СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по теме «Техника извлечения певческого звука»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по теме «Техника извлечения певческого звука»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме «Техника извлечения певческого звука»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)











Методические рекомендации

по теме «Техника извлечения певческого звука»







Разработала: студентка группы ПДО 4.2.Пашкова А.С.

Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Проверила: преподаватель Гох С. В.















Волгодонск, 2020




Техника извлечения певческого звука

Певческий голос как акустическое явление обладает такими основными свойствами как:
• высота;
• сила;
• тембр;
• продолжительность.

Высота вокального звука определяется числом колебаний, которые производят голосовые складки в течение одной секунды, т. е., от частоты их колебаний. Она зависит от длины и натяжения голосовых складок, а также от дыхания.

Звуки певческого голоса, как и все музыкальные звуки, являются сложными и состоят из многих простых звуков Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки – его частичными тонами, или обертонами.

Всякое способное к звучанию тело, выведенное из состояния равновесия, колеблется не только целиком, но и отдельными своими отрезками. Также и rолосовые складки при воспроизведении звука колеблются не только во всю свою ширину и длину, но и отдельными частями. От колебания отдельных частей возникают обертоны.

Певческий голос человека особенно богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависит также от согласованной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра.

Примером тому служит исправление горлового и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артикуляционных органов.

Исходная сила певческого звука определяется величиной размаха колебательных движений голосовых складок, т. е. амплитудой их колебаний. Чем больше эта амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания голосовых складок зависит от дыхания, от подскладочного давления. Прямая зависимость между величиной подскладочного давления и силой звука распространяется до определенных пределов. Чрезмерно высокое подскладочное давление вызывает перенапряжение сомкнутых голосовых складок. Этим объясняется падение силы звука при значительной форсировке дыхания. Состояние резонаторных полостей также существенно влияет на силу звука, особенно это относится к ротоглоточному каналу, который является своеобразным рупором, усиливающим звук.
Абсолютная сила голоса (т. е, та, которая может быть измерена специальными приборами) не совпадает с оценкой силы звука нашим ухом. Звуки с одинаковой абсолютной силой, но разные по тембру воспринимаются нами, как звуки, имеющие разную силу. Это происходит оттого, что к восприятию высоких обертонов наше ухо более чувствительно, чем к восприятию низких. Поэтому при равной абсолютной силе звуки, имеющие в своем составе высокие обертоны, нам кажутся громче звуков, бедных этими обертонами. Таким образом, обертоновый состав звука влияет на субъективное восприятие его силы, на громкость звука.
Продолжительность звука зависит от дыхания.

Особым качеством певческого голоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 1/2 тона), своеобразная ровная пульсация во время его звучания. Вибрато отсутствует в речи. При его утрате певческий звук делается безжизненным, «прямым», неинтересным. Пульсация около 6 раз в секунду наиболее благоприятна для восприятия нашим ухом. Голоса с таким вибрато отличаются особой красотой. Учащение пульсации (более 7 раз в секунду) вызывает неприятное дрожание – тремолацию, напоминающее блеяние овцы («барашек» в голосе). При замедлении пульсации (меньше 6 раз в секунду) наше ухо начинает различать смену высоты и силы звука. Вибрато скрывает интонационные неточности и неровность звучания.

Такая редкая пульсация обусловливает отрицательное качество – «качание» голоса. Хотя вибрато и является чередованием силы и высоты звука, но нами оно воспринимается как окраска звука.

Звуки певческого голоса состоят из многих простых звуков. Самый низкий из них определяет высоту звука. Он называется основным тоном, а все остальные простые звуки — его частичными тонами, или обертонами. Голосовые складки при воспроизведе­нии звука колеблются не только во всю свою ширину и длину, но и отдельными частями. От колебания отдельных частей возникают обертоны. Певческий голос человека особенно богат оберто­нами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, количеству создают общий фон звучания, окраску звука, или его тембр.

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими осо­бенностями голосового аппарата, но зависит также от согласован­ной работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно до некоторой степени влиять на качество тембра. Примером тому служит исправление горлово­го и носового призвуков. На тембр можно влиять, воздействуя на голосовые складки (изменяя атаки и регистры) и работу артику­ляционных органов.

Исходная сила певческого звука определяется величиной раз­маха колебательных движений голосовых складок, т. е. амплиту­дой их колебаний. Чем больше эта амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания голосовых складок зависит от дыхания, от подскладочного давления. Прямая зависимость между величиной подскладочного давления и силой звука распространяется до опре­деленных пределов. Чрезмерно высокое подскладочное давление вызывает перенапряжение сомкнутых голосовых складок. Этим объясняется падение силы звука при значительной форсировке ды­хания. Состояние резонаторных полостей также существенно вли­яет на силу звука, особенно это относится к ротоглоточному кана­лу, который является своеобразным рупором, усиливающим звук.

Абсолютная сила голоса (т. е. та, которая может быть измере­на специальными приборами) не совпадает с оценкой силы звука нашим ухом. Звуки с одинаковой абсолютной силой, но разные по тембру воспринимаются нами, как звуки, имеющие разную си­лу. Это происходит оттого, что к восприятию высоких обертонов наше ухо более чувствительно, чем к восприятию низких. Поэтому при равной абсолютной силе звуки, имеющие в своем составе вы­сокие обертоны, нам кажутся громче звуков, бедных этими обер­тонами. Таким образом, обертоновый состав звука влияет на субъективное восприятие его силы, на громкость звука. Продол­жительность звука зависит от дыхания.

Особым качеством певческого голоса является вибрато. Это смена силы, тембра, высоты звука (в пределах 0,5 тона), своеоб­разная ровная пульсация во время его звучания. Вибрато отсут­ствует в речи. При его утрате певческий звук делается безжизнен­ным, «прямым», неинтересным. Пульсация около 6 раз в секунду наиболее благоприятна для восприятия нашим ухом. Голоса с та­ким вибрато отличаются особой красотой. Учащение пульсации (более 7 раз в секунду) вызывает неприятное дрожание - тремоляцию, напоминающее блеяние овцы («барашек» в голосе). При замедлении пульсации (меньше 6 раз в секунду) наше ухо начи­нает различать смену высоты и силы звука. Такая редкая пульса­ция обусловливает отрицательное качество - «качание» голоса. Хотя вибрато и является чередованием силы и высоты звука, но нами оно воспринимается как окраска звука. Вибрато скрывает интонационные неточности и неровность звучания.



Список использованных источников:



  1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1984.

  2. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,1967.

  3. Румер М. А. Начальное обучение пению. – М., 1982.

  4. Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974

  5. Лихоманова Н.А. Работа хормейстера над звуком

  6. https://muzsmile.ru/?page_id=203;

  7. https://zen.yandex.ru/media/vokal/harakteristika-pevcheskogo-zvuka-607462503b892c4d5311a38c;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!