СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОУП. 08 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.19 Землеустройство

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для выполнения практических работ по ОУП.  08 «География» разработаны в соответствии с рабочей программой по предмету на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 21.02.19 Землеустройство, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2022 N 339

Данные методические рекомендации содержат полный перечень практических работ, предусмотренных программой предмета «География», требования к их выполнению и оформлению. Целью является развитие и   формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в области освоения географии, обеспечивающих базовый уровень профессиональной квалификации и развитие навыков самостоятельной практической работы.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОУП. 08 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.19 Землеустройство»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»



















МЕТОДИЧЕСКИЕ Рекомендации

по выполнению практических работ

ОУП. 08 ГЕОГРАФИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности


21.02.19 Землеустройство























г. Курск


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК ЭБПК

Протокол №____от «____»________20___ г.

Председатель ЦК _________ О.А.Чуева


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_____________ О.Б. Грунева

«____»______________20___ г.








Методические рекомендации для выполнения практических работ по ОУП. 08 «География» разработаны в соответствии с рабочей программой по предмету на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 21.02.19 Землеустройство, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2022 N 339 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.19 Землеустройство" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2022 N 68941)


Разработчик: Дунайцева А.В., преподаватель.


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.

  3. Правила выполнения практических работ.

  4. Критерии оценивания.

  5. Описание практических работ.



  1. Пояснительная записка


Настоящие методические указания составлены в соответствии с программой курса ОУП. 08 «География» и предназначены для студентов специальности 21.02.19 Землеустройство. Данные методические рекомендации содержат полный перечень практических работ, предусмотренных программой предмета «География», требования к их выполнению и оформлению. Целью является развитие и  формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в области освоения географии, обеспечивающих базовый уровень профессиональной квалификации и развитие навыков самостоятельной практической работы.


2. Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


3. Правила выполнения практических работ

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

- задания выполнены правильно и в полном объеме;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

- работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.



Пример схемы оформления практической работы можно представить

в следующем виде:

Практическая работа №____________________________________

Тема практической работы: ____________________________

Цель работы:_____________________________________________

Оборудование: __________________________________

Ход работы (кратко, можно в виде таблицы, схемы):____________________

Вывод:___________________________________________________

На выполнение каждой работы отводится от 1 до 1.20 часа.


  1. Критерии оценивания


Результат выполнения практических работ оценивается – по 5-балльной системе оценивания(5,4,3,2).

Оценка ставится на основании наблюдения за студентами и письменного отчета за работу.

Оценка «отлично»

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «хорошо»

Практическая или самостоятельная работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «удовлетворительно»

Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

Оценка «неудовлетворительно»

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Практическая работа №1.


Ознакомление с политической картой мира


Цель работы: закрепление умения работать с политической картой, находить информацию о странах разной классификации, заполнять таблицу по указанным признакам, характеризующим географическое положение, государственное устройство стран мир.

Оборудование: политическая карта мира, атлас.


Вариант 1.

Задание 1. Используя атлас и учебник, выпишите названия первых десяти стран (с указанием столиц) по площади территории и численности населения.

Крупнейшие страны по площади территории Крупнейшие страны по

численности населения

Страна

Столица

Регион

Страна

Столица

Регион







Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания 2) Кувейт 3) Эстония 4) Индонезия 5) Шри-Ланка 6) Танзания 7) Мадагаскар

2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Венгрия 2) Боливия 3) Израиль 4) Замбия 5) Монголия 6) Мали 7) ФРГ

3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой семёрки»:

1) Мадрид 2) Рим 3) Брюссель 4) Лондон 5) Осло 6) Варшава 7) Вашингтон

4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Армения 2) Австрия 3) Великобритания 4) Бельгия 5) Мексика 6) Турция 7) Франция

5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности населения:

1) ФРГ 2) Россия 3) Индонезия 4) Индия 5) Китай 6) Нигерия 7) Бразилия

6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная монархия:

1) Бруней 2) Оман 3) Саудовская Аравия 4) Нидерланды 5) Норвегия 6) Малайзия 7) Непал

7. Дополните следующие предложения:

1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________.

2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется _______________________.

Вариант 2.

Задание 1. Используя атлас и учебник, выпишите названия стран (с указанием столиц) островных, полуостровных и внутриконтинентальных.

Островные страны Полуостровные страны Внутриконтинентальные страны

Страна

Столица

Страна

Столица

Страна

Столица








Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания 2) Кувейт 3) Эстония 4) Индонезия 5) Шри-Ланка 6) Танзания 7) Мадагаскар

2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Венгрия 2) Боливия 3) Израиль 4) Замбия 5) Монголия 6) Мали 7) ФРГ

3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой семёрки»:

1) Мадрид 2) Рим 3) Брюссель 4) Лондон 5) Осло 6) Варшава 7) Вашингтон

4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Армения 2) Австрия 3) Великобритания 4) Бельгия 5) Мексика 6) Турция 7) Франция

5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности населения:

1) ФРГ 2) Россия 3) Индонезия 4) Индия 5) Китай 6) Нигерия 7) Бразилия

6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная монархия:

1) Бруней 2) Оман 3) Саудовская Аравия 4) Нидерланды 5) Норвегия 6) Малайзия 7) Непал

7. Дополните следующие предложения:

1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________.

2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется _______________________.

Вариант 3.

Задание 1. Используя учебник и атлас, выпишите названия стран (с указанием столиц) «большой семёрки», страны переселенческого капитализма, социалистические, страны с переходным типом экономики, ключевые развивающиеся страны, нефтедобывающие, новые индустриальные страны.

Страны «большой семёрки

Страны переселенческого капитализма

Социалистические страны

Страны с переходной экономикой

Развивающиеся страны

Нефтедобывающие страны

Новые индустриальные страны









Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания 2) Кувейт 3) Эстония 4) Индонезия 5) Шри-Ланка 6) Танзания 7) Мадагаскар

2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Венгрия 2) Боливия 3) Израиль 4) Замбия 5) Монголия 6) Мали 7) ФРГ

3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой семёрки»:

1) Мадрид 2) Рим 3) Брюссель 4) Лондон 5) Осло 6) Варшава 7) Вашингтон

4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Армения 2) Австрия 3) Великобритания 4) Бельгия 5) Мексика 6) Турция 7) Франция

5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности населения:

1) ФРГ 2) Россия 3) Индонезия 4) Индия 5) Китай 6) Нигерия 7) Бразилия

6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная монархия:

1) Бруней 2) Оман 3) Саудовская Аравия 4) Нидерланды 5) Норвегия 6) Малайзия 7) Непал

7. Дополните следующие предложения:

1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________.

2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется _______________________.



Практическое занятие № 2

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

Цель работы: оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов; экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства.

Оборудование: карты атласа «Природные ресурсы мира»; статистические материалы; тетрадь; картосхемы, графики и рисунки учебника.

Ход занятия:

Задание 1. Подсчитайте, на сколько лет хватит мировых запасов указанных полезных ископаемых при современном уровне их добычи с учетом роста на 2% в год.

Запасы Добыча

Уголь (млн т) 14000000 4500

Нефть (млн.т) 100000 2800

Газ (млн.м) 90000 1800

Железная руда(млн.т) 400000 870


Задание 2.

Ресурсообеспеченность (Р) = (З)запасы

(Д) добыча


Название страны

запасы

добыча

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет)

Уголь

млрд.т

Нефть

млрд.т

Газ

млрд.м3

Железная

руда

млрд.т


Уголь

в млрд.т

Нефть

в млн. т.

Газ

млн.м3

Железная

руда

млрд.т


уголь

нефть

газ

Железная

руда

Россия













Китай













Индия













США













Канада













Бразилия













Саудовская Аравия













ОАЭ













Австралия













ЮАР













Практическое занятие № 3

Сравнительная оценка качества жизни населения.

Цель: используя материалы учебника, справочных и статистических материалов дать оценку уровню и качеству жизни населения в разных странах и определить влияние этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

Оборудование: атласы, справочные и статистические материалы.

Ход занятия:

Задание № 1. Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

План сравнения

Сравниваемые регионы

I вариант

II вариант

III вариант

Франция

Монголия

Япония

Бразилия

Россия

Индия

1. Тип воспроизводства населения







2. ВВП на душу населения (в тыс. $ США)







3. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)







4. Естественный прирост (за год на 1000 чел. населения)







5. Средняя продолжительность жизни (годы)







6. Состав населения по полу







7. Возрастной состав







8. Занятость населения по отраслям хозяйства (%):

- в промышленности;

- в сельском хозяйстве;

- в сфере услуг.









Задание № 2. Работа на контурной карте.

  1. Обозначьте на к\к государственные границы стран, их столицы.

  2. Постройте круговую диаграмму, на которой покажите фоновой окраской занятость населения по отраслям хозяйства и долю занятых (в %).

Вывод. Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения; об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Практическое занятие № 4

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира

Цель: закрепление знаний и формирование понятий о структуре мирового хозяйства, его территориальном различии; формирование навыков и умений при составлении характеристики различных отраслей мирового хозяйства.

Оборудование: тематические карты атласа, таблицы и графики учебника, текст учебника и статистические материалы темы 5.

Ход работы:

Задание 1. Привести примеры основных отраслей мирового хозяйства и назвать виды производимой ими продукции.

Задание 2. Используя текст учебника и тематические карты, определить главные районы, центры размещения отраслей промышленности.

Задание 3. Назвать основные факторы размещения отраслей

Задание 4. Начертить и заполнить таблицы:


1)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции чёрной металлургии

Основные потребители (импортёры) продукции чёрной металлургии

Чугун



Сталь




2)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции машиностроения

Основные потребители (импортёры) продукции машиностроения

Станки



Автомобили



Морские суда




3)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции растениеводства

Основные потребители (импортёры) продукции растениеводства

Пшеница



Рис



Кукуруза



Соя



Подсолнечник



Сахарный тростник, сахарная свёкла



Чай, кофе



Хлопчатник




4)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции животноводства

Основные потребители (импортёры) продукции животноводства

Говядина



Свинина



Птица



Молоко



Сливочное масло



Шерсть





Задание 5. Сделать вывод по проделанной работе.



Практическое занятие №5

Характеристика особенностей природы, населения и хозяйства европейской страны

Цель работы: развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью получения информации об экономико-географической характеристике государства.

Оборудование: учебники, атласы, справочные и статистические материалы

Задание 1. Пользуясь форзацем учебника, атласом и дополнительными источниками информации дать сравнительную характеристику Франции и Италии (в форме таблицы) по плану:

1. ЭГП

2. Формы правления и территориального устройства.

3. Климат

4. Как используется территория

5. Виды минеральных ресурсов

6. Тип воспроизводства населения

7. Религиозный состав

8. Национальный состав

9. Уровень урбанизации

10. Занятость населения (распределение по секторам экономики)

11. Производство и экспорт (импорт) продукции.

Сделать вывод об уровне социально-экономического развития стран.




Практическое занятие №6

Сравнительная характеристика земельных ресурсов стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии

Цель работы: актуализировать знания об обеспеченности стран Зарубежной Азии земельными ресурсами, развивать умения использовать карты разного содержания для выявления закономерностей.

Оборудование: учебники, атласы, статистические материалы, дополнительные источники информации.

Ход работы:

Задание 1. Проанализируйте размещение земельных ресурсов в регионе и заполните таблицу:

Размещение земельных ресурсов

Страны Юго-Западной Азии

Страны Юго-Восточной Азии

Общие черты


Различия





Задание 2. Структура земельного фонда, в %


Сельхозземли

в т.ч. пахотные


лесные земли

прочие земли

Страны Юго-Западной Азии





Страны Юго-Восточной Азии







Задание 3. Земельные ресурсы, в млн.га


Общая территория

Земельный фонд

Обрабатываемые земли

В т.ч. пахотные, в том числе на душу населения

необрабатываемые

Из них луга и пастбища

Из них лесные земли

Их них прочие земли

Страны Юго-Западной Азии









Страны Юго-Восточной Азии











Задание 4. Природоохранные и экологические проблемы при использовании земельных ресурсов в Зарубежной Азии.

Задание 5. Перспективы развития и размещения земельных ресурсов в Зарубежной Азии.



Практическое занятие №7

Сравнительная оценка земельных ресурсов США и Канады.

Цель работы: актуализировать знания об обеспеченности стран Северной Америки земельными ресурсами, развивать умения использовать карты разного содержания для выявления закономерностей.

Оборудование: учебники, атласы, статистические материалы, дополнительные источники информации.

Ход работы:



3адание 1. Используя данные учебника, атласа мира и дополнительный текст, составить сравнительную характеристику земельных ресурсов США и Канады. Заполнить таблицы.

Таблица 1. Земельные ресурсы

Типы угодий

Площадь

Процент к площади суши


США

Канада

США

Канада

Земельные ресурсы





Пашня и насаждения в сельскохозяйственных угодьях





Сенокосы и пастбища





Пахотно-пригодные земли







Таблица 2. Распределение земельного фонда по категориям, млн. га

Категория земель

Площадь


США

Канада

Земли сельскохозяйственного назначения



Земли поселений, в том числе:



Земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения



Земли особо охраняемых территорий



Земли лесного фонда



Земли водного фонда



Земли запаса



Итого





Таблица 3. Распределение земельного фонда по угодьям, млн. га

Угодья

Площадь


США

Канада

Сельскохозяйственные угодья, всего



в том числе:



пашня



кормовые угодья



Земли под поверхностными водными объектами, всего



Земли под постройками



Леса и кустарники



Нарушенные земли



Прочие земли





Сделать вывод об общих чертах и различиях.



Теоретический материал

Земельные ресурсы США

США обладают огромными запасами земельных ресурсов. Наиболее плодородные почвы в Центральных равнинах, малоиспользуемые — на Аляске, в высокогорных и пустынных районах.

По земельной переписи в США 767 млн. га сельскохозяйственной площади. Пашня занимает 25%, пастбища и сенокосы - 30%. Такая структура в странах высокоиндустриального сельского хозяйства представляется самой рациональной. Земельный резерв 22 млн. га. американские экономисты полагают, что резерв необходим для восполнения потерь от изъятия земель для различных нужд и потерь от эрозии - водной и ветровой. Ежегодно от эрозии теряется 4 млрд. т почвы.


Структура земельного фонда

Устойчивое хозяйственное развитие тесно связано с использованием основного вида естественных ресурсов — земельных, наличие которых служит основой и условием для нормального протекания всех экономических процессов. Общая площадь США составляет 9,83 млн км2 (983 млн га), из которых 93% занимает суша. Водное пространство площадью 684 тыс. км2 включает в себя Великие озера — 155 тыс. км2, прочие внутренние водоемы — 204 тыс. км2, а также мелководные прибрежные морские акватории — 325 тыс. км2.

Общий континентальный земельный фонд США, доступный для текущего хозяйственного использования - 594 млн га. Эти преимущественно равнинные земли распределялись следующим образом: около 367,2 млн га, или 61,8%, составляли пригодные для сельского хозяйства территории, из которых 142,8 млн га приходились на пашню (24,0%), 211 млн га (35,6%) — на пастбища и 13,2 млн га (2,2%) — на временно неиспользуемый сельскохозяйственный резерв. Примерно 162,4 млн га (27,3%) занимали леса, 44,4 млн га (7,5%) — селения и транспортная инфраструктура, 20 млн га (3,4%) — пустоши.

Высокоразвитое интенсивное сельскохозяйственное производство США базируется на весьма благоприятных почвенных и климатических условиях большей части североамериканского континента. В первую очередь необходимо отметить наличие значительных площадей удобных для машинной обработки равнинных плодородных земель. Фактическая площадь реально используемых пашен составляет лишь 64% общего пахотного фонда, что позволяет снижать нагрузку на почву и применять ротацию возделываемых культур и площадей. В США существует также множество естественных пастбищ, пригодных для содержания скота на подножных кормах в течение 8—10 месяцев в году.

Преобладающая часть федеральных земель находится в 11 западных штатах, причем половина из них — на Аляске. Именно в западных штатах сосредоточены крупнейшие заповедники, заказники и национальные парки. В них ограничен доступ для проведения горных работ, запрещен выпас скота и прочие виды сельскохозяйственного использования земель. Контроль над федеральными землями осуществляет Министерство внутренних дел США, а также Министерство сельского хозяйства, которому подчинена Лесная служба США (Forest Service).

Значительную часть американской территории — 63,6 млн га, или 6,9% общей площади, занимают земли, отведенные под так называемые специальные виды использования. Здесь расположены военные объекты и федеральные полигоны.

В собственности федерального правительства находятся 110 млн га земель многоцелевого использования - около 13% всех земель США. Общий земельный фонд США составляет 911 млн акров (368 млн га), из которых 61% принадлежит аграриям, 31% - находится в собственности землевладельцев, которые не связаны с сельским хозяйством, оставшиеся 8% арендуются одним оператором у другого. Как видно из структуры, ощутимая часть сельскохозяйственного земельного фонда принадлежит владельцам не из сектора, однако около 83% из них получили эти участки от родственников или других людей, которые так или иначе были связаны с АПК.

Земельные ресурсы Канады

Канада – огромная страна, ее площадь около 10 миллионов км². Немного больше семи процентов территории отдано под сельское хозяйство. Цифра может показаться небольшой, но это связано только с невысокой густотой населения и большим количеством неосвоенных территорий. 

Чуть больше трети земельной площади государства покрыто лесами, преимущественно тайгой.

Земельные ресурсы Канады представляют собой огромный потенциал для различных видов деятельности. Общая площадь земельных участков в стране составляет более 9,9 миллиона квадратных километров, что делает ее вторым по величине в мире государством.

В сельскохозяйственном производстве используются 68 млн га (7 % территории), пашня занимает 5% общей земельной площади, а обрабатываемые земли- 4%территории (41 млн га).

По количеству обрабатываемых земель Канада занимает 5 место в мире.

Остальные северные территории характеризуются суровыми условиями. Тем не менее Канада выделяется по величине сельхозугодий, наравне с Китаем, Австралией, Россией.

Земельные участки Канады разделены на различные категории, такие как сельскохозяйственные земли, лесные угодья, заповедники, промышленные территории и др.

Городские поселения и промышленные зоны (помимо районов разработки минеральных ресурсов) занимают 1% территории.

В частной собственности находится 9,7 % всех земель, из них, почти 75% занимают фермерские хозяйства.

Расчет средних размеров земельной собственности в Канаде, проведенный с использованием таблицы 2, показывает, что в провинции Альберта они составляют- 33,9 га, в Британской Колумбии- 62,0, Манитобе- 80, Онтарио- 22,3, на Острове Принца Эдуарда- 6,7, в Саскачеване- 22,8 га. Эти данные усредненные, так как размеры земельной недвижимости в городах существенно меньше, чем в сельской местности.

Так, в 1996 г. в Канаде действовало 276548 фермерских хозяйств, из них 98%- предприятия семейного типа. В среднем на одну ферму приходилось 3 чел. И 244 га земельной площади. Размер ферм варьировал по провинциям страны. Например, в Нью-Фаундленде он составлял 64 га, а в Саскачеване- 436 га.





Практическое занятие № 8


Сравнительная характеристика развития и размещения земельных ресурсов в Северной и Латинской Америке


Цель работы: рассмотреть и выявить черты сходства и различия в развитии и размещении земельных ресурсов в Северной и Латинской Америке.

Оборудование: учебник, атлас, дополнительный материал.


Ход работы:

Задание 1. Проанализировать теоретический материал и охарактеризовать развитие земельных ресурсов в Северной Америке.

Задание 2. Проанализировать теоретический материал и охарактеризовать развитие земельных ресурсов в Латинской Америке.

Задание 3. Используя карты атласа, справочную и дополнительную литературу, определите распределение земельного фонда регионов по категориям.


Таблица. Распределение земельного фонда по угодьям, млн. га

Угодья

Площадь


Северная Америка

Латинская Америка

Сельскохозяйственные угодья, всего



в том числе:



пашня



кормовые угодья



Земли под поверхностными водными объектами, всего



Земли под постройками



Леса и кустарники



Нарушенные земли



Прочие земли




Задание 4. Сделать вывод о чертах сходства и различия.


Теоретический материал


Земельные ресурсы Северной Америки


Общая площадь земельных ресурсов Северной Америки оценивается в 22, 5 млн. км² (3 место), на душу населения – 6, 1 га (4 место) обрабатываемые земли - 12 % (3 место), луга и пастбища -16% (4 место), леса – 31% (3 место), насел. пункты – 3% (2 место), непригодные земли – 38% (2 место).

Страны Северной Америки выделяются высокой степенью освоенности земельных ресурсов: пахотные угодья составляют до 80% от площади земель, пригодных для обработки без крупных капиталовложений. Примерно 25% площади Северной Америки занимают тундровые и лесотундровые области, однако центральная и южная части материка по климатическим условиям исключительно благоприятны для сельского и лесного хозяйства.

Почти треть поверхности Северной Америки используется в сельском хозяйстве. Хотя на его долю приходится лишь 12% всей сельскохозяйственной площади планеты, Северная Америка производит почти 20% зерновых культур в мире и столько же мяса. Основываясь на исторических изменениях землепользования, фермерские хозяйства и ранчо, а также умеренные североамериканские пастбища, претерпели значительные изменения, которые трансформировали экосистему и привели к значительным потерям биоразнообразия.


Земельные ресурсы Латинской Америки


Латинская Америка хорошо обеспечена земельными ресурсами. Доминируют пастбищные земли, встречающиеся почти повсеместно на территории материка. Значительные площади занимают и лесохозяйственные, приуроченные преимущественно к экваториальному и субэкваториальному поясам. Наименьшие площади составляют земледельческие и городские.

Обеспеченность пашней несколько превышает среднемировой показатель (0,25 га/д.н.); особенно в Аргентине, Уругвае и Мексике (0,9; 0,35 и 0,3 га/д.н. соответственно). Эти же страны выделяются и своими обширными пастбищами в саваннах и полупустынях (более 50% территории). Сельскохозяйственные угодья расположены практически повсюду, кроме лесных территорий Амазонии.

Структура земельного фонда - пашня 8%, луга и пастбища 19%, леса 47%, земли занятые населенными пуктами, промобьектами транспортными магистралями 25%.

Обеспеченность пахотными землями на душу населения составляет 0,35 га. Стоит отметить, что Бразилия является крупнейшей страной мира по площади эффективной территории: (млн. км 2) – 8,1

В Южной Америке сельскохозяйственные земли занимают 619,1 млн. га или 35 % общей площади материка. Из них на пастбища приходится 502,8 млн. га (81 % всех сельскохозяйственных земель или 28,8 % от территории всего материка), а на обрабатываемые земли — 116,3 млн. га (около 7 % всей территории материка или пятая часть от всех сельскохозяйственных земель) [9]. Полевые и плантационные ландшафты занимают в Южной Америке незначительные площади — 116,3 млн. га (или 19 % сельскохозяйственных земель). Доля плантаций от общей площади обрабатываемых земель составляет около 17 % (19,6 млн. га), а 83,1 % приходится на обрабатываемые земли, где выращивают однолетние культуры.

Огромны лесные ресурсы Латинской Америки, где сосредоточено более половины площади лесов мира. Лесистость некоторых стран очень велика. Например, более 80% площади Суринама покрыто лесом. Можно сказать, что лес - одно из главных богатств региона. В тропических районах жаркий и влажный климат сочетается с достаточно хорошими почвами. Это позволяет выращивать полный спектр культур жаркого пояса. А в южной части региона распространены плодороднейшие степные черноземы, позволяющие выращивать зерновые культуры, и прежде всего пшеницу. 



Практическое занятие №9

Развитие и размещение земельных ресурсов в России.


Цель работы: развивать умение объяснять размещение земельных ресурсов; использовать статистическую информацию для характеристики; развивать навыки работы с контурной картой.

Оборудование: учебник, атлас, почвенная карта РФ, карта экологических проблем РФ, контурные карты, дополнительный материал.

Ход работы:

Задание 1. Используя теоретический материал и другие источники, назовите факторы, определяющие развитие и размещение земельных ресурсов в России.

Задание 2. Используя теоретический материал и другие источники опишите почвенные ресурсы России.

Задание 3. Обозначьте на контурной карте РФ районы комплексного нарушения земель и районы деградации естественных кормовых угодий.

Задание 4. Сделайте вывод о развитии и размещении земельных ресурсов в России.



Теоретический материал

Земельные ресурсы включают следующие основные типы:

Сельскохозяйственные угодья: Это земли, используемые для выращивания продуктов питания и кормовых культур.

Лесные угодья: Это земли, покрытые деревьями, которые используются для производства древесины и других продуктов.

Пастбища: Это земли, используемые для выпаса скота.

Земли с природными ресурсами: Это земли, содержащие полезные ископаемые, такие как нефть, газ, уголь и минералы.

Земли под строительство: Это земли, используемые для строительства домов, дорог, офисов и других строений.

Земельные ресурсы России

Россия обладает одними из самых обширных земельных ресурсов в мире: Центральная Россия: Черноземы этого региона являются одними из самых плодородных в мире, идеально подходящими для выращивания зерновых и других сельскохозяйственных культур. Сибирь: Сибирь обладает обширными лесными ресурсами и богатыми запасами минералов. Крайний Север: Этот регион богат на нефть и газ, которые составляют важную часть экспорта России.
Общая площадь земельных ресурсов Российской Федерации равняется 1709,8 млн. га. Сельхозугодья страны занимают площадь около 210 млн. га, из них около 125 млн. га отведено под пашни. Таким объемом земельных ресурсов владеют лишь две державы в мире – Индия и США.

Общая площадь земельных ресурсов Российской Федерации равняется 1709,8 млн. га. Сельхозугодья страны занимают площадь около 210 млн. га, из них около 125 млн. га отведено под пашни. Таким объемом земельных ресурсов владеют лишь две державы в мире – Индия и США.

Основными негативными факторами, которые отрицательно отражаются на земельных ресурсах, являются такие действия человека как:

уничтожение лесов и эрозия почв;

сельскохозяйственная деятельность;

горнодобывающая деятельность;

переполненные мусорные свалки;

индустриализация;

строительные работы;

радиоактивные отходы;

очистка сточных вод.

Таблица 1. Структура земель сельскохозяйственного назначения


№ п/п

Наименование угодий

Площадь, млн. га

В % от категории

1

Сельскохозяйственные угодья

196,1

49,0

2

Лесные площади

37,4

9,3

3

Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

19,4

4,8

4

Земли под дорогами

2,3

0,6

5

Земли застройки

1,1

0,3

6

Земли под водой

13,2

3,3

7

Земли под болотами

25,5

6,4

8

Другие земли

105,0

26,3

Итого

400,0

100,0

Практическое занятие №10

Определение роли России в международном географическом разделении труда

Цель:

-анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития;

- определение роли России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда;

- определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами;

- составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.

Оборудование: атлас, справочные материалы, контурные карты, дополнительные источники информации.


Ход занятия:


Задание 1. Участником, каких ведущих международных интеграционных группировок мира является Россия?

Задание 2. Какое место занимает Россия в топливно-энергетическом комплексе мира? Укажите специализацию по отраслям.

Задание 3. Определите место металлургического комплекса России в мировом хозяйстве, перспективы его развития.

Задание 4. Укажите основные направления специализации Российской экономики и ее место в мировой торговле.

Задание 5. Изобразите схематически «Экспорт и импорт России»



Теоретический материал

Основным принципом участия России в международном географическом разделении труда в новых условиях рыночной экономики является экономическая выгода, т. е. прибыль. Именно на этой основе происходит выделение территорий с возможностями наиболее эффективного и экономичного производства определенной продукции (специализацией) для обмена как на внутреннем рынке (межрайонное географическое разделение труда), так и на внешнем рынке (международное географическое разделение труда).

В условиях рыночной экономики производственные связи осуществляются напрямую, без участия государства. Экономическая свобода предполагает многообразие форм предприятий -- акционерные общества, производственные объединения и др. Географические, административно-территориальные границы перестают быть препятствием для их развития. Основными принципами при этом являются взаимная выгода, эффективность, добровольность.

Отрасли промышленности: машиностроение (автомобильное, железнодорожное, сельскохозяйственное, ракетно-космическая, авиационная), электронная и радиотехническая, станкостроение и инструментальная, химическая, пищевая, рыбная, лёгкая, чёрная и цветная металлургия; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; добывающая промышленность.

Главные отрасли сельского хозяйства – животноводство и растениеводство. Основные отрасли животноводства: свиноводство, козоводство и овцеводство, птицеводство, пчеловодство, коневодство, верблюдоводство, оленеводство, звероводство. Главные отрасли растениеводства: зерновое хозяйство, хлеб, возделывание технических растений, кормопроизводство, виноградарство, садоводство, овощеводство и картофелеводство.

Отрасли непроизводственной сферы: образование; здравоохранение; наука; торговля; общепит; жилищно-коммунальное хозяйство; искусство. 

Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Основная часть экспорта (63 %) приходится на минеральные продукты, где основная доля, приходится на нефть и газ. На втором месте по значимости находятся металлы, драгоценные камни и изделия из них (11,9 %). Также значим вывоз машин, оборудования, транспортных средств – 7, 4 %.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.

В структуре импорта России заметно преобладают машины, оборудование и транспортные средства (44,8%), продукция химической промышленности (18,6 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырые – (14, 5 %).

Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.

 Наша страна активно принимает участие в международных отношениях.

Основные объединения, в работе которых принимает участие Россия:

  1. ООН (Организация Объединенных наций) - самая большая международная организация, созданная в 1945 году, включающая в себя 193 страны! В ООН Россия занимает особое место в Совете Безопасности и является постоянным его членом.

  2. СНГ (Содружество Независимых Государств) организация, включающая в себя 11 членов, бывших стран-участниц Советского союза.

  3. Совет Европы - международная организация, включающая в себя 47 постоянных членов. К сожалению, Россия, с недавнего времени, ограничена в своих полномочиях в этом объединении.

  4. БРИКС - объединение, в которое входит 5 стран (Бразилия, Россия, Индия, ЮАР, Китай), образованное с целью экономической поддержки друг другу.

  5. Евразийский Экономический Союз - организация, целью которой является организация региональной экономической интеграции. Это содружество - аналог Европейского Союза. Включает в себя: Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Молдавию (на правах наблюдателя).




Практическое занятие №11

Влияние использования земельных ресурсов на глобальные проблемы.


Цель работы: детально изучить вопросы воздействия земельных ресурсов на окружающую среду и способы борьбы с вредными воздействиями.

Оборудование: учебник, дополнительный материал.


Ход работы:

Задание 1. Используя теоретический материал и другие источники, ознакомиться с видами загрязнения земельных ресурсов.

Задание 2. Изучить проблемы и пути решения проблем, связанных с ухудшением окружающей среды в результате использования земельных ресурсов.


Теоретический материал


Основными проблемами земельных ресурсов мира, связанными с деятельностью человечества являются:

Вырубка лесов и эрозия почв

Леса защищают земельные ресурсы от ветров (вызывающих ветровую эрозию) и вод, в виде ливневых осадков, наводнений и т.п. (вызывающих водную эрозию). Вырубка лесов — в настоящее время является не только проблемой для земель, но и для всей окружающей среды. Земля, которая теряет свои плодородные свойства, может их восстановить, однако на это потребуется определенное количество времени.

Сельскохозяйственная деятельность

Растущее население планеты вызывает спрос на продукты питания. Зачастую, фермеры используют очень токсичные удобрения и пестициды, чтобы избавиться от насекомых, грибков и бактерий, и получить максимальный урожай. Однако, большое количество этих химических веществ приводит к загрязнению и отравлению почвы.

Горнодобывающая деятельность

В процессе добычи полезных ископаемых, под землей образовывается пустое пространство. Мы часто слышим об обрушении земли, а это не что иное, как естественный способ заполнения пространства после горнодобывающей и другой деятельности человека.

Переполненные мусорные свалки

Каждая семья производит тонны отходов каждый год. Мусор (например, пластик, бумага, ткань, дерево и т.д.) отправляется на местные свалки (если он не перерабатывается для получения вторичного сырья), что приводит к загрязнению огромных земельных территорий.

Индустриализация

В связи с увеличением спроса на промышленные товары, появилось большее количество отходов, которые попадают в атмосферу. Современные химические вещества, используемые в промышленности, очень токсичные и приводят к загрязнению почв.

Строительные работы

Из-за роста урбанизации и, как следствие, большого количества строительных работ увеличиваются объемы крупных отходов (как дерево, металл, кирпич, пластик), которые можно увидеть невооруженным глазом за пределами любого здания или офиса, находящегося в стадии строительства.

Радиоактивные отходы

Радиоактивные отходы содержат вредные и токсичные химические вещества, которые загрязняют почву и пагубно влияют на живых организмов.

Очистка сточных вод

Большое количество твердых отходов, оставшихся после обработки сточных вод, отправляются на свалки и загрязняют земельные ресурсы.


Негативные последствия использования земельных ресурсов

Среди негативных последствий использования земельных ресурсов на первых местах стоит уменьшение плодородия (уменьшение гумусного слоя), опустынивание, эрозия почв, загрязнение почв.

Опустынивание — также не новый процесс но он, как и эрозия, ускорился в новейшее время по вине человека. Общая площадь антропогенных пустынь мира составляет боле 9 млн км2 (т. е. равна площади США). И еще 19% суши находится на грани опустынивания,

Опустынивание определяется как разрушение засушливых и полузасушливых земель в результате климатических изменений и деятельности человека и «числится среди основных опасностей для окружающей среды всей планеты и общества».

Песчаные бури пустыни Гоби приводят к респираторным заболеваниям жителей большей части Китая, Корейского полуострова, Японии и даже приводят к ухудшению качества воздуха в Северной Америке, подчёркивают авторы доклада «Экосистемы и благополучие населения». Авторы подсчитали, что ежегодно из Сахары в атмосферу поднимается миллиард тонн песка и пыли.

Перенаселённость, расширение пастбищ, слишком интенсивные агротехники, как и плохое водопользование – главные факторы, приводящие к опустыниванию.


Для восстановления и обеззараживания почв разработано несколько технологий:

1. Выемка и перевозка загрязненных грунтов на неиспользуемые или необитаемые территории.

2. Термическая очистка грунта, когда при высокой температуре загрязняющие вещества собирают путём экстракции паров.

3. Биоремедиация или фиторемедиация — обеззараживание почвы с помощью микроорганизмов и растений.

4. Микоремедиация — использование грибов для накопления примесей тяжёлых металлов из почв.

Также для охраны почв от загрязнения рекомендуется:

1. Контролировать загрязнение почвы, в том числе создавать сети мониторинга качества земель и окружающей среды.

2. Отказаться от использования токсичных веществ в промышленности, если есть более безопасные альтернативы.

3. Внедрять и расширять переработку и правильную утилизацию отходов.

4. Строго контролировать выбросы горнодобывающих и промышленных загрязнителей.

5. В районах с чрезмерным загрязнением или деградацией земель проводить лесовосстановление.


Рекультивация - комплекс работ по экологическому и экономическому восстановлению земель и водоёмов, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось. Целью проведения рекультивации является улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоёмов.

Виды деятельности человека, в результате которых может возникать потребность в проведении рекультивации земель и водоёмов:

- хозяйственная деятельность;

- добыча полезных ископаемых, особенно открытая разработка месторождений;

- вырубка лесов;

- возникновение свалок;

- строительство городов;

- создание гидросооружений и аналогичных объектов;

- проведение военных испытаний, в том числе испытаний ядерного оружия.

Два основных этапа рекультивации:

Работы по рекультивации обычно имеют два основных этапа - технический и биологический. На техническом этапе проводится корректировка ландшафта (засыпка рвов, траншей, ям, провалов грунта, разравнивание и террасирование промышленных терриконов), создаются гидротехнические и мелиоративные сооружения, осуществляется захоронение токсичных отходов, производится нанесение плодородного слоя почвы. На биологическом этапе проводятся агротехнические работы, целью которых является улучшение свойств почвы.

Направления рекультивации земель:

В зависимости от тех целей, которые ставятся при рекультивации земель, различают следующие направления рекультивации земель:

- природоохранное направление;

- рекреационное направление;

- сельскохозяйственное направление;

- растениеводческое направление;

- сенокосно-пастбищное направление;

- лесохозяйственное направление;

- водохозяйственное направление.

Различают несколько видов рекультивации. Рекультивация земель включает:

- восстановление рельефа: засыпку оврагов, карьеров, уничтожение отвалов горных пород и т.д.;

- восстановление почв и растительности;

- лесовосстановление;

- создание новых ландшафтов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!