Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Социально-технологический техникум
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО МДК.03.01. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКЕ
Профессия среднего профессионального образования
38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Орехово-Зуево, 2017 г.
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир и направлены на оказание методической помощи при организации внеаудиторной самостоятельной работы.
В рекомендациях содержится перечень знаний и умений, общих и профессиональных компетенций, которыми должны овладеть обучающие в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, методические рекомендации по ее выполнению, рекомендуемые источники.
Автор-составитель: Макарова Е.Б. – преподаватель СТТ ГГТУ
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии
профессионального цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 2017 г.
Председатель комиссии: ________________ / Печенникова Т.А. /
Подпись
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………………… | 4 |
ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ……………………………………………... | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………………………… | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТЕМАМ…………………………………………………………..… | 5 |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………………………………………… | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..……… | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Междисциплинарный курс «Эксплуатация контрольно-кассовой технике» является частью ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями профессионального цикла обучающихся по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
Методические рекомендации помогут обучающимся в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в процессе изучения междисциплинарного курса.
Рекомендации разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, программой ПМ.03 Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.
В данных методических рекомендациях представлено содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, а также требования к освоению знаний, умений, формированию общих и профессиональных компетенций.
Внеаудиторной самостоятельная работа обучающихся включает в себя виды:
подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим работам и др.);
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
работу над отдельными темами междисциплинарного курса в соответствии с учебно-тематическим планом;
самостоятельное изучение материалов с помощью основной и дополнительной литературы;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
анализ основных понятий и положений психологии.
Формы контроля
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся выбираются преподавателем, из следующих вариантов:
текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п.;
решение ситуационных задач по профессии;
конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
отчет по практичесой работе;
тестирование.
Критерии оценивания
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень усвоения обучающимися учебного материала (в том числе теоретического);
сформированность умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
ТРЕБОВАНИЯ
К ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИИЙ, УМЕНИЙ, ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
Уметь:
осуществлять подготовку ККТ различных видов;
работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах);
устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;
осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
оформлять документы по кассовым операциям;
соблюдать правила техники безопасности;
Знать:
документы, регламентирующие применение ККТ;
правила расчетов и обслуживания покупателей;
типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
классификацию устройства ККТ;
основные режимы ККТ;
особенности технического обслуживания ККТ;
признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;
правила оформления документов по кассовым операциям.
Формируемые компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы | Количество часов |
Раздел 1. Устройство и эксплуатация контрольно-кассовой техники | 15 |
Тема 1.1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники | 3 |
Тема 1.2. Устройство и эксплуатация контрольно-кассовой машины «Ока102Ф» | 3 |
Тема 1.3. Устройство и эксплуатация контрольно - кассовой машины «АМС 100» | 3 |
Тема 1.4. Устройство и эксплуатация POS - терминала | 3 |
Тема 1.5. Организация рабочего места кассира | 3 |
Раздел 2. Учет кассовых операций | 10 |
Тема 2.1. Учет кассовых операций | 5 |
Тема 2.2. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей | 5 |
ИТОГО | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Раздел I. Устройство и эксплуатация контрольно-кассовой техники
Тема 1.1. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники. (3 час)
Цель:
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.
Формируемые компетенции: ОК 4., ОК 5.
Виды самостоятельной работы:
Для овладения знаниями:
- Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением;
- Перечень контрольно-кассовых машин и терминалов, применяемых в торговле.
Для закрепления и систематизации знаний:
подготовить сообщение по теме «Положение по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении расчетов с населением», « Перечень контрольно - кассовых машин и терминалов, применяемых в торговле», «Правила безопасности труда при работе с кассовым оборудованием».
Формы отчета:
Критерии оценивания: Приложение 1.
Список рекомендуемых источников
Рекомендуемые учебные издания:
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для нач. проф. образования / М. А. Морозова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Электронный ресурс]: [электронное учебное издание] / М. А. Морозова. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: ПК от Intel Core 2 Duo или АМD Athlon Х2 и выше; Windows XP/7/8 ; RAM 512 МБ; зв. карта. - Загл. с экрана.
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cons-plus.ru/systems/ , свободный. – Загл. с экрана.
Тема 1.2. Устройство и эксплуатация контрольно - кассовой машина «Ока 102Ф»
(3 час)
Цель:
формирование умений использовать нормативную и специальную литературу;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях.
Формируемые компетенции: ОК 4., ОК 5, ПК 3.1.
Виды самостоятельной работы:
Для закрепления и систематизации знаний:
Для формирования умений и навыков:
подготовка к практическим работам: распознавание основных устройств и клавиш ККМ «Ока 102Ф»; изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «Ока 102Ф».
Формы отчета:
Критерии оценивания: Приложение 2.
Список рекомендуемых источников:
Рекомендуемые учебные издания:
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для нач. проф. образования / М. А. Морозова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Косарева, Г. С. Контролер-кассир торгового зала [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Косарева. – 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 64 с. – (Торговля).
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Электронный ресурс] : [электронный учебно-методический комплекс] / М. А. Морозова. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: ПК от Intel Core 2 Duo или АМD Athlon Х2 и выше; Windows XP/7/8 ; RAM 512 МБ; зв. карта. - Загл. с экрана.
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cons-plus.ru/systems/ , свободный. – Загл. с экрана.
Оборудование для торговых предприятий, супермаркетов » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cash-mashine.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Тема 1.3. Устройство и эксплуатация контрольно - кассовой машина «АМС 100»
(3 час)
Цель:
формирование умений использовать нормативную и специальную литературу;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях.
Формируемые компетенции: ОК 4., ОК 5, ПК 3.1.
Виды самостоятельной работы:
Для закрепления и систематизации знаний:
Для формирования умений и навыков:
подготовка к практическим работам: распознавание основных устройств и клавиш ККМ «АМС 100», изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты ККМ «АМС 100».
Формы отчета:
Критерии оценивания: Приложение 2.
Список рекомендуемых источников:
Рекомендуемые учебные издания:
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для нач. проф. образования / М. А. Морозова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Косарева, Г. С. Контролер-кассир торгового зала [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Косарева. – 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 64 с. – (Торговля).
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Электронный ресурс] : [электронный учебно-методический комплекс] / М. А. Морозова. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: ПК от Intel Core 2 Duo или АМD Athlon Х2 и выше; Windows XP/7/8 ; RAM 512 МБ; зв. карта. - Загл. с экрана.
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cons-plus.ru/systems/ , свободный. – Загл. с экрана.
Оборудование для торговых предприятий, супермаркетов » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cash-mashine.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Тема 1.4. Устройство и эксплуатация POS – терминала (3 час)
Цель:
формирование умений использовать нормативную и специальную литературу;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях.
Формируемые компетенции: ОК 4., ОК 5, ПК 3.1.
Виды самостоятельной работы:
Для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектами лекций;
подготовка к практическим работам: изучение реквизитов чеков, отчетов и контрольной ленты POS-терминала;
Формы отчета:
Критерии оценивания: Приложение 2.
Список рекомендуемых источников:
Рекомендуемые учебные издания:
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для нач. проф. образования / М. А. Морозова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Электронный ресурс] : [электронный учебно-методический комплекс] / М. А. Морозова. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: ПК от Intel Core 2 Duo или АМD Athlon Х2 и выше; Windows XP/7/8 ; RAM 512 МБ; зв. карта. - Загл. с экрана.
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cons-plus.ru/systems/ , свободный. – Загл. с экрана.
Оборудование для торговых предприятий, супермаркетов » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cash-mashine.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Раздел 2. Учет кассовых операций
Тема 2.1. Учет кассовых операций (5 час)
Цель:
углубление, расширение, и закрепления полученных знаний и практических умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях.
Формируемые компетенции: ОК 4., ОК 5, ПК 3.1.
Виды самостоятельной работы:
Для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектами лекций;
подготовка к практическим работам по темам:
оформление приходного ордера;
оформление расходного ордера;
составление кассового отчета.
Формы отчета:
Критерии оценивания: Приложение 2.
Список рекомендуемых источников:
Рекомендуемые учебные издания:
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для нач. проф. образования / М. А. Морозова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Косарева, Г. С. Контролер-кассир торгового зала [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Косарева. – 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 64 с. – (Торговля).
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cons-plus.ru/systems/ , свободный. – Загл. с экрана.
Тема 2.2. Контроль сохранности товарно-материальных ценностей (5 час)
Цель:
углубление, расширение, и закрепления полученных знаний и практических умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях.
Формируемые компетенции: ОК 4., ОК 5, ПК 3.1.
Виды самостоятельной работы:
Для овладения знаниями:
Для закрепления и систематизации знаний:
подготовка сообщения по темам (на выбор): История возникновения денег на Руси, Наличные и безналичные расчеты, Организация рабочего места кассира
подготовка к практическим работам по темам:
Формы отчета:
Критерии оценивания: Приложение 1, Приложение 2.
Список рекомендуемых источников:
Рекомендуемые учебные издания:
Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для нач. проф. образования / М. А. Морозова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Косарева, Г. С. Контролер-кассир торгового зала [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Косарева. – 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 64 с. – (Торговля).
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cons-plus.ru/systems/ , свободный. – Загл. с экрана.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рекомендуемые учебные издания:
1. Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для нач. проф. образования / М. А. Морозова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
2. Косарева, Г. С. Контролер-кассир торгового зала [Текст] : учеб. пособие / Г. С. Косарева. – 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 64 с. – (Торговля).
3. Парфентьева Т. Р. Оборудование торговых предприятий [Текст] : учебник для нач. проф. образования / Т. Р. Парфентьева, Н. Б. Миронова, А. А. Петухова. – 7-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
4. Голубкина, Т. С. Торговые вычисления [Текст] : учебник для нач. проф. образования / Т. С. Голубкина. – 8-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 128 с.
Дополнительные источники:
1. Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Электронный ресурс]: [электронный учебно-методический комплекс] / М. А. Морозова. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2016. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: ПК от Intel Core 2 Duo или АМD Athlon Х2 и выше; Windows XP/7/8 ; RAM 512 МБ; зв. карта. - Загл. с экрана.
2. Морозова, М. А. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями [Электронный ресурс] : [электронное учебное издание] / М. А. Морозова. – Электрон. дан. и прогр. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). – Систем. требования: ПК от Intel Core 2 Duo или АМD Athlon Х2 и выше; Windows XP/7/8 ; RAM 512 МБ; зв. карта. - Загл. с экрана.
Интернет - ресурсы:
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cons-plus.ru/systems/ , свободный. – Загл. с экрана.
Оборудование для торговых предприятий, супермаркетов » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cash-mashine.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Оборудование для торговых предприятий, супермаркетов » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.v-magazin.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
Оборудование для торговых предприятий, супермаркетов » [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pos-shop.ru/shop/to/4/ , свободный. – Загл. с экрана
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила подготовки доклада и сообщения
При подготовке доклада или сообщения целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:
выяснение для себя сути темы, которая вам предложена;
подбор необходимой литературы (пользуйтесь несколькими источниками для более полного получения информации);
изучение материала учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок;
изучение подобранный материал (по возможности работайте карандашом), выделяя самое главное по ходу чтения;
составление плана доклада, сообщения;
подготовка текста доклада, составление презентации к докладу, сообщению.
Критерии оценивания:
ʼʼ5ʼʼ баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
ʼʼ4ʼʼ балла – основные требования к докладу или сообщению и их защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
ʼʼ3ʼʼ балла – имеются существенные отступления от требований. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
ʼʼ2ʼʼ балла – тема не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание проблемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оформление отчетов по лабораторным работам/практическим занятиям
и подготовка к их защите
При подготовке отчета по лабораторным/практическим работам целесообразно учитывать:
оформление работы с указание названия, цели и краткого порядка проведения работы;
повторение основных теоретических положений по теме лабораторной/ практической работы, используя конспект лекций или методические указания;
формулирование выводов по результатам работы, выполненной на учебном занятии;
подготовка к защите выполненной работы: повторение основных теоретических положений и ответов на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению лабораторных/практических работ.
Критерии оценивания:
- оформление лабораторных и практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
- качественное выполнение всех этапов работы;
- необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
- правильное оформление выводов работы;
- обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Самостоятельное изучение материала и конспектирование лекций
по учебной и специальной технической литературе
При самостоятельном изучении учебной и специальной технической литературы следует использовать рекомендуемые по данной теме учебники, техническую литературу, материалы электронных библиотек или другие Интернет-ресурсы:
прочтение материала, по которому требуется составить конспект;
разбор непонятных, в частности новых терминов и понятий;
краткий пересказ содержимого изученного материала «своими словами».
составление плана конспекта, акцентируя внимание на наиболее важные моменты текста.
в соответствии с планом подготовка по каждому пункту несколько основных предложений, характеризующих ведущую мысль описываемого пункта плана.
Критерии оценивания:
краткое изложение (при конспектировании) основных теоретических положений
темы;
логичность изложения ответа;
уровень понимания изученного материала.