СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические рекомендации по составлению тестовых заданий»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая помощь преподавателям при составлении тестовых заданий

Просмотр содержимого документа
««Методические рекомендации по составлению тестовых заданий»»

Куртамышский сельскохозяйственный техникум – филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«Методические рекомендации по составлению тестовых заданий»





















Составила преподаватель

экономических дисциплин: Дружинина О.С.







Куртамыш 2021г.

Содержание

Введение

3

1. Методика составления

5

2. Виды тестовых заданий

7

3. Рекомендации к формулированию тестовых заданий

9

4. Программы для создания тестовых заданий

10

5. Критерии оценивания тестовых работ

19

Список литературы






Введение

В последнее время получили широкое распространение нетрадиционные для отечественного образования формы обучения и контроля. К таким формам можно отнести педагогические тесты. Однако не все педагоги положительно относятся к такой форме оценки знаний обучающихся, это связано с личностью самого педагога. По такому отношению можно выделить три группы педагогов:

- первая, относительно небольшая группа, не воспринимает тестирование как таковое, считая существующие способы достаточно качественными и их удовлетворяющими;

- вторая — считает тестирование единственно верным способом, который при правильном применении решил бы не только задачу контроля, но и другие проблемы;

- третья — те, кто считает, что тесты они применяют давно и постоянно, о тестах и тестировании им все известно и ничего нового и полезного им сообщено быть не может.

Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

Тестовые задания — это дидактические и технологические средства объективного контроля подготовленности ученика. Эти задания должны быть краткими: желательно не более 7 слов в одном задании. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремиться к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.

Тестирование дает возможность: - создать оперативную и надежную обратную связь для организации и управления учебным процессом; - эффективно оценить знания и умения большого числа студентов по большому объему изученного учебного материала по отдельной дисциплине или нескольким дисциплинам за короткий промежуток времени, снизив при этом до минимума субъективный фактор; - создать равные возможности и права для всех тестируемых, снизить уровень их эмоционального напряжения; - организовать самообучение и самоконтроль; - освободить преподавателя его от трудоемкой работы – проверки письменных работ. Наряду с традиционными методами обучения и контроля знаний тестирование быстро становится необходимой частью учебного процесса. Цель проведения контроля знаний в тестовой форме состоит в том, чтобы повысить объективность оценки уровня знаний.

Данные методические указания являются внутренним документом и предназначены для преподавателей в качестве методической помощи при составлении тестов.





1. Методика составления

Использование тестирования для контроля знаний учащихся позволяет выявить уровень и качество знаний учащихся по определенному материалу, объективно оценить их независимо от учителя.

Рассмотрим типы и виды тестовых заданий; их особенности, преимущества и недостатки; требования, предъявляемые при составлении к тестовым заданиям; методика составления тестовых заданий по информатике и их применение на практике.

В самом общем виде тестовые задания должны:

·  соответствовать содержанию учебного материала;

·  быть составлены с учетом соответствующих правил;

·  быть апробированы на практике;

·  быть понятными испытуемому.

С помощью тестовых заданий можно измерять уровень и качество знаний учащихся по информатике. Тогда тестовые задания должны отвечать следующим требованиям:

·  надежность – показывать те же результаты неоднократно, в схожих условиях;

·  валидность – обнаруживать и измерять уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста;

·  объективность.

С точки зрения разработчика минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии:

1. Инструкции (должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Инструкция должна обеспечивать доступность задания и понимание способов его выполнения для любых испытуемых).

2. Текста задания или вопроса (представляет собой содержательное наполнение задания. Структура и состав вопроса определяются содержанием учебного материала).

3. Правильного ответа.

Перечисленные три составные части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

Кроме того, составителям тестовых заданий целесообразно указывать еще ряд необходимых сведений, таких как:

·  возраст, на который рассчитано это задание;

·  тему (предмет или предметную область);

·  предполагаемое составителем время выполнения задания;

·  сроки предъявления;

·  уровень, который соответствует данному заданию, или умения, которые оно выясняет;

·  соответствие стандарту или программному материалу;

·  данные об авторе.




2. Виды тестовых заданий

В контрольно-измерительные материалы (КИМ) необходимо включить тестовые задания разных видов.

а) Закрытого типа – задания.

− Альтернативных ответов;

Задания альтернативных ответов (верно - неверно, правильно - неправильно).

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них - "да - нет", "правильно - неправильно" и пр. Инструкция для заданий альтернативных ответов: выберите вариант ответа "да" или "нет", который вы считаете правильным. (Если ты согласен с утверждением - выбери ответ "да", а если не согласен - "нет").

− Множественного выбора.

Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

Задания с выбором ответа (ответов) в тестовой практике распространены достаточно широко, это объясняется удобством этой формы для автоматизации контроля знаний, а также возможностью количественного оценивания качества задания, что в свою очередь является оценкой его «различительной» силы (differenting power, discriminating power) - способности задания дифференцировать учащихся различной академической подготовленности.

Инструкция для заданий с множественным выбором: обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа.

В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причинами не ограничивается. В том случае, если вариантов правильных ответов несколько следует видоизменить инструкцию, указав на то, что необходимо отметить буквы, соответствующие правильным ответам. Или иным образом указать на то, что правильных вариантов несколько.

б) открытого типа – задания.

− Дополнения;

− Свободного изложения.

Задания свободного изложения или свободного конструирова­ния предполагают свободные ответы испытуемых по су­ти задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. В этом состоит основная трудность формулирования заданий этого вида;

— дополнения (другое название задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также должны само­стоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оцени­вания результата выполнения задания, а формулировка задания должна дать один возможный вариант ответа.

в) Установление соответствия

Это такие задания, когда испытуемых должен определить соответствия между элементами двух множеств. Задания на установление соответствия используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть понимание связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами, классами и др.

г) Установление последовательности.

Задания на правильную последовательность действий позволяют эффективно знания испытуемых в построении логических последовательностей, технологических цепочек, алгоритмов исполнения каких-либо процедур, построение хронологических последовательностей.



3. Рекомендации к формулированию тестовых заданий

1. Лишние слова, не несущие смысловой нагрузки, должны быть из формулировки тестового задания исключены. Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается!

2. Повторяющиеся слова и фразы из ответов желательно перенести в задание («лучше длинное задание и короткие ответы, чем наоборот»). При этом ключевое слово, в котором состоит суть задания, рекомендуется помещать в начало формулировки тестового задания. Формулировки заданий в вопросительной или повелительной форме практически всегда оказываются длиннее их повествовательных аналогов.

3. Обязательным является соблюдение грамматической согласованности частей задания, а также – единого стиля оформления заданий, входящих в один тест.

4. При каждом предъявлении тестового задания порядок расположения элементов из множества допустимых заключений может изменяться, поэтому элементы группы (т.е. задания и варианты ответов) не нумеруются.

5. Элементы тестового задания могут содержать текст, формулы, графические изображения, мультимедийные компоненты.

6. Форма тестового задания должна быть узнаваемой и не требовать дополнительных пояснений по способу ввода тестируемым заключения.

7. Общее количество заданий в тесте (база теста) должно превышать предполагаемую длину теста (выборку) как минимум в 10 раз. Например, если для прохождения тестирования предлагается 15 тестовых заданий, то база теста должна быть не менее 150 тестовых заданий. Только в этом случае каждому тестируемому будет предъявлен индивидуальный тест.

8. Время для восприятия одного задания с монитора компьютера, обдумывания и выбора правильного ответа должно составлять приблизительно одну минуту.



4. Программы для создания тестовых заданий

Создание тестов на компьютере может понадобиться в разных ситуациях: в учебных целях, для личного использования, при публикации развлекательного контента в своем блоге, ради удобного опроса группы лиц на любую тему. В этом помогут специальные программы, функциональность которых будет различаться и соответствовать уровню сложности работы в них. Сейчас в нашем распоряжении онлайн-сервисы на любой вкус, которые серьезно экономят время и ресурсы. Мы получаем новые возможности: дистанционный сбор ответов, автоматическую оценку результатов, мгновенное редактирование материалов.

easyQuizzy - обладает простым и понятным интерфейсом, что существенно облегчает процесс обучения и создания тестов. Чаще всего она применяется для учебных целей, поскольку здесь можно автоматически вычислить уровень знаний ученика, используя одну из встроенных систем оценивания. Вам предлагается последовательно выполнить все шаги, ведущие к созданию полноценного теста, сперва дав ему имя и добавив общую информацию о нем, а затем один за другим добавляя вопросы. Позволяется добавлять несколько правильных ответов, следовательно, человеку при прохождении понадобится верно, найти более одного варианта, чтобы справиться с поставленным вопросом. Проект предлагается донастроить перед генерированием полноценного теста, например, добавив время, ограничивающее продолжительность прохождения, изменить методы подачи вопросов и ответов. Результат остается лишь перепроверить и сохранить, после чего он станет доступен в виде отдельной программы, которая может быть запущена на любом компьютере. Для ее распространения можно использовать как внешние носители информации (диски, USB Flash), так и передачу файла через интернет и локальную сеть. Тестируемый, после ввода своего имени на начальном этапе, получит максимально простое окно, состоящее из вопросов и вариантов ответов, где необходимо выбрать правильный (один или несколько). Программа также предлагает сформировать отчет, который в дальнейшем можно сохранить как отдельный файл (например, для отправки по электронной почте) или распечатать. Скачать можно 30-дневную пробную версию, после чего потребуется приобрести ключ активации.

























INDIGO — одна из самых продвинутых систем тестирования. Ее главная особенность заключается в официальном одобрении Минкомсвязи, а это значит, что INDIGO рекомендуется для закупок во всех государственных и частных учреждениях в целях проведения оценочных тестирований и социальных опросов учащихся, сотрудников и участников конкурсов. Начать следует с создания самих тестов. Их структура может быть произвольной, а иерархия расположения вопросов корректируется непосредственно пользователям. Отсутствуют какие-либо ограничения на размеры тестов или их количество, а наличие рамок связано лишь со свободным местом в облаке или на локальном носителе. В INDIGO имеются все инструменты, позволяющие с комфортом создать вопросы и подготовить ответы на них, включая импорт текстовых файлов и печать бланков с ответами. Статистика проведенных опросов может быть экспортирована в Excel, что позволит всегда быть в курсе имеющихся результатов. Дополнительно устанавливаются правила тестирования, например, минимальный проходной балл или количество разрешенных для выбора ответов. Каждому испытуемому присваивается отдельный профиль с определенными правами. Он использует логин и пароль для авторизации через браузер и может сразу же начинать тестирование. Синхронизация происходит моментально, поэтому на других устройствах будет виден прогресс прохождения опроса или конкурса. Стоимость INDIGO зависит от необходимого количества одновременных сеансов, а версия для ознакомления находится бесплатно на о фициальном сайте.





















SunRav TestOfficePro состоит из целых трех модулей, каждый из которых отвечает за выполнение определенных функций. tMaker используется для непосредственного создания тестов. В нем имеется простой редактор, позволяющий добавлять неограниченное количество вопросов разной направленности, выбирая требуемые варианты заполнения ответов. Все созданные в этом ПО тесты в любой момент можно экспортировать в поддерживаемые текстовые редакторы или инструменты по управлению электронными таблицами. Тестирование происходит через модуль tTester. Перед прохождением все юзеры осуществляют регистрацию: форма заполняется в соответствии с указанными требованиями. Сам администратор следит за всем процессом, и ему доступно блокирование учетных записей, изменение правил или использование встроенных команд всплывающей консоли. Как нетрудно догадаться, последний модуль tAdmin отвечает за проверку результатов, вывод статистики и отправку всех необходимых сведений в печать. Если возникла надобность создания матрицы с ответами, tAdmin тоже позволит осуществить эту задачу.





















ADTester — первое бесплатное приложение для проведения тестов различных направлений. Это очень простой инструмент с интуитивно понятным внешним видом и поддержкой русского языка интерфейса. Это поможет начинающим юзерам сразу же после запуска перейти к созданию вопросов, задействовав встроенный конструктор. Ограничений на количество вопросов или ответов не имеется, а также в ADTester нет каких-то блоков по конкретным темам, поэтому здесь можно создавать опросы или конкурсы из любой отрасли. В этом ПО отсутствует функция экспорта документов, однако имеется быстрое перемещение содержимого из открытых текстовых файлов. Вам достаточно выделить и перенести строки, чтобы они автоматически вставились в соответствующую форму в конструкторе. Сложности создаваемым вопросам добавит и функция случайной последовательности. При ее включении каждая учетная запись будет получать перемешанный перечень вопросов и вариантов ответов. В модуле администратора создаются учетные записи, просматриваются результаты и осуществляется управление всем процессом, включая резервное копирование баз данных в текущем состоянии. Каждый пользователь может выступать в роли независимой учетной записи или входить в созданную группу без ограничений по количеству участников. Далее происходит заполнение личных данных, если это не было сделано администратором ранее. При надобности в форму разрешается добавлять видео, в дальнейшем они всегда будут доступны для воспроизведения или остановки. Имеющиеся подсказки, созданные в конструкторе, тоже отобразятся, и к ним можно будет вернуться в любой удобный момент. Во время этапа ответов в админ-панели о тображается статистика в реальном времени. 















UniTest System — решение с немного устаревшим интерфейсом, но все еще корректно функционирующее на всех версиях операционных систем Windows. Сразу отметим, что распространяется оно платно, а демонстрационную версию можно скачать в любой момент, чтобы создать свое пробное задание и провести ознакомительное тестирование на одном компьютере. UniTest System, как и многие другие подобные инструменты, разделен на несколько модулей. В первом происходит конструирование вопросов, где рабочая область представлена в виде двух панелей. В верхней указывается сам вопрос, а внизу добавляются плитки с неограниченным количеством ответов. Все эти надписи настраиваются по цветам и стилям, однако общее восприятие картины от этого не меняется — внешний вид все еще выглядит устаревшим и неприятным при долгом использовании софта. Имеется набор настраиваемых горячих клавиш для тех случаев, когда вам захочется ускорить процесс.

Конструктор тестов уже говорит о ее основном предназначении. Практически ничего нового в реализации алгоритмов создания и проведения тестирования здесь нет, отметим лишь пошаговый принцип, представленный в редакторе. Здесь вы перемещаетесь между каждым разделом, параллельно настраивая каждую опцию. Например, сначала устанавливаются общие данные — номер задания, его название, цены вопросов и их максимальное количество. Далее идут дополнительные параметры, где активация или отмена правил осуществляется путем установки галочек. Здесь можно запретить прерывать тестирование, скрывать или показывать правильность ответов и не давать пропускать вопросы. Настраивается и звук, который будет сопровождаться после выбранного варианта. Для каждого задания по желанию настраивается приветственная речь. Обычно здесь пишутся общие правила и полезная информация для участников. В конце остается лишь выбрать систему оценивания и перейти к написанию самих вопросов. Если есть необходимость добавить картинку или звуковое сопровождение, сделайте это тоже в отдельных разделах редактора.

Д алее в дело вступают опрашиваемые. Они регистрируют учетную запись или авторизуются под уже созданным именем и могут сразу же приступить к изучению вопросов. На экране отображается лишь одно задание, а сверху всегда показывается тема текущего тестирования. Галочками отмечается один или несколько ответов, а затем происходит перемещение к следующим пунктам. Результаты будут выведены сразу же после установки ответа на последний вопрос. Вы увидите общее число заданий, процент правильных и неправильных выборов, а также набранное количество баллов. Администратор тоже следит за всем этим, просматривая таблицу в соответствующем модуле. Ему доступно обновление в любой момент, оценка состояния или удаление результатов. В демонстрационной версии Конструктора тестов имеются уже заранее заготовленные проекты, а вам останется лишь загрузить ПО, чтобы изучить его и решить, стоит ли его приобретать и какой тип лицензии выбрать.














Следующее программное обеспечение под названием Айрен — еще один бесплатный инструмент. Интерфейс в этом софте выполнен в максимально простом виде, а создание вопросов осуществляется буквально за несколько минут банальным добавлением отдельных строк с заданиями и блоков с вариантами ответов. На панели слева будут отображаться абсолютно все присутствующие вопросы, и между ними можно перемещаться в любой удобный момент. Справа же выводится текущий вопрос с текстом и изображением, если оно было установлено, а внизу вы видите варианты. При готовности галочка устанавливается возле подходящего пункта и осуществляется переход к следующему заданию. Существует определенные разновидности выбора вариантов ответа: ручной ввод, один или несколько пунктов, соответствие либо упорядочивание и классификация. Только благодаря подобным опциям можно обратить внимание на Айрен, поскольку не во всех бесплатных приложениях для тестирования реализована подобная возможность. В Айрен преподаватель сразу же может просмотреть результаты, а ученик ознакомится с ними после прохождения последнего вопроса. Еще одна особенность этого ПО — реализация скриптов на языке Pascal. Если вы владеете этим ЯП и желаете создать пользовательские дополнения, выполняющие определенные функции, ничего не помешает задействовать для этого имеющийся интерпретатор. В остальном же Айрен — легкое и удобное решение для проведения простых опросов.

















T estMaker - здесь присутствуют лишь самые основные функции, позволяющие создать простые опросы. В первую очередь пользователь сталкивается с редактором, где выбирается папка для хранения материалов, создается сам файл и добавляется неограниченное количество вопросов. Типов ответа тоже присутствует несколько, и для каждого задания можно подобрать индивидуальный. В конце остается только задать отведенное время на один вопрос и выбрать систему оценок. Вы самостоятельно решаете, сколько баллов пользователь будет получать за определенный вопрос. Теперь все пользователи, подключенные к локальной сети, могут загрузить TestMaker и приступить к решению. В конце отобразятся результаты, и сам педагог тоже будет ознакомлен с ними. Больше никаких особенностей в этом решении нет. Самые главные недостатки — отсутствие важных функций, которые есть даже в бесплатных аналогах, и платное распространение.





5. Критерии оценивания тестовых работ

Оценка за контроль ключевых компетенций учащихся производится по пятибалльной системе. При выполнении заданий ставится отметка:

«3» - за 50-70% правильно выполненных заданий,

«4» - за 70-85% правильно выполненных заданий,

«5» - за правильное выполнение более 85% заданий.

Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько).

Ку=N/K, где N – количество правильных ответов учащихся, а К – общее число вопросов. Если Ку 0.7, то учебный материал считается усвоенным.

На выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы. Необходимо указать тип используемой шкалы оценивания.

.1. Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный — ноль. В соответствии с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.

2. В заданиях с выбором нескольких верных ответов, заданиях на установление правильной последовательности, заданиях на установление соответствия, заданиях открытой формы можно использовать порядковую шкалу. В этом случае баллы выставляются не за всё задание, а за тот или иной выбор в каждом задании, например, выбор варианта, выбор соответствия, выбор ранга, выбор дополнения.

3. В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла - за одну ошибку, один - за две ошибки, ноль — за полностью неверный ответ.

4. Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например 90 баллов. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.

Заключение

Известно, что тестирование – это технология, в основу которой положена уникальная методика оценки уровня подготовки студентов по дисциплине, по конкретной теме. На современном этапе в Интернет-ресурсах имеется масса всевозможных тестовых заданий по различным дисциплинам, а также и информатике.

Однако предлагаемые педагогические измерительные материалы для тестирования разработаны по конкретным программным материалам. Преподаватель-предметник, работая по своей рабочей программе, проводя рубежный контроль знаний студентов, сам определяет: каким разделам программы следует уделить больше внимания на занятиях, наметить пути устранения выявленных пробелов в знаниях студентов. Имеющиеся готовые тестовые задания не всегда отвечают рассмотренным вопросам на данном этапе обучения. Поэтому преподавателю необходимо самостоятельно разрабатывать тесты, привлекать к этой работе творческую группу студентов, предварительно познакомив их с методикой разработки тестовых заданий. Такой подход расширяет деятельность преподавателя – подготовка материала для контроля знаний студентов, а также содержит мотивацию развития творческих способностей студентов и организация внеаудиторной работы с ними.



Список литературы


1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий [Текст] / В.С. Аванесов. - М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 2016. - 330 с.

2. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании: Учеб.

пособие. – М.: Логос, 2013 – 176с.

3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания ре-

зультатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:

Издательский центр «Академия», 2017 – 224с.

4.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М., 2015.



Интернет-ресуры:

https://lumpics.ru/software-for-creating-tests-on-pc/

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-uchebnometodicheskogo-materiala-i-sostavleniyu-testovih-zadaniy-927542.html

https://www.bestreferat.ru/referat-396618.html



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!