СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению практических работ являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине УВД,10 Обществознание

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


по дисциплине: УВД.10 Обществознание

специальности: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.01 Дошкольное образование

49.02.01 Физическая культура


для студентов очной формы обучения

















г. Дальнегорск, 2021

Методические рекомендации по выполнению практических работ являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по дисциплине УВД,10 Обществознание.

Методические указания определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к структуре и содержанию практических заданий, описание процесса выполнения практических заданий.

Методические указания адресованы студентам очной формы обучения.

В электронном виде методические указания размещены на файловом сервере колледжа по адресу: itk-dg.ru (в разделе Студентам).



СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….......................

4

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПАКТИЧЕСКИХ РАБОТ………………………………………………

7

1.1 Критерии оценивания…………………………………………………......................

7

1.2 Алгоритмические «памятки»…………………………………………......................

9

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ…………………………..

43

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практические занятия – форма учебных занятий, где на основе полученных знаний и сформированных умений обучающиеся представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для серьезного и активного изучения дисциплины «Обществознание».

Выполнение практических работ способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа учебной информации, составлению схем и таблиц, формированию обществоведческого мышления – способности рассматривать явления с точки зрения их общественной обусловленности, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, представлять результаты изучения учебного материала в виде таблиц и схем.

Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями. На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.

Практические работы чередуются с теоретическими в процессе изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций, выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения, и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.  

Перед выполнением обучающимися практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Выполнение практических работ по учебной дисциплине «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• предметных:

− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

• метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

• личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п

Перечень практических работ

Количество часов

1

Практическая работа №1 «Человек, индивид, личность»

1

2

Практическая работа №2 «Бытие человека»

1

3

Практическая работа №3 «Деятельность человека»

1

4

Практическая работа №4 «Культура»

1

5

Практическая работа №5 «Наука»

1

6

Практическая работа №6 «Образование»

1

7

Практическая работа №7 «Религия»

1

8

Практическая работа №8 «Сферы общества»

1

9

Практическая работа №9 «Общество и природа»

1

10

Практическая работа №10 «Развитие общества»

1

11

Практическая работа №11 «Цивилизации»

1

12

Практическая работа №12 «Типология обществ»

1

13

Практическая работа №13 «Экономика»

1

14

Практическая работа №14 «Спрос. Предложение»

1

15

Практическая работа №15 «Налоги»

1

16

Практическая работа №16 «Безработица»

1

17

Практическая работа №17 «Экономика»

1

18

Практическая работа №18 «Социальная стратификация»

1

19

Практическая работа №19 «Социальный статус личности»

1

20

Практическая работа №20 «Социальное поведение»

1

21

Практическая работа №21 «Социальный конфликт»

1

22

Практическая работа №22 «Молодежь»

1

23

Практическая работа №23 «Этнические общности»

1

24

Практическая работа №24 «Семья»

1

25

Практическая работа №25 «Политика и власть»

1

26

Практическая работа №26 «Функции государства»

1

27

Практическая работа №27 «Политический режим»

1

28

Практическая работа №28 «Правоотношения»

1

29

Практическая работа №29 «Конституция РФ»

1

30

Практическая работа №30 «Гражданство»

1

31

Практическая работа №31 «Права и обязанности граждан»

1

32

Практическая работа № 32 «Защита прав потребителей»

1

33

Практическая работа №33 «Трудовые правоотношения»

1


    1. Критерии оценивания

Задания на заполнение таблиц. 

Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является аккуратность и правильность заполнения граф таблицы, обоснованность и четкость ответов.

Задания на составление схем. 

Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.

Задание по работе с тестами.

К каждому заданию дается несколько  ответов, только один из которых верный. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка «5» ставится, если студент:

1) правильно определил цель работы и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения;

3) самостоятельно и рационально выбрал приёмы, способы и методы выполнения работы;

4) научно грамотно, логично описал выполненную работу и сформулировал выводы по ней; правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, графики и сделал выводы по ним;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе);

6) работу осуществляет по плану с учетом предъявляемых требований и правил работы с материалами и оборудованием;

7) задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Оценка «4» ставится, если студентом:

1) было допущено два-три недочета или не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или работа проведена не полностью;

3) или в описании работы допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если студент:

1) правильно определил цель работы; задание выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным задачам работы;

2) или в ходе выполнения работы были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) или получены результаты с большей погрешностью; или в результатах работы были допущены в общей сложности не более двух ошибок не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил выполнения работы), которая исправляется по требованию преподавателя.

Оценка «2» ставится, если студент:

1) не определил самостоятельно цель работы; выполнил работу не полностью, выполненный объём работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) выводы произведены неправильно;

3) или в ходе работы обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4) допускает две (и более) грубые ошибки в объяснении и оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию преподавателя.

Примечание. В тех случаях, когда студент показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению преподавателя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Оценка выполнения тестовых заданий

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично

70-89 %%

хорошо

50-69 %%

удовлетворительно

менее 50 %

неудовлетворительно


    1. Алгоритмические «памятки»

Алгоритм – это инструктивные правила, схемы, определяющие четкую последовательность учебных действий, обучающихся в работе с учебным материалом.

Применение алгоритмов способствует:

  • совершенствованию общеучебных интеллектуальных умений: чтение, сравнение, конкретизация, оценка, самоконтроль;

  • развитию основных процессов мыслительной деятельности у студентов: анализ, синтез, обобщение,

  • формированию социальной, коммуникативной, информационной компетентностей.  

Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.

  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

  3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательство.

  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Алгоритм составления схемы с помощью текста

  1. Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.

  2. Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.

  3. Согласно проблеме выделите главные и второстепенные явления, разбейте их на группы.

  4. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

  5. Установите связи, последовательность.

  6. Выберите систему условных обозначений.

  7. Продумай пространственное расположение схемы на листе.

  8. Зафиксируйте схему на листе.

Памятка-алгоритм составления таблицы.

  1. Прочтите текст.

  2. Определите признаки, по которым можно систематизировать материал.

  3. Начертите таблицу с определенным количеством граф.

  4. Запишите название признаков в графы.

  5. Запишите в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

  6. Сделайте вывод.

  7. Дополните текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.

Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.

  1. Чтение и анализ.

  2. Сопоставительный анализ источника и мнения.

  3. Анализ и аргументация автора.

  4. Постановка вопросов к тексту.

  5. Сравнительный анализ.

  6. Отбор материала.

Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию, но которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с данными условия задачи. 

4)   Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5)   Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6)   Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

-соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

-если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

-нет ли противоречий между вашими аргументами;

-нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

-можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

-не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.


Практическая работа №1 «Человек, индивид, личность»

Цель: формирование умений анализировать, систематизировать информацию. Делать выводы и прогнозы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016. - 528 С.

2. Рабочая тетрадь.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 1.2 с. 10-15

2. Проанализируйте текст;

3. Допишите недостающие понятия:

1. В социологии выделяют такие виды личности, как:

А) _______________;

Б) модальная личность;

В) _______________.

2. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как:

А) _______________;

Б) воспитание;

В) _______________;

Г) _______________.

3. Выделяют две составляющих социальной среды:

А) макросреда;

Б) ______________.

4. Социальные отношения включают в себя два уровня:

А) _____________;

Б) психологический.

5. В зависимости от возраста различают этапы социализации:

А) начальная социализация;

Б) _____________.

6. Существует две стороны воспитания:

А) _____________;

Б) стихийное усвоение правил поведения.

4. Прочитайте высказывание, характеризующее способности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо?

Д.И. Менделеев: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».


Практическая работа №2 «Бытие человека»

Цель: формирование умений анализировать, систематизировать информацию. Делать выводы и прогнозы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016. - 528 С.

2. Рабочая тетрадь.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 1.3 с. 16-21

2. Проанализируйте текст;

3. Исправьте ошибки в предложениях:

1. Бытие человека означает, что природа существует вне сознания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же, как и все предметы, созданные человеком.

2. Бытие вещей, процессов, природы включает в себя единство телесного и духовного существования человека.

3. Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной системой индивида.

4. Язык – один из ярких примеров несоответствия индивидуализированного и объективированного духовного.

5. Отношения бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности. Идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты указывают на первичность сознания по отношению к бытию.

4. Прочитайте текст. Как философ раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.

Платон: «… Материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей, и именно это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична».


Практическая работа №3 «Деятельность человека»

Цель работы: с помощью текста учебника выяснить многообразие конкретных видов деятельности людей, охарактеризовать виды деятельности и занести знания в таблицу.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 1.4 с. 22-32

2. Проанализируйте текст;

3. Заполните таблицу «Виды деятельности».

Вид деятельности

Характеристика деятельности

 

 


4. Ответьте на вопросы:

1) Охарактеризуйте понятия: профессия, специальность, квалификация. 

2) Что такое профессиональное самоопределение?

3) В чём состоят различия труда и игры? 

Практическая работа №4 «Культура»

Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 3.1 с.119-124

2. Проанализируйте текст;

3. Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур»

Вид культуры

Характеристика культуры

Народная

 

Элитарная

 

Массовая

 

4. Ответьте на поставленные вопросы:

1) Дайте определения терминам «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления.

2) В чём состоят государственные гарантии свободы доступа к культурным

ценностям?


Практическая работа №5 «Наука»

Цель работы: Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука», совершенствование обще учебных умений и навыков.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь.

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 3.3 с.130-142

2. Проанализируйте текст;

3. Заполните сравнительную таблицу: «Науки и их предметы изучения»

Наука

Предмет изучения

Социология

 

Психология

 

Философия

 

Антропология


Социальная антропология


Социальная психология


Педагогика


Психоанализ


Экономика


Политология


Юриспруденция


Культурология


История



Практическая работа №6 «Образование»

Цель: Рассмотреть систему образования в Российской Федерации.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь.

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 3.6 с.163-171

2. Проанализируйте текст;

3 . Заполните схему:

Образование


Система образования


Основные тенденции в развитии образования














Ф ункции образования






4. Прочитайте высказывание. В чем состоит значение образования для общества для человека?

В.А. Сухомлинский: «человек должен учиться потому, что он человек».

А.С. Пушкина «Чтение- вот лучшее умение. Следовать за мыслями великого человека- если наука самая занимательная»

Л.Н. Толстой: «Не будь наук и искусств, не было бы человека и человеческий жизни».

И.П. Павлов: «Изучайте азы науки прежде, чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. Никогда не пытайтесь прикрыть недостатки ваших знаний хотя бы и самым смелыми догадками, и гипотезами. Научитесь делать черную работу в науке».

Я.А. Коменский: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и не ничего не прибавил к своему образованию».

Н.И. Лобачевский: «Человек родился быть господином, повелителем царем природы. Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения, она приобретается учением».

Э. Эверетт: «Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия». 


Практическая работа №7 «Религия»

Цель: Охарактеризовать Мировые религии.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь.

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 3.4 с.144-155

2. Проанализируйте текст;

3. Используя материал учебника, заполните таблицу по теме: «Религия как феномен культуры».

Религия

Район распространения

Священные книги

Основы вероучения

Буддизм




Христианство:




- Православие




- Католицизм




- Протестантизм




Ислам





4. Исправьте ошибки в предложениях:

1. Материалистическая теория установила, что человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился, стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.

2. Основой ислама является учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божьем, который сошел с неба на землю, принял страдания и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо; в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

3. Согласно христианскому учению, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому искренне жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами.


Практическая работа №8 «Сферы общества»

Цель: Формирование умений анализировать, систематизировать информацию. Делать выводы и прогнозы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь.

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.2 с.73-78

2. Проанализируйте текст;

3. Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.

1. Экономическая сфера общества

 

А. Связана с образованием, наукой, культурой и религией

2. Социальная сфера общества

 

Б. Обеспечивает порядок в обществе, издает законы и следит за их исполнением

3. Духовная сфера общества

 

В. Охватывает взаимоотношения социальных групп в обществе, здравоохранение, досуг, социальное обеспечение 

4. Политическая сфера общества

 

Г. Включает произво


4. Соотнесите к какой из сфер общества относятся критерии

Поход в музей

экономическая  сфера

Забастовка

социальная сфера

Покупка компьютера

духовная сфера

Получение стипендии

политическая сфера

Сдача одежды в химчистку

 

Сочинение книг, стихов, поэм

 

5. Какие определения общества вы знаете? (написать определения общества и привести примеры).


Практическая работа №9 «Общество и природа»

Цель работы: выяснить в чём состоит взаимосвязь общества и природы, как организована охрана природы в России.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.3 с.79-84.

2. Проанализируйте текст.

3. Ответьте на вопросы:

1) Что понимают под словом «природа»?

2) В чём состоит взаимосвязь человека и природы?

3) Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?

4) Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?

4. Дайте развёрнутый ответ.

Защита природы – дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы?


Практическая работа №10 «Развитие общества»

Цель работы: формирование умений анализировать, систематизировать информацию. Делать выводы и прогнозы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.4 с.85-97.

2. Проанализируйте текст.

3. Определите, признаками прогресса или регресса выступают следующие понятия.

Вариант №1

1

Смена экономического строя

1

Рост смертности населения

2

Переход от расширенной семьи к нуклеарной

2

Прогрессируемое заболевание в стране

3

Низкий прожиточный уровень развития населения

3

Великая Отечественная Война 1941-1945

4

Неравномерность развития цивилизации

4

Глобальные изменения климата

5

Глобальные экологические и сырьевые проблемы

5

Увеличение уровня преступности


Вариант №2

1

Промышленная революция

1

Здоровьесберегающие программы

2

Неолитическая революция

2

Крепостное право в России

3

Стабильные рыночные отношения

3

Банкротство предприятий

4

Введение всеобщего среднего образования

4

Значительная часть населения – безработные

5

Реформы Петра 1

5

Реформы здравоохранения


Вариант №3

1

Упадческий уровень жизни воюющих стран

1

Деградация коренного населения

2

Автоматизация производства

2

Введение пособия по безработице

3

Переход к паразитическому образу жизни

3

Распространение массовых заболеваний

4

Развитие науки

4

Опричнина Ивана Грозного

5

Колонизация материка

5

Использование компьютеров


Вариант №4

1

Расширение культурных контактов

1

Вытеснение ручных орудий труда

2

Рост плотности населения

2

Развитие салонной культуры

3

Появление моногородов

3

Октябрьская революция 1917 года

4

Рост смертности среди подростков

4

Распад СССР

5

Появление капитализма

5

Олимпиада 80-х


Практическая работа №11 «Цивилизации»

Цель работы: повышение познавательной активности обучающихся через использование активных и интерактивных методов обучения.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.5 с.98-105.

2. Проанализируйте текст.

3. Исправьте ошибки в предложениях:

1. Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком.

2. Достоинством цивилизационного подхода является обращение к социально-экономическим факторам развития.

3. Под глобализацией мирового сообщества понимается процесс обособления народов.

4. Как вы понимаете следующее высказывание?

«Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно себя в нем чувствую люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности полноценно участвовать в производственном труде, самостоятельно обеспечивать себя необходимыми социальными благами. В их числе люди пожилого возраста, женщины-домохозяйки, учащаяся молодежь, а также физически неполноценные».


Практическая работа №12 «Типология обществ»


Цель работы: изучить общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.6 с.106-111.

2. Проанализируйте текст.

3. На основе материала учебника заполните сравнительную таблицу: «Типология общества»


Тип
общества

Доиндустриальное
(традиционное)

Индустриальное

Постиндустриальное
(информационное)

Основной фактор производства




Основной продукт производства




Характерные черты производства




Характер труда




Занятость населения




Основной вид экспорта




Политика в области образования




Продолжительность жизни




Воздействие человека на природу




Взаимодействие с другими странами





Практическая работа №13 «Экономика»

Цель работы: выяснить, что такое «экономическая система», какие типы экономических систем в мире существуют; выявить характерные особенности традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических систем, и записать знания в таблицу.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.6 с.106-111.

2. Проанализируйте текст

3. Дайте определение термину «экономическая система».

4. Заполните сравнительную таблицу «Типы экономических систем:

Тип экономической системы

Характеристика экономической системы

Традиционная

 

Централизованная (командная)

 

Рыночная

 

Смешанная

 


Практическая работа №14 «Спрос. Предложение»

Цель работы: выяснить, что такое «предложение», в чём состоит смысл закона предложения, какие факторы влияют на предложение.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы

Спрос и предложение.

Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение.

Спрос — это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, под­крепленное денежной возможностью.

В условиях рынка действует закон спроса, согласно ко­торому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и, наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Цена является основным фактором спроса.

Но кроме нее существуют и неценовые факторы: доход, вкусы и привычки потребителя, изменение структуры насе­ления (по возрастному, профессиональному и другим при­знакам), цены на близкие по назначению и качеству това­ры, реклама, мода и др.

Закон спроса работает в условиях ста­бильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, вызванного ожидающимся повышением цен, не распространяется на антиквариат, предметы роскоши (т.е. на те товары, которые выступают средством накопления), а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые то­вары.

Изменение количества товара, которое покупатели хо­тят и могут купить в зависимости от изменения цены, на­зывают изменением величины спроса. Если цена на то­вар снижается, то величина спроса на него возрастает и наоборот.

Предложение – это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на него.

Действующий на рынке закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Основным фактором предложения также является цена.

Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие неценовые факторы:

уровень технологии (при улучшении технологии на единицу ресурсов можно получить больше продукции);

цены на ресурсы (рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции и, как следствие, увеличение цены);

налоги (чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции);

количество производителей (с увеличением их числа предложение возрастает);

ожидания производителя (предложение может изменяться в зависимости от ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налогов и др.);

цены на другие товары (если они растут, происходит отток капитала в сферу производства этих товаров).

Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (рыночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, характеризующееся равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. При анализе равновесия на рынке одного товара(рассматривается один вид продукции) соотношение спроса и предложения касается только этого товара, при этом не учитывается ситуация на рынке других товаров, хотя известно, что спрос на товар зависит не только от его цены, но и от цен заменяющих его товаров. Поэтому нарушение равновесия на рынке одного товара может оказать влияние на рынки других товаров, его заменяющих.

Вопросы к тексту:

Дайте определение термину «предложение».

Сформулируйте закон предложения.

Какие факторы влияют на предложение?

Покажите действие закона спроса и закона предложения на конкретных

примерах.


Практическая работа №15 «Налоги»

Цель работы: повышение познавательной активности обучающихся через использование активных и интерактивных методов обучения.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

    1. Используя обществоведческие знания составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги и налоговая система РФ». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Практическая работа №16 «Безработица»

Цель работы: выявление сущность, причины и экономические последствия безработицы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые:

- не имеют работы;

- занимаются поисками работы;

- готовы приступить к работе.

Виды безработицы в зависимости от причины ее возникновения:

- структурная - несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим, изменение структуры производства и иным критериям;

- фрикционная - связана с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую;

- сезонная – часть фрикционной безработицы, связанная с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу (строительство, сельское хозяйство, рыболовство, продажа мороженного).

- циклическая - превышение предложения рабочей силы в стране над спросом на нее в период экономического спада.

Виды безработицы в зависимости от её формы проявления:

- частичная - трудящиеся вынуждены работать не полный рабочий день или неделю.

- скрытая - нерациональная, неэффективная занятость (на одном рабочем месте работают два человека).

Безработица считается негативным экономическим явлением, т.к. она приводит к недовыпуску продукции (для определения потери ВВП используют закон Оукена: каждый процент превышения естественного уровня безработицы увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%); снижению жизненного уровня населения; моральной деградации людей потерявших работу; демографическому спаду; потере работниками квалификации, навыков, опыта; сокращению совокупного спроса; упадку городов, поселков; росту социальной и политической напряженности.

Основные направления государственного регулирования рынка труда (прямое воздействие):

  1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

  2. Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

  3. Программы содействия найму рабочей силы.

  4. Программы по социальному страхованию безработицы.

Косвенное воздействие на безработицу оказывается фискальной,

денежно-кредитной политикой путем стимулирования экономического роста, развития тех или иных отраслей и регионов.

Занятость непрерывно изменяется под влиянием множества причин:

• динамика численности населения страны;

• прогресс техники и технологии во всех отраслях национального хозяйства;

• изменение структуры макроэкономики;

• изменение международных связей;

• перемены в профессиональной структуре и уровне квалификации рабочей силы;

• колебания численности студентов, обучающихся в средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Естественно, что необходимым является прогнозирование занятости населения страны на длительный период с учетом всех изменяющихся условий и факторов. Такое прогнозирование служит основой эффективной государственной политики занятости. Но государство вряд ли в состоянии обеспечить полную занятость в масштабе общества. Ибо такой показатель во многом зависит от субъективных особенностей – воли и желания – отдельных личностей. Важно учитывать, что в правовом государстве принудительный труд запрещен, каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

Вопросы к тексту:

1.Перечислите негативные последствия безработицы;

2. Охарактеризуйте государственную политику занятости и регулирование безработицы;

3.Перечислите факторы, влияющие на уровень занятости населения.


Практическая работа №17 «Экономика»

Цель работы: Дать определение терминам: протекционизм и свободная торговля; Перечислить и охарактеризовать тарифные и нетарифные методы протекционистской политики; Выяснить какая международная организация регулирует международную торговлю?

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Уже не одно столетие в международной торговле со­храняются две взаимосвязанные тенденции, или две эконо­мические политики государства. Это протекционизм и сво­бодная торговля. Протекционизм - это политика государства, на­правленная на защиту интересов внутренних производите­лей от иностранных конкурентов. Свободная торговля — это политика государства, ориен­тированная на свободное развитие международной торговли.

Протекционизм появился очень давно, ещё в XVII— XVIII вв., и выражался в установлении государством им­портных пошлин на те товары, ввоз которых был нежела­телен. Пошлины составляли определённый процент от це­ны товара и сильно удорожали импортный товар. В России таможенные тарифы впервые были вве­дены Петром I.

Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.

В 80-х гг. XX в. в России существовал дефицит почти на все потребительские товары, цены были низкими, а оче­реди огромными. В 1992 г. была отменена монополия госу­дарства на внешнюю торговлю, и иностранные товары бур­ным потоком стали прибывать на наш рынок. Торговля начала развиваться, появились так называемые челноки, которые привозили дешёвые товары из Турции и Китая и продавали их прямо на улице рядом с рынками и магазина­ми. Сейчас этот этап уже миновал. У потребителя есть вы­бор: покупать либо импортные товары, либо товары отечест­венных производителей. Например, по продовольственным товарам у наших продуктов есть преимущества — они све­жие, натуральные, в большинстве своём без всякого рода вредных добавок. Но, к сожалению, они стоят дороже и внешне выглядят менее привлекательно, чем красивые за­морские продукты.

Рассмотрим методы протекционистской политики, ко­торые можно разделить на две большие группы — тариф­ные и нетарифные.

К тарифным методам регулирования относятся тамо­женные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы. Таможенные тарифы на импорт— это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государ­ства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высо­кие, а на сырьё и материалы — более низкие. Цель такой политики — поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечествен­ных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф— это тариф на товары отечест­венных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибе­гают развивающиеся страны и страны с переходной эконо­микой. К тому же установленные экспортные пошлины да­ют дополнительный доход в государственный бюджет. Таможенные союзы— это объединения стран, кото­рые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибал­тийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международ­ной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др. Установление квот— это количественные ограниче­ния ввоза или вывоза определённого товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечествен­ных производителей. Россия не установила квот, но повы­сила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно по­держанных, которые уже отработали 5—7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производите­лей, и таким путём ограничила ввоз автомобилей. Квоты устанавливаются путём лицензирования, его проводит государство.

Ещё один приём скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары — это установление стандартов на ту или иную продукцию. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещён.

Экономические санкции – эмбарго – это установлен­ный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом с собой прокоммунистическую страну, в 1962 г. объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары.
Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО — Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (по данным на октябрь 2009 г., в неё входило 153 государства).Цель этой организации — создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле — квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий. Россия стала членом ВТО в 2012 году.

Вопросы к тексту:

1) Дайте определение терминам: протекционизм и свободная торговля.

2) Назовите тарифные методы протекционистской политики, кратко охарактеризуйте их.

3) Назовите нетарифные методы международной торговли и охарактеризуйте их.

4) Какая международная организация регулирует международную торговлю?


Практическая работа №18 «Социальная стратификация»

Цель работы: рассмотреть различные типы социальной стратификации.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 5.1 с.217-225.

2. Проанализируйте текст

3. На основе материала учебника заполните таблицу «Социальная стратификация и ее типы»:

Тип стратификации

Характеристика

Кастовая


Сословная


Классовая



4. На основе материала учебника заполнить таблицу:


Страты

Классы

различаются по:










Практическая работа №19 «Социальный статус личности»

Цель работы: выяснить, что такое социальный статус, социализация, социальная адаптация, какие бывают разновидности социальных статусов, какую роль престиж и авторитет играют в жизни человека.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 5.1 с.217-225.

2. Проанализируйте текст

3. Ответьте на поставленные вопросы

1. Что такое социальный статус личности?

2. Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый статус?

3. В чем сущность процесса социализации?

4. Какие институты общества помогают в процессе социализации личности? Раскройте содержание понятия «социальная адаптация».


Практическая работа №20 «Социальное поведение»

Цель работы: повышение познавательной активности обучающихся через использование активных и интерактивных методов обучения.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 5.2 с.226-232.

2. Проанализируйте текст

3. Внимательно прочтите задания, развернуто ответьте на вопросы:

1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющего поведения говориться: «Отклонения – естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие – появляться … Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мягким».

Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните ответ.

2. Согласны ли Вы с высказыванием франзузского драматурга Ж. Расина «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, что бы робкая ненависть внезапно превратилась в безудержную распущенность?» Аргументируйте свой ответ.

3. За период с 1989 по 1994 года в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41.1%, а количество подростков, совершивших преступленич, - на 35,5% (со 150 тыс. человек, до 203,3 тыс. человек).

Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с Вашей точки зрения, нужно делать, что бы подростковая преступность пошла на убыль?


Практическая работа №21 «Социальный конфликт»

Цель работы: провести анализ социальных конфликтов, выявить пути разрешения социальных конфликтов.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 5.2 с.226-232.

2. Проанализируйте текст

3. Составить таблицу виды социальных конфликтов, используя информацию:

— долгосрочные; краткосрочные; ра­зовые; затяжные; повторяющиеся.

— глобальные; национальные; локальные; ре­гиональные; групповые; личные.

— объективные; субъек­тивные; ложные.

— насильственные; ненасильственные.

— внутренние; внешние.

— прогрессивные; регрессивные.

— преднамеренные; спонтан­ные.

— экономические (про­изводственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

— внутри- и межсистемный (инди­видуально-психологический) уровни; внутри- и межгруппо­вой (социально-психологический) уровни; внутринациональ­ный и международный (социальный) уровни.


1

По длительности


2

По объему


3

По источнику возникновения


4

По используемым средствам


5

По форме


6

По влиянию на ход развития общества


7

По характеру развития


8

По сферам общественной жизни


9

По типу отношений



4. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Социальный конфликт», «субъекты конфликта», «объект кон­фликта», «стадии протекания конфликта (предконфликтная, са­мого конфликта, разрешения конфликта)», «способы разреше­ния конфликта», «переговоры», «компромисс», «посредниче­ство», «применение силы», «виды конфликтов», «классифика­ция в зависимости от числа субъектов», «внутриличностные кон­фликты», «межличностные конфликты», «социальные конфлик­ты», «классификация в зависимости от сферы, в которой проте­кает конфликт», «политические конфликты», «экономические конфликты», «социальные конфликты», «культурные конфлик­ты» «этнические конфликты» «Религиозные конфликты».


Практическая работа №22 «Молодежь»

Цель работы: повышение познавательной активности обучающихся через использование активных и интерактивных методов обучения.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 5.5 с.251-259.

2. Проанализируйте текст

3. Внимательно прочтите задания, развернуто ответьте на вопросы:

1. Журналист Ю. Гладильщиков пишет: «Брат» - фильм «о персонаже трагическом. Трагически инфантильном и одиноком, отчаянно пытающемся найти хоть какую-то опору в жизни и какой-то смысл. О человеке без памяти и свойств. О новом российском «потерянном поколении». О нации, которая опять стала представлять собой чистый лист бумаги…» (Новая газета. 2004. №70.).

Можно ли утверждать, что в герое фильма проявились черты, свойственные всему поколению молодых россиян?

2. Героиня нового романа Д.Уэльбека редактирует глянцевый журнал «Лолита». Она говорит: «Мы пытаемся создать ненастоящее, легковесное человечество». Она уверена в победе «человека легковесного» над «человеком разумным». «Я уверен: так и будет, - говорит писатель. – Эта угроза реальна. Цивилизация вечных подростков… Если говорить грубо: чтобы раскрутить новый товар, надо воздействовать на группу 12 – 15 летних. За ними товар примут родители. И  идеалы подростков примет весь мир» (Новая газета. 2006. №30. С.25).

Вам не страшно за такой мир?


Практическая работа №23 «Этнические общности»

Цель работы: способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 5.3 с.233-240.

2. Проанализируйте текст

3. Прочитайте текст. Изобразите схематически процесс складывания нации:

Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род — группа людей, объединенных кровным родством. Члены рода осознавали свое родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.
Несколько родовых союзов составляют племя. Основу единства племени составляют кровнородственные связи; кроме того, племя проживает на определенной территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет).

Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны – общая территория, общая хозяйственная и культурная деятельность и единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровнородственными связями. Нация высшая форма социально - этнической общности. И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие
предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации.


4. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой ниже проблемы.

«Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму» (Б. Вашингтон).


Практическая работа №24 «Семья»

Цель работы: используя учебник установить соответствие между понятиями и определениями; выясните какие функции выполняет семья, какие вопросы регулирует семейное право; какими правами и обязанностями обладают родители и дети.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 5.4 с.241-250.

2. Проанализируйте текст

3. Выполните задания и ответьте на поставленный вопрос.

1.Установите соответствие между понятием и определением:

Фиктивный брак – это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности человека.

Брак – период от возникновения до прекращения функционирования семьи.

Жизненный цикл семьи – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения.

Семья – это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий цель создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Семейное право – это вступление в брак без намерения создать семью.

2. Прочитайте с. 241-250 и ответьте на вопрос: в чём заключаются права и обязанности родителей и детей?


Практическая работа №25 «Политика и власть»

Цель работы: выяснить из каких структурных элементов состоит политическая система общества, каковы её функции.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на вопросы к тексту.

Политическая система, её внутренняя структура.

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные инсти­туты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы на­ходится «среда». Здесь расположены неполитические сфе­ры жизни общества: экономическая, социальная, сфера ду­ховной культуры, частная жизнь человека, а также поли­тические системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, со­гласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые назы­вают подсистемами. Институциональная подсистема включает государст­во, партии, общественно-политические движения и иные политические институты. Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, вопло­щенные в конституциях, иных законах (эти нормы распро­страняются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нор­мы действуют внутри определенных организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведе­ния в политике. Функциональная подсистема охватывает формы и на­правления политической деятельности, методы осуществле­ния власти. Коммуникативная подсистема— это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами полити­ческой системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, соци­альной и т. п.), а также между политическими системами различных стран. Культурно-идеологическая подсистема охватывает по­литическую психологию и идеологию, политическую куль­туру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политиче­скую деятельность людей. В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование — это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, дого­воров и пр.). Цель его — обеспечить стабильность и развитие об­щества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение полити­ческой системы как целостного механизма реализации полити­ческой власти и политического управления.

Деятельность политической системы осуществляется на ос­нове определенных норм — правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являют­ся правилами политического поведения и воздействия на обще­ство.

Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических докумен­тах государства и партий, международных документах.

Политико-правовые нормы дополняются обычаями и тра­дициями (от лат. traditio— передача, предание). Они представ­ляют собой ту часть политического опыта людей, который пе­редается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения — быть легальной оппози­цией партии консерваторов. При этом отношения между парти­ями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программ­ных установок каждой из сторон.

В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?

Главная из этих функций — это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образу­ющим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается полити­ческий курс власти. Такова функция целеполагания, кото­рую выполняет политическая система.

Еще одна функция — интегративная — состоит в со­хранении целостности общества, предотвращении его дез­интеграции, распада, в согласовании многообразных инте­ресов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в рег­ламентации, упорядочении всей совокупности обществен­ных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

Вопросы к тексту:

1) Перечислите и кратко охарактеризуйте структурные компоненты политической системы.

2) Что такое политическое властвование и какова его цель?

3) На основе каких норм осуществляется деятельность политической системы?

4) Каковы функции политической системы?


Практическая работа №26 «Функции государства»


Цель работы: рассмотреть  внутренние и внешние функции государства.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 6.2 с.268-281.

2. Проанализируйте текст

3. На основе материала учебника заполните таблицу «Внутренние и внешние функции государства»


Внутренние функции государства

Внутренние  функции государства






Практическая работа №27 «Политический режим»

Цель работы: дать понятие «Политический режим», ознакомить с типами, с структурой, с сравнительной характеристикой типов государств по политическому режиму.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 6.4 с.291-300.

2. Проанализируйте текст

3. Составьте схему «Классификация политических режимов»

4. Почему подавляющее большинство политических систем, существовавших в доиндустриальную эпоху, следует причислять к авторитарным?

5. Верховная власть в государстве Д передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Д является абсолютной монархией.


Практическая работа №28 «Правоотношения»

Цель работы: рассмотреть сущность правовых отношении.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 7.4 с.344--350.

2. Проанализируйте текст

3. На основе материала учебника, составьте развернутую схему «Структура правоотношений».


Практическая работа №29 «Конституция РФ»

Цель работы: способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 7.6 с.361-370.

2. Проанализируйте текст

3. Вам необходимо ответить на 10 вопросов теста, составленного по материалам дисциплины, изученной на занятиях и во время выполнения самостоятельной работы, внимательно прочитайте вопрос, обдумайте ответ, выберите один верный ответ из предложенных вариантов:

1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?
а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;
б) это присяга на верность государству;
в) это Основной Закон государства, определяющий его устройство, систему власти.
2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?
а) 22 августа 1991 года;  

б) 12 декабря 1993 года;  

в) 6 октября 1994 года.

3 Какая религия является обязательной в Российской Федерации?
а) православие;      

б) православие и мусульманство;

в) ни одна из религий.
4. Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?
а) конституционным совещанием;

б) референдумом;

в) парламентом.

5. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?
а) министр обороны;  

б) начальник Генерального штаба;  

в) Президент РФ.
6. Кто является главой государства в РФ?

а) председатель правительства;  

б) президент;  

в) председатель Государственной Думы.

7. Кто в России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина?
а) Председатель Правительства Российской Федерации;
б) Президент Российской Федерации;
в) Судьи Конституционного суда Российской Федерации.
8. На какой срок избирается Президент Российской Федерации?
а) пять лет;  

б) шесть лет;  

в) четыре года.

9.Независимость государства внутри страны и за ее пределами – это

а) суверенитет

б) паритет

в) плебисцит

г) плюрализм

10. Гражданство предполагает:

а) правовую связь лица с конкретным государством;

б) взаимные права и обязанности гражданина и государства;

в) право государства избавляться от преступников путем лишения их гражданства и высылки за рубеж;

г) обязанность государства защищать гражданина за границей.


Практическая работа №30 «Гражданство»

Цель работы: способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 7.6 с.361-370.

2. Проанализируйте текст

3. Решите задачи:

Задача 1

Мать новорожденного Илья является гражданкой РФ. Его отец, гражданин Великобритании,настаивает на получении сыном гражданства этого государства. Родители не смоли прийти к соглашению во вопросу о гражданстве ребенка.

Гражданином какой страны будет Илья, если известно, что он родился на территории России?

Задача 2

23 марта в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства.

Гражданином какого государства будет являться Михаил?

Задача 3

В Москве был найден маленький мальчик. Кто является родителями и где они – неизвестно.

Гражданином какого государства будет мальчик?



Практическая работа №31 «Права и обязанности граждан»

Цель работы: способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 7.6 с.361-370.

2. Проанализируйте текст

3. Вам необходимо ответить на 10 вопросов теста, составленного по материалам дисциплины, изученной на занятиях и во время выполнения самостоятельной работы, внимательно прочитайте вопрос, обдумайте ответ, выберите один верный ответ из предложенных вариантов:

1. Какое понятие характеризует меру свободы человека, его автономию по отношению к государству?

а) конституционная обязанность;

б) гражданское общество;

в) правовое государство;

г) права человека

2. Какое из перечисленных ниже прав относится к гражданским (личным)?

а) право на неприкосновенность жилища;

б) право на участие в управлении делами государства;

в) право доступа к любым должностям;

г) право избирать и быть избранным

3. Очистные сооружения на комбинате в городе М. пришли в негодность, и промышленные выбросы загрязняют реку и воздух . Ремонт очистных сооружений, требующий значительных финансовых затрат, администрация комбината решила отложить на полгода. Какое право жителей города нарушается в этом случае?

а) На участие в управлении делами комбината;

б) На благоприятную окружающую среду;

в) На неприкосновенность частной собственности;

г) На социальное обеспечение

4. Что из перечисленных ниже является конституционной обязанностью гражданина?

а) защита Отечества;

б) защита чести и достоинства;

в) неприкосновенность личной жизни;

г) обращение в государственные органы

5. Родители трёхлетнего мальчика в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС его рождение. Какое право ребенка было нарушено?

а) знать своих родителей;

б) получить имя и фамилию;

в) быть защищенным от насилия;

г) жить и воспитываться в семье

6. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. Права граждан определяют обязательства гражданина.

Б. Права граждан имеют естественный характер.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения об обязанностях граждан РФ? Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ -

А. Забота о несовершеннолетних детях т и нетрудоспособных родителях.

Б. Участие в разных объединениях, союзах , партиях.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина? Конституция и законы РФ гарантируют -

А. право каждого гражданина на судебную защиту.

Б. право каждого гражданина защищать свои права , свободы и законные интересы любыми способами.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

9. К региональным налогам относится:

А) земельный налог

Б) транспортный налог

В) акцизы

Г) водный налог

10. Верны ли следующие суждения?

А. служить в армии – это обязанность гражданина

Б. служить в армии – это право гражданина

В. служить в армии не могут лица, не достигшие 18 лет

Г. лица, имеющие непогашенную судимость, обязаны служить в армии

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны А и В;

4) верны А и Г


Практическая работа № 32 «Защита прав потребителей»

Цель работы: способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 7.9 с.389-393.

2. Проанализируйте текст

3. Решите задачи:

Задача №1

Смирнов П.А. приобрел в магазине сотовый телефон, но придя домой, и посмотрев его внимательно, он решил, что телефон очень большой. И поехал в магазин, чтобы его обменять. Но в магазине менять его отказались. Прав ли продавец?

Задача №2

Константинов В.П. приобрел в магазине йогурт, но дома он увидел, что срок годности истек еще вчера. Может ли Константинов В.П. поменять этот йогурт в магазине?

Задача №3

В течение какого срока Кротову А.С. продавец должен вернуть деньги за чайную кружку, у которой оказался заводской брак?


Практическая работа №33 «Трудовые правоотношения»

Цель работы: способствовать формированию умений применять на практике понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.

Продолжительность занятия 1 час.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 7.10 с.398-404.

2. Проанализируйте текст

3. Вам необходимо ответить на 10 вопросов теста, составленного по материалам дисциплины, изученной на занятиях и во время выполнения самостоятельной работы, внимательно прочитайте вопрос, обдумайте ответ, выберите один верный ответ из предложенных вариантов:

1.Виды трудового договора по срокам действия:

А. Срочный, бессрочный, на время сезонной работы.

Б. Срочный, бессрочный, краткосрочный.

В. Краткосрочный, среднесрочный, на время определенной работы.

Г. Краткосрочный, сезонный, долгосрочный.

2. При приеме на работу не требуется документ:

А. паспорт

Б. свидетельство о рождении

В. трудовая книжка

Г. диплом

3.По общему правилу срок испытания при принятии на работу не может превышать:

А. 20 дней.

Б. Две недели.

В. В зависимости от сферы деятельности 1-3 месяца.

Г. 3 месяца.

4. Лицо может самостоятельно заключать трудовой договор в возрасте:

А. с 14 лет

Б. с 20 лет

В. с 16 лет  

Г. с 18 лет

5.Какой документ является единственным свидетельством о трудовой деятельности работника.

А. Трудовой договор

Б. Трудовая книжка

В. Приказ о приеме на работу

Г. Все выше указанные варианты

6. К дисциплинарному взысканию  работника относится:

А. благодарность                        

Б. выговор                       

В. штраф          

Г. предупреждение

7. Срочный трудовой договор может быть заключен на срок не более:

А. 3 лет                        

Б. 5 лет                        

В. 7 лет                  

Г. 8 лет

8. С какого возраста можно быть работодателем:

А. 14;

Б. 16;

В. 18;

Г. 21.

9. Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать:

А. 36ч;

Б. 38ч;

В. 40ч;

Г. 35ч.

10. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующему нерабочему праздничному дню, уменьшается:

А. на 1 час;

Б. на 2 часа;

В. на 3 часа;

Г. на 30 минут.





существу тему «Налоги и налоговая система РФ». План должен содержать не менее трёх

пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.




ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

    1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.

  1. Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.

  2. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

  3. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.М.,2014.

  4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2016.

  5. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2016.

  6. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2016.

  7. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

  8. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2014.

  9. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.

  10. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.

  11. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015.

  12. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.

  13. Северинов К. М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

  14. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!