственные связи


Пример начала схемы династии Рюриковичей







Формат выполненной работы: Генеалогическое древо, родословная

Критерии оценки: правильность составления родословной, аккуратность

Контроль выполнения: проверка родословной, анализ

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.




















Самостоятельная работа № 5


Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке


Цель: сформировать представления об открытиях в науке и технике в ХVI – ХVIII веках, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, тезисов и сообщения


Задание 1

Написать конспект на тему «Открытия в науке и технике»

Норма времени: 2 часа


Содержание работы


  1. Из дополнительной литературы ознакомиться с открытиями в науке и технике ХVI – ХVIII веков.

  2. Выбрать 2-3 крупных, значимых открытий

  3. Составить конспект по примерному плану:

    • название открытия

    • кто изобрел (открыл)

    • когда и при каких условиях было сделано открытие

    • оценки и взгляды современников открывателя

    • значение для современной науки и техники

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения.

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.


Задание 2

Задание: составить план и тезисы ответа

Норма времени: 2 часа


Содержание работы


  1. Прочитать конспект темы «Страны Европы в ХVI – ХVIII веке»

  2. Составить план ответа в рабочей тетради

  3. Составить тезисы по конспекту в рабочей тетради 1-2 стр. (основные мысли автора)


Формат выполненной работы: План и тезисы

Критерии оценки: правильность написания плана и тезисов, аккуратность

Контроль выполнения: проверка рабочих тетрадей с выполненными заданиями, обсуждение на занятии.

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.













































Самостоятельная работа № 6


Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи


Цель: расширить представление: о границах территории Российского государства, уметь представлять результаты изучения исторического материала в форме кроссворда и проверочной работы


Задание 1

Составить кроссворд по теме «Экономическое развитие; аграрное производство; крепостничество. Особенности развития мануфактурного и мелкотоварного производства».


Норма времени: 3 часа

Содержание работы


  1. Повторить тему «Россия в ХVII – ХVIII веке»

  2. Выписать термины и даты в словарь

  3. Составить кроссворд по теме (не менее 20 слов), применяя правила составления кроссворда

Формат выполненной работы: Кроссворд

Критерии оценки: правильность составления кроссворда, количество слов в кроссворде

Контроль выполнения: разгадывание кроссвордов однокурсников

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Конспекты занятий

  3. Словарь исторических терминов и дат

  4. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.


Задание 2

Ответить на контрольные вопросы

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017,

Содержание работы

Ответить на вопросы в рабочей тетради

  1. Перечислите реформы, проведенные в России в середине ХУI в., укажите их результаты?

  2. Что такое опричнина? В чем ее смысл и последствия?

  3. Как происходило закрепощение крестьян в России?

  4. Что такое Смутное время? Перечислите основные события этого периода. Что позволило отстоять независимость России?

  5. Как развивалась экономика России в ХУII в.? Что нового появилось тогда в экономике?

  6. Какое значение имело освоение Сибири?

  7. Какие изменения в государственном управлении произошли в России в ХУII в.?

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: ответы в рабочей тетради

Критерии оценки: правильность ответов

Контроль выполнения: беседа, проверка тетрадей













































Самостоятельная работа № 7

Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации

Раздел 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока


Цель: сформировать представления о мировой системе XIX века, границах существующих государств, уметь определять историческое значение явлений и событий прошлого.


Задание 1

Нанести границы стран мира в конце XIX века, очаги Европейских войн на контурной карте

Норма времени: 3 часа


Содержание работы

  1. Повторить тему «Международные отношения в Новое время» по конспекту и учебнику

  2. Нанести на контурной карте границы государств к концу XIX века

  3. Отметить на карте очаги Европейских войн XIX века


Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Конспекты занятий

  3. Политическая карта мира XIX века























Самостоятельная работа № 8


Раздел 10. Российская империя в ХIХ веке

Цель: расширить представления о событиях в России в ХIХ веке, уметь анализировать историческую информацию, представленную в художественных произведениях, представлять результаты изучения исторического материала в форме аннотации.


Задание 1

Подготовить доклад по теме «Отечественная война 1812 года».

1. Наполеоновские войны: ход и результаты.

2. Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Норма времени: 3 часа


Содержание работы


Пользуясь рекомендациями в Приложении 3 выполните задание


Формат выполненной работы: доклад

Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.

  3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.


Задание 2

Заполнить словарь терминов и дат теме «Отечественная война 1812 года».

Норма времени: 1 час


Задание 3

Аналитическая обработка текста: аннотирование.

Содержание работы

  1. Прочитать рекомендуемое произведение

  2. Выделить главную мысль прочитанного произведения

  3. Написать аннотацию на прочитанное произведение (по выбору студента) в рабочей тетради

  • Л.Рубинштейн «Дорога победы»

  • Л. Толстой «Война и мир»

  • Н.Задонский «Денис Давыдов»

  • Г..Данилевский «Сожженная Москва»

(Приложение 4)

Норма времени: 1 час


Формат выполненной работы: аннотация

Критерии оценки: правильность написания аннотации, умение выделять главную мысль

Контроль выполнения: проверка тетради, обсуждение


Пример аннотации


Серебряков Г. В.Денис Давыдов

Имя Дениса Давыдова стало легендарным еще при его жизни. Герой Отечественной войны 1812 года, верный последователь суворовских традиций, он был одним из инициаторов партизанского движения в России. Денис Давыдов известен и как самобытный поэт, и как автор произведений по истории военного искусства. О жизни «певца-героя», полного мужества и отваги, всегда готового «вновь за родину восстать», и рассказывает автор.



































Самостоятельная работа № 9


Раздел 11. От Новой истории к Новейшей

Цель: Расширить мировоззрение о событиях начала XX века, Первой мировой войне, уметь работать с различными знаковыми системами

Задание1

Отметить на контурной карте основные сражения Первой мировой войны

Норма времени: 3 часа

Содержание работы

  1. Повторить тему «Первая мировая война»» по конспекту и учебнику

  2. Нанести на контурной карте основные сражения Первой мировой войны


Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Конспекты занятий

  3. Политическая карта Европы


Задание 2

Написать реферат по заданным темам.

  • Русско-японская война 1904—1905 гг.

  • Революция 1905—1907 гг. в России.

  • Политические партии в России начала ХХ в.

  • Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

  • Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

  • Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

  • Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Норма времени: 3 часа


Содержание работы

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

  2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)

  3. Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (Приложении 1)


Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

2. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.

3. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.

  1. Исторические сайты Интернет.


Задание 3

Заполнить исторический словарь терминов и дат по пройденным темам «Первая мировая война», «Россия в 1917 году»


Норма времени: 1 час


Содержание работы

  1. В словарь дат выписать основные даты по предложенным темам, например,

28 июня 1914 г – начало 1-й мировой войны

  1. В словарь терминов выписать новые исторические термины, понятия, обозначения, названия, имена, например,

А.А. Брусилов – командующий генерал русской армии. Прорвал оборону австро-германскиих войск (Брусиловский прорыв)

Формат выполненной работы: личный словарь исторических терминов и дат

Критерии оценки: правильность заполнения словаря

Контроль выполнения: проверка словаря, беседа

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Конспекты занятий



















Самостоятельная работа № 10


Раздел 12. Между мировыми войнами

Цель: Углубить знания об идеологии и политической практике стран Европы и США в 1918-1939 годах, уметь критически анализировать источник исторической информации; получить представление: об идеологическом обосновании в СССР, этапах и итогах Гражданская войны, тоталитарном режиме, уметь устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого.



Задание 1

Написать реферат по заданным темам с анализом литературы

  • Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.

  • Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.

  • Пакт Молотова—Риббентропа: причины его заключения и последствия.

  • Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

Норма времени: 4 часа


Содержание работы

  1. Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

  2. Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы)

  3. Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (Приложение 1)


Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: правильность написания реферата, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

  3. Дроз Ж. История Германии. — М., 2005

  4. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.


Задание 2


Заполнить таблицу «Сравнительный анализ тоталитарного режима советской системы с европейскими моделями тоталитаризма»


Норма времени: 2 часа


Содержание работы

  1. Повторить по учебнику и конспекту тему «СССР в 1918 – 1941 гг.»

  2. Сделать сравнительный анализ тоталитарного режима советской системы с европейскими моделями тоталитаризма

  3. Заполнить таблицу в рабочей тетради


«Сравнительный анализ тоталитарного

режима советской системы с

европейскими моделями тоталитаризма»


Критерий

анализа

Советская

система

Европейские

модели

Идеология

марксизм

расизм

Правящая партия

РКПб

КПСС

национал-фашистская партия в Италии

национал-социалистическая в Германии














Формат выполненной работы: Правильно заполненная таблица в рабочей тетради, устное обоснование.

Критерии оценки: аккуратность и правильность заполнения таблицы, обоснованность и четкость ответов.

Контроль выполнения: фронтальная проверка, устный опрос

Рекомендуемые источники информации:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

2. Рабочий конспект урока


Задание 3


На контурной карте отметить сражения Гражданской войны


Норма времени: 2 часа

Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:


  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Конспекты занятий

  3. Политическая карта СССР

Самостоятельная работа № 11


Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война


Цель: углубить знания о Великой Отечественной войне, уметь осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России, представлять результаты изучения исторического материала в форме исторического сочинения


Задание 1

Прочитать художественное произведение об исторических событиях Великой Отечественной войны, составить план рассказа

Норма времени: 5 часов


Содержание работы


  1. Прочитать рекомендуемое произведение.

  2. Выделить главную мысль прочитанного произведения.

  3. Составить план рассказа на прочитанное произведение (по выбору студента) в рабочей тетради (Приложение 6)


Формат выполненной работы: план рассказа

Критерии оценки: правильность написания плана прочитанного произведения, умение выделять главную мысль

Контроль выполнения: проверка тетради, обсуждение на читательской конференции

Рекомендуемая литература:

  • Василий Гроссман "Жизнь и судьба", "Народ бессмертен"

  • Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"

  • Ольга Берггольц "Дневные звёзды"

  • Василь Быков "Сотников", "Дожить до рассвета"

  • Михаил Колосов "Три круга войны"

  • Юрий Бондарев "Горячий снег"

  • Симонов "Живые и мертвые"

  • Васильев "А зори здесь тихие»

  • Александр Покрышкин – "Небо войны"

  • Василий Емельяненко – "В военном воздухе суровом

  • Валентин Пикуль "Реквием каравану PQ-17"

  • Григорий Бакланов "Пядь земли

  • Владимир Богомолов "Момент Истины"

  • Эдуард Асадов- "Зарницы Войны"

  • Юлиан Семёнов- "Семнадцать мгновений весны"

  • Константин Воробьёв -"Убиты под Москвой"


Задание 2

На контурной карте отметить фронты и Великой Отечественной

войны

Формат выполненной работы: Обозначения на контурной карте

Критерии оценки: правильность нанесения меток, аккуратность

Контроль выполнения: проверка контурной карты, обсуждение на занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Конспекты занятий

  3. Политическая карта СССР







































Самостоятельная работа № 12


Раздел 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

Раздел 15. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы


Цель: расширить представление о расколе мира на «западный» и «восточный» блоки, уметь осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Задание 1 (выполняется в микрогруппах)


Подготовить электронные презентации к семинарскому занятию

(Приложение 5)

  1. группа «Холодная война»: причины и основные вехи.

  2. группа «СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития»

  3. группа «Перестройка в СССР: причины, ход, последствия»


Норма времени: 4 часа

Формат выполненной работы: электронные презентации

Критерии оценки: правильность выполнения презентации, эстетичность оформления, глубина отражение темы

Контроль выполнения: выступления на семинарском занятии, обсуждение

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.

  3. Интернет


(выполняется в микрогруппах)

Написать рефераты по теме

Развитие культуры во второй половине ХХ века

Норма времени: 4 часа


Содержание работы


  1. . Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных знаковых системах и источниках

  2. . Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ литературных источников по теме, основная часть, выводы) (Приложение 7)

  3. . Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов (Приложении 1)


Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: правильность написания реферата, обоснование выбора темы. выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. . Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для СПО.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. . Интернет, виртуальные музеи











































Самостоятельная работа № 13


Раздел 16. Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков


Цель: Обобщить и систематизировать знания студентов о внутренней и внешней политике РФ на современном этапе.

Задание 1

Подготовить доклад о Президенте РФ В.В. Путине

Содержание работы


Пользуясь рекомендациями в Приложении 3 выполните задание


Формат выполненной работы: доклад

Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Интернет-источники.


Задание 2

Подготовить доклад о Президенте РФ Д.А. Медведеве

Содержание работы


Пользуясь рекомендациями в Приложении 3 выполните задание


Формат выполненной работы: доклад

Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Интернет-источники.


Задание 3

Подготовить сообщения о международном терроризме, экологическом кризисе, антиглобалистских выступлениях

Содержание работы


Пользуясь рекомендациями в Приложении 3 выполните задание


Формат выполненной работы: доклад

Критерии оценки: правильность написания доклада, выполнение рекомендаций, аккуратность

Контроль выполнения: проверка доклада, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник для студентов СПУЗов.- М.: Изд. Центр «Академия», 2017.

  2. Интернет-источники.












































Приложение 1

Как написать реферат


Несколько НЕ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.

Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.

Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.


В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит иэ нескольких частей:

  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);

  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;

  • введение;

  • основная часть, состоящая из глав;

  • заключение;

  • список использованной литературы.


Этапы (план) работы над рефератом

Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.

Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

Составить план основной части реферата.

Написать черновой вариант каждой главы.

Показать черновик педагогу.

Написать реферат.

Составить сообщение на 5-7 минут, не более.
















Приложение 2

Этапы работы над сочинением


I. Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

II. Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

III. Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

IV. Подбор фактического и цитатного материала

Рекомендуем вам выучивать наизусть наиболее подходящие цитаты для подтверждения высказанных текстов. Это в первую очередь относится к стихотворным отрывкам. Итак, главная часть сочинения — это тезис и аргументы.

Вступление нужно, если оно подготавливает читателя к восприятию основной части.

В традиционных вступительных частях пишущий рассказывает об эпохе, когда было написано произведение, или дает краткую характеристику проблематики творчества писателя, поэта, определяя место в нем анализируемого произведения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части (заключение может j быть выжимкой из текста). Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.





















Приложение 3

Как написать доклад


Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

Составление библиографии.

Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Разработка плана доклада.

Написание.

Публичное выступление с результатами исследования.

































Приложение 4

Как написать рецензию и аннотацию


Рецензию и аннотацию характеризует небольшой объём и краткость.

Любое аннотируемое или рецензируемое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.


































Приложение 5

Как подготовить учебную презентацию

Основной единицей электронной презентации в среде Power Point является слайд, или кадр Основные правила подготовки учебной презентации:

При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.

Одним из важных моментов является сохранение единого стиля, унифицированной структуры и формы представления учебного материала на всем уроке. При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов. Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание обучаемых.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.

Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

  • обложка;

  • титульный слайд;

  • оглавление;

  • учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);

  • словарь терминов;

  • справочная система по работе с управляющими элементами;

  • система контроля знаний;

  • информационные ресурсы по теме.























Приложение 6

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов


1. Участники войны/сражения/конфликта.

2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.

3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.

4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.

5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.

6. Основные события каждого этапа войны/сражения.

7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).

8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.

9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
































Приложение 7

Памятка для анализа произведений культуры


1. Автор, время и место создания произведения.

2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.

3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.

4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).

5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.

6. Историческая и художественная ценность произведения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!