СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОУП. 08 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для выполнения практических работ по ОУП.  08 «География» разработаны в соответствии с рабочей программой по предмету на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 600 от 25.08. 2021 г.

Данные методические рекомендации содержат полный перечень практических работ, предусмотренных программой предмета «География», требования к их выполнению и оформлению. Целью является развитие и   формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в области освоения географии, обеспечивающих базовый уровень профессиональной квалификации и развитие навыков самостоятельной практической работы.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОУП. 08 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»



















МЕТОДИЧЕСКИЕ Рекомендации

по выполнению практических работ

ОУП. 08 ГЕОГРАФИЯ

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности


13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование























г. Курск


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК ЭБПК

Протокол №____от «____»________20___ г.

Председатель ЦК _________ О.А.Чуева


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_____________ О.Б. Грунева

«____»______________20___ г.








Методические рекомендации для выполнения практических работ по ОУП. 08 «География» разработаны в соответствии с рабочей программой по предмету на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 600 от 25.08. 2021 г.


Разработчик: Дунайцева А.В., преподаватель.


Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.

  3. Правила выполнения практических работ.

  4. Критерии оценивания.

  5. Описание практических работ.



  1. Пояснительная записка


Настоящие методические указания составлены в соответствии с программой курса ОУП. 08 «География» и предназначены для студентов специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование. Данные методические рекомендации содержат полный перечень практических работ, предусмотренных программой предмета «География», требования к их выполнению и оформлению. Целью является развитие и  формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в области освоения географии, обеспечивающих базовый уровень профессиональной квалификации и развитие навыков самостоятельной практической работы.


2. Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических со­бытий международной жизни, геополитической и геоэкономической си­туации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возмож­ного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


3. Правила выполнения практических работ

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

- задания выполнены правильно и в полном объеме;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

- работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.



Пример схемы оформления практической работы можно представить

в следующем виде:

Практическая работа №____________________________________

Тема практической работы: ____________________________

Цель работы:_____________________________________________

Оборудование: __________________________________

Ход работы (кратко, можно в виде таблицы, схемы):____________________

Вывод:___________________________________________________

На выполнение каждой работы отводится от 1 до 1.20 часа.


  1. Критерии оценивания


Результат выполнения практических работ оценивается – по 5-балльной системе оценивания(5,4,3,2).

Оценка ставится на основании наблюдения за студентами и письменного отчета за работу.

Оценка «отлично»

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «хорошо»

Практическая или самостоятельная работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «удовлетворительно»

Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

Оценка «неудовлетворительно»

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Практическая работа №1.


Ознакомление с политической картой мира


Цель работы: закрепление умения работать с политической картой, находить информацию о странах разной классификации, заполнять таблицу по указанным признакам, характеризующим географическое положение, государственное устройство стран мир.

Оборудование: политическая карта мира, атлас.


Вариант 1.

Задание 1. Используя атлас и учебник, выпишите названия первых десяти стран (с указанием столиц) по площади территории и численности населения.

Крупнейшие страны по площади территории Крупнейшие страны по

численности населения

Страна

Столица

Регион

Страна

Столица

Регион







Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания 2) Кувейт 3) Эстония 4) Индонезия 5) Шри-Ланка 6) Танзания 7) Мадагаскар

2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Венгрия 2) Боливия 3) Израиль 4) Замбия 5) Монголия 6) Мали 7) ФРГ

3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой семёрки»:

1) Мадрид 2) Рим 3) Брюссель 4) Лондон 5) Осло 6) Варшава 7) Вашингтон

4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Армения 2) Австрия 3) Великобритания 4) Бельгия 5) Мексика 6) Турция 7) Франция

5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности населения:

1) ФРГ 2) Россия 3) Индонезия 4) Индия 5) Китай 6) Нигерия 7) Бразилия

6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная монархия:

1) Бруней 2) Оман 3) Саудовская Аравия 4) Нидерланды 5) Норвегия 6) Малайзия 7) Непал

7. Дополните следующие предложения:

1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________.

2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется _______________________.

Вариант 2.

Задание 1. Используя атлас и учебник, выпишите названия стран (с указанием столиц) островных, полуостровных и внутриконтинентальных.

Островные страны Полуостровные страны Внутриконтинентальные страны

Страна

Столица

Страна

Столица

Страна

Столица








Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания 2) Кувейт 3) Эстония 4) Индонезия 5) Шри-Ланка 6) Танзания 7) Мадагаскар

2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Венгрия 2) Боливия 3) Израиль 4) Замбия 5) Монголия 6) Мали 7) ФРГ

3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой семёрки»:

1) Мадрид 2) Рим 3) Брюссель 4) Лондон 5) Осло 6) Варшава 7) Вашингтон

4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Армения 2) Австрия 3) Великобритания 4) Бельгия 5) Мексика 6) Турция 7) Франция

5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности населения:

1) ФРГ 2) Россия 3) Индонезия 4) Индия 5) Китай 6) Нигерия 7) Бразилия

6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная монархия:

1) Бруней 2) Оман 3) Саудовская Аравия 4) Нидерланды 5) Норвегия 6) Малайзия 7) Непал

7. Дополните следующие предложения:

1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________.

2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется _______________________.

Вариант 3.

Задание 1. Используя учебник и атлас, выпишите названия стран (с указанием столиц) «большой семёрки», страны переселенческого капитализма, социалистические, страны с переходным типом экономики, ключевые развивающиеся страны, нефтедобывающие, новые индустриальные страны.

Страны «большой семёрки

Страны переселенческого капитализма

Социалистические страны

Страны с переходной экономикой

Развивающиеся страны

Нефтедобывающие страны

Новые индустриальные страны









Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Укажите, какие из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания 2) Кувейт 3) Эстония 4) Индонезия 5) Шри-Ланка 6) Танзания 7) Мадагаскар

2. Укажите государства, не имеющие выхода к открытому морю:

1) Венгрия 2) Боливия 3) Израиль 4) Замбия 5) Монголия 6) Мали 7) ФРГ

3. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав «большой семёрки»:

1) Мадрид 2) Рим 3) Брюссель 4) Лондон 5) Осло 6) Варшава 7) Вашингтон

4. Укажите страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Армения 2) Австрия 3) Великобритания 4) Бельгия 5) Мексика 6) Турция 7) Франция

5. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности населения:

1) ФРГ 2) Россия 3) Индонезия 4) Индия 5) Китай 6) Нигерия 7) Бразилия

6. Укажите страны мира с формой правления – конституционная монархия:

1) Бруней 2) Оман 3) Саудовская Аравия 4) Нидерланды 5) Норвегия 6) Малайзия 7) Непал

7. Дополните следующие предложения:

1. Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _____________________.

2. Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется _______________________.



Практическое занятие № 2

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

Цель работы: оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов; экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства.

Оборудование: карты атласа «Природные ресурсы мира»; статистические материалы; тетрадь; картосхемы, графики и рисунки учебника.

Ход занятия:

Задание 1. Подсчитайте, на сколько лет хватит мировых запасов указанных полезных ископаемых при современном уровне их добычи с учетом роста на 2% в год.

Запасы Добыча

Уголь (млн т) 14000000 4500

Нефть (млн.т) 100000 2800

Газ (млн.м) 90000 1800

Железная руда(млн.т) 400000 870


Задание 2.

Ресурсообеспеченность (Р) = (З)запасы

(Д) добыча


Название страны

запасы

добыча

Ресурсообеспеченность

(на сколько лет)

Уголь

млрд.т

Нефть

млрд.т

Газ

млрд.м3

Железная

руда

млрд.т


Уголь

в млрд.т

Нефть

в млн. т.

Газ

млн.м3

Железная

руда

млрд.т


уголь

нефть

газ

Железная

руда

Россия













Китай













Индия













США













Канада













Бразилия













Саудовская Аравия













ОАЭ













Австралия













ЮАР













Практическое занятие № 3

Сравнительная оценка качества жизни населения.

Цель: используя материалы учебника, справочных и статистических материалов дать оценку уровню и качеству жизни населения в разных странах и определить влияние этих факторов на среднюю продолжительность жизни населения.

Оборудование: атласы, справочные и статистические материалы.

Ход занятия:

Задание № 1. Используя материал учебника и справочные материалы, заполните таблицу:

План сравнения

Сравниваемые регионы

I вариант

II вариант

III вариант

Франция

Монголия

Япония

Бразилия

Россия

Индия

1. Тип воспроизводства населения







2. ВВП на душу населения (в тыс. $ США)







3. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)







4. Естественный прирост (за год на 1000 чел. населения)







5. Средняя продолжительность жизни (годы)







6. Состав населения по полу







7. Возрастной состав







8. Занятость населения по отраслям хозяйства (%):

- в промышленности;

- в сельском хозяйстве;

- в сфере услуг.









Задание № 2. Работа на контурной карте.

  1. Обозначьте на к\к государственные границы стран, их столицы.

  2. Постройте круговую диаграмму, на которой покажите фоновой окраской занятость населения по отраслям хозяйства и долю занятых (в %).

Вывод. Сделайте вывод о взаимосвязи уровня социально-экономического развития страны и качества жизни населения; об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Практическая работа №4

Характеристика мирового топливно-энергетического комплекса

Цель работы: на основе анализа карт атласа, схем, таблиц, литературных и статистических источников изучить особенности отраслевого состава промышленности и территориальной организации топливно-энергетического комплекса мира.

Оборудование: учебники, карты атласа, дополнительные статистические материалы.

Вариант 1.

Нефтяная промышленность.

Задания:

  1. Изучить статистические материалы «Динамика мировой добычи нефти в период с 1950 по 2020 г». Проанализировать и сделать вывод о том, какие процессы происходили в указанный период в мировой нефтяной отрасли.

  2. Изучить статистические данные, построить столбчатую диаграмму «Уровень добычи нефти в регионах мира в 2020 г.». Проанализировать диаграмму и сделать вывод о том, какие регионы являются лидерами и аутсайдерами в добыче нефти.

  3. Заполнить в тетради таблицу.


Страны с максимальным уровнем добычи нефти

Страны, которые ежегодно добывают более 100 млн.т нефти

Страны, которые добывают менее 100 млн. т нефти в год









  1. Изучить картосхему в учебнике и выписать в тетрадь регионы и страны, которые являются лидерами в экспорте и импорте нефти.

  2. Перечислить и описать главные «нефтяные мосты».

  3. Составить прогноз – предположение перспектив дальнейшего развития нефтяной промышленности.



Вариант 2.

Газовая промышленность.

Задание:

  1. Изучить статистические материалы «Динамика мировой добычи газа в период с 1950 по 2020 г». Проанализировать график и сделать вывод о том, какие процессы происходили в указанный период в мировой газовой отрасли.

  2. Изучить статистические данные, построить столбчатую диаграмму «Уровень добычи газа в регионах мира в 2020 г.». Проанализировать диаграмму и сделать вывод о том, какие регионы являются лидерами и аутсайдерами в добыче газа.

  3. Заполнить в тетради таблицу.



Страны с максимальным уровнем добычи газа

Страны, которые ежегодно добывают более 50 млрд. м³ газа

Страны, которые добывают менее 50 млрд. м³ газа в год









  1. Изучить картосхему в учебнике и выписать в тетрадь страны, которые являются лидерами в экспорте и импорте нефти.

  2. Перечислить и описать главные «газовые мосты».

  3. Составить прогноз – предположение перспектив дальнейшего развития газовой промышленности.



Вариант 3.

Угольная промышленность.

  1. Изучить статистические материалы «Динамика мировой добычи угля в период с 1950 по 2020 г». Проанализировать и сделать вывод о том, какие процессы происходили в указанный период в мировой угольной отрасли.

  2. Изучить статистические данные), построить столбчатую диаграмму «Уровень добычи угля в регионах мира в 2020 г.». Проанализировать диаграмму и сделать вывод о том, какие регионы являются лидерами и аутсайдерами в добыче угля.

  3. Заполнить в тетради таблицу.



Страны с максимальным уровнем добычи угля

Страны, которые ежегодно добывают более 100 млн. т угля

Страны, которые добывают менее 100 млн. т угля в год









  1. Изучить картосхему в учебнике и выписать в тетрадь страны, которые являются лидерами в экспорте и импорте угля.

  2. Перечислить и описать главные «угольные мосты».

  3. Составить прогноз – предположение перспектив дальнейшего развития угольной промышленности.



Практическое занятие № 5

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира

Цель: закрепление знаний и формирование понятий о структуре мирового хозяйства, его территориальном различии; формирование навыков и умений при составлении характеристики различных отраслей мирового хозяйства.

Оборудование: тематические карты атласа, таблицы и графики учебника, текст учебника и статистические материалы темы 5.

Ход работы:

Задание 1. Привести примеры основных отраслей мирового хозяйства и назвать виды производимой ими продукции.

Задание 2. Используя текст учебника и тематические карты, определить главные районы, центры размещения отраслей промышленности.

Задание 3. Назвать основные факторы размещения отраслей

Задание 4. Начертить и заполнить таблицы:


1)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции чёрной металлургии

Основные потребители (импортёры) продукции чёрной металлургии

Чугун



Сталь




2)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции машиностроения

Основные потребители (импортёры) продукции машиностроения

Станки



Автомобили



Морские суда




3)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции растениеводства

Основные потребители (импортёры) продукции растениеводства

Пшеница



Рис



Кукуруза



Соя



Подсолнечник



Сахарный тростник, сахарная свёкла



Чай, кофе



Хлопчатник




4)

Продукция

Основные производители (экспортёры) продукции животноводства

Основные потребители (импортёры) продукции животноводства

Говядина



Свинина



Птица



Молоко



Сливочное масло



Шерсть





Задание 5. Сделать вывод по проделанной работе.


Практическое занятие №6

Характеристика развития и размещения ТЭК в Европе.

Цель работы: актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран Европы, развивать практические умения определять общие и отличительные черты хозяйства стран, систематизировать и обобщать информацию. Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения стран – экспортеров и стран – импортёров.

Оборудование:

Задания:

На основе текста учебника, конспекта урока, таблиц и рисунков, карт атласа необходимо дать развернутую характеристику ТЭК по плану:

1. Значение отраслей в регионе.

2. Факторы, влияющие на размещение отрасли.

3. Главные страны производители.


№1. Топливные ресурсы

№ п/п

нефть

природный газ

уголь

урановое сырье для АЭ







4. Главные страны экспорта и импорта продукции.

№2. Топливные ресурсы


нефть

природный газ

уголь

урановое сырье для АЭ

Экспорт





импорт






5. Природоохранные и экологические проблемы.

6. Перспективы развития и размещения отрасли в Зарубежной Европе.



Практическое занятие №7.

Сравнительная характеристика особенностей природы, населения и хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии

Цель работы: актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран Зарубежной Азии.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, дополнительный материал.



Ход работы:

3адание 1. На контурной карте Зарубежной Азии выделите различными цветами субрегионы Зарубежной Азии, обозначьте страны-члены АТЭС и АСЕАН.

3адание 2. Используя данные учебника, атласа мира и географических карт составить сравнительную характеристику стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии.

Заполните таблицу:


Страны Юго-Западной Азии

Страны Юго-Восточной Азии

Общие черты

Различия

Общие черты

Различия

ГП






Природные ресурсы (х-ка минеральных, лесных, а также земельных, водных и агроклиматических ресурсов для сельского хозяйства)





Экологические проблемы






Особенности населения (в вероисповедании, а также национальном и расовом составе населения)





Ведущие отрасли специализации







Задание 3. Используя знания по теме «Политическая карта мира» укажите принадлежность стран регионов к ведущим международным организациям.

Задание 4. Сделать вывод об общих чертах и различиях.



Практическое занятие № 8


Сравнительная характеристика развития и размещения топливной промышленности в Северной и Латинской Америке


Цель работы: рассмотреть и выявить черты сходства и различия в развитии и размещении топливной промышленности в Северной и Латинской Америке.

Оборудование: учебник, атлас, дополнительный материал.


Ход работы:

Задание 1. Проанализировать теоретический материал и охарактеризовать развитие топливной промышленности в Северной Америке.

Задание 2. Проанализировать теоретический материал и охарактеризовать развитие топливной промышленности в Латинской Америке.

Задание 3. Используя карты атласа, справочную и дополнительную литературу, определите основные месторождения топливных ресурсов регионов.

Задание 4. Сделать вывод о чертах сходства и различия.


Теоретический материал


Топливная промышленность Северной Америки


США – крупнейший потребитель топлива и энергии в мире. И один из крупнейших производителей. Значительную часть потребления покрывают импортные поставки, прежде всего нефти. В последние годы внутренние потребности нефти в США покрываются импортом наполовину.

США – один из крупнейших производителей угля в мире.

По добыче газа США уступают только России.

США когда-то занимали 1 место в мире по добыче нефти. Затем на первое место вырвался СССР. Сейчас США также существенно уступает в добыче нефти России и странам Персидского залива. Ныне США добывают 250 млн. тонн нефти в год.

С чем связано падение нефти? Прежде всего, истощение запасов эффективных месторождений, рост затрат на нефтедобычу.

Крупнейшим районом добычи нефти является побережье Мексиканского залива, штаты Техас и Луизиана, около 1/3 добычи нефти приходится на шельф Мексиканского залива. На Аляске еще. Хотя там дорого из-за погодных условий.

Большая часть добычи газа приходится на Юг США, 1/4 приходится на Аляску.

Природный газ обычно добывается из осадочных пород

В США действуют одни из крупнейших компаний по добыче нефти и природного газа Exon, Texaka. Построены несколько газопроводов из Аляски через территорию Канады, Транс Аляскинский Нефтегазопровод.

США располагает самой развитой в мире нефтеперерабатывающей промышленностью. Импорт нефти в основном осуществляется из Мексики и Канады, а также из Венесуэлы и некоторых стран Персидского Залива. Основные мощности по нефтепереработки сосредоточены в районе Галф, который возле Мексиканского Залива (около 2/3 – южные штаты Техас и Луизиана), остальное на Калифорнию и старопромышленные районы (С-В, Сред.Запад).

Самая высокая производительность в США за счет открытого способа добычи угля. Наиболее эффективна добыча в Восточном Внутреннем Бассейне – Север Великих Равнин (невысокое качество угля - битуминозный уголь – рост добычи в западных штатах + исторически на Востоке вдоль Аппалачей). Проблема развития - лигмиты – каменный уголь сравнительно невысокого качества. Уголь все менее и менее потребляем, люди переходят на газ. Единственное преимущество – дешевизна угля.

Теперь развивается производство из сланцевых пород. Это перспективное направление газовой промышленности.

Заметный рост добычи природного газа в США в последние годы прочно ассоциируется с прорывными достижениями в добыче углеводородного сырья из сланцевых залежей.

На сланцевый газ приходится наибольшая доля газодобычи в США, что иногда ассоциируют с поддержкой властями данной отрасли.

Немаловажным фактором, определяющим долгосрочные стратегии в отношении газа из сланцевых пластов и других плотных формаций, обусловивших так называемый «сланцевый бум» в США, является высокая доля недоказанных, то есть во многом спекулятивных ресурсов.

Еще 8 – 10 лет назад авторитетные американские эксперты полагали безвозвратным ускоренное падение внутренней добычи углеводородов по отношению к спросу и рекомендовали готовить дополнительную инфраструктуру для импорта СПГ.

За последние 8 лет запасы газа в США выросли почти в 1,5 раза, в то время как технически извлекаемые – только на 25%. Оба показателя лишь приблизительно описывают реальную ситуацию, поскольку рассчитаны исходя из того, что за тот же период времени коэффициент извлечения газа из сланца возрос с 5% до 15%.

Технологическая сложность сланцевой добычи увеличивает затраты на продуктивную скважину в США от 3 до 9 млн долларов, что в несколько раз больше, чем для традиционной скважины. Однако конкурентоспособности сланцевой добычи способствуют экономия средств за счет бурения «куста» горизонтальных стволов с одного вертикального захода (т.е. с одной буровой установки) и невысокие дебиты в большинстве залежей свободного газа в США.

Гидроразрыв, закачка и последующая откачка растворов – самые затратные в сланцевом промысле, расходы на них будут возрастать и впредь.

Для закачки в пласт, по многолетнему американскому опыту, уходит около 10 тыс. т пресной воды на скважину (в отдельных случаях расход может доходить до 20 тыс. т). Поэтому при разработке сланцев требуется решить три экологических проблемы: найти значительные объемы воды, обеспечить приемлемый уровень техногенного воздействия на окружающую среду в процессе закачки рабочего раствора и безопасно утилизировать отработанный шлам.

Топливная промышленность Латинской Америки

За исключением Центральной Америки и Карибского бассейна Латинская Америка является регионом, богатым энергией. Она располагает 10% мировых запасов нефти, по сравнению с 2,5% в Северной Америке (без Мексики), 9,3% в Африке, 8% в странах Восточной Европы, 4% в Азии и 1,6% в Западной Европе. С газом ситуация не так хороша, так как регион имеет лишь 4% мировых доказанных запасов, однако его доля в потреблении находится ниже этого уровня.

 Добыча природного газа в Латинской Америке увеличилась на 40 % за два прошедших десятилетия.

Однако доля этого региона в мировой добыче газа остаётся на уровне 4,5 %, а удельный вес газа в балансе источников первичной энергии не превышает 25 %.

Промышленная добыча газа ведётся в нескольких странах региона. В 2019 году наибольшие объёмы добычи зафиксированы в Аргентине — 42,9 млрд куб. м и Тринидаде и Тобаго — 35,6 млрд куб. м.

Многие страны Латинской Америки вынуждены импортировать газ, так как внутреннее производство не покрывает растущее потребление.


Спрос и предложение нефти и газа в регионе существенно различаются от страны к стране. Хотя Венесуэла обладает наиболее богатыми ресурсами среди стран Латинской Америки, Мексика, Колумбия, Эквадор и Тринидад и Тобаго также являются экспортерами нефти, в то время как Аргентина, Боливия и Бразилия производят в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей своего внутреннего рынка. Перу находится на пути к самообеспеченности. В список чистых импортеров нефти входят Парагвай и Уругвай в Южной Америке, а также все страны Центральной Америки и Карибского бассейна, за исключением Тринидада и Тобаго и Белиза. Куба, Гватемала и Барбадос также добывают нефть, но в количествах, которые не покрывают их внутренние потребности.


Эквадор обладает 0,4% мировых запасов сырой нефти. Нефть имеет огромное значение для его экономики, обеспечивая свыше 30% экспорта. За исключением Венесуэлы нет другой экономики в регионе, где нефть составляла бы такую значительную часть экспортной базы. Правда, государственная корпорация Petroecuador (крупнейшая нефтяная компания в стране) постоянно подвергается критике за низкую эффективность работы, поскольку объемы ее производства в течение последних десяти лет сокращаются.

Колумбия является нетто-экспортером энергетических ресурсов, и на экспорт идут значительные объемы нефти. Ее обильные запасы газа достаточны для снабжения западных частей Венесуэлы в течение семи лет. Колумбия обладает огромными запасами высококачественного угля и богата гидроэнергетическими ресурсами, которые вместе с газом позволят ей быть важным игроком в энергетическом секторе, особенно в Центральной Америке и Мексике.

Мексика, наряду с Венесуэлой, обладает наибольшими резервами среди стран Латинской Америки. На ее долю приходится 1,4% мировых запасов, и она использует ресурс интенсивнее, осуществляя 5% мировых поставок, т.е., ее доля в экспорте выше, чем в резервах.

Аргентина и, с некоторыми ограничениями, Боливия являются самодостаточными в производстве нефти. Начиная с 2006 г. Бразилия также входит в этот список.

Аргентина обладает 0,3% мировых запасов сырой нефти. Строго говоря, страна была нетто-экспортером нефти. С 1995 по 2008 г. аргентинский экспорт сырой нефти составил 11,5% в его общем объеме. Тем не менее, добыча нефти в Аргентине не удовлетворяет растущий внутренний спрос, а это означает, что вклад нефти в торговый баланс и далее будет сокращаться.

Боливия. Добыча нефти в 2008 г. была эквивалентна ее потреблению. Существующий объем добычи не позволяет полностью покрывать потребности, заставляя импортировать нефть в незначительных объемах.

Импортерами нефти в Латинской Америке являются Перу, Бразилия, Чили, Парагвай и Уругвай, все страны Центральной Америки и Карибского бассейна за исключением Тринидада и Тобаго и Белиза.

Бразилия обладает 0,9% мировых запасов сырой нефти. Она удовлетворяет на две трети потребности в природном газе за счет собственного производства, остальное импортируется из Боливии. Кроме того, Бразилия обладает крупнейшими в регионе доказанными запасами угля, почти вдвое опережая Колумбию. Бразилия также - мировой лидер в области производства этанола. На нее вместе с Соединенными Штатами приходится 70% мировых поставок названного топлива. Правительство страны значительно увеличило инвестиции в разведку и добычу, осуществляемые компанией Petrobras. Это позволило увеличить производство не только нефти и газа, но также и этилового спирта, и угля, что является отражением национальной политики в области энергообеспечения.

Чили, несомненно, страдает от дефицита энергии, поскольку производит не более 5% от общего потребления нефти и покрывает не более 20% своих потребностей в природном газе.

Перу. В 2008 г. в стране произведено 78% от потребляемой нефти, а импорт составил 22%. В период между 1997 и 2008 г. на долю сырой нефти приходилось 5,8% общего объема перуанского экспорта и 10% от совокупной стоимости импорта.



Практическое занятие №9

Развитие и размещение топливной отрасли в России.


Цель работы: развивать умение объяснять размещение топливной промышленности; использовать статистическую информацию для характеристики; развивать навыки работы с контурной картой.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, дополнительный материал.

Ход работы:

Задание 1. Используя теоретический материал и другие источники, назовите факторы, определяющие развитие и размещение топливной промышленности в России.

Задание 2. Используя теоретический материал и другие источники опишите крупнейшие нефтяные и газовые бассейны России.

Задание 3. Обозначьте на контурной карте РФ основные угольные бассейны.

Задание 4. Сделайте вывод о развитии и размещении топливной промышленности в России.

Теоретический материал

Один из видов топлива — газ. Эта отрасль промышленности растет быстрее других. Первые месторождения ресурса были открыты в конце Великой Отечественной войны. Если смотреть на контурную карту полезных ископаемых, то залежи обнаружили возле Оренбурга, в республике Коми и Ставропольском крае. Добывать газ гораздо дешевле, чем нефть. А его использование приносит меньше вреда окружающей среде. При сжигании топлива выделяется мало ядовитых веществ. Больше испаряется при нагревании угля или нефти. Газ используют и для изготовления минеральных удобрений как химическое сырье.
Центром считается Сибирь, здесь больше всего в государстве газовых месторождений — 60% от общего числа. А также здесь добывают 92% топлива России. Остальные залежи не так богаты. Наиболее крупные месторождения: Ямбургское; Уренгойское; Медвежье. Вторая крупнейшая топливная база России — Урало-Поволжская. Объем добытого газа здесь составляет 6% от общего показателя страны. Сырье состоит из большого количества разных химических элементов, поэтому оно используется для соответствующего вида промышленности. Еще один крупный центр — город Туймазы. Здесь не только добывают газ, но и перерабатывают его. Хотя возле большинства баз находятся предприятия, которые превращают природный ресурс в готовое топливо. В европейской части Российской Федерации также есть сырьевые месторождения. Они расположены недалеко от городов Ухта, Уренгой и Оренбург. Здесь находится Тимано-Печорская база. На ней добывают 1% от общего объема газа. Потребителям топливо доставляют по подземным и наземным трубопроводам. Это самый безопасный, быстрый и дешевый способ транспортировки.

Следующий вид ресурсов топливной промышленности РФ — это нефть. Ее называют «черным золотом», ведь это основа всей современной экономики. Из этого сырья изготавливают топливо практически для всех видов транспорта. По запасам Россия занимает второе место в мире. Она уступает только Саудовской Аравии. Первое месторождение в СССР открыли в начале прошлого века, оно располагалось возле азербайджанского города Баку. Размещение остальных баз неравномерное, но вместе они образуют нефтегазоносные провинции.
Самые большие запасы расположены в Западной Сибири. Здесь открыто более 300 месторождений нефти и газа, где добывают 2/3 черного золота РФ. Основные базы — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округ. Благодаря этим запасам развилась электроэнергетика, теперь все малонаселенные регионы освещаются. Большое значение имеет и Волго-Уральский район. Здесь расположены запасы, где добывают около 20% всей нефти страны. Базу начали осваивать в 1950-х, а по-настоящему раскрыли ее потенциал только через двадцать лет. До сих пор продолжает формироваться Тимано-Печорское месторождение. Но здесь есть запасы тяжелой нефти. Ее используют для производства машинного масла, способного выдерживать низкие температуры. Другие месторождения считаются важными только для регионов, в которых они находятся. Совместно они дают не более 10% нефти от общего ее количества. Крупные залежи расположены в шельфах морей: Карского; Баренцева; Берингова; Лаптевых; Охотского; Восточно-Сибирского. Сырье транспортируют по нефтепроводам. Большинство из них направлены на запад, где расположены специальные перерабатывающие заводы. А также нефть таким путем отправляют за границу. Предприятия, занимающиеся изготовлением топлива из сырья, строят в районах, где есть запасы для его переработки. Их не устанавливают вблизи месторождений. Дело в том, что проще и дешевле поставлять сырую нефть на заводы, чем перемещать продукты, изготовленные из нее.

Залежи угля. Ведущая отрасль промышленности — угольная. Это сырье относится к старейшим видам топлива. До самого 19 века в России помещения отапливали дровами, древесина использовалась для работы транспорта и механизмов. По запасам угля Российская Федерация занимает второе место в мире. В стране добывают два вида топлива — каменный и бурый. Залежи первого типа расположены в Тунгусском, Печорском, Кузнецком, Южно-Якутском бассейнах. Месторождения бурого угля — Ленское, Канско-Ачинское, Подмосковное.
Методы добычи и разрабатываемые бассейны в таблице: Шахтный способ Донецкий Печорский Кузнецкий Иркутский Подмосковный Тунгусский Открытый способ Ленский Южно-Якутский Канско-Ачинский Тунгусский Иркутский Кузнецкий Подмосковный Последние четыре бассейна разрабатывают смешанным методом. То есть там есть и карьеры, и шахты. Самым большим считается Кузбасс или Кузнецкий. Второе место по значимости для топливной промышленности занимает Канско-Ачинское месторождение.


Практическое занятие №10

Определение роли России в международном географическом разделении труда

Цель:

-анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития;

- определение роли России, и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда;

- определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами;

- составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.

Оборудование: атлас, справочные материалы, контурные карты, дополнительные источники информации.


Ход занятия:


Задание 1. Участником, каких ведущих международных интеграционных группировок мира является Россия?

Задание 2. Какое место занимает Россия в топливно-энергетическом комплексе мира? Укажите специализацию по отраслям.

Задание 3. Определите место металлургического комплекса России в мировом хозяйстве, перспективы его развития.

Задание 4. Укажите основные направления специализации Российской экономики и ее место в мировой торговле.

Задание 5. Изобразите схематически «Экспорт и импорт России»




Теоретический материал

Основным принципом участия России в международном географическом разделении труда в новых условиях рыночной экономики является экономическая выгода, т. е. прибыль. Именно на этой основе происходит выделение территорий с возможностями наиболее эффективного и экономичного производства определенной продукции (специализацией) для обмена как на внутреннем рынке (межрайонное географическое разделение труда), так и на внешнем рынке (международное географическое разделение труда).

В условиях рыночной экономики производственные связи осуществляются напрямую, без участия государства. Экономическая свобода предполагает многообразие форм предприятий -- акционерные общества, производственные объединения и др. Географические, административно-территориальные границы перестают быть препятствием для их развития. Основными принципами при этом являются взаимная выгода, эффективность, добровольность.

Отрасли промышленности: машиностроение (автомобильное, железнодорожное, сельскохозяйственное, ракетно-космическая, авиационная), электронная и радиотехническая, станкостроение и инструментальная, химическая, пищевая, рыбная, лёгкая, чёрная и цветная металлургия; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; добывающая промышленность.

Главные отрасли сельского хозяйства – животноводство и растениеводство. Основные отрасли животноводства: свиноводство, козоводство и овцеводство, птицеводство, пчеловодство, коневодство, верблюдоводство, оленеводство, звероводство. Главные отрасли растениеводства: зерновое хозяйство, хлеб, возделывание технических растений, кормопроизводство, виноградарство, садоводство, овощеводство и картофелеводство.

Отрасли непроизводственной сферы: образование; здравоохранение; наука; торговля; общепит; жилищно-коммунальное хозяйство; искусство. 

Международная торговля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики Нового времени.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Основная часть экспорта (63 %) приходится на минеральные продукты, где основная доля, приходится на нефть и газ. На втором месте по значимости находятся металлы, драгоценные камни и изделия из них (11,9 %). Также значим вывоз машин, оборудования, транспортных средств – 7, 4 %.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.

В структуре импорта России заметно преобладают машины, оборудование и транспортные средства (44,8%), продукция химической промышленности (18,6 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырые – (14, 5 %).

Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз за рубеж 4/5 производимых удобрений наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству. Так же экспорт многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителям, также относится к негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.

 Наша страна активно принимает участие в международных отношениях.

Основные объединения, в работе которых принимает участие Россия:

  1. ООН (Организация Объединенных наций) - самая большая международная организация, созданная в 1945 году, включающая в себя 193 страны! В ООН Россия занимает особое место в Совете Безопасности и является постоянным его членом.

  2. СНГ (Содружество Независимых Государств) организация, включающая в себя 11 членов, бывших стран-участниц Советского союза.

  3. Совет Европы - международная организация, включающая в себя 47 постоянных членов. К сожалению, Россия, с недавнего времени, ограничена в своих полномочиях в этом объединении.

  4. БРИКС - объединение, в которое входит 5 стран (Бразилия, Россия, Индия, ЮАР, Китай), образованное с целью экономической поддержки друг другу.

  5. Евразийский Экономический Союз - организация, целью которой является организация региональной экономической интеграции. Это содружество - аналог Европейского Союза. Включает в себя: Россию, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Молдавию (на правах наблюдателя).




Практическое занятие №11

Влияние ТЭК на глобальные проблемы.


Цель работы: детально изучить вопросы воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и способы борьбы с вредными воздействиями.

Оборудование: учебник, дополнительный материал.


Ход работы:

Задание 1. Используя теоретический материал и другие источники, ознакомиться с видами загрязнения окружающей среды от ТЭК.

Задание 2. Изучить проблемы и пути решения проблем, связанных с загрязнением окружающей среды в результате добычи и переработки топлива.


Теоретический материал


Топливно-энергетический комплекс остается главным загрязнителем биосферы. Это связано с тем, что предприятия по добыче и переработке природных углеводородов, урана, тепловые, атомные, гидроэлектростанции в структуре хозяйства страны удерживают лидирующие позиции. Нефть, газ остаются главными источниками энергоресурсов и техногенных выбросов. По официальным данным Росстата, проблема топливного комплекса связана с экологией. Основная масса загрязняющих веществ формируется в ведущих отраслях:

  • нефтедобывающей;

  • нефтеперерабатывающей;

  • электроэнергетике;

  • угольной, связанной с добычей, переработкой, транспортировкой топлива;

  • газовой.

Об экологических проблемах топливной промышленности на мировом уровне заговорили еще в конце 70-х. Развитые страны перешли на политику энергосбережения, стали решать экологические проблемы ТЭК, но в нашей стране топливный сектор по-прежнему занимает 2/3 объема экономики. Это сказывается на ухудшении экологической обстановки, меняется состав воды, воздуха, ландшафт земли. Создается угроза для жизни человека.

Загрязнение атмосферного воздуха

Если рассматривать структуру предприятий ТЭКа, теплоэлектростанции остаются основной нерешаемой проблемой с точки зрения негативного влияния на экологию. Они генерируют 67% общего объема электроэнергии. Топливный сырьевой комплекс поставляет для этого:

  • природный газ, на нем работает 71% станций;

  • уголь, им снабжают 27,5% ТЭС РФ;

  • жидкое топливо (мазут, другие продукты нефтепереработки занимают 1% в топливном снабжении);

  • торф, сланцы и другие горючие материалы.

Сжигание газа, угля оказывает негативное воздействие на экосферу в первую очередь загрязнением атмосферного воздуха. Главная проблема топливной отрасли – выбросы, это 26,6% общего количества загрязнений.

Вредные продукты сжигания топливных ресурсов:

  • сернистый газ SO2, при контакте с водой образующий серную кислоту (42% от общего объема);

  • оксид углерода, разрушающий озоновый слой планеты;

  • сажа, образуется в установках обогащения и брикетирования угля, при сжигании топливных сухих компонентов;

  • оксид азота вблизи электростанций наблюдается повышенная концентрация соединения (23,5% всех летучих выбросов);

  • пыль (31%).

Утилизация продуктов горения – проблема топливной энергетики, требующая серьезных капиталовложений.

Загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами

По объемам добычи нефти РФ занимает пятую строчку мирового рейтинга. Нефтяная промышленность – составляющая ТЭК, еще один источник экологических проблем. Нефть используется для производства:

  • бензина;

  • дизельного топлива;

  • керосина;

  • мазута (резервного топлива для газовых котельных);

  • промежуточных дистиллятов;

  • газотурбинных топливных смесей;

  • газойля;

  • масел;

  • смол.

Проблемы топливной отрасли связаны с загрязнением воды, воздуха, почвы в процессе:



  • разработки месторождений, особенно при бурении скважин геологоразведкой;

  • во время транспортировки по магистралям, автомобильным, водным транспортом;

  • манипуляций на логистических терминалах.

Попадание нефтепродуктов в землю происходит со стоками, грунтовыми водами, из разломов земной коры и трещин. Проблема в том, что продукты переработки токсичны. Их разделяют по степени воздействия на живые организмы, скорости разложения в естественных условиях. Влияют на изменение биоценоза, угнетают растительный покров, делают земли непригодными для сельского хозяйства.

Выбросы в окружающую среду попутного нефтяного газа

Фонтаны, появляющиеся в процессе бурения нефтяных скважин, бывают газосодержащими. В нефти растворяются смеси углеводородов, залегающие в толще земной коры. Попутный нефтяной газ – основная проблема нефтяников. Обычно сопутствующий топливный газ сжигается. По разным оценкам, ежегодно выделяется до 400 тысяч тонн загрязняющих атмосферу вредных веществ, есть другие цифры: более 20 млрд кубических метров. В среднем в РФ на 1 тонну добытой нефти приходится до 8 кг выбросов. Это колоссальный экологический вред, проблема топливной энергетики.

ПНГ – ценное сырье для переработки. Но стимула для его использования нет. Собственники не хотят вкладывать деньги в переработку, проблема утилизации ПНГ остается актуальной. Газ сжигают на факельных установках, хотя государством установлена плата за негативное воздействие на природу.

Взимаемые платежи несопоставимы с расходами на инвестиционные проекты по переработке ПНГ. Повлиять на сокращение выбросов продуктов сжигания ПНГ помогут экономические меры.

Добиться снижения загрязнения атмосферного воздуха можно стимулированием переработки ПНГ, рационального использования ценного природного ресурса.

Нарушение слоев почвы при добыче угля

РФ на мировом уровне по запасам угля входит в список стран-лидеров, занимает второе место. Уголь – твердый вид топлива, используемый в теплоэнергетике, металлургии. Ежегодно в РФ добывается 373 миллиона тонн угля, работает 240 углеперерабатывающих предприятий.

Разработки значительно меняют ландшафт, на дальнейшее освоение месторождений выделяются огромные средства. 96 шахт и 150 разрезов негативно влияют на экологию. Основные проблемы отрасли:

  • образование антропогенных форм рельефа;

  • запыление воздуха во время взрывных работ;

  • безвозвратное повреждение плодородного слоя при вскрышных работах;

  • изменение баланса водных ресурсов на прилегающей территории;

  • образование техногенного ландшафта.

Основные загрязнители:

  • сажа;

  • зольные отложения;

  • неорганическая пыль;

  • выбросы от пожаров при самовозгорании залежей.

Проблемы возобновляемости

Жидкое и твердое топливо – невозобновляемые ресурсы. Хотя природа газовых и нефтяных залежей до конца не изучена, но доказано, что на формирование месторождений потребовались миллиарды лет. Природные запасы горючих веществ небезграничные. Они используются для производства энергии без возврата. К невосполняемым видам природного топлива относится:

  • каменный и бурый уголь;

  • горючие сланцы;

  • торф;

  • газ;

  • нефть.

Ученые сделали оценку общемировых запасов, и пришли к выводу, что необходимо ориентировать экономику на использование восполняемых энергетических природных запасов. С каждым годом увеличивается объем производства электроэнергии солнечными станциями, ветровыми ЭС. Люди научились использовать энергию приливных морских волн, речных течений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!